Дело № 2-261/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 июля 2018 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Хиневича А.Г.,
при секретаре Чайка Н.А.,
с участием
представителя истца Щуко Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
представителя ответчика ФИО9, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Хинганский государственный природный заповедник» о возложении обязанности на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Хинганский государственный природный заповедник» при возникновении пожаров на территории, подведомственной Федеральному государственному бюджетному учреждению «Хинганский государственный природный заповедник», обеспечить применение всех имеющихся сил и средств, предусмотренных Планом тушения лесных пожаров на 2018 год, утверждённым ДД.ММ.ГГГГ Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации (далее - РФ) и прав неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Хинганский государственный природный заповедник» (далее - ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник») с данными исковыми требованиями.
В обоснование исковых требований указав, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту лесных пожаров на территории ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник».
В 11 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ в 101 квартале Хинганского участкового лесничества ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник» в 2 километрах южней <адрес> в результате наземного патрулирования старшим госинспектором Хинганского участкового лесничества ФИО5 обнаружен лесной пожар № на площади 2 га нелесной зоны (далее - пожар №).
По распоряжению директора ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник» ФИО1 к тушению указанного пожара направлена группа пожаротушения в количестве 12 человек во главе с заместителем директора - начальником отдела охраны ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник» ФИО6, который являлся руководителем тушения лесного пожара.
Тушение пожара № начато в 12 часов 20 минут, в ходе тушения использовалось три единицы техники - бульдозер ВТ90-ТГ, два автомобиля УАЗ.
По состоянию на 21.00 часов ДД.ММ.ГГГГФИО6 принято решение о локализации пожара №, ликвидирован указанный пожар ДД.ММ.ГГГГ в 12.00 часов.
На момент ликвидации площадь пожара № составила 676 гектаров, в том числе лесной зоны 201 га, нелесной зоны - 475 га.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 30 минут в 32 квартале Лебединского участкового лесничества ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник» в 20 км восточнее от <адрес> при наземном патрулировании государственным инспектором ФИО7 обнаружен лесной пожар на площади 10 га нелесной зоны.
К тушению указанного пожара в 13 часов 20 минут ДД.ММ.ГГГГ приступила группа пожаротушения заповедника в количестве 12 человек, 2 единиц техники. Руководителем тушения являлся ФИО6.
Ликвидирован указанный пожар 04.04.2018 в 08.00 часов на площади 4709 га, в том числе 120 га лесной зоны, 4589 га - нелесной.
При проверке полноты принятия должностными лицами ФГБУ «Хинганский ГПЗ» мер к тушению указанных лесных пожаров установлено следующее.
В силу ч.ч. 1, 4 ст. 51 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с ч. 6 ст. 103 Лесного кодекса РФ особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.п. 11,12 Приказа Минприроды России от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, режимом особой охраны особо охраняемой природной территории. Единые требования к пожарной безопасности в лесах установлены Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №417.
Приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 3 13 утверждены Правила тушения лесных пожаров (далее - Правила).
Пунктом 47 Правил предусмотрено, что при расчете сил и средств пожаротушения руководители подразделений лесопожарных организаций учитывают силу и скорость распространения лесного пожара, возможность его развития в верховой пожар.
В силу п. 1.1, п. 1.2 Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденного приказом Рослесхоза от 30.06.1995 № 100 (далее - Указания), осуществление задач по обеспечению своевременного обнаружения и ликвидации пожаров в лесах требует от органов управления лесами создания и надлежащей организации работы специализированных наземных и авиационных лесопожарных подразделений, оснащенных средствами обнаружения и тушения пожаров, подготовки лесопожарных формирований из местного населения, рабочих и служащих, а также привлечения противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий, организаций и учреждений.
При этом работа всех указанных сил и средств должна строиться таким образом, чтобы каждый пожар на территории лесного фонда мог быть обнаружен в начале его возникновения, сообщение о пожаре немедленно передано соответствующему пункту, организующему тушение, и необходимые силы и средства пожаротушения своевременно прибыли к месту пожара и обеспечили его ликвидацию в кратчайший срок.
