НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Братского районного суда (Иркутская область) от 20.05.2020 № 2А-352/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2020 года г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре Воищевой М.В., с участием административного истца - заместителя Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области Дзвониской М.Н., представителя административного ответчика - Министерства лесного комплекса Иркутской области - Суздалева В.В., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело *** по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, заинтересованное лицо - Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по внесению изменений в лесной план и лесохозяйственный регламент об общей площади лесничества и площади защитных лесов, обязании внести изменения в лесной план и лесохозяйственный регламент об общей площади лесничества и площади защитных лесов, обязании провести работы по проектированию лесничества,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование административного искового заявления с учетом уточнений Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании задания Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка законности расходования средств, выделенных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на проведение лесоустройства, в ходе которой проверено исполнение органами лесного хозяйства полномочий по организации и проведению лесоустройства на территории Падунского лесничества, а также соответствие данных Государственного лесного реестра Лесохозяйственному регламенту Падунского лесничества и Лесному плану Иркутской области. Так, в ходе проверки установлено, что данные Государственного лесного реестра о площади Падунского лесничества, а также площади защитных лесов Падунского лесничества не соответствуют сведениям, содержащимся в лесохозяйственном регламенте Падунского лесничества и Лесном плане Иркутской области. Министерством лесного комплекса Иркутской области ненадлежащим образом исполняются полномочия по внесению изменений в лесохозяйственные регламенты и Лесной план Иркутской области. Согласно данным Государственного лесного реестра (форма №1-ГЛР) общая площадь Падунского лесничества по состоянию на 01.01.2020 составляет 1 351 151 га, площадь защитных лесов - 263 144 га. Вместе с тем, согласно Лесохозяйственному регламенту Падунского лесничества и Лесному плану Иркутской области общая площадь Падунского лесничества составляет 1 351 157 га, площадь защитных лесов - 263 146 га. Указанные в Лесохозяйственном регламенте и Лесном плане данные соответствуют данным Государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2019. В 2019 году общая площадь лесничества и площадь защитных лесов были изменены.

Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 №155-пп утверждено Положение о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, согласно п. 1 которого исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, является Министерство лесного комплекса Иркутской области. Согласно п.п. 4.8 п. 8 Положения Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке в сфере лесного хозяйства осуществляет такие функции как: разработка лесного плана Иркутской области, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Иркутской области.

При внесении изменений в государственный лесной реестр о количественных и качественных характеристиках лесов, указанные сведения должны быть внесены Министерством в лесной план Иркутской области, и соответственно в лесохозяйственный регламент лесничества, при этом должны быть рассчитаны новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Площадь Падунского лесничества, а также площадь расположенных на его территории защитных лесов изменена на основании актов об изменении документированной информации в государственный лесной реестр №1 от 05.08.2019, №2 от 11.09.2019, в связи с исключением земельных участков гослесфонда в порядке «лесной амнистии». В результате невнесения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент сведений об изменившейся площади Падунского лесничества и площади защитных лесов Падунского лесничества, Министерством не рассчитаны новые нормативы, параметры и сроки использования лесов, а также требования по охране, защите и воспроизводству лесов, что в свою нарушает такие принципы лесного законодательства, как устойчивое управление лесами, использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что до настоящего времени не установлены границы Падунского лесничества; на землях лесного фонда Падунского лесничества срок проведения лесоустройства превышает: 10 лет на площади 125 100 га, 21 год - 142 600 га. Решением Кировского районного суда г. Иркутска от **.**.**** на Министерство лесного комплекса Иркутской области возложена обязанность организовать проведение лесоустройства на территории лесничеств Иркутской области, в том числе Падунского лесничества, где срок проведения лесоустройства превышает 10 лет. Проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов относится к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства. В нарушение норм закона Федеральным агентством лесного хозяйства проектирование Падунского лесничества, а также эксплуатационных, защитных, резервных лесов, особо защитных участков лесов не осуществлено, границы лесничества не установлены. Не проведение на землях Падунского лесничества Иркутской области лесоустройства в части проектирования лесничества (в том числе установление границ лесничества), эксплуатационных, защитных, резервных лесов, особо защитных участков лесов препятствует осуществлению мероприятий, направленных на защиту, воспроизводство лесов и рациональное использование лесных ресурсов, а также влечет незаконное распоряжение и нерациональное использование защитных лесов и лесных участков, подпадающих под признаки особо защитных участков леса, что противоречит таким принципам лесного законодательства, как: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Просит суд с учетом уточнений:

- признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неисполнении обязанности по внесению изменений в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Падунского лесничества об общей площади Падунского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре;

- обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области внести изменения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Падунского лесничества об общей площади Падунского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре, в срок до **.**.****;

- обязать Федеральное агентство лесного хозяйства провести работы по проектированию лесничества (в том числе установлению границ лесничества), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов на территории Падунского лесничества Иркутской области, в срок до **.**.****.

