НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Братского районного суда (Иркутская область) от 20.05.2020 № 2А-351/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2020 года г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре Воищевой М.В., с участием административного истца - заместителя Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области Дзвониской М.Н., представителя административного ответчика - Министерства лесного комплекса Иркутской области и заинтересованного лица - Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству - Суздалева В.В., действующего на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело *** по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, заинтересованное лицо - Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по внесению изменений в лесной план и лесохозяйственный регламент об общей площади лесничества и площади защитных лесов, не определении площади защитных лесов и не внесении сведений об ограничениях использования защитных лесов, обязании внести изменения в лесной план и лесохозяйственный регламент об общей площади лесничества и площади защитных лесов, привести лесохозяйственный регламент в соответствии с действующим лесным законодательством путем определения площади защитных лесов и внесения сведений об ограничениях использования защитных лесов, обязании провести работы по проектированию лесничества,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование административного искового заявления с учетом уточнений Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании задания Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка законности расходования средств, выделенных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на проведение лесоустройства, в ходе которой проверено исполнение органами лесного хозяйства полномочий по организации и проведению лесоустройства на территории Братского лесничества, а также соответствие данных Государственного лесного реестра Лесохозяйственному регламенту Братского лесничества и Лесному плану Иркутской области. Так, в ходе проверки установлено, что данные Государственного лесного реестра о площади Братского лесничества, а также площади защитных лесов Братского лесничества не соответствуют сведениям, содержащимся в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества и Лесном плане Иркутской области. Министерством лесного комплекса Иркутской области ненадлежащим образом исполняются полномочия по внесению изменений в лесохозяйственные регламенты и Лесной план Иркутской области. Согласно данным Государственного лесного реестра (форма №1-ГЛР) общая площадь Братского лесничества по состоянию на 01.01.2020 составляет 1 291 493 га, площадь защитных лесов - 233 747 га. Вместе с тем, согласно Лесохозяйственному регламенту Братского лесничества и Лесному плану Иркутской области общая площадь Братского лесничества составляет 1 291 513 га, площадь защитных лесов - 218 290 га. Указанные в Лесохозяйственном регламенте и Лесном плане данные соответствуют данным Государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2018. В 2018 году общая площадь лесничества и площадь защитных лесов были изменены, и на 01.01.2019 составляли 1 291 493 га и 218 270 га соответственно.

Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 №155-пп утверждено Положение о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, согласно п. 1 которого исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, является Министерство лесного комплекса Иркутской области. Согласно п.п. 4.8 п. 8 Положения Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке в сфере лесного хозяйства осуществляет такие функции как: разработка лесного плана Иркутской области, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Иркутской области.

При внесении изменений в государственный лесной реестр о количественных и качественных характеристиках лесов, указанные сведения должны быть внесены Министерством в лесной план ..., и соответственно в лесохозяйственный регламент лесничества, при этом должны быть рассчитаны новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Площадь Братского лесничества, а также площадь расположенных на его территории защитных лесов изменена на основании актов об изменении документированной информации в государственный лесной реестр *** от **.**.****, *** от **.**.****, *** от **.**.****, в связи с исключением земельных участков гослесфонда в порядке «лесной амнистии», а также акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр *** от **.**.****. В результате невнесения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент сведений об изменившейся площади Братского лесничества и площади защитных лесов Братского лесничества, Министерством не рассчитаны новые нормативы, параметры и сроки использования лесов, а также требования по охране, защите и воспроизводству лесов, что в свою нарушает такие принципы лесного законодательства, как устойчивое управление лесами, использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Также проверкой установлено, что в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества отсутствуют сведения о площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, а также кварталах или их частей, в которых находятся такие защитные леса, сведений об ограничении использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях. Приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 №78-мпр утверждены лесохозяйственные регламенты по лесничествам Иркутской области, в том числе по Братскому лесничеству. Срок действия лесохозяйственного регламента установлен по **.**.****. Глава 1 лесохозяйственного регламента Братского лесничества содержит раздел «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов», а также таблицу 3, типовая форма которой утверждена приказом Минприроды России от 27.02.2017 №72. Согласно таблице 3 лесохозяйственного регламента Братского лесничества общая площадь защитных лесов составляет 218 290 га, из них: площадь лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов - 49 337 га, к которым относятся защитные полосы лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ на общей площади 12 225 га, а также зеленые зоны на общей площади 37 112 га; площадь ценных лесов - 168 953 га, к которым относятся запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов на общей площади 3251 га, а также нерестоохранные полосы лесов на общей площади 165 702 га.

