УИД 38RS0003-01-2020-005186-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 17 марта 2021 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Т.А.,
при помощнике судьи Миличенко Т.И.,
с участием административного истца – представителя ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области ФИО1, действующей на основании доверенности от 02.10.2020 № 08-01/021160,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-769/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области к ФИО2 о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному округу г. Братска Иркутской области (далее по тексту ИФНС России по Центральному округу г. Братска) обратилась в суд с административным иском к административному ответчику ФИО3 о взыскании задолженности в общем размере 37323,85 руб. в том числе: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 5840,00 руб. за 2018 год, по пени в размере 333,48 руб. за период с 19.01.2018 по 21.01.2019; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в размере 26545,00 руб. за 2018 год, по пени в размере 1700,03 руб. за период с 01.02.2018 по 21.01.2019; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная до 1 января 2017 года, в размере 2905,34 руб. за период с 07.08.2017 по 21.12.2018.
В обоснование предъявленного административного иска ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области указала, что ФИО3 состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области, и прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 27.03.2019.
Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что к обязательным платежам относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.
В законодательство Российской Федерации были внесены соответствующие изменения (№ 243-ФЗ от 03.07.2016, № 250-ФЗ от 07.07.2016), согласно которым с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ, база для исчисления страховых взносов, определяется по истечении каждого календарного месяца, как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом. В соответствии со ст. 423 НК РФ, расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ФИО2 являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязан был уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в установленные законом сроки. Однако свои обязательства не выполнил, по состоянию на текущую дату за ФИО2 числится задолженность за 2018 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (с 01.01.2017) в размере 5840,00 руб.; по страховым взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (с 01.01.2017) в размере 26545,00 руб.
В связи с неуплатой должником в установленные сроки страховых взносов, должнику начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 4938,85 руб., из них: на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (с 01.01.2017) в размере 333,48 руб. за период с 19.01.2018 по 21.01.2019; на страховые взносы на обязательнее пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (с 01.01.2017) в размере 1700,03 руб. за период с 01.02.2018 по 21.01.2019; на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (до 01.01.2017) в размере 2905,34 руб. за период с 07.08.2017 по 21.12.2018.
В связи с неуплатой налога и пени в установленные законом сроки, Инспекцией, в соответствии со ст. 69 НК РФ, направлено заказным письмом по почте требование об уплате налога, пени от 09.10.2018 № 7466, от 13.11.2018 № 10048, от 21.12.2018 № 13538, от 21.01.2019 № 299.
Учитывая, что указанное требование об уплате налога направлено в адрес ответчика в течение 3-х месяцев со дня выявления недоимки, Инспекцией, срок, установленный п. 1 с. 70 НК РФ, соблюден.
В связи с неуплатой налога и пени в установленные законом сроки, срок исполнения требования истек, налоговым органом принято решение о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица через суд в порядке ст. 48 НК РФ.
Мировым судьей судебного участка № 40 Центрального района г. Братска, по заявлению налогового органа, 17.04.2019 вынесен судебный приказ № 2а-1110/2019, который был отменен, согласно определению от 01.09.2020, в связи с тем, что налогоплательщик не согласен с исполнением судебного приказа и размером задолженности.
В соответствии со ст. 129 ГПК РФ заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.
В судебном заседании административный истец – представитель ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области ФИО1 требования административного искового заявления поддержала в полном объеме и настаивала на их удовлетворении, так как до настоящего времени задолженность административным ответчиком не погашена.
В судебное заседание административный ответчик ФИО3 не явился, извещался судом надлежащим образом, однако судебная корреспонденция возвращена в суд с отметкой отделения Почта России об истечении срока хранения судебной корреспонденции. Судом предприняты все меры извещения административного ответчика о времени и места рассмотрения административного дела, однако по зависящим от ответчика обстоятельств он судебную корреспонденцию не получил. Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания заблаговременно размещена судом на официальном сайте Братского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Следовательно, суд приходит к приходит к выводу о возможности рассмотрения административного дела в отсутствие административного ответчика, считая его извещенным надлежащим образом.
Административное дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства по административному делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.ст. 3, 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что к обязательным платежам относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии г иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.
В законодательство Российской Федерации были внесены соответствующие изменения (№ 243-ФЗ от 03.07.2016, № 250-ФЗ от 07.07.2016), согласно которым с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
В соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ, база для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца, как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.