В судебном заседании административный истец - заместитель Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области Дзвониская М.Н. административные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом уточнений, просила суд административное исковое заявление с учетом уточнений удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика - Министерства лесного комплекса Иркутской области - Суздалев В.В., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения административных исковых требований с учетом уточнений. Дополнительно пояснил, что поддерживает доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, административный ответчик был не согласен только с тем, что прокурором не был установлен срок для исполнения решения суда.

Заинтересованное лицо - Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представило ходатайство о рассмотрении данного административного дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик - Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного ответчика и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 150 КАС РФ.

Выслушав административного истца - заместителя Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области Дзвонискую М.Н., представителя административного ответчика - Министерства лесного комплекса Иркутской области - Суздалева В.В., действующего на основании доверенности, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Рассматривая административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неисполнении обязанности по внесению изменений в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Падунского лесничества об общей площади Падунского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре; обязании Министерство лесного комплекса Иркутской области внести изменения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Падунского лесничества об общей площади Падунского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, суд приходит к выводу, что для признания незаконным бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неисполнении обязанности по внесению изменений в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Падунского лесничества об общей площади Падунского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре, необходимо установить следующие обстоятельства: наличие у административного ответчика - Министерства лесного комплекса Иркутской области обязанности по выполнению указанных мероприятий; неисполнение или ненадлежащее исполнение административным ответчиком данной обязанности; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением административным ответчиком возложенных на него обязанностей; нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 2 ст. 4 ЛК РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. п. 9, 10 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 №155-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» (вместе с «Положением о министерстве лесного комплекса Иркутской области») утверждено Положение о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, согласно которому Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, а также по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 7 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области задачами министерства являются в т.ч. управление в сфере лесного хозяйства и управление в сфере лесопромышленного комплекса.

На основании п. 8 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции: разработка лесного плана Иркутской области, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Иркутской области.

Согласно ст. 85 ЛК РФ планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 86 ЛК РФ в лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, а также зон их планируемого освоения. Лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №692 от 20.12.2017 утверждена типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки и внесения в него изменений.

Согласно приложению 2 к приказу Минприроды России №692 от 20.12.2017 лесной план субъекта Российской Федерации является документом лесного планирования, в котором определяются цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения, в границах лесничеств, лесопарков расположенных на территории субъекта Российской Федерации (п. 1).

Лесной план субъекта Российской Федерации разрабатывается на основе материалов таксации лесов и специальных обследований, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, документов стратегического и территориального планирования, а также с учетом схем размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (п. 4).

Разработка лесного плана субъекта Российской Федерации осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (п. 11).

Изменения в лесной план субъекта Российской Федерации вносятся при изменении лесного законодательства Российской Федерации, количества лесничеств, лесопарков и их границ, границ защитных, эксплуатационных и резервных лесов, границ особо защитных участков лесов, количества особо охраняемых природных территорий и их границ, информации, содержащейся в государственном лесном реестре о количественных и качественных характеристиках лесов, состояния лесов, обусловленного воздействием негативных природных и антропогенных факторов (лесные пожары, вредные организмы, ветровалы, загрязнение радиоактивными веществами) при принятии и внесении изменений в документы стратегического планирования (п. 22).

При внесении изменений в лесной план субъекта Российской Федерации в обязательном порядке уточняются плановые показатели и целевые прогнозные показатели на текущий год и последующие годы периода действия разрабатываемого лесного плана субъекта Российской Федерации (п. 24).

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет (ч. 4 ст. 87 ЛК РФ).

Согласно ч. 5 ст. 87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются: 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; 2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно ч. 7 ст. 87 ЛК РФ состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №72 от 27.02.2017 утвержден Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки действия и порядок внесения в них изменений.

Данный документ устанавливает состав, порядок разработки лесохозяйственных регламентов, сроки их действия, порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение в них изменений. Лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.

Согласно п. 10 Состава лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки действия и порядок внесения в них изменений, разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81-84 ЛК РФ.

Согласно п. 11 Состава лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки действия и порядок внесения в них изменений, основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки и другие параметры использования лесов, ограничения использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 16 Состава лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки действия и порядок внесения в них изменений, внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях: 1) изменения структуры и состояния лесов, выявленных в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, а также в результате лесопатологических обследований; 2) принятия или изменения нормативных правовых актов в области лесных отношений; 3) осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов (по результатам их осуществления); 4) выявления технических ошибок.

При внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, лесоустройства, лесопатологических обследований, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 9-17 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений (п. 18 Состава лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки действия и порядок внесения в них изменений).