На территории Братского лесничества имеется государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Бойские болота», учрежденный решением Иркутского облисполкома от 02.10.1973 №606, сведения о котором отражены в Главе 1 лесохозяйственного регламента Братского лесничества. В лесохозяйственном регламенте Братского лесничества указано, что заказник расположен в границах кадастровых кварталов ***, ***; занимает общую площадь 15 713,69 га, из них 15 477 га - земли лесного фонда; расположен в лесных кварталах <данные изъяты> Добчурской дачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества. Государственный природный заказник «Бойские болота» в силу п.п. «г» п. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» является особо охраняемой природной территорией. Согласно Положению о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Бойские болота», утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 №522-пп, целями заказника являются: сохранение на его территории уникальных и типичных природных комплексов, и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда; экологическое воспитание и оздоровление населения. Таким образом, в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества должна быть определена площадь защитных лесов, расположенных на особо охраняемой природной территории - государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Бойские болота», а также квартала или их части, в которых находятся указанные защитные леса.

В нарушение ст. 111 ЛК РФ, п. 6 приказа Минприроды России от 27.02.2017 №72 площадь защитных лесов, квартала или их части, расположенные на особо охраняемых природных территориях в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества не определены. В связи с не установлением в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества сведений о площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, а также кварталах или их частей, в которых они находятся, в нарушение п. 8 приказа Минприроды России от 27.02.2017 №72 в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества отсутствуют сведения об ограничениях использования таких защитных лесов (таблица 18). О бездействии Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившегося в не определении площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также сведений об ограничениях их использования в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества, утвержденном приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 №78-мпр, Братскому межрайонному природоохранному прокурору стало известно **.**.****. По факту выявленных нарушений лесного законодательства **.**.**** в адрес Министерства лесного комплекса Иркутской области Братской межрайонной природоохранной прокуратурой внесено представление об их устранении. Согласно ответу Министерства лесного комплекса Иркутской области от **.**.******* сведения о площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталах или их частях, в которых они находятся, а также сведения об ограничениях использования таких защитных лесов Министерство лесного комплекса Иркутской области обязалось внести в лесохозяйственные регламенты лесничеств Иркутской области в срок до **.**.****. Вместе с тем, до настоящего времени указанные сведения в лесохозяйственный регламент Братского лесничества не внесены.

Отсутствие в лесохозяйственном регламенте сведений о площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, а также кварталах или их частей, в которых находятся такие защитные леса, сведений об ограничении использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, влечет нарушение требований природоохранного законодательства, устанавливающих ограничения использования таких лесов с целью сохранения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, чем нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено ст. 42 Конституции РФ.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что до настоящего времени не установлены границы Братского лесничества; на землях лесного фонда Братского лесничества срок проведения лесоустройства превышает: 10 лет на площади 325 900 га, 21 год - 348 000 га. Решением Кировского районного суда г. Иркутска от **.**.**** на Министерство лесного комплекса Иркутской области возложена обязанность организовать проведение лесоустройства на территории лесничеств Иркутской области, в том числе Братского лесничества, где срок проведения лесоустройства превышает 10 лет. Проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов относится к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства. В нарушение норм закона Федеральным агентством лесного хозяйства проектирование Братского лесничества, а также эксплуатационных, защитных, резервных лесов, особо защитных участков лесов не осуществлено, границы лесничества не установлены. Не проведение на землях Братского лесничества Иркутской области лесоустройства в части проектирования лесничества (в том числе установление границ лесничества), эксплуатационных, защитных, резервных лесов, особо защитных участков лесов препятствует осуществлению мероприятий, направленных на защиту, воспроизводство лесов и рациональное использование лесных ресурсов, а также влечет незаконное распоряжение и нерациональное использование защитных лесов и лесных участков, подпадающих под признаки особо защитных участков леса, что противоречит таким принципам лесного законодательства, как: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Просит суд с учетом уточнений:

- признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неисполнении обязанности по внесению изменений в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Братского лесничества об общей площади Братского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре;

- обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области внести изменения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Братского лесничества об общей площади Братского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре, в срок до **.**.****;

- признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неопределении площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества, утвержденном приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 №78-мпр;

- обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области привести лесохозяйственный регламент Братского лесничества, утвержденный приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 №78-мпр, в соответствие действующему лесному законодательству путем определения в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также внесения сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в срок до **.**.****;

- обязать Федеральное агентство лесного хозяйства провести работы по проектированию лесничества (в том числе установлению границ лесничества), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов на территории Братского лесничества Иркутской области, в срок до **.**.****.

