Дело №2а-875/2021 73RS0013-01-2020-003523-78 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Евдокимовой И.В., при секретаре Хабло А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Димитровградский завод порошковой металлургии» к государственной инспекции труда в Ульяновской области о признании предписания незаконным и его отмене, восстановлении срока на подачу административного иска, У С Т А Н О В И Л: Административный истец общество с ограниченной ответственностью «Димитровградский завод порошковой металлургии» (далее – ООО «ДЗПМ») обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование заявленных требований, ссылаясь на то, что предписанием № 73/6-448-20-ПВ/12-3292-И/55-153 от 02.06.2020, вынесенным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Шитовой Е.И., на ООО «ДЗПМ» возложена обязанность в срок до 16.06.2020 устранить выявленные нарушения. ООО «ДЗПМ» не согласно с требованиями данного предписания, считая его незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Основанием для вынесения предписания явилось то, что, по мнению Государственной инспекции труда, в нарушение ст.8, ст.372 ТК РФ, п.3.1.7 Коллективного договора на 2020 год приказ ООО «ДЗПМ» № 152 от 13.04.2020 о простое с оплатой в размере двух третей от тарифа/оклада принят без соблюдения процедуры согласования с первичной профсоюзной организацией. Однако, административный истец полагает, что им не была нарушена предусмотренная п.3.1.7 Коллективного договора обязанность введения оплаты в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя по согласованию с Профсоюзом, поскольку проект приказа был направлен в профсоюзный орган, дополнительная консультация проведена. Нарушение ст.372 ТК РФ вменено не обоснованно, поскольку проект приказа №152 от 13.04.2020 «О работе в апреле 2020 года» без подписи генерального директора, имеющий строго ограниченный срок действия, не является локальным нормативным актом, характеризующимся многократностью своей реализации, а каких-либо специальных процедур и порядка согласования с профсоюзным органом введения оплаты времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя, действующим коллективным договором не предусмотрено. Размер оплаты, установленный в приказе №152 от 13.04.2020, строго соответствует как п.3.17 Коллективного договора, так и ч.2 ст. 157 ТК РФ и никоим образом не ухудшает положения работников в части размера оплаты труда. Заявляя требование о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования указанного предписания, административный истец указывает на то, что в рамках установленного срока, административный иск был подан в Ленинский районный суд г. Ульяновска по месту нахождения ответчика. Однако, определением суда от 16.06.2020 иск был возвращен с разъяснением о праве на обжалование в Димитровградский городской суд. ООО «ДЗПМ» обжаловало указанное определение; определением Ульяновской областного суда от 25.08.2020 частная жалоба ООО «ДЗПМ» оставлена без удовлетворения. В адрес ООО «ДЗПМ» копия апелляционного определения была направлена 03.09.2020, а получена была ООО «ДЗПМ» 17.09.2020. Настоящий административный иск поступил в Димитровградский городской суд 25.09.2020. Потому, срок для обжалования указанного предписания был пропущен административным истцом по уважительной причине. Просит признать незаконным и отменить указанное предписание № 73/6-448-20-ПВ/12-3292-И/55-153 от 02.06.2020, вынесенное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Шитовой Е.И., восстановив пропущенный процессуальный срок для обжалования указанного предписания. В судебном заседании представитель административного истца ООО «ДЗПМ» Костин В.Г., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в нем. Пояснил, что согласно разъяснений Правительства Ульяновской области, действие Указа Президента РФ о введении нерабочих дней на ООО «ДЗПМ» не распространяется, поскольку ООО «ДЗПМ» попало в перечень тех организаций, которые осуществляют производство продукции в неразрывной цепочке машиностроения. Полагает, что указанный в иске приказ не относится к локальным нормативно-правовым актам, поскольку это организационно-распорядительный документ однократного действия, который распространил свое действие на трудовые отношения с 15.04.2020 по 30.04.2020, где был установлен размер оплаты труда в размере 2/3 от тарифа/оклада работников. Считает, что ООО «ДЗПМ» была согласована эта процедура. Также указал, что необходимо учитывать то, в каких условиях принимался данный приказ. Приказ был разработан в период начала пандемии, когда не все было понятно, как действовать, как производить оплату. В самом Указе Президента при объявлении нерабочих дней