НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Чеховского городского суда (Московская область) от 02.07.2020 № 2-2184/20

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

02 июля 2020 года г.Чехов Московская область

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Колотовкиной Е.Н.

при секретаре Дурневой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФ России №33 по г. Москве и Московской области о возврате страховых взносов,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчику и просила: обязать ГУ- УПФ России №33 по г.Москве и Московской области выплатить истице денежные средства, удержанные из заработной платы и перечисленные в качестве страховых взносов, за период с 2002 года по ДД.ММ.ГГГГ и не учтенных для расчета страхового стажа (л.д.2-4).

В судебное заседание истец не явилась, извещена (л.д.24). При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии истца, учитывая позицию ответчика, настаивавшего на рассмотрении дела.

В судебное заседание представитель ответчика по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения иска, по доводам указанным в письменных возражениях (Л.д.18-20).

Исследовав в совокупности материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО1, 11.02.201969 года рождения ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление с заявлением о назначении пенсии. Пенсия была назначена с ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось сторонами.

Судом установлено, что решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу в удовлетворении исковых требований ФИО1 о перерасчете пенсии с учетом уплаченных работодателем за оспариваемый период страховых взносов, было отказано.

Порядок и размер уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 года), ст. 3 которого указывает на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

По смыслу ст. 7 вышеназванного Закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 года) застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации, являются также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации (как временно, так и постоянно), работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ или услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.

Федеральным законом от 03.12.2011 года N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" с 01.01.2012 года в Федеральный закон от 15.12.2001 года N 167-ФЗ введена статья 22.1, в соответствии с которой страхователи, указанные в статье 6 указанного Федерального закона, в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному настоящим Федеральным законом для граждан Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц.

Страхователи, указанные в статье 6 указанного Федерального закона, в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно проживающих на территории Российской Федерации или временно пребывающих на территории Российской Федерации и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному настоящим Федеральным законом для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц.

Статус временно или постоянно проживающего в России иностранца определяется согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". К временно проживающим относятся лица, получившие разрешение на временное проживание, а к постоянно проживающим - получившие вид на жительство.

Временно пребывающими в РФ иностранными гражданами считаются лица, приехавшие в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Данная категория иностранцев получает миграционную карту, в которой указывается срок их временного пребывания в России. Они вправе осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу или патента (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 16 постановления от 27 февраля 2002 г. Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации N 19па "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с заявлением гражданин, обратившийся за назначением пенсии в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства лица без гражданства, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, предъявляет вид на жительство, выданный органами внутренних дел Российской Федерации.

До получения гражданства РФ в 14.10.2008 г. истец не относилась к категории иностранных граждан постоянно или временно поживающих в Российской Федерации.

До указанной даты года у работодателя иностранного гражданина, временно находящегося на территории Российской Федерации, не имелось обязанности по начислению и уплате страховых взносов.

Конституционный Суд РФ, и Верховный Суд РФ однозначно подтвердили, что в соответствии с действующим законодательством РФ право иностранных граждан и лиц без гражданства на получение трудовой или государственной пенсии непосредственно связано с наличием у них статуса физического лица, постоянно проживающего в РФ. Следовательно, до тех пор, пока указанные лица не получат вид на жительство в РФ или не будут признаны постоянно проживающими в РФ судом, они не будут иметь права на пенсионное обеспечение в России, а следовательно, не могут рассматриваться в качестве застрахованных лиц (необходимо помнить, что застрахованным может являться только то лицо, которое при наступлении страхового случая имеет право на страховое обеспечение). Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за таких лиц будет противоречить законодательству РФ.

Судом установлено, что правовых оснований для применения при исчислении пенсии истицы страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имелось, что так же подтверждается судебным решением и не подлежит доказыванию вновь, согласно положений ст.61 ГПК РФ.

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с 1 января 2002 г. уплата обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование осуществлялась в форме единого социального налога, уплачиваемого в соответствии с главой 24 "Единый социальный налог" (Утратила силу с 1 января 2010 г.) части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ), и в форме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой с 01.01.2017 г. регулируются главой 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), что установлено статьей 2 Закона N 167-Ф.

Согласно п. 1) статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 419 НК РФ страхователями являются лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели (в том числе частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы), физические лица).

Объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Объектом налогообложения для страхователей-организаций и физических лиц, осуществляющих найм на работу по трудовому договору или по гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу застрахованных лиц, включая вознаграждения, выплачиваемые по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг (за исключением вознаграждения, выплачиваемого индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено главой 34 НК РФ, на что указывает пункт 1 статьи 425 НК РФ.

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен статьями 22 и 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, статьей 425 НК РФ.

Данными статьями тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Работодатель обязан производить отчисление обязательных налогов и сборов.

Работодатели удерживают со всех доходов своих сотрудников НДФЛ по единой ставке, в 2020 НДФЛ равен 13%.

Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком - физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 настоящего Кодекса, транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц.

Страховые взносы взимаются с организаций в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Так же, суд учитывает, что в соответствии с действующим законодательством, подоходный налог удерживают непосредственно из суммы зарплаты, а страховые взносы работодатель уплачивает в бюджет за счет собственных средств, то есть начисляет их «сверх» сумм заработной платы. Плательщиком страховых взносов является работодатель. Сам работник не несет никакой финансовой нагрузки. Это касается только самого работодателя.

На основании изложенного, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и руководствуясь ст.56,57, 197-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ УПФ России №33 по г. Москве и Московской области о возврате страховых взносов, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.Н.Колотовкина

Решение в окончательном виде составлено 02 июля 2020 года

<данные изъяты>