В судебном заседании административный истец - заместитель Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области Дзвониская М.Н. административные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом уточнений, просила суд административное исковое заявление с учетом уточнений удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика - Министерства лесного комплекса Иркутской области - Суздалев В.В., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения административных исковых требований с учетом уточнений. Дополнительно пояснил, что поддерживает доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, административный ответчик был не согласен только с первоначальным сроком исполнения решения суда, установленным прокурором - до **.**.****.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству - Суздалев В.В., действующий на основании доверенностей, решение относительно административных исковых требований с учетом уточнений оставил на усмотрение суда.

Административный ответчик - Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 150 КАС РФ.

Выслушав административного истца - заместителя Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области Дзвонискую М.Н., представителя административного ответчика - Министерства лесного комплекса Иркутской области и заинтересованного лица - Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству - Суздалева В.В., действующего на основании доверенностей, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Рассматривая административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неисполнении обязанности по внесению изменений в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Братского лесничества об общей площади Братского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре; обязании Министерство лесного комплекса Иркутской области внести изменения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Братского лесничества об общей площади Братского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре; о признании незаконным бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неопределении площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества, утвержденном приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 №78-мпр; обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области привести лесохозяйственный регламент Братского лесничества, утвержденный приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 №78-мпр, в соответствие действующему лесному законодательству путем определения в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также внесения сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, суд приходит к выводу, что для признания незаконными бездействий Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившиеся в неисполнении обязанности по внесению изменений в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Братского лесничества об общей площади Братского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре; в неопределении площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества, утвержденном приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 №78-мпр, необходимо установить следующие обстоятельства: наличие у административного ответчика - Министерства лесного комплекса Иркутской области обязанности по выполнению указанных мероприятий; неисполнение или ненадлежащее исполнение административным ответчиком данной обязанности; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением административным ответчиком возложенных на него обязанностей; нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 2 ст. 4 ЛК РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. п. 9, 10 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 №155-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» (вместе с «Положением о министерстве лесного комплекса Иркутской области») утверждено Положение о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, согласно которому Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, а также по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области, государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 7 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области задачами министерства являются в т.ч. управление в сфере лесного хозяйства и управление в сфере лесопромышленного комплекса.

На основании п. 8 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции: разработка лесного плана Иркутской области, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Иркутской области.

Согласно ст. 85 ЛК РФ планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на обеспечение устойчивого развития территорий. Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 86 ЛК РФ в лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, а также зон их планируемого освоения. Лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №692 от 20.12.2017 утверждена типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки и внесения в него изменений.

Согласно приложению 2 к приказу Минприроды России №692 от 20.12.2017 лесной план субъекта Российской Федерации является документом лесного планирования, в котором определяются цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения, в границах лесничеств, лесопарков расположенных на территории субъекта Российской Федерации (п. 1).

Лесной план субъекта Российской Федерации разрабатывается на основе материалов таксации лесов и специальных обследований, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, документов стратегического и территориального планирования, а также с учетом схем размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (п. 4).

Разработка лесного плана субъекта Российской Федерации осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (п. 11).

Изменения в лесной план субъекта Российской Федерации вносятся при изменении лесного законодательства Российской Федерации, количества лесничеств, лесопарков и их границ, границ защитных, эксплуатационных и резервных лесов, границ особо защитных участков лесов, количества особо охраняемых природных территорий и их границ, информации, содержащейся в государственном лесном реестре о количественных и качественных характеристиках лесов, состояния лесов, обусловленного воздействием негативных природных и антропогенных факторов (лесные пожары, вредные организмы, ветровалы, загрязнение радиоактивными веществами) при принятии и внесении изменений в документы стратегического планирования (п. 22).

При внесении изменений в лесной план субъекта Российской Федерации в обязательном порядке уточняются плановые показатели и целевые прогнозные показатели на текущий год и последующие годы периода действия разрабатываемого лесного плана субъекта Российской Федерации (п. 24).

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет (ч. 4 ст. 87 ЛК РФ).

Согласно ч. 5 ст. 87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются: 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; 2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно ч. 7 ст. 87 ЛК РФ состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №72 от 27.02.2017 утвержден Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки действия и порядок внесения в них изменений.

