НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 03.10.2023 № 3А-134/2023

Дело № 3а-134/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03.10.2023 г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе

председательствующего судьи Лопаткиной Л.А.,

при секретаре судебного заседания Мельник А.А.,

с участием старшего прокурора отдела управления прокуратуры Челябинской области Гиззатуллина Д.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» АО «Оборонэнерго» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области о признании не действующими в части постановлений от 22.11.2022 № 98/3, от 25.11.2022 № 101/42,

установил:

АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» обратилось в суд к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство) о признании не действующими в части постановлений от 22.11.2022 № 98/3 «О внесении изменений в некоторые постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» (далее - постановление № 98/3), от 25.11.2022 № 101/42 «О внесении изменений в некоторые постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» (далее - постановление № 101/42).

В обоснование заявленных требований указано на необоснованное занижение необходимой валовой выручки (далее - НВВ) в сумме 6 974,84 тыс. руб., в том числе:

1) в составе подконтрольных расходов:

по статье «Расходы на оплату труда» на сумму 1 485,85 тыс. руб.;

по статье «Подконтрольные расходы из прибыли (выплаты социального характера)» на сумму 1 611,1 тыс. руб.;

2) в составе неподконтрольных расходов:

по статье «Отчисления на социальные нужды» на сумму 508,52 тыс.руб.;

по статье «Аренда» на сумму 880,79 тыс. руб.;

по статье «Расходы по обеспечению коммерческого учета» на сумму 975,23 тыс. руб.;

3) выполнение корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических затрат по статье «Аренда» ниже обоснованного уровня на сумму 775,88 тыс. руб.;

выполнение корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических затрат по статье «Амортизация основных средств» ниже обоснованного уровня на сумму 737,47 тыс. руб.

Отмечает, что оспариваемые постановления противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: абзацам шестому, восьмому пункта 1 статьи 6, абзацу четвертому пункта 1 статьи 20, пунктам 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), пунктам 17, 19, 26, 28, 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), пунктам 23, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования цен), пунктам 11, 12 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее - Методические указания).

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании требования поддержала.

В судебном заседании представители административного ответчика ФИО2, ФИО3, ФИО4, считали требования необоснованными.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Урал» ФИО5 возражала против удовлетворения требований.

Представитель заинтересованного лица ФАС России в судебное заседание при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства не явился.

Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного и не явившегося в судебное заседание участвующего в деле лица.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования, подлежащими удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Государственное регулирование в сфере электроэнергетики основывается, в том числе, на принципах обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (статьи 6 и 20 Закона об электроэнергетике).

Пунктом 1, абзацем седьмым пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что реализация указанных выше принципов, среди прочих мер, осуществляется путем государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках в соответствии с указанным федеральным законом, в том числе государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный уровни таких цен (тарифов).

В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Челябинской области в соответствии с постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 № 300 «О Положении, структуре и штатной численности Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» является Министерство.

В силу пункта 18 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 № 300, для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия соответствующих решений, относящихся к его компетенции, создается Правление при Министерстве (далее именуется - Правление) общей численностью не более 9 человек. Заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Правление рассматривает все вопросы, относящиеся к компетенции Министерства, и принимает коллегиальные решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании. Голос председателя Правления при равенстве голосов членов Правления является решающим.

Решение Правления оформляется в виде постановления Министерства, которое публикуется на официальном сайте Министерства в «Информационном бюллетене Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» и (или) размещаются в официальных средствах массовой информации (пункты 19, 20 указанного Положения).

Согласно выписке из протокола заседания Правления от 22.11.2022 № 98 решение об установлении тарифов принято на заседании Правления Министерства голосованием 8 членов Правления, из которых 7 проголосовали «за» (Т. 1, л.д. 245-256).

Постановлением Министерства № 98/3 внесены изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29.12.2020 № 69/14, в том числе, в части установления индивидуального тарифа для административного истца на 2023 год (Т. 6, л.д. 111-116).