В соответствии со ст. 423 НК РФ, расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяце календарного года.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе: предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из материалов дела судом установлено, что согласно выписке из информационных ресурсов электронной базы данных налоговых органов, ФИО3, как индивидуальный предприниматель состоял на налоговом учете в Инспекции ФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области, и прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 27.03.2019.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионного фонда Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ФИО3 начислены страховые взносы:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за 2018 год в размере 5840,00 руб.,
- пени за период с 19.01.2018 по 21.01.2019 в размере 333,48 руб.,
-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017, за 2018 год в размере 26545,00 руб.,
- пени за период с 01.02.2018 по 21.01.2019 в размере 1700,03 руб.
- пени за период с 07.08.2017 по 21.12.2018 по неуплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, до 01.01.2017, за 2016 год в размере 2905,34 руб.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора административному ответчику были направлены требования о добровольной уплате задолженности по страховым взносам:
- от 09.08.2018 № 3300 по сроку уплаты до 29.08.2018,
- от 09.10.2018 № 7466 по сроку уплаты до 29.10.2018,
- от 13.11.2018 № 10048 по сроку уплаты до 03.12.2018,
- от 21.12.2018 № 13538 по сроку уплаты до 18.01.2019,
- от 21.01.2019 № 299 по сроку уплаты до 08.02.2019.
Указанные требования были направлено должнику заказным письмом по почте. Однако, требования административным ответчиком в установленные сроки исполнены не были.
Согласно ст. 48 НК РФ (в ред. 89 от 03.07.2016) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
В пункте 3 ст. 48 НК РФ (в ред. 89 от 03.07.2016) определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, п. 3 ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 40 Центрального района г. Братска Иркутской области от 01.09.2020 отменен судебный приказ № 2а-1110/2019, вынесенный 17.04.2019 о взыскании с ФИО3 задолженности по взносам и пени в размере 97712,98 руб., них: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС (с 01.01.2017) в размере 6173,48 руб., из них: взнос в размере 5840,00 руб., пени за период с 09.01.2019 по 05.02.2019 в размере 333,48 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (до 01.01.2017) за период с 09.08.2018 по 05.02.2019 в размере 58360,45 руб., страховые взносы па обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (с 01.01.2017) в размере 28245,03 руб., из них: взнос в размере 26545,00 руб., пени за период с 09.01.2019 по 05.02.2019 в размере 1700,03 руб., транспортный налог в размере 538,57 руб., из них: налог за 2017 год в размере 530,00 руб., пени за период с 04.12.2018 по 04.02.2019 в размере 08,57 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии за период с 09.08.2018 по 05.02.2019 в размере 1490,11 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС (до 01.01.2017) за период с 09.08.2018 по 05.02.2019 в размере 2905,34 руб., а также государственная пошлина в доход муниципального образования города Братска Иркутской области в размере 1565,70 руб.
Как следует из штампа входящей корреспонденции Братского городского суда Иркутской области административное исковое заявление поступило в суд 21.12.2020. Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец обратился в суд с данным иском к административному ответчику в пределах установленных законом сроков.
При таких обстоятельствах, поскольку обязанность по уплате страховых взносов в добровольном порядке в установленные законом сроки административным ответчиком исполнена не была, административным истцом соблюден порядок применения принудительной меры исполнения обязанности по уплате страховых взносов, сроки и порядок направления налогоплательщику налогового требования об уплате страховых взносов, а также сроки для обращения в суд с исковым заявлением нарушены не были, учитывая, что задолженность в настоящее время административным ответчиком не погашена, суд приходит к выводу, что требование Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области о взыскании с административного ответчика задолженности в общем размере 37323,85руб. подлежат удовлетворению.
Судом принимается расчет задолженности, представленный административным истцом ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области, который является правильным и обоснованным.
В соответствии с п. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая положения Налогового кодекса Российской Федерации, освобождающие государственные органы от уплаты государственной пошлины в бюджет (п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ), тогда как ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, суд находит необходимым взыскать с административного ответчика государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г. Братска Иркутской области в размере 1320,00 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области - удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, ИНН <***>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу города Братска Иркутской области задолженность в общем размере 37323,85 руб., в том числе:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за 2018 год в размере 5840,00 руб.,
- пени за период с 19.01.2018 по 21.01.2019 в размере 333,48 руб.
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017, за 2018 год в размере 26545,00 руб.,
- пени за период с 01.02.2018 по 21.01.2019 в размере 1700,03 руб.
- пени за период с 07.08.2017 по 21.12.2018 по неуплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, до 01.01.2017, за 2016 год в размере 2905,34 руб.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования г. Братска Иркутской области государственную пошлину в размере 1320,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 31 марта 2021 года.
Судья Т.А. Павлова