Данный документ устанавливает состав, порядок разработки лесохозяйственных регламентов, сроки их действия, порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение в них изменений. Лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.

Согласно п. 10 Состава лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки действия и порядок внесения в них изменений, разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81-84 ЛК РФ.

Согласно п. 11 Состава лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки действия и порядок внесения в них изменений, основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования. Виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки и другие параметры использования лесов, ограничения использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 16 Состава лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки действия и порядок внесения в них изменений, внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях: 1) изменения структуры и состояния лесов, выявленных в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, а также в результате лесопатологических обследований; 2) принятия или изменения нормативных правовых актов в области лесных отношений; 3) осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов (по результатам их осуществления); 4) выявления технических ошибок.

При внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, лесоустройства, лесопатологических обследований, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 9-17 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений (п. 18 Состава лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки действия и порядок внесения в них изменений).

Согласно ст. 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация: 1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; 4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках и об их границах; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, исходя из норм действующего законодательства в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса, при внесении изменений в государственный лесной реестр о количественных и качественных характеристиках лесов, указанные сведения должны быть внесены Министерством лесного комплекса Иркутской области в лесной план Иркутской области, и соответственно в лесохозяйственный регламент лесничества, при этом должны быть рассчитаны новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов.

В судебном заседании установлено, что Приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области №78-мпр от 11.10.2018 утверждены Лесохозяйственные регламенты по лесничествам Иркутской области, в том числе по Братскому лесничеству.

В судебном заседании установлено, что согласно данным Государственного лесного реестра (форма №1-ГЛР) общая площадь Братского лесничества по состоянию на 01.01.2020 составляет 1 291 493 га, площадь защитных лесов - 233 747 га.

При этом согласно Лесохозяйственному регламенту Братского лесничества и Лесному плану Иркутской области общая площадь Братского лесничества составляет 1 291 513 га, площадь защитных лесов - 218 290 га.

Данные о площади Братского лесничества указанные в Лесохозяйственном регламенте Братского лесничества и Лесном плане Иркутской области соответствуют данным Государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2018.

Вместе с тем, в 2018 году общая площадь Братского лесничества и площадь защитных лесов были изменены, и на 01.01.2019 составляли 1 291 493 га и 218 270 га соответственно.

В судебном заседании установлено, что площадь Братского лесничества, а также площадь расположенных на его территории защитных лесов, была изменена в 2018 году и в 219 году на основании актов об изменении документированной информации в государственный лесной реестр *** от **.**.****, *** от **.**.****, *** от **.**.****, в связи с исключением земельных участков гослесфонда в порядке «лесной амнистии», а также акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр *** от **.**.****. Данные обстоятельства также подтверждаются уведомлениями о внесении изменений в ЕГРН в порядке «лесной амнистии» от **.**.****, **.**.****, **.**.****, **.**.****, **.**.****, **.**.****, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что до настоящего времени в Лесной план Иркутской области и в Лесохозяйственный регламент Братского лесничества не внесены сведения об изменении площади Братского лесничества и площади защитных лесов Братского лесничества, а также не рассчитаны новые нормативы, параметры и сроки использования лесов, требования по охране, защите и воспроизводству лесов.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что на территории Братского лесничества имеется государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Бойские болота», учрежденный решением Иркутского облисполкома от 02.10.1973 №606, сведения о котором отражены в Главе 1 лесохозяйственного регламента Братского лесничества.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 111 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Выделяются следующие категории защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса; городские леса.

В силу ч. 1 ст. 112 ЛК РФ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с п. 6 Состава лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки действия и порядок внесения в них изменений, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №72 от 27.02.2017, глава 1 лесохозяйственного регламента должна содержать следующую информацию:

1) краткую характеристику лесничества (лесопарка), включающую: наименование и местоположение лесничества, лесопарка; общую площадь лесничества и участковых лесничеств; распределение территории лесничества по муниципальным образованиям (таблица 1 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений); карту-схему субъекта Российской Федерации (формата не более A3) с выделением территории лесничества; распределение лесов лесничества по лесорастительным зонам, лесным районам и зонам лесозащитного и лесосеменного районирования (таблица 2 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений) с приложением схематической карты территории лесничества (формата не более A3) с распределением территории лесничества и участковых лесничеств по лесорастительным зонам и лесным районам; распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов (таблица 3 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений); характеристику лесных и нелесных земель из состава земель лесного фонда на территории лесничества (таблица 4 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений); характеристику имеющихся и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, планов по их организации, развитию экологических сетей, сохранению биоразнообразия; характеристику проектируемых лесов национального наследия; перечень видов биологического разнообразия и размеров буферных зон, подлежащих сохранению при осуществлении лесосечных работ (таблица 20 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений); характеристику существующих объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, мероприятий по строительству, реконструкции и эксплуатации указанных объектов, предусмотренных документами территориального планирования; поквартальную карту-схему подразделения лесов по целевому назначению с нанесением местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;