Постановление Министерства № 98/3 опубликовано 23.11.2022 на официальном сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (Т.6, л.д. 117-118)

Постановлением Министерства № 101/42 внесены изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29.12.2020 № 69/14, в отношении ряда сетевых организаций (Т. 1, л.д. 235-244).

Согласно повестке к заседанию правления Министерства 25.11.2022, а также дополнительным вопросам к данной повестке тарифы в отношении АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» на заседании Правления не рассматривались.

Постановление Министерства № 101/42 опубликовано 30.11.2022 в газете «Южноуральская панорама» (Т.6, л.д. 122-123).

Таким образом, постановления Министерства № 98/3 и № 101/42 приняты уполномоченным органом в установленном порядке и форме, введены в действие в соответствии с законом, что административным истцом не оспаривается.

Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт органа исполнительной власти Челябинской области по существу, суд приходит к следующему.

В силу требований абзаца первого-четвертого пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.

К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике относятся также уровень надежности и качества указанных товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, размер инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры.

Для целей такого регулирования могут применяться иные долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнения аналогов и других методов.

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29.12.2020 № 69/14 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с сетевыми организациями, расположенными на территории Челябинской области» установлены, в том числе, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский», а также долгосрочные параметры регулирования и НВВ административного истца на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годы (Т. 6, л.д. 29-39).

Регулируемая организация 26.04.2022 обратилось в Министерство с заявлением о корректировке утвержденного тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год (т. 2, л.д. 70-71).

Подконтрольные расходы на 2023 рассчитаны АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский» на основе утвержденных подконтрольных расходов на 2022 год посредством применения коэффициента индексации 1,0052 и составили 42 234,36 тыс. руб. (Т. 2, л.д. 74), из них:

расходы на оплату труда 26 369,06 тыс. руб.;

расходы на выплаты социального характера 1 489,45 тыс. руб.

Неподконтрольные расходы определены методом экономически обоснованных расходов и составили 20 932,52 тыс.руб. (Т. 2, л.д. 76), из них:

расходы на аренду помещений 1 241,51 тыс. руб.;

отчисления на социальные нужды 8 016,2 тыс. руб.;

амортизация основных средств 1 757,27 тыс. руб.;

расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике обязанностей 952,28 тыс. руб.

Административным истцом в орган регулирования направлены документы согласно описи (Т. 2, л.д. 30-33).

Письмом от 21.10.2022 АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский» представил в Министерство скорректированные расчеты и дополнительные документы (Т. 2, л.д. 28-29, Т. 5, л.д.1-11).

Письмом от 27.10.2022 АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский», ознакомившись с проектом расчета НВВ, выразило особое мнение (Т. 1, л.д. 69-71).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 (далее - постановление № 2053) установлены особенности индексации регулируемых цен (тарифов) с 01.12.2022 по 31.12.2023.

Так, подпункт 26 пункта 4 постановления № 2053 предоставил право территориальной сетевой организации обратиться в исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с заявлением о пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов с 2023 года не позднее 5 дней со дня вступления в силу названного постановления.

Суд отмечает, что предоставляя такое право, законодатель не установил особенности такого пересмотра, в связи с чем, регулируемая организация к заявлению о пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов с 2023 года должна была представить документы, предусмотренные пунктом 17 Правил регулирования цен.

Суд соглашается с мнением административного ответчика о том, что положения подпункта 17 пункта 4 постановления № 2053 предоставляют право регулируемой организации предоставить дополнительные материалы к уже имеющемуся у органа регулирования заявлению, но не освобождает ее от предоставления необходимого пакета документов при подаче заявления о пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов.

17.11.2022 АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский» направило в Министерство заявление, в котором просило пересмотреть подконтрольные расходы методом экономически обоснованных затрат только в части расходов на оплату труда, расходов на оплату электроэнергии на собственные нужды, расходов по сертификации электрической энергии и выплаты социального характера.