с сохранением заработной платы не указано, в каком размере необходимо рассчитывать заработную плату. Также имеется Постановление Правительства РФ №438, в котором указано, что все плановые и внеплановые проверки приостановлены до 31.12.2020. Это постановление вступило в законную силу 14.04.2020. Угрозы жизни и здоровью работников не было и проведение внеплановой документарной проверки трудовой инспекцией (если действовать в соответствии с указанным постановлением) было незаконным. Считая указанное предписание незаконным и необоснованным, просил его отменить. Относительно ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обжалования предписания Государственной инспекции труда Ульяновской области пояснил, что при первоначальном обжаловании предписания административный иск был направлен в Ленинский районный суд г. Ульяновска в предусмотренный законом десятидневный срок, с последующим обжалованием в Ульяновский областной суд определения суда первой инстанции о возврате заявления в связи с нарушением территориальной подсудности. Сопроводительным письмом, зарегистрированным Ленинским районным судом г. Ульяновска от 03.09.2020 определение Ульяновского областного суда от 25.08.2020 об отказе в удовлетворении частной жалобы ООО «ДЗПМ» было направлено в адрес ООО «ДЗПМ» 14.09.2020, поступило в почтовое отделение г. Димитровграда 15.09.2020, получено ООО «ДЗПМ» 17.09.2020. Административный иск ООО «ДЗПМ» поступил в Димитровградский городской суд 25.09.2020. При этом, за период с 18.09.2020 по 25.09.2020, предшествующий подаче административного иска в Димитровградский суд с момента получения апелляционного определения Ульяновского областного суда, представитель ООО «ДЗПМ» 18.09.2020 попал в произошедшее не по его вине ДТП в г. Димитровграде, а 21.09.2020 и 22.09.2020 данный представитель участвовал в судебных заседаниях Арбитражного суда Ульяновской области. Просил восстановить пропущенный срок на обжалование оспариваемого предписания. Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Ульяновской области в судебное заседание не явился; о слушании дела извещен. Административный ответчик главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Шитова Е.И. в судебное заседание не явилась; согласно имеющегося в деле отзыва просила в удовлетворении административного иска отказать, указав на законность и обоснованность вынесенного в отношении ООО «ДЗПМ» предписания от 02.06.2020. Представитель заинтересованного лица профкома ОАО «ДААЗ» в судебное заседание не явился; о слушании дела извещен. Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в связи со следующим. В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Государственной инспекцией труда в Ульяновской области внеплановой документарной проверки в отношении ООО «ДЗПМ», проведение которой было согласовано с прокурором, на основании решения от 19.05.2020, было выявлено, что в нарушение ст. 8 и ст. 372 ТК РФ, пункта 3.1.7 Коллективного договора на 2020 год, приказ №152 от 13.04.2020 о простое с оплатой в размере двух третей от тарифа/оклада принят без соблюдения процедуры согласования с первичной профсоюзной организацией; проект приказа направлен на согласование и вступил в действие в тот же день, без учета пяти рабочих дней для дачи мотивированного мнения первичной профсоюзной организацией; не проведены дополнительные консультации; возникшие разногласия не оформлены протоколом. В результате, 02.06.2020 Государственной инспекцией труда в Ульяновской области вынесено предписание № 73/6-448-20-ПВ/12-3292-И/55-153 об устранении выявленных нарушений. Согласно указанного предписания на ООО «ДЗПМ» возложена обязанность по устранению нарушения, а именно, во исполнение ст. 8 и ст. 372 ТК РФ, пункта 3.1.7 Коллективного договора на 2020 год следовало отменить приказ №152 от 13.04.2020, со сроком выполнения – 16.06.2020. Согласно ст.43 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Ст.8 ТК РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без облюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения. Согласно ст.372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения. При не достижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом. Согласно п. 3.1.7 Коллективного договора на 2020г., заключенного между работодателями в лице генеральных директоров ООО «ДААЗ», АО «ДААЗ», ООО «ДЗС», ООО «Автосвет», ООО «ДЗПМ», ООО «Ресурс» и работниками организаций в лице председателя Профсоюзного комитета ОАО «ДААЗ» Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, оплата времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, производится в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя, и согласовывается с Профсоюзом. Статьями 40 и 41 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, и в него могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором, а также другие вопросы, определенные сторонами. Установлено, что 13.04.2020 посредством электронной почты в профсоюзный комитет ОАО «ДААЗ» (в том числе председателю профкома Хабибуллиной А.