2) виды разрешенного использования лесов на территории лесничества с распределением по кварталам (таблица 5 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений).

В соответствии с п. 8 Состава лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки действия и порядок внесения в них изменений, глава 3 лесохозяйственного регламента должна содержать следующую информацию:

1) ограничения по видам целевого назначения лесов (таблица 18 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений);

2) ограничения по видам особо защитных участков лесов (таблица 19 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений);

3) ограничения по видам использования лесов.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №181 от 16.07.2007 утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам (п. 2).

В судебном заседании установлено, что согласно таблице 3 Лесохозяйственного регламента Братского лесничества общая площадь защитных лесов составляет 218 290 га, в том числе:

- площадь лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов - 49337 га, к которым относятся защитные полосы лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ на общей площади 12 225 га, а также зеленые зоны на общей площади 37 112 га;

- площадь ценных лесов - 168 953 га, к которым относятся запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов на общей площади 3 251 га, а также нерестоохранные полосы лесов на общей площади 165 702 га.

Также в судебном заседании установлено, что в Лесохозяйственном регламенте Братского лесничества указано, что заказник «Бойские болота» расположен в границах кадастровых кварталов ***, *** и расположен в лесных кварталах <данные изъяты> Добчурской дачи Илирского участкового лесничества Братского лесничества, при этом занимает общую площадь 15 713,69 га, в т.ч. 15 477 га - земли лесного фонда.

В силу п. п. «г» п. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственный природный заказник «Бойские болота» является особо охраняемой природной территорией.

Согласно Положению о государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Бойские болота», утвержденному постановлением Правительства Иркутской области №522-пп от 29.08.2016, целями заказника являются: сохранение на его территории уникальных и типичных природных комплексов, и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда; экологическое воспитание и оздоровление населения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в Лесохозяйственном регламенте Братского лесничества должна быть определена площадь защитных лесов, расположенных на особо охраняемой природной территории - государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Бойские болота», а также квартала или их части, в которых находятся указанные защитные леса.

В судебном заседании установлено и административным ответчиком не оспаривается, что площадь защитных лесов, квартала или их части, расположенные на особо охраняемой природной территории - государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Бойские болота» в Лесохозяйственном регламенте Братского лесничества не определены.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что поскольку в Лесохозяйственном регламенте Братского лесничества отсутствуют сведения о площади защитных лесов, квартала или их части, расположенные на особо охраняемой природной территории - государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Бойские болота», в нарушение п. 8 приказа Минприроды России №72 от 27.02.2017 в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества отсутствуют сведения об ограничениях использования таких защитных лесов (таблица 18).

Вместе с тем в судебном заседании установлено, что до настоящего времени в Лесохозяйственный регламент Братского лесничества не внесены сведения о площади защитных лесов, квартала или их части, расположенные на особо охраняемой природной территории - государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Бойские болота».

Таким образом, в судебном заседании установлено, что действующим законодательством, обязанность по внесению изменений в Лесной план Иркутской области и в Лесохозяйственный регламент Братского лесничества, возложена на Министерства лесного комплекса Иркутской области.

Также в судебном заседании установлено, что административным истцом в адрес Министерства лесного комплекса Иркутской области **.**.**** было внесено представление по факту выявленных нарушений лесного законодательства.