Остальные долгосрочные параметры регулирования просили оставить без изменения на ранее утвержденном уровне с учетом коэффициента индексации, т.е. в части остальных расходов просили применить метод долгосрочной индексации тарифов.

Таким образом, административный истец просил пересмотреть подконтрольные расходы, используя одновременно два метода: метод долгосрочной индексации НВВ и метод экономически обоснованных расходов (затрат).

К заявлению от 17.11.2022 приобщены следующие документы:

расчетные таблицы: НВВ, по форме № П1, № П1.4, № П1.5, № П1.16;

расчет нормативной численности работников в границах Челябинской области на 2023 год;

справка о движении кадров с 01.01.2022 по 02.11.2022;

информационное письмо Ассоциации «Эра России» от 11.07.2022 ;

письмо Ассоциации «Эра России» о размере ММТС в электроэнергетике во II полугодии 2022 года от 22.07.2022 ;

информационное письмо ФАС России от 07.06.2022 ;

расчет расходов по Положению о выплатах социального характера в АО «Оборонэнерго» на 2023 год;

приказ от 18.02.2022 «О единовременной выплате в связи с праздничным Днем защитника Отечества работникам АО «Оборонэнерго»;

приказ от 01.03.2022 «О единовременной выплате в связи с праздничным Международным женским днем 8 марта».

Подконтрольные расходы на 2023 год рассчитаны АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский» в сумме 49 399,12 тыс. руб. (Т. 5, л.д. 213), из них:

расходы на оплату труда 29 895,16 тыс. руб.;

расходы на выплаты социального характера 3 134,61 тыс. руб.

Неподконтрольные расходы на 2023 год рассчитаны АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский» в сумме 18 327,83 тыс.руб. (Т. 5, л.д. 214), из них:

расходы на аренду помещений 1 288,38 тыс. руб.;

отчисления на социальные нужды 9 088,13 тыс. руб.;

амортизация основных средств 1 757,27 тыс. руб.;

расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике обязанностей 975,23 тыс. руб.

Специалистами Министерства проведена экспертиза представленных административным истцом документов, 21.11.2022 составлено экспертное заключение к делу -передача э/э_2023(2021-2025 гг.) (Т. 2, л.д. 159-208).

Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с абзацем четырнадцатым пункта 34 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов устанавливается регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

В силу абзаца второго подпункта 21 пункта 4 постановления № 2053 при установлении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике на декабрь 2022 г. и на 2023 год (на весь финансовый год без календарной разбивки) не применяются положения абзаца четырнадцатого пункта 34 Основ ценообразования.

В пункте 11 Методических указаний определено, что уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий;

В силу пункта 12 Методических указаний при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат:

1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования;

2) ремонт основных средств, определяемый на основе пунктом 25 Основ ценообразования;

3) оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования;

4) другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.

Как указано ранее, административный истец 17.11.2022 подал заявление о пересмотре базового уровня операционных расходов, разместив новый расчет НВВ на своем сайте в рамках раскрытия информации и представив его административному ответчику.

Министерством пересмотрен базовый уровень подконтрольных расходов и приняты все заявленные расходы организации, за исключением расходов на оплату труда и выплаты социального характера.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Административный истец полагает, что Министерство необоснованно занизило размер расходов на оплату труда, что выразилось в неначислении текущего премирования в размере 75% на выплату, связанную с режимом работы.

АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский» в таблице по форме П1.16 указал фактическую численность работников в 2021 году - 62 человека, рассчитав расходы на оплату труда на 2023 год на 55 человек при нормативной численности 76 человек (Т. 5, л.д. 221, 222-226, 228).

Фактические заявленные затраты организации на расходы по оплате труда в 2021 году составили 27 942,97 тыс. руб. при утвержденном размере 25 016,31 тыс. руб.