Согласно ст. 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация: 1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; 4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках и об их границах; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, исходя из норм действующего законодательства в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса, при внесении изменений в государственный лесной реестр о количественных и качественных характеристиках лесов, указанные сведения должны быть внесены Министерством лесного комплекса Иркутской области в лесной план Иркутской области, и соответственно в лесохозяйственный регламент лесничества, при этом должны быть рассчитаны новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов.

В судебном заседании установлено, что Приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области №78-мпр от 11.10.2018 утверждены Лесохозяйственные регламенты по лесничествам Иркутской области, в том числе по Падунскому лесничеству.

В судебном заседании установлено, что согласно данным Государственного лесного реестра (форма №1-ГЛР) общая площадь Падунского лесничества по состоянию на 01.01.2020 составляет 1 351 151 га, площадь защитных лесов - 263 144 га.

При этом согласно Лесохозяйственному регламенту Падунского лесничества и Лесному плану Иркутской области общая площадь Падунского лесничества составляет 1 351 157 га, площадь защитных лесов - 263 146 га.

Данные о площади Падунского лесничества указанные в Лесохозяйственном регламенте Падунского лесничества и Лесном плане Иркутской области соответствуют данным Государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2019.

Вместе с тем, в 2019 году общая площадь Падунского лесничества и площадь защитных лесов были изменены.

В судебном заседании установлено, что площадь Падунского лесничества, а также площадь расположенных на его территории защитных лесов, была изменена в 219 году на основании актов об изменении документированной информации в государственный лесной реестр №1 от 05.08.2019, №2 от 11.09.2019, в связи с исключением земельных участков гослесфонда в порядке «лесной амнистии».

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что до настоящего времени в Лесной план Иркутской области и в Лесохозяйственный регламент Падунского лесничества не внесены сведения об изменении площади Падунского лесничества и площади защитных лесов Падунского лесничества, а также не рассчитаны новые нормативы, параметры и сроки использования лесов, требования по охране, защите и воспроизводству лесов.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что действующим законодательством, обязанность по внесению изменений в Лесной план Иркутской области и в Лесохозяйственный регламент Падунского лесничества, возложена на Министерства лесного комплекса Иркутской области.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что до настоящего времени указанные нарушения Министерством лесного комплекса Иркутской области не устранены и изменения в Лесной план Иркутской области и в Лесохозяйственный регламент Падунского лесничества не внесены.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что, поскольку Министерство лесного комплекса Иркутской области до настоящего времени не внесло изменения в Лесной план Иркутской области и Лесохозяйственный регламент Падунского лесничества, в связи с изменением общей площади Падунского лесничества и площади защитных лесов Падунского лесничества, то установлен факт бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившегося в неисполнении обязанности по внесению изменений в Лесной план Иркутской области и Лесохозяйственный регламент Падунского лесничества об общей площади Падунского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в Государственном лесном реестре. При этом доказательств, подтверждающих отсутствие в деятельности Министерства лесного комплекса Иркутской области указанных нарушений, административным ответчиком не представлено.

При этом в результате бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, связанного с неисполнением обязанности по внесению изменений в Лесной план Иркутской области и Лесохозяйственный регламент Падунского лесничества об общей площади Падунского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в Государственном лесном реестре, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что в нарушение требований ст. ст. 83, 85, 86, 87, 91 ЛК РФ, Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №692 от 20.12.2017, Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №72 от 27.02.2017, Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №181 от 16.07.2007, Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, Министерством лесного комплекса Иркутской области до настоящего времени не внесены изменения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Падунского лесничества об общей площади Падунского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре.

При таких обстоятельствах административные исковые требования с учетом уточнений Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неисполнении обязанности по внесению изменений в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Падунского лесничества об общей площади Падунского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре; обязании Министерство лесного комплекса Иркутской области внести изменения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Падунского лесничества об общей площади Падунского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд, принимая во внимание характер и объем мероприятий, которые необходимо выполнить административному ответчику - внести изменения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Падунского лесничества об общей площади Падунского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре, считает необходимым установить срок для исполнения возложенной на административного ответчика обязанности - до **.**.****.

Рассматривая административное исковое требование Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области к Федеральному агентству лесного хозяйства об обязании провести работы по проектированию лесничества (в том числе установлению границ лесничества), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов на территории Падунского лесничества Иркутской области, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 1 ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В силу п. 26 ч. 1 ст. 81 ЛК РФ проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №736 утверждено Положение «О Федеральном агентстве лесного хозяйства».

Согласно п. 1 Положения, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Согласно п. 4 Положения, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В силу п. 5.4.4 Положения, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет полномочия по принятию решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса.

В силу п. 5.4.4 Положения, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет полномочия по проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ №122 от 29.03.2018 утверждена Лесоустроительная инструкция.

Согласно п.2 Лесоустроительной инструкции инструкцией устанавливаются правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесничества и лесопарки располагаются на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (п. 10).