Согласно ответу Министерства лесного комплекса Иркутской области *** от **.**.**** сведения о площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталах или их частях, в которых они находятся, а также сведения об ограничениях использования таких защитных лесов Министерство лесного комплекса Иркутской области обязалось внести в лесохозяйственные регламенты лесничеств Иркутской области в срок до **.**.****.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что до настоящего времени указанные нарушения Министерством лесного комплекса Иркутской области не устранены и сведения в Лесохозяйственный регламент Братского лесничества не внесены.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что, поскольку Министерство лесного комплекса Иркутской области до настоящего времени не внесло изменения в Лесной план Иркутской области и Лесохозяйственный регламент Братского лесничества, в связи с изменением общей площади Братского лесничества и площади защитных лесов Братского лесничества, а также не внесло в Лесохозяйственный регламент Братского лесничества сведения о площади защитных лесов, квартала или их части, расположенные на особо охраняемой природной территории - государственном природном заказнике регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Бойские болота», то установлен факт бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившегося в неисполнении обязанности по внесению изменений в Лесной план Иркутской области и Лесохозяйственный регламент Братского лесничества об общей площади Братского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в Государственном лесном реестре; в неопределении площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества, утвержденном приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 №78-мпр. При этом доказательств, подтверждающих отсутствие в деятельности Министерства лесного комплекса Иркутской области указанных нарушений, административным ответчиком не представлено.

При этом в результате бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, связанного с неисполнением обязанности по внесению изменений в Лесной план Иркутской области и Лесохозяйственный регламент Братского лесничества об общей площади Братского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в Государственном лесном реестре; в неопределении площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества, утвержденном приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 №78-мпр, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации. Кроме того, отсутствие в Лесохозяйственном регламенте сведений о площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, а также кварталах или их частей, в которых находятся такие защитные леса, сведений об ограничении использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, влечет нарушение требований природоохранного законодательства, устанавливающих ограничения использования таких лесов с целью сохранения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций, чем нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что в нарушение требований ст. ст. 83, 85, 86, 87, 91, 111, 112 ЛК РФ, Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №692 от 20.12.2017, Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №72 от 27.02.2017, Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №181 от 16.07.2007, Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, Министерством лесного комплекса Иркутской области до настоящего времени не внесены изменения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Братского лесничества об общей площади Братского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре, а также не определены площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества, утвержденном приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 №78-мпр.

При таких обстоятельствах административные исковые требования с учетом уточнений Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неисполнении обязанности по внесению изменений в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Братского лесничества об общей площади Братского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре; обязании Министерство лесного комплекса Иркутской области внести изменения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Братского лесничества об общей площади Братского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре; о признании незаконным бездействия Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неопределении площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества, утвержденном приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 №78-мпр; обязании Министерство лесного комплекса Иркутской области привести лесохозяйственный регламент Братского лесничества, утвержденный приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 №78-мпр, в соответствие действующему лесному законодательству путем определения в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также внесения сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд, принимая во внимание характер и объем мероприятий, которые необходимо выполнить административному ответчику - внести изменения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Братского лесничества об общей площади Братского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре, определить площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества, утвержденном приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 №78-мпр, считает необходимым установить срок для исполнения возложенной на административного ответчика обязанности - до **.**.****.

Рассматривая административное исковое требование Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области к Федеральному агентству лесного хозяйства об обязании провести работы по проектированию лесничества (в том числе установлению границ лесничества), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов на территории Братского лесничества Иркутской области, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 1 ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В силу п. 26 ч. 1 ст. 81 ЛК РФ проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №736 утверждено Положение «О Федеральном агентстве лесного хозяйства».

Согласно п. 1 Положения, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Согласно п. 4 Положения, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В силу п. 5.4.4 Положения, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет полномочия по принятию решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса.

В силу п. 5.4.4 Положения, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет полномочия по проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ №122 от 29.03.2018 утверждена Лесоустроительная инструкция.

Согласно п.2 Лесоустроительной инструкции инструкцией устанавливаются правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесничества и лесопарки располагаются на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (п. 10).

При проектировании лесничеств, лесопарков осуществляется установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети. По результатам проектирования составляется ведомость проектирования лесничеств и лесопарков, содержащая следующую информацию: 1) наименование лесничеств и лесопарков; 2) наименование участковых лесничеств; 3) номера лесных кварталов и их площади в гектарах (п. 11).

Согласно п. 16 Лесоустроительной инструкции проектирование эксплуатационных, защитных и резервных лесов осуществляется в пределах лесничества, лесопарка на основании анализа состояния и использования лесов, перспектив их освоения, развития особо охраняемых природных территорий с учетом документов территориального планирования (схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципального района, генерального плана поселения, генерального плана городского округа).

Согласно п. 17 Лесоустроительной инструкции к эксплуатационным лесам относятся леса, предназначенные для освоения в целях обеспечения устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Проектирование эксплуатационных лесов в пределах лесничества осуществляется после проектирования защитных и резервных лесов.