Из экспертного заключения усматривается, что при новом расчете базового уровня подконтрольных расходов и размера НВВ для АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский» и анализе экономической обоснованности расходов на оплату труда экспертами тарифного органа из заявленной суммы 29 895,16 тыс. руб. на оплату труда учтены расходы в сумме 28 409,31 тыс. руб. исходя из нормативной численности 55 человек и ММТС по ОТС с учетом ИПЦ на 2023 год в размере 11 342 руб. (Т. 2, л.д. 200).

При этом органом регулирования расчет среднемесячной оплаты труда, произведен с учетом лишения процента текущего премирования в размере 75%, начисляемого на доплату и надбавку, связанную с режимом и условиями труда.

Из материалов дела следует, что между общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз» и Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики Энергетическая работодательская ассоциация России заключено Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2023-2024 годы (далее - ОТС), в связи с чем, со 2 полугодия 2022 года изменилась минимальная месячная тарифная ставка (далее - ММТС, Т. 1, л.д. 144-165, Т. 5 л.д. 229, 230-231).

Согласно пункту 8.4 ОТС расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются, исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности) с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, размера ММТС, среднего тарифного коэффициента по организации состоит из:

1) тарифной составляющей (подпункт 8.4.1);

2) средств, направляемых на премирование работников, доплат, надбавок и других выплат в составе средств на оплату труда, которые состоят из (подпункт 8.4.2):

а) доплат, надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанных с режимом работ и условиями труда, в размере не менее 12,5% тарифной составляющей расходов (средств) (подпункт 8.4.2.1);

б) доплат (надбавок) стимулирующего характера, размер и прядок установления которых определяется непосредственно в организации (рабочим за профессиональное мастерство, специалистам за высокий уровень квалификации, другом служащим за высокие достижения в труде, иные) (подпункт 8.4.2.2);

в) премий за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности в размере не менее 75% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда, с учетом сумм доплат и надбавок, связанных с режимом и условиями труда (подпункт 8.4.2.3);

г) вознаграждения по итогам работы за год в размере не менее 33% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда (подпункт 8.4.2.4);

д) вознаграждения за выслугу лет в размере не менее 15% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда (подпункт 8.4.2.5);

е) иные виды премирования работников (подпункт 8.4.2.6);

ж) выплат компенсационного характера за работу вне места постоянного проживания или в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 8.4.2.7).

В силу пункта 1.5 ОТС в отношениях организаций, указанных в приложении № 1 к ОТС (где поименован АО «Оборонэнерго»), расходы работодателей, предусмотрены ОТС, в полном объеме учитываются при установлении цен (тарифов) органами исполнительной власти, уполномоченными в области государственного регулирования цен (тарифов).Абзацем четвертым пункта 1.9 ОТС предусмотрено, что, в случае отсутствия в организации коллективного договора ОТС имеет прямое действие.

По условиям Положения о премировании работников АО «Оборонэнерго», утвержденного приказом от 09.12.2020 № 423, максимальный размер премиального фонда может составлять не более 75% от суммы должностных окладов работников Общества с учетом установленных к ним доплат и надбавок (п. 4.2, Т. 6, л.д. 210-218).

Снижая процент по текущему премированию, тарифный орган в экспертном заключении в нарушение положения пункта 28 Правил регулирования цен не обосновал причины такого снижения.

Принимая во внимание, что положения статей 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 8.4 ОТС, имеющего прямое действие, суд приходит к выводу, что премиальные выплаты являются обязательными и входят в систему оплату труда.

Лишение полностью или снижение премий возможно только в случае производственных упущений, перечень которых строго регламентирован вышеуказанным Положением о премировании. Расчет среднемесячной оплаты труда, произведенной тарифным органом с учетом лишения процента текущего премирования в размере 75%, начисляемого на доплату и надбавку, связанную с режимом и условиями труда, противоречит пункту 26 Основ ценообразования.

Аналогичная правовая позиция высказана в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2016 № 60-АПГ16-11.

Таким образом, вследствие допущенных тарифным органом нарушений, расходы на оплату труда в базовый уровень подконтрольных расходов включены не в экономически обоснованном размере, что повлекло занижение размера величины НВВ.

Поскольку статья расходов «Отчисления на социальные нужды» является производной от статьи «Расходы на оплату труда», органу регулирования необходимо осуществить пересмотр также расходов по данной статье затрат с учетом представленных регулируемой организацией документов.

Между тем, суд не может согласиться с доводами административного истца о необоснованном занижении расходов на выплаты социального характера.

В подтверждение заявленных расходов административным истцом к заявлению о корректировке тарифов на 2023 год представлены органу регулирования (в копиях) приказ АО «Оборонэнерго» от 28.10.2020 «Об утверждении и введении в действие Положения о выплатах социального характера в АО «Оборонэнерго» и изменения к нему, приказ АО «Оборонэнерго» филиал Уральский от 16.02.2021 «О единовременной выплате в связи с праздничным Днем защитника Отечества работникам филиала ФИО6 «Оборонэнерго», выписка из приказа АО «Оборонэнерго» филиал Уральский от 23.04.2021 № 115, приказ АО «Оборонэнерго» от 17.12.2021 «О награждении работников АО «Оборонэнерго», приказ АО «Оборонэнерго» филиал Уральский от 20.12.2021 «О единовременной выплате ко Дню энергетика», приказ АО «Оборонэнерго» филиал Уральский от 01.06.2021 «О выплате единовременной материальной помощи», приказ АО «Оборонэнерго» филиал Уральский от 04.08.2021 «О выплате единовременной материальной помощи», приказ АО «Оборонэнерго» филиал Уральский от 25.06.2021 «О выплате единовременной материальной помощи», приказ АО «Оборонэнерго» филиал Уральский от 16.04.2021 «О выплате единовременной материальной помощи», приказ АО «Оборонэнерго» филиал Уральский от 22.12.2021 «О выплате единовременной материальной помощи», приказ АО «Оборонэнерго» филиал Уральский от 25.10.2021 «О единовременной выплате», приказ АО «Оборонэнерго» филиал Уральский от 23.12.2021 «О единовременной выплате», приказ АО «Оборонэнерго» филиал Уральский от 21.05.2021 «О единовременной выплате», приказ АО «Оборонэнерго» филиал Уральский от 08.04.2021 «О единовременной выплате», приказ АО «Оборонэнерго» филиал Уральский от 25.01.2021 «О единовременной выплате», приказ АО «Оборонэнерго» филиал Уральский от 30.09.2021 «О единовременной выплате», приказ АО «Оборонэнерго» филиал Уральский от 03.03.2021 «О единовременной выплате в связи с праздничным Международным женским днем 8 марта», приказ АО «Оборонэнерго» филиал Уральский от 26.03.2021 «О единовременной выплате в связи с праздничным Международным женским днем 8 марта», приказ АО «Оборонэнерго» от 23.04.2021 «О награждении работников АО «Оборонэнерго» (Т. 2, л.д. 210-313).

К заявлению от 17.11.2022 административный истец приобщил копии приказа АО «Оборонэнерго» от 18.02.2022 «О единовременной выплате в связи с праздничным Днем защитника Отечества работникам АО «Оборонэнерго», приказ АО «Оборонэнерго» от 01.03.2022 «О единовременной выплате в связи с праздничным Международным женским днем 8 марта» (Т. 5, л.д. 235-238).

Расчет расходов на выплату социального характера произведен регулируемой организацией, исходя из численности 77 человек по трем основаниям: выплаты к праздничным датам сумме 3 000 рублей, единовременная выплата к ежегодному оплачиваемому отпуску в сумме 19 080 рублей 42 копейки, прочие выплаты сотрудникам из прибыли в сумме 11 012 рублей (Т. 5, л.д. 209-212, 234).

Органом регулирования расходы на выплаты социального характера приняты в сумме 1 523,51 тыс. рублей, отклонение составило 1 611,1 тыс. рублей.

