УИД 38RS0003-01-2020-005057-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 01 февраля 2021 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Т.А.,
при помощнике судьи Миличенко Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-699/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному округу г. Братска Иркутской области (далее - ИФНС России по ЦО г. Братска) обратилась в суд с административным иском к административному ответчику ФