НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Братского городского суда (Иркутская область) от 16.07.2020 № 2А-1214/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск 16 июля 2020 года

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Павловой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Оняновой И.В.,

с участием административного истца – представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области Филипповой А.М., действующей на основании доверенности от 30.01.2020 № 08-01/002531,

административного ответчика Илюшина И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1214/2020 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области к Илюшину Ивану Евгеньевичу о взыскании налога и пени,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Центральному округу г. Братска Иркутской области (далее - ИФНС России по ЦО г. Братска) обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Илюшину И.Е., в котором просит взыскать задолженность по налогу в общей сумме 9624,20 руб., в том числе задолженность по НДФЛ в размере 9601,00 руб., пени по неуплате НДФЛ в размере 23,20 руб.

В обоснование предъявленного административного иска ИФНС России по ЦО г. Братска указала, что административный ответчик Илюшин И.Е. состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области.

Илюшиным И.Е. 15.04.2019 представлена первичная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2018 год с заявленным имущественным налоговым вычетом, в связи с приобретением квартиры, находящейся по адресу: 665732, <адрес> в соответствии с пп. 3,4 п.1 ст.220 НК РФ. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета - 38652,00 руб. По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации, имущественный налоговый вычет был завышен, в связи с чем, вычет был подтвержден в части, возврат налога на доходы физических лиц, заявленный Илюшиным И.Е., был произведен 15.08.2019 в размере 9601,00 руб. и 16.08.2019 в размере 9601,00 руб. Данное завышение устранено Илюшиным И.Е. 29.08.2019 путем представления уточненной налоговой декларации за 2018 год с номером корректировки 1, с суммой налога к возврату – 9601,00 руб. Таким образом, сумма в размере 9601,00 руб. не подлежала возврату на основании представленной уточненной декларации.

Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.03.2017 по делам №№ 12458/15-01/2016, 11749/15-01/2016, 12451/15-01/2016 рассмотрен вопрос, связанный с наличием у налоговых органов права в случае ошибочного предоставления имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) обратиться в суд общей юрисдикции с требованием о взыскании задолженности по НДФЛ в качестве неосновательного обогащения без учёта установленного НК РФ порядка взыскания налогов и сборов, в том числе без соблюдения досудебного порядка урегулирования налогового спора и за пределами установленных НК РФ сроков обращения в суд.

Согласно данному постановлению, денежные средства, полученные налогоплательщиком в результате неправомерно предоставленного имущественного налогового вычета, не возвращенные им в бюджет, являются неосновательным обогащением.

На основании представленной уточненной декларации за 2018 год с номером корректировки 1, Инспекцией в отношении Илюшина И.Е. исчислен НДФЛ в размере 29 051,00 руб. (в связи с имеющейся переплатой в размере 19 450,00 руб. (из расчета 38652,00 руб. (заявленная к возврату сумма) - 9 601,00 руб. (возвращенная сумма) - 9 601,00 руб. (возвращенная сумма)) сумма налога к уплате - 9 601,00 руб. с установленным сроком уплаты 29.08.2019.

В соответствии со ст. 75 НК РФ за неуплату налога в установленные сроки были начислены пени за каждый день просрочки в размере 23,20 руб. (за период с 30.08.2019 по 08.09.2019).

Инспекцией в соответствии со ст.69,70 НК РФ было выставлено и направлено в адрес налогоплательщика требования об уплате налога от 09.09.2019 № 29154, от 31.01.2019 № 4991.

Учитывая, что указанное требование об уплате налога направлено в адрес ответчика в течение 3-х месяцев со дня выявления недоимки, Инспекцией, срок, установленный п. 1 с. 70 НК РФ соблюден.

В связи с неуплатой налога и пени в установленные законом сроки, срок исполнения требования истек, налоговым органом принято решение о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица через суд в порядке ст. 48 НК РФ.