Суд соглашается с выводами Министерства об отсутствии экономической обоснованности заявленных расходов на выплаты социального характера, поскольку заявленное количество работников АО «Оборонэнерго» филиал Уральский, у которых возникнет право в 2023 году на получение выплат, не подтверждено кадровыми документами и документами, подтверждающими наступление события, с которым связываются выплаты. Кроме того, отсутствует расшифровка по видам выплат, указанных в пояснительной записке, приложенной к письму от 17.11.2022.

Таким образом, расчет рассматриваемых затрат выполнен тарифным органом с соблюдением требований пунктов 17, 19, 31 Основ ценообразования.

К неподконтрольным расходам относятся прочие расходы, в том числе, расходы на аренду, которые определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу (подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования).

Неподконтрольные расходы включаются в НВВ базового года и очередного года долгосрочного периода регулирования и определяются методом экономически обоснованных расходов (пункт 11 Методических указаний).

АО «Оборонэнерго» филиал Уральский заявил расходы на аренду помещений на 2023 год в размере 1 288,38 тыс. руб., органом регулирования приняты расходы в сумме 407,59 тыс. руб.

Согласно подпункту 5 пункта 28 Основ ценообразования в состав расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков, которые определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования.

В силу пункта 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

В обоснование расходов по аренде нежилых помещений АО «Оборонэнерго» филиал Уральский представило, в том числе, протокол заседания Центральной закупочной комиссии АО «Оборонэнерго» от 21.02.2022, согласно которому согласовано проведение закупки услуг аренды нежилого помещения по адресу: <адрес>, способом «Закупка у единственного поставщика» с последующим заключением дополнительного соглашения к договору от 06.03.2013 между АО «Оборонэнерго» филиал Уральский и ООО «Континент» на период с 06.03.2022 по 05.03.2025 (Т. 3, л.д. 69-71).

Как следует из экспертного заключения, Министерством фактические расходы на аренду приняты, исходя из численности персонала, относимой на Челябинскую область, нормативной площади и сложившейся средней стоимости аренды. Отказано во включении в НВВ расходов на аренду парковочных мест, которая не относится к регулируемому виду деятельности.

Суд соглашается с таким выводом органа регулирования, поскольку закупка у единственного поставщика не относится в силу пункта 1 части 3.1, части 3.2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» к конкурентному способу закупки, не является формой торгов, а включение в НВВ расходов на аренду парковочных мест не предусмотрено Основами ценообразования.

Поскольку представленные в подтверждение расходов по аренде нежилых помещений договоры не прошли конкурентную процедуру, то орган регулирования обоснованно не принял их.

Аналогичной позиции суд придерживается и применительно к корректировке по неподконтрольным расходам по статье «аренда помещений» за 2021 год, полагая не противоречащим законодательству о тарифном регулировании примененного Министерством механизм расчета расходов по арендной плате.

По мнению административного истца, при определении размера НВВ тарифный орган необоснованно не включил в тариф в полном объеме расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям.

Федеральным законом от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» на сетевые организации с 01.07.2020 возложена обязанность по установке, своевременной замене и поверке приборов учета.

Согласно абзацу первому, четвертому, пятому пункта 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.

Порядок реализации обязанностей, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике, в части приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и иного оборудования, используемых для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе состав такого оборудования, а также порядок реализации указанных обязанностей в отношении ветхих и аварийных объектов, точек поставки на розничных рынках, совпадающих с точками поставки, входящими в состав групп точек поставки на оптовом рынке, определяется правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках.

В силу абзаца первого пункта 3 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике расходы сетевой организации, понесенные ею для исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 названного федерального закона, подлежат включению в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

В подтверждение заявленных расходов регулируемой организацией к заявлению от 26.04.2022 представлены документы, подтверждающие фактические затраты в 2021 году: акты о списании материальных запасов, дефектные акты, акты приема выполненных работ, акты проверки, договор поставки, карточка счета 20.01.1 за 2021 год (Т. 4, л.д. 2-201, 205-270, Т. 7, л.д. 111-317), сводная таблица потребности в материалах и оборудовании, необходимого для обеспечения потребителей электрической энергией для исполнения мероприятий по плановой установке и замене ИКУЭ на 2023 год (Т. 4, л.д. 204).