Согласно п. 5.8 Указаний для определения потребного количества сил и средств для тушения пожара необходимо знать: вид, интенсивность и площадь пожара, скорость его распространения, протяженность периметра и среднесуточную или среднечасовую скорость его возрастания. Определив параметры этих характеристик по таблицам (Приложения 4, 5), намечают скорость и сроки локализации пожара, а также тактические приемы и способы его тушения. Скорость тушения рассчитывают делением объема работ на сроки их выполнения. Количество необходимых сил и средств борьбы определяют исходя из объема работ и средней их производительности, которая изменяется в зависимости от интенсивности пожара, степени пожарной опасности по условиям погоды, скорости ветра, лесорастительных условий и рельефа (Приложение 6).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.53.3 Лесного Кодекса РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах.
На основании п.п.«г» п.2 Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форм, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 № 377 планы разрабатываются и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации – в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
Дирекцией ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник» разработан план тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона 2018 года, утвержденный 30.01.2018 Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды (далее - План тушения).
Согласно п.1.3 Плана тушения лесных пожаров на территории лесничества «Хинганский ГПЗ», разработанного в соответствии со ст.53.3 Лесного кодекса РФ, на период пожароопасного сезона 2018 года лицами, ответственными за организацию тушения лесных пожаров являются директор заповедника ФИО1, заместитель директора по охране ФИО6 и иные.
В соответствии с п.4.1 Плана тушения в состав лесопожарных формирований, на которые возложено тушение лесных пожаров на территории лесничества, включено 33 сотрудника ФГБУ «Хинганский ГПЗ», а также 11 единиц техники.
Вместе с тем, фактический к тушению пожаров № 1 и № 2 от заповедника задействовалось только 12 человек и три единицы техники.
Кроме того, ФГБУ «Хинганский ГПЗ» 16.01.2018 и 25.01.2018 заключены соглашения о привлечении сил и средств на тушение лесных пожаров с ГАУ АО «Архаринский лесхоз» и ГАУ АО «Авиабаза» соответственно, согласно разделу 1 которых ГАУ АО «Архаринский лесхоз» и ГАУ АО «Авиабаза» оказывают помощь в тушении пожаров на территории Хинганского государственного природоохранного заповедника в пожароопасный период по письменной заявке ФГБУ «Хинганский ГПЗ».
Однако ФГБУ «Хинганский ГПЗ» дополнительные силы и средства ГАУ Амурской области «Архаринский лесхоз» и «Авиабаза» к тушению лесного пожара № 1 не привлекались.
При этом и.о. министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ФИО10 директору ФГБУ «Хинганский ГПЗ» ФИО1 31.03.2018 направлялось предложение о привлечении дополнительных сил и средств ГАУ Амурской области «Архаринское авиаотделение» и «Архаринский лесхоз» в целях недопущения распространения огня на территории заповедника на значительные площади. Указанное письмо получено директором заповедника 31.03.2018 в 13 часов 30 минут.
С учетом площади горения, интенсивности пожаров и скорости их распространения к тушению пожаров привлечено недостаточное количество сил и средств, что не позволяло эффективно бороться с огнем. К тушению указанных пожаров должностными лицами ФГБУ «Хинганский ГПЗ» привлечены явно недостаточное количество сил и средств, а также избраны неверные тактика и способы тушения пожаров, о чем свидетельствует площади, на которые распространились пожары с момента их обнаружения. Так, площадь пожара № 1 увеличилась в 338 раз (с 2 га до 676 га), пожара № 2- в 407 раз (с 10 га до 4709 га).
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон №33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона № 33-ФЗ государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Разделом 2 Положения о федеральном государственном учреждении «Хинганский государственный природный заповедник», утвержденным Минприроды РФ 16.12.1994 (далее - Положение), установлено, что одной из задач Хинганского заповедника является сохранение биологического разнообразия и поддержание в естественном состоянии охраняемых природных комплексов.
Разделом VI Положения предусмотрен особый режим охраны заповедника.
Вместе с тем, в результате ненадлежащего исполнения должностными лицами ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник» обязанностей по организации тушения лесных пожаров, нарушено естественное состояние охраняемого природного комплекса заповедника на площади 5385 га, в том числе 321 га лесной площади, в результате воздействия природного пожара. С учетом установленного особого природоохранного статуса территории ФГБУ «Хинганский ГПЗ» допущено существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, права граждан на благоприятную окружающею среду, закрепленные в стать. 42 Конституции РФ.