Согласно п. 18 Лесоустроительной инструкции защитные леса выделяются на землях лесного фонда и землях иных категорий в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других полезных функций лесов с одновременным использованием, совместимым с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезных функций. В категорию защитных лесов включаются леса, отвечающие основному назначению выделяемой категории защитных лесов.

Согласно п. п. 21, 22 Лесоустроительной инструкции особо защитные участки лесов проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных, эксплуатационных и резервных лесах.

Проектируемые при лесоустройстве особо защитные участки лесов выделяются в отдельные лесные кварталы или лесотаксационные выделы. На картографические материалы наносятся их границы, определяются площади, приводится количественная и качественная характеристики земель и лесных насаждений. По результатам проектирования составляется ведомость проектируемых особо защитных участков лесов, содержащая следующую информацию: 1) наименование участковых лесничеств; 2) номера лесных кварталов; 3) номера лесотаксационных выделов и их площади в гектарах.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что действующим законодательством, обязанность по проектированию лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, возложена на Федеральное агентство лесного хозяйства.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено и доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено, что Федеральным агентством лесного хозяйства проектирование Братского лесничества, а также эксплуатационных, защитных, резервных лесов, особо защитных участков лесов не осуществлено, границы лесничества не установлены.

Так, в судебном заседании установлено, что до настоящего времени не установлены границы Братского лесничества; на землях лесного фонда Братского лесничества срок проведения лесоустройства превышает: 10 лет на площади 325 900 га, 21 год - 348 000 га.

При этом суд учитывает, что не проведение на землях Братского лесничества Иркутской области лесоустройства в части проектирования лесничества (в том числе установление границ лесничества), эксплуатационных, защитных, резервных лесов, особо защитных участков лесов препятствует осуществлению мероприятий, направленных на защиту, воспроизводство лесов и рациональное использование лесных ресурсов, а также влечет незаконное распоряжение и нерациональное использование защитных лесов и лесных участков, подпадающих под признаки особо защитных участков леса, что противоречит таким принципам лесного законодательства, как: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, а также нарушаются интересы Российской Федерации, интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что, поскольку Федеральным агентством лесного хозяйства до настоящего времени не проведены работы по проектированию лесничества (в том числе установлению границ лесничества), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов на территории Братского лесничества Иркутской области, то административное исковое требование Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области к Федеральному агентству лесного хозяйства об обязании провести работы по проектированию лесничества (в том числе установлению границ лесничества), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов на территории Братского лесничества Иркутской области, является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд учитывает, что ссылка Братского межрайонного природоохранного прокурора в административном исковом заявлении на решение Кировского районного суда г.Иркутска от **.**.****, согласно которому на Министерство лесного комплекса Иркутской области возложена обязанность организовать проведение лесоустройства на территории лесничеств Иркутской области, в том числе Братского лесничества, где срок проведения лесоустройства превышает 10 лет, правового значения не имеет, поскольку в силу п. 26 ч. 1 ст. 81 ЛК РФ проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, т.е. к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства, а в силу п. 7 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия по проведению лесоустройства, а именно: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксация лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов, следовательно, установление внешних границ лесничеств возложено на Федеральное агентство лесного хозяйства.

В силу ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд, принимая во внимание характер и объем мероприятий, которые необходимо выполнить административному ответчику - провести работы по проектированию лесничества (в том числе установлению границ лесничества), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов на территории Братского лесничества ..., считает необходимым установить срок для исполнения возложенной на административного ответчика обязанности - до **.**.****.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неисполнении обязанности по внесению изменений в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Братского лесничества об общей площади Братского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре.

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области внести изменения в лесной план Иркутской области и лесохозяйственный регламент Братского лесничества об общей площади Братского лесничества и площади защитных лесов на основании данных, содержащихся в государственном лесном реестре, в срок до **.**.****.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившееся в неопределении площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества, утвержденном приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 №78-мпр.

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области привести лесохозяйственный регламент Братского лесничества, утвержденный приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 №78-мпр, в соответствие действующему лесному законодательству путем определения в лесохозяйственном регламенте Братского лесничества площади защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, кварталов или их частей, в которых находятся такие защитные леса, а также внесения сведений об ограничениях использования защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в срок до **.**.****.

Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства провести работы по проектированию лесничества (в том числе установлению границ лесничества), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов на территории Братского лесничества Иркутской области, в срок до **.**.****.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Ларичева