Мировым судьей судебного участка № 42 Центрального района города Братска Иркутской области, по заявлению налогового органа вынесен судебный приказ № 2а-4745/2019 от 20.12.2019, который был отменен, согласно определению от 16.01.2020, в связи с тем, что задолженность оплачена. В соответствии со ст. 129 ГПК РФ заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.

В судебном заседании представитель административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области Филиппова А.М., действующая на основании доверенности от 30.01.2020 № 08-01/002531, заявленные требования поддержала, суду пояснила, что действительно Илюшины И.Е. была подана декларация на налоговый вычет за 2018 год, в результате камеральной проверки сумма вычета оказалась неверная. Илюшин И.Е. предоставил уточненную декларацию. Вместе с тем, налоговым органом были ошибочно возвращены Илюшину И.Е. денежные средства в размере 9601,00 руб., поскольку возврат произведен дважды одной и той же суммы. Декларация на налоговый вычет была предоставлена за объект недвижимости – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административный ответчик Илюшин И.Е. исковые требования не признал, суду пояснил, что 15.04.2019 в ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области им была представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2018 год с заявленным имущественным налоговым вычетом, в связи с приобретением квартиры, находящейся по адресу: <адрес>. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета - 38652,00 руб. Для составления данной декларации он обращался в агентство по налоговой информации. Данная декларация была принята работником налоговой службы. По истечении трех месяцев со дня подачи декларации, позвонив в налоговую инспекцию 08.07.2019, работник налоговой службы ему сообщила, что поданная декларация на сумму 38652,00 руб. прошла камеральную проверку. 15.08.2019 и 16.08.2019 ему на счет поступили средства из налоговой службы в размере 19202,00 руб. 19.08.2019 г позвонив в налоговую службу, чтобы узнать, когда ожидать перевода оставшейся суммы, работник налоговой службы сообщила, что перевода больше не будет и ему необходимо проехать в налоговую службу для получения полной информации. При обращении в налоговую службу его проводили в камеральный отдел, объяснили, что в декларации имеется ошибка и перевода оставшихся денежных средств не будет, распечатали декларацию с номером корректировки 1, попросив его подписать. Сам он данную декларацию не предоставлял. Не отрицает, что ему дважды была зачислена сумма 9601 руб. по налоговому вычету за 2018 год.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу пунктов 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно подпунктам 1, 3 пункта 3 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 названного Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

В силу пункта 5 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктом 3 и 4 пункта 1 названной статьи, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со ст. 105.1 названного Кодекса.

Согласно части 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 24.03.2017 года N 9-П то обстоятельство, что налогоплательщик мог добросовестно заблуждаться относительно законности основания получения имущественного налогового вычета, а налоговый орган по тем или иным причинам не опроверг правомерность заявленных им требований, не может служить основанием для невозврата задолженности перед бюджетной системой, образовавшейся в результате неправомерного предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности по налогу и предусмотренной статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени, начисляемой за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В силу положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Обязанность по уплате налогов должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. (п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 14 части 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе: предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Из материалов дела судом установлено, что согласно выписке из информационных ресурсов электронной базы данных налоговых органов, Илюшин И.Е. состоит на учете в ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области.

Из административного иска установлено, что Илюшиным И.Е. 15.04.2019 представлена первичная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2018 год с заявленным имущественным налоговым вычетом, в связи с приобретением квартиры, находящейся по адресу: Иркутская обл., <адрес>, в соответствии с пп. 3, 4 п.1 ст. 220 НК РФ. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета - 38652,00 руб. По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации, имущественный налоговый вычет был завышен, в связи с чем, вычет был подтвержден в части, возврат налога на доходы физических лиц, заявленный Илюшиным И.Е., был произведен 15.08.2019 в размере 9601,00 руб. и 16.08.2019 в размере 9601,00 руб. Данное завышение устранено Илюшиным И.Е. 29.08.2019 путем представления уточненной налоговой декларации за 2018 год с номером корректировки 1, с суммой налога к возврату – 9601,00 руб. Данное обстоятельство подтверждено налоговой декларацией 3-НДФЛ с номером корректировки 1, от 29.08.2019, а также подтверждено сторонами в судебном заседании.