На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с тем, что в силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, прокурор обращается в суд с заявлением в интересах Российской Федерации.
Кроме того, что категория «жители Амурской области», учитывая конституционное право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27 Конституции РФ), является изменяющейся величиной, которую нельзя индивидуализировать, то в данном случае прокурор также обращается в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающею среду, гарантированные ст.42 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в данной статье способами, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Просил суд обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Хинганский государственный природный заповедник», адрес (местонахождение) юридического лица: <адрес>, 676740, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 19.01.1993, ИНН 2810000348, при возникновении пожаров на территории, подведомственной Федеральному Государственному бюджетному учреждению «Хинганский государственный природный заповедник», обеспечить применение всех имеющихся сил и средств, предусмотренных Планом тушения лесных пожаров на 2018 год, утвержденным 30.01.2018 Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды.
Представитель Благовещенской межрайонной природоохранной прокуроры Щуко Н.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, в обоснование привела те же доводы, что и в исковом заявлении. Просила суд обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Хинганский государственный природный заповедник» (ИНН 2810000348) при возникновении пожаров на территории, подведомственной Федеральному государственному бюджетному учреждению «Хинганский государственный природный заповедник» обеспечить применение всех имеющихся сил и средств, предусмотренных Планом тушения лесных пожаров на 2018 год, утверждённым 30.01.2018 года Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды. В дополнении пояснила, что считает исковые требования актуальными, так как впереди ещё осенний пожароопасный период 2018 года.
Представителя ответчика ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник» ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признала. В письменных возражениях и в судебном заседании суду пояснила, что не согласна с ними по следующим основаниям: Приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313 утверждены Правила тушения лесных пожаров. Согласно данным правилам, работы по обнаружению и тушению лесных пожаров, должны строиться таким образом, чтобы каждый пожар на территории лесного фонда мог быть обнаружен в начале его возникновения, сообщение о пожаре немедленно передано соответствующему пункту, организующему тушение, и необходимые силы и средства пожаротушения своевременно прибыли к месту пожара и обеспечили его ликвидацию в кратчайшие сроки.
Так как территория заповедника очень обширная, состоит из нескольких лесничеств и составляет 97073 гектаров применение всех предусмотренных Планом тушения лесных пожаров сил и средств на одном пожаре является неблагоразумным, поскольку сосредоточение всех имеющихся сил и средств в одном месте препятствует патрулированию других областей на территории заповедника и значительно увеличивает риск несвоевременного обнаружения и ликвидации других очагов возгорания. Вследствие чего заповеднику и сопредельным с ним территориям может быть нанесен больший вред.
Так же, согласно п.63 Правил тушения лесных пожаров, выбор способов и технических средств тушения лесного пожара в зависимости от вида, интенсивности и скорости распространения лесного пожара, наличия транспортной и водной сети в районе тушения, особенностей прилегающих территорий, наличия сил и средств пожаротушения, намечаемых тактических приемов и сроков тушения, метеорологической обстановки, а также периода начала тушения лесного пожара относительно светового времени суток, определяется руководителем тушения лесного пожара самостоятельно. Согласно п.25 Правил тушения лесных пожаров никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения лесного пожара или отменять его распоряжения при тушении лесного пожара. Следовательно, распоряжения руководителя тушения пожара о привлечении именно того количества сил и средств, которые были задействованы для тушения пожара были правомерными.
Указания истца в исковом заявлении о недостаточности привлечения сил и средств для тушения лесного пожара является спорным, поскольку понятие достаточности носит сугубо субъективный характер.
Просила суд в исковых требованиях отказать в полном объеме.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес>, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в письменном отзыве на заявленные исковые требования суду пояснившего, что в силу ч.1 и ч.4 ст.51 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с ч.6 ст.103 Лесного кодекса РФ особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных и; особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченных федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктов 11,12 Приказа Минприроды России от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводстве лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» леса расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, режимом особой охраны особо охраняемой природной территории. Единые требования к пожарной безопасности в лесах установлены Правила пожарной безопасности в лесах утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417.
Приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313 утверждены Правила тушения лесных пожаров (далее - Правила).