И.) направлен на согласование приказ № 152 от 13.04.2020 «О работе в апреле 2020 года» (без подписи генерального директора), и документы, касающиеся издания данного приказа. 15.04.2020 за исх. № 60/69 председателем профкома ОАО «ДААЗ» <данные изъяты> направлен ответ генеральному директору ООО «ДЗПМ» о невозможности согласования приказа № 152 от 13.04.2020 в связи с требованиями Указа Президента Российской Федерации № 239 от 02.04.2020, предусматривающего нерабочие дни с сохранением заработной платы. На исх. № 60/69 от 15.04.2020 генеральным директором ООО «ДЗПМ» направлен ответ (исх. №204 от 15.04.2020) о том, что ООО «ДЗПМ» включено в перечень организаций, деятельность которых не приостановлена, а потому требования, связанные с режимом нерабочего времени, установленные Указом Президента Российской Федерации № 239 от 02.04.2020, не применяются. Также повторно изложена просьба о согласовании приказа № 152 от 13.04.2020. Более никаких писем, связанных с согласованием приказа № 152 от 13.04.2020, сторонами Коллективного договора в адрес друг друга не направлялось. Приказом № 152 от 13.04.2020 «О работе в апреле 2020 года», подписанным генеральным директором ООО «ДЗПМ» Кожиным А.М., объявлен простой с 13.04.2020 по 16.04.2020, с 20.04.2020 по 23.04.2020, с 27.04.2020 по 30.04.2020 в отношении персонала, без присутствия на рабочих местах, с оплатой в размере двух третей от тарифа/оклада, в соответствии с ч.2 ст.157 ТК РФ, за исключением следующего персонала: занятого производством; обеспечивающего функционирование производственной деятельности; занятого расчетом и начислением заработной платы (в период закрытия заработной платы); занятого перечислением заработной платы работникам (в период выплаты заработный платы); занятого составлением и предоставлением, сдачей бухгалтерской, налоговой, статистической, управленческой отчетности (в период отчетности), занятого составлением обязательной управленческой отчетности. Таким образом, в нарушение ст.8, ст. 372 ТК РФ, пункта 3.1.7 Коллективного договора на 2020, приказ №152 от 13.04.2020 о простое с оплатой в размере двух третей от тарифа/оклада принят без соблюдения процедуры согласования с первичной профсоюзной организацией, а именно: проект приказа направлен на согласование и вступил в действие в тот же день - в день направления в профсоюз, без учета пяти рабочих дней для изложения мотивированного мнения первичной профсоюзной организацией; не проведены дополнительные консультации; возникшие разногласия не оформлены протоколом. Изложенные административным истцом доводы, указывающие на обратное, суд признает необоснованными. Пунктом 3.1.7 Коллективного договора прямо предусмотрено, что оплата времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, производится в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя, и согласовывается с Профсоюзом. В связи с тем, что Коллективным договором предусмотрена обязанность согласования с Профсоюзом оплаты времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, у работодателя возникает обязанность по соблюдению требований ст.372 ТК РФ, поскольку именно данная статья регулирует порядок такого согласования. Из материалов дела следует, что проект приказа №152 от 13.04.2020 направлен на согласование 13.04.2020, при этом данный приказ вступил в действие также с 13.04.2020, что позволяет сделать вывод о том, что время на согласование оплаты времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя, профсоюзу, фактически, не давалось. Работодатель лишь направил в профсоюз проект приказа, который в тот же день был подписан и вступил в действие до получения ответа профсоюзного органа, т.