Таким образом, налоговый вычет Илюшину И.Е. за 2018 год составлял 9601,00 руб., однако Илюшину И.Е. налоговый вычет дважды был перечислен в размере 9601,00 руб., что также подтвердил административный ответчик в судебном заседании.

Поскольку излишне перечисленные денежные средства в виде налогового вычета за 2018 год не были возвращены Илюшиным И.Е. после подачи налоговой декларации 3-НДФЛ с номером корректировки 1, ему начислены пени по налогу в сумме 23.20 руб. за период с 30.08.2019 по 08.09.2019.

В связи с имеющейся задолженностью, административным истцом в соответствии со ст. 69 НК РФ направлено заказным письмом по почте требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 09.09.2019 № 29154 срок исполнения требований истек 01.10.2019.

Каких-либо оснований для признания документов, представленных налоговым органом, недопустимыми доказательствами не имеется. Представленные документы исходят от компетентного органа, соответствуют установленной форме и содержат все необходимые реквизиты.

Таким образом, административным ответчиком налоговое требование не оспаривалось и сведений о признании его недействительными, суду представлены не были. Доказательств оспаривания административным ответчиком решения о взыскании налога (сбора), пени и штрафов с физического лица суду также не представлено.

Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.

В силу части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Согласно части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как установлено судом, в адрес Илюшина И.Е. было направлено требование от 09.09.2019 № 29154, срок исполнения требования истек 01.10.2019, требование административным ответчиком исполнено не было. Налоговый орган обратился к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании имеющейся задолженности.

Мировым судьей судебного участка № 42 Центрального района г. Братска Иркутской области вынесен судебный приказ № 2а-4745/2019 от 20.12.2019 о взыскании с Илюшина И.Е. задолженности по налогам, т.е. в пределах срока, установленного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Определением мирового судьи судебного участка № 42 Центрального округа г. Братска Иркутской области от 16.01.2019 судебный приказ № 2а-4745/2019 от 20.12.2019 отменен, в связи с поступившими возражениями должника относительно исполнения судебного приказа.

Административное исковое заявление о взыскании налогов с Илюшина И.Е. предъявлено в Братский городской суд Иркутской области 11.02.2020, то есть в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Таким образом, установленные ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки налоговым органом соблюдены.

При таких обстоятельствах, поскольку обязанность по уплате налога в добровольном порядке в установленные законом сроки административным ответчиком исполнена не была, административным истцом соблюден порядок применения принудительной меры исполнения обязанности по уплате налога, сроки и порядок направления налогоплательщику налогового требования об уплате налога, а также сроки для обращения в суд с исковым заявлением нарушены не были, учитывая, что задолженность в настоящее время административным ответчиком не погашена, суд пришел к выводу, что требование Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному округу г. Братска Иркутской области о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу в общей сумме 9624,20 руб., в том числе налог по НДФЛ в размере 9601,00 руб., пени 23,20 руб., подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Учитывая положения Налогового кодекса Российской Федерации, освобождающие государственные органы от уплаты государственной пошлины в бюджет (пункт 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации), тогда как ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, суд находит необходимым взыскать с административного ответчика госпошлину в бюджет муниципального образования города Братска в размере 400 рублей.

Руководствуясь 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области удовлетворить.

Взыскать с Илюшина Ивана Евгеньевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН *** в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу города Братска Иркутской области задолженность в общем размере 9624,20 руб., в том числе:

- задолженность по НДФЛ в размере 9601,00 руб.,

- пени в размере 23,20 руб.

Взыскать с Илюшина Ивана Евгеньевича в доход бюджета муниципального образования города Братска государственную пошлину в размере 400,00 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2020 года.

Судья Т.А. Павлова