В силу п.1.1, и, 1.2 Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденного приказом Рослесхоза от 30.06.1995 № 100 (далее - Указания), осуществление задач по обеспечению своевременного обнаружения и ликвидации пожаров в лесах требует от органов управления лесами создания и надлежащей организации работы специализированных наземных и авиационных лесопожарных подразделений, оснащенных средствами обнаружения и тушения пожаров, подготовки лесопожарных формирований из местного населения, рабочих и служащих, а также привлечения противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий, организаций и учреждений.
Согласно п.5,8 Указаний для определения потребного количества сил и средств для тушения пожара необходимо знать; вид, интенсивность и площадь пожара, скорость его распространения, протяженность периметра и среднесуточную или среднечасовую скорость его возрастания.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст.53.3 ЛК РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса, разрабатывают план тушения лесных пожаров, устанавливающие перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушеная лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах.
На основании п.п. «г» п.2 Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форм, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 №377 планы разрабатываются и утверждаются в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Дирекцией ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник» разработан план тушения лесных пожаров на период пожароопасного сезона 2018 года, утвержденный 30.01.2018 Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды (далее - План тушения).
Согласно п.1.3 Плана тушения лесных пожаров на территории лесничества «Хинганский ГПЗ», разработанного в соответствии со ст.53.3 Лесного кодекса РФ, на период пожароопасного сезона 2018 года лицами, ответственными за организацию тушения лесных пожаров являются директор заповедника ФИО1, заместитель директора по охране ФИО6.
В соответствии с п.4.1 Плана тушения в состав лесопожарных формирований, на которые возложено тушение лесных пожаров на территории лесничества, включено 33 сотрудника ФГБУ «Хинганский ГПЗ», а также 11 единиц техники.
Вместе с тем, фактически к тушению пожаров от заповедника задействовалось только 12 человек и три единицы техники.
ФГБУ «Хинганский ГПЗ» не привлекал дополнительно силы и средства на тушение лесных пожаров от ГЛУ АО «Архаринский лесхоз» и ГАУ Амурской области «Авиабаза».
В результате ненадлежащего исполнения должностными лицами ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник» обязанностей по организации тушения лесных пожаров, нарушено естественное состояние охраняемого природного комплекса заповедника на площади 5385 га, в том числе 321 га лесной площади, в результате воздействия природного пожара.
Пояснившего, что исковые требования считает законными и обоснованными, а иск подлежащим удовлетворению.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности. Суд приходит к нижеследующим выводам.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Амурский межрайонный природоохранный прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском в защиту интересов РФ и прав неопределенного круга лиц.
Статьями 42 и 58 Конституции РФ гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статьей 3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду.
Статьей 4 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются и леса.
Настоящее заявление прокурора направлено на защиту интересов РФ и прав неопределенного круга лиц - граждан, поскольку ненадлежащее исполнение обязанностей по организации тушения лесных пожаров нарушает права граждан на благоприятную окружающею среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ в границах муниципального образования Бурейский район Амурской области, поэтому в соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.3, 4 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ, ст.45 ГПК РФ, Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Амурский межрайонный природоохранный прокурор вправе был обратиться в суд с настоящим иском в защиту интересов РФ и прав граждан, неопределенного круга лиц.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется и путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В соответствии со ст.1 Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 29.07.2017) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Статьей 37 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года №417 предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 29.07.2017) предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В силу ч.1 ст.51, ч.1 ст.52, 53 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров и от иного негативного воздействия, которая включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Одной из мер пожарной безопасности является предупреждение лесных пожаров.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Согласно п.3 указанных Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
г) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с п.4 названных Правил меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с ч.6 ст.103 Лесного кодекса РФ особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.п. 11,12 Приказа Минприроды России от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, режимом особой охраны особо охраняемой природной территории. Единые требования к пожарной безопасности в лесах установлены Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №417.
Приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313 утверждены Правила тушения лесных пожаров.
Пунктом 47 «Правил тушения лесных пожаров» предусмотрено, что при расчете сил и средств пожаротушения руководители подразделений лесопожарных организаций учитывают силу и скорость распространения лесного пожара, возможность его развития в верховой пожар.
В соответствие с п. 1.1, п. 1.2 «Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров» утвержденных Приказом Рослесхоза от 30.06.1995 № 100 осуществление задач по обеспечению своевременного обнаружения и ликвидации пожаров в лесах требует от органов управления лесами создания и надлежащей организации работы специализированных наземных и авиационных лесопожарных подразделений, оснащенных средствами обнаружения и тушения пожаров, подготовки лесопожарных формирований из местного населения, рабочих и служащих, а также привлечения противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий, организаций и учреждений.