В свою очередь, документы, подтверждающие экономическую обоснованность плановых затрат на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии на 2023 год АО «Оборонэнерго» филиал Уральский в Министерство ни к заявлению от 26.04.2022, ни к заявлению от 17.11.2022 не представлены (например, локальный сметный расчет на установку коммерческого трехфазного прибора учета; локальный сметный расчет на замену трансформатора тока; расчет начальной цены на примере цен сопоставимых поставщиков в отношении трехфазного счетчика электрической энергии и трансформатора тока, реестр потребителей, у которых требовалась замена приборов учета при истечении срока эксплуатации, истечении межповерочного интервала или при выходе из строя прибора учета, расчет потребности в приборах учета для организации обменного фонда и др.).

Согласно пункту 17 Правил регулирования цен обязанность предоставить органу регулирования обосновывающие материалы возложена на организации, осуществляющие регулируемую деятельность.

При таких обстоятельствах суд соглашается с выводом органа регулирования об исключении из НВВ в полном объеме рассматриваемых расходов.

По статье «амортизация основных средств» регулируемой организацией заявлены фактические расходы за 2021 год в размере 1 861,97 тыс. руб., органом регулирования учтено 1 124,5 тыс. руб.

Общие правила определения расходов на амортизацию установлены абзацами первым, вторым пункта 27 Основ ценообразования, согласно которым расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (абзац пятый пункта 27 Основ ценообразования).

Регулируемой организацией произведена корректировка по данной статье расходов в соответствии с Учетной политикой по бухгалтерскому учету АО «Оборонэнерго», утвержденной приказом АО «Оборонэнерго» от 21.07.2021 (Т. 2, л.д. 83-158).

Поскольку регулируемой организацией не представлены акты принятия к бухгалтерскому учету и другие первичные документы, позволяющие определить первоначальную стоимость объектов, основных средств, не представлен расчет амортизации с указанием амортизационной группы, остаточной стоимости и остаточного срока использования, органом регулирования обоснованно произведен расчет на основании фактических данных согласно представленным ведомостям с корректировкой на максимальные сроки полезного использования согласно пункту 27 Основ ценообразования (стр. 86-91 экспертного заключения).

Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; либо об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Однако, учитывая, что оспариваемые тарифы рассчитаны с нарушением положений тарифного законодательства, они в целом подлежат признанию недействующими, поскольку содержат взаимосвязанные положения, основанные на определении базового уровня операционных расходов, иных подлежащих индексации показателей, что не позволяет выделить из нормативного акта составные части.

Устанавливая дату, с которой постановления № 98/3, № 101/42 подлежат признанию недействующими, суд принимает во внимание, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, признание их не действующими со дня вступления решения суда в законную силу не достигнет целей восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем в соответствии с частью 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные постановления подлежат признанию недействующими с момента принятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 22.11.2022 № 98/3 «О внесении изменений в некоторые постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» в части:

установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом ОАО «МРСК Урала»-«Челябэнерго» и АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский» на территории Челябинской области на период с 01.01.2023 по 31.12.2023;

установления необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский» для потребителей Челябинской области на 2023 год.

Признать не действующим со дня принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 25.11.2022 № 101/42 «О внесении изменений в некоторые постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» в части:

установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом ОАО «МРСК Урала»-«Челябэнерго» и АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский» на территории Челябинской области на период с 01.01.2023 по 31.12.2023;

установления необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский» для потребителей Челябинской области на 2023 год.

Возложить на Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанные недействующими вышеназванные нормативные правовые акты.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в газете «Южноуральская панорама» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в пользу АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский» государственную пошлину в сумме 4 500 рублей.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Судья Л.А. Лопаткина

Мотивированное решение изготовлено 16.10.2023.