к. простой объявлен с 13.04.2020. Сведения о проведении дополнительных консультаций отсутствуют. Таким образом, ООО «ДЗПМ», начав процедуру согласования приказа 13.04.2020, руководствуясь ст.372 ТК РФ, не довел её до конца, издав приказ 13.04.2020. В связи с изложенным, главным государственным инспектором труда государственной инспекции труда в Ульяновской области в оспариваемом административным истцом предписании от 02.06.2020 сделан верный вывод о допущении генеральным директором ООО «ДЗМП» нарушения положений ст.8, ст.372, п.3.1.7 Коллективного договора на 2020 год, поскольку приказ № 152 от 13.04.2020 о простое с оплатой в размере двух третей от тарифа/оклада принят без соблюдения процедуры согласования с первичной профсоюзной организацией. Таким образом, позиция ООО «ДЗПМ» о незаконности указанного предписания необоснованна. Также, суд полагает, что утверждение ООО «ДЗПМ» об отсутствии у Государственной инспекции труда Ульяновской области полномочий на проведение указанной выше внеплановой документарной проверки безосновательно. В соответствии со ст. 360 ТК РФ установлен порядок организации и проведения проверок работодателей. Согласно данной статье предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Одним из оснований для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений работника о нарушении работодателем его трудовых прав. Согласно ч.1 ст. 20 Закона №294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), ограном муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля(надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Перечень грубых нарушений, являющихся безусловным основанием для признания результатов проверки недействительными, установлен ч.2 ст. 20 Закона №294-ФЗ. В соответствии с п.1 ст. 26.2 Закона №294-ФЗ плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в реестр малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 01.01.2019 по 31.12.2020, за исключением, в том числе, плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля(надзора), по которым установлены категории риска, классы(категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо к определенному классу(категории) опасности. Особенности осуществления в 2020 году государственного контроля(надзора), муниципального контроля предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации №438 от 03.04.2020 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля(надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в п.7 Правил подготовки органами государственного контроля(надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Пунктом 1 указанного Постановления установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц, отнесенных в соответствии со ст.4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в реестр малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся: внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни и здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ №438 установлено, что в 2020 году при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в п.1 настоящего Постановления, проводятся: внеплановые проверки, указанные в п.1 настоящего Постановления. Как видно из представленных материалов дела, основанием для проведения внеплановой выездной проверки в отношении общества послужило обращение председателя профсоюзного комитета ООО «ДЗПМ» от 22.04.2020 по вопросу нарушения условий согласования приказа общества от 13.04.2020 (приказ о введении простоя и оплаты работникам в размере 2/3 от оклада). Согласно п.91 Административного регламента исполнения федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права(утвержден приказом Минтруда России от 13.06.2019 №160; зарегистрирован в Минюсте России 10.10.2019 за №56195) невыплата работникам заработной платы, ее отдельных составных частей отнесено к факторам возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. Учитывая поступившее обращение председателя профсоюзного комитета ООО «ДЗПМ», на основании пп. «а» п.1 Постановления Российской Федерации от 03.04.2020 №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля(надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в п.7 Правил подготовки органами государственного контроля(надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» должностным лицом Государственной инспекции труда Ульяновской области 18.05.2020 вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении общества с участием должностных лиц Государственной инспекции труда в Ульяновской области, данное распоряжение было согласовано с прокуратурой Ульяновской области, что подтверждается решением от 19.05.2020. Ссылаясь на проведение внеплановой выездной проверки с нарушением требований законодательства и на отсутствие законных оснований для проведения проверки, административный истец не учел то обстоятельство, что нарушение трудового законодательства, выразившееся в невыплате работникам заработной платы отнесено к факторам возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а проведение внеплановой выездной проверки с непосредственным участием должностных лиц Государственной инспекции труда в Ульяновской области было согласовано в прокуратурой Ульяновской области. Таким образом, выше приведенные обстоятельства указывают на наличие у Государственной инспекции труда в Ульяновской области полномочий на проведение указанной выше внеплановой документарной проверки. Административным истцом не представлено доказательств того, что ввиду вынесения оспариваемого предписания его права и законные интересы были нарушены; не представлено доказательств наступления для административного истца негативных последствий. Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, в удовлетворении административного иска надлежит отказать в полном объеме. Кроме того, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца не подлежат удовлетворению и по причине пропуска им срока на обращение в суд, предусмотренного ч.2 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей специальный срок для оспаривания работодателем предписания Государственной инспекции труда. Так, административный истец, указывая на уважительность причин пропуска указанного срока, ссылался на первоначальное обращение с настоящим иском в Ленинский районный суд г. Ульяновска, определением которого административный иск был возвращен в связи с неподсудностью, а также – на процедуру обжалования указанного определения, на получение его копии лишь 17.09.2020 и на участие 18.09.2020 представителя административного истца Костина В.Г. в ДТП, а 21.09.2020 и 22.09.2020 – в судебных заседаниях Арбитражного суда Ульяновской области. Вместе с тем, суд не находит указанные причины уважительными. Заявляя требование о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования указанного предписания, административный истец указывает на то, что в рамках установленного срока, административный иск был подан в Ленинский районный суд г. Ульяновска по месту нахождения ответчика. Однако, определением суда от 16.06.2020 иск был возвращен с разъяснением о праве на обращение с указанным иском в Димитровградский городской суд. ООО «ДЗПМ» обжаловало указанное определение; определением Ульяновской областного суда от 25.08.2020 частная жалоба ООО «ДЗПМ» оставлена без удовлетворения. В адрес ООО «ДЗПМ» копия апелляционного определения была направлена 03.09.2020; получена была ООО «ДЗПМ» 17.09.2020. С настоящим административным иском ООО «ДЗПМ» обратилось в Димитровградский городской суд 25.09.2020, т.е. – за пределами десятидневного срока со дня получения работодателем (его представителем) оспариваемого предписания. Суд полагает, что административным истцом уважительных причин пропуска указанного срока не представлено. Обращение административного истца в Ленинский районный суд г. Ульяновска с нарушением правил подсудности не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска процессуального срока в случае дальнейшего обращения в суд общей юрисдикции с соблюдением правил подсудности. Фактически, пропуск срока в данном случае является существенным и вызван неверными действиями самого административного истца, его представителя. Особенностью административного судопроизводства является то, что в силу ст. 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты, иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Подготовкой и направлением иска в Ленинской районный суд г. Ульяновска занимался представитель, имеющий высшее юридическое образование. Каких-либо уважительных причин, объективно не зависящих от него, наличия препятствий в правильном определении подсудности настоящего спора и своевременном обращении в Димитровградский городской суд Ульяновской области по делу не усматривается. Не названо таковых и представителем административного истца. Кроме того, законодательством не предусмотрена возможность продления срока обращения в суд с иском о признании незаконными решений, действий (бездействия) должностного лица в случае возврата ранее поданного административного иска. Не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока на обжалование работодателем предписания государственного инспектора труда и участие представителя административного истца ООО «ДЗПМ» в ДТП 18.09.2020, в судебных заседаниях Арбитражного суда Ульяновской области 21.09.2020т и 22.09.2020, поскольку учитывая наличие у ООО «ДЗПМ» статуса юридического лица, общество не было лишено возможности организовать обжалование оспариваемого предписания в установленные сроки, в том числе, с участием иного представителя. Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требования административного истца о восстановлении срока на обжалование оспариваемого предписания. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Димитровградский завод порошковой металлургии» к государственной инспекции труда в Ульяновской области о признании предписания незаконным и его отмене, восстановлении срока на подачу административного иска, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 19.05.2021. Судья : И.В. Евдокимова |