При проектировании лесничеств, лесопарков осуществляется установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети. По результатам проектирования составляется ведомость проектирования лесничеств и лесопарков, содержащая следующую информацию: 1) наименование лесничеств и лесопарков; 2) наименование участковых лесничеств; 3) номера лесных кварталов и их площади в гектарах (п. 11).

Согласно п. 16 Лесоустроительной инструкции проектирование эксплуатационных, защитных и резервных лесов осуществляется в пределах лесничества, лесопарка на основании анализа состояния и использования лесов, перспектив их освоения, развития особо охраняемых природных территорий с учетом документов территориального планирования (схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана поселения, генерального плана городского округа).

Согласно п. 17 Лесоустроительной инструкции к эксплуатационным лесам относятся леса, предназначенные для освоения в целях обеспечения устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Проектирование эксплуатационных лесов в пределах лесничества осуществляется после проектирования защитных и резервных лесов.

Согласно п. 18 Лесоустроительной инструкции защитные леса выделяются на землях лесного фонда и землях иных категорий в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других полезных функций лесов с одновременным использованием, совместимым с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезных функций. В категорию защитных лесов включаются леса, отвечающие основному назначению выделяемой категории защитных лесов.

Согласно п. п. 21, 22 Лесоустроительной инструкции особо защитные участки лесов проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных, эксплуатационных и резервных лесах.

Проектируемые при лесоустройстве особо защитные участки лесов выделяются в отдельные лесные кварталы или лесотаксационные выделы. На картографические материалы наносятся их границы, определяются площади, приводится количественная и качественная характеристики земель и лесных насаждений. По результатам проектирования составляется ведомость проектируемых особо защитных участков лесов, содержащая следующую информацию: 1) наименование участковых лесничеств; 2) номера лесных кварталов; 3) номера лесотаксационных выделов и их площади в гектарах.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что действующим законодательством, обязанность по проектированию лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, возложена на Федеральное агентство лесного хозяйства.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено и доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено, что Федеральным агентством лесного хозяйства проектирование Падунского лесничества, а также эксплуатационных, защитных, резервных лесов, особо защитных участков лесов не осуществлено, границы лесничества не установлены.

Так, в судебном заседании установлено, что до настоящего времени не установлены границы Падунского лесничества; на землях лесного фонда Падунского лесничества срок проведения лесоустройства превышает: 10 лет на площади 125 100 га, 21 год - 142 600 га.

При этом суд учитывает, что не проведение на землях Падунского лесничества Иркутской области лесоустройства в части проектирования лесничества (в том числе установление границ лесничества), эксплуатационных, защитных, резервных лесов, особо защитных участков лесов препятствует осуществлению мероприятий, направленных на защиту, воспроизводство лесов и рациональное использование лесных ресурсов, а также влечет незаконное распоряжение и нерациональное использование защитных лесов и лесных участков, подпадающих под признаки особо защитных участков леса, что противоречит таким принципам лесного законодательства, как: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, а также нарушаются интересы Российской Федерации, интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что, поскольку Федеральным агентством лесного хозяйства до настоящего времени не проведены работы по проектированию лесничества (в том числе установлению границ лесничества), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов на территории Падунского лесничества Иркутской области, то административное исковое требование Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области к Федеральному агентству лесного хозяйства об обязании провести работы по проектированию лесничества (в том числе установлению границ лесничества), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов на территории Падунского лесничества Иркутской области, является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд учитывает, что ссылка Братского межрайонного природоохранного прокурора в административном исковом заявлении на решение Кировского районного суда г. Иркутска от **.**.****, согласно которому на Министерство лесного комплекса Иркутской области возложена обязанность организовать проведение лесоустройства на территории лесничеств Иркутской области, в том числе Падунского лесничества, где срок проведения лесоустройства превышает 10 лет, правового значения не имеет, поскольку в силу п. 26 ч. 1 ст. 81 ЛК РФ проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, т.е. к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства, а в силу п. 7 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия по проведению лесоустройства, а именно: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксация лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов, следовательно, установление внешних границ лесничеств возложено на Федеральное агентство лесного хозяйства.

В силу ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд, принимая во внимание характер и объем мероприятий, которые необходимо выполнить административному ответчику - провести работы по проектированию лесничества (в том числе установлению границ лесничества), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов на территории Падунского лесничества Иркутской области, считает необходимым установить срок для исполнения возложенной на административного ответчика обязанности - до **.**.****.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неисполнении обязанности по внесению изменений в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Падунского лесничества об общей площади Падунского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре.

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области внести изменения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Падунского лесничества об общей площади Падунского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре, в срок до **.**.****.

Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства провести работы по проектированию лесничества (в том числе установлению границ лесничества), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов на территории Падунского лесничества Иркутской области, в срок до **.**.****.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Ларичева