При этом работа всех указанных сил и средств должна строиться таким образом, чтобы каждый пожар на территории лесного фонда мог быть обнаружен в начале его возникновения, сообщение о пожаре немедленно передано соответствующему пункту, организующему тушение, и необходимые силы и средства пожаротушения своевременно прибыли к месту пожара и обеспечили его ликвидацию в кратчайший срок.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.53.3 Лесного Кодекса РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах.
В соответствие с п.п. «г» п.2 «Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 № 377- планы разрабатываются и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон №33-ФЗ) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона № 33-ФЗ государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Разделом 2 Положения о федеральном государственном учреждении «Хинганский государственный природный заповедник», утвержденным Минприроды РФ 16.12.1994 (далее - Положение), установлено, что одной из задач Хинганского заповедника является сохранение биологического разнообразия и поддержание в естественном состоянии охраняемых природных комплексов.
Разделом VI Положения предусмотрен особый режим охраны заповедника.
Уставом ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник», сведениями о государственной регистрации юридических лиц от 31.12.2002 года, свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ, свидетельством о постановки на учет, приказом Министерства природных ресурсов РФ № 251-К от 26.03.2001 год доказано, что Федеральное государственное бюджетное учреждение «Хинганский государственный природный заповедник» - действующее юридическое лицо, ИНН 2810000348, дата присвоения ОГРН 1022800874953 от 31.12.2002 года, зарегистрирован в ЕГРЮЛ с 10.05.2012 года, поставлен на учет 19.01.1993 года, что директором Хинганского государственного заповедника назначен ФИО1 с 15.03.2001 года.
Журналом дежурства на пожароопасный период по Хинганскому государственному природному заповеднику начатому 08.04.2017 года доказано, что на 2018 год определено дежурство сотрудников по Хинганскому государственному природному заповеднику.
Книгой учета лесных пожаров ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник», актом о лесном пожаре № 1 от 31.03.2018 года и актом о лесном пожаре № 2 от 02.04.2018 года, расчетами ущерба, причиненного лесным пожаром № 1 от 31.03.2018 и № 2 от 02.04.2018 года подтверждается, что в 11 часов 00 минут 31.03.2018 в 101 квартале Хинганского участкового лесничества ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник» в 2 километрах южней <адрес> в результате наземного патрулирования старшим госинспектором Хинганского участкового лесничества ФИО5 обнаружен лесной пожар № на площади 2 га нелесной зоны, к тушению указанного пожара направлена группа пожаротушения в количестве 12 человек во главе с заместителем директора - начальником отдела охраны ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник» ФИО6, который являлся руководителем тушения лесного пожара. Тушение пожара № 1 начато в 12 часов 20 минут, в ходе тушения использовалось три единицы техники - бульдозер ВТ90-ТГ, два автомобиля УАЗ. Пожар ликвидирован 01.04.2018 в 12.00 часов. На момент ликвидации площадь пожара № 1 составила 676 гектаров, в том числе лесной зоны 201 га, нелесной зоны - 475 га.
02.04.2018 в 12 часов 30 минут в 32 квартале Лебединского участкового лесничества ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник» в 20 км восточнее от п.Сагибово Архаринского района при наземном патрулировании государственным инспектором ФИО7 обнаружен лесной пожар на площади 10 га нелесной зоны. К тушению указанного пожара в 13 часов 20 минут 02.04.2018 приступила группа пожаротушения заповедника в количестве 12 человек, 2 единиц техники. Руководителем тушения являлся ФИО6 Ликвидирован указанный пожар 04.04.2018 в 08.00 часов на площади 4709 га, в том числе 120 га лесной зоны, 4589 га - нелесной.
Планом тушения пожаров на территории лесничества «Хинганский государственный природный заповедник» на период пожароопасного сезона 2018 года, утвержденного и.о. Директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды 30.01.2018 года подтверждается, что согласно Плана ответственными за организацию тушения лесных пожаров являются директор заповедника ФИО1, заместитель директора по охране ФИО6 и иные. Пунктом 4.1 Плана утверждено, что в состав лесопожарных формирований, на которые возложено тушение лесных пожаров на территории лесничества, включено 33 сотрудника ФГБУ «Хинганский ГПЗ», а также 11 единиц техники.
Соглашениями на тушение лесных пожаров на территории «Хинганского государственного природного заповедника» от 16.08.2018 года, 25.01.01.2018 года подтверждается, что между ФГБУ «Хинганский ГПЗ» ГАУ АО «Архаринский лесхоз» и ГАУ АО «Авиабаза» заключены соглашения о привлечении сил и средств на тушение лесных пожаров указанных организаций на период тушения пожаров на территории Хинганского ГПЗ в пожароопасный период по письменной заявке ФГБУ «Хинганский ГПЗ».
Письменным сообщением Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 31.03.2018 года № 20-РДС подтверждается, что 31 марта 2018 года и.о. министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ФИО10 направлял директору ФГБУ «Хинганский ГПЗ» ФИО1 31.03.2018 года предложение о привлечении дополнительных сил и средств ГАУ Амурской области «Архаринское авиаотделение» и «Архаринский лесхоз» в целях недопущения распространения огня на территории заповедника на значительные площади. Указанное письмо получено директором заповедника 31.03.2018 в 13 часов 30 минут.
Суд приходит к выводу, что с учетом площади горения, интенсивности пожаров и скорости их распространения к тушению пожаров в обоих случаях было привлечено недостаточное количество сил и средств, что не позволяло эффективно бороться с огнем. К тушению указанных пожаров должностными лицами ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник» привлечены явно недостаточное количество сил и средств, а также избраны неверные тактика и способы тушения пожаров, о чем свидетельствует площади, на которые распространились пожары с момента их обнаружения. Площадь пожара № 1 увеличилась в 338 раз (с 2 га до 676 га), пожара № 2- в 407 раз (с 10 га до 4709 га).
На основании вышеизложенного в судебном заседании установлено, что должностными лицами ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник», в нарушение ст.51, 52 ЛК РФ, ст.37 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в неполном объеме приняты меры к тушению указанных пожаров, поскольку согласно утвержденного Плана тушения пожаров включено 33 сотрудника ФГБУ «Хинганский государственного природного заповедник», а также 11 единиц техники. Однако, фактически к тушению пожаров № 1 и № 2 было задействовано только 12 человек и 3 единицы техники. При этом не были задействованы силы и средства организаций ГАУ АО «Архаринский лесхоз» и ГАУ АО «Авиабаза», с которыми заключены соглашения по оказанию помощи в тушении пожаров на территории Хинганского государственного природного заповедника в пожароопасный период. А также избрана неверная тактика и способы тушения пожаров, о чем свидетельствует площади, на которые распространились пожары с момента их обнаружения. Так, площадь пожара № 1 увеличилась в 338 раз (с 2 га до 676 га), пожара № 2- в 407 раз (с 10 га до 4709 га).
В результате ненадлежащего исполнения должностными лицами ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник» обязанностей по организации тушения лесных пожаров, нарушено естественное состояние охраняемого природного комплекса заповедника на площади 5385 га, в том числе 321 га лесной площади, в результате воздействия природного пожара. С учетом установленного особого природоохранного статуса территории ФГБУ «Хинганский государственный природный заповедник» допущено существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, права граждан на благоприятную окружающею среду, закрепленные в стать. 42 Конституции РФ.
Анализируя исследованные судом доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковое заявление обосновано и подлежит удовлетворению, следует обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Хинганский государственный природный заповедник» (ИНН 2810000348) при возникновении пожаров на территории, подведомственной Федеральному государственному бюджетному учреждению «Хинганский государственный природный заповедник», обеспечить применение всех имеющихся сил и средств, предусмотренных планом тушения лесных пожаров на 2018 год, утверждённым 30.01.2018 года Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Хинганский государственный природный заповедник» удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Хинганский государственный природный заповедник» (ИНН 2810000348) при возникновении пожаров на территории, подведомственной Федеральному государственному бюджетному учреждению «Хинганский государственный природный заповедник», обеспечить применение всех имеющихся сил и средств, предусмотренных планом тушения лесных пожаров на 2018 год, утверждённым 30.01.2018 года Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) А.Г. Хиневич
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда А.Г. Хиневич
Решение суда в окончательной форме принято 10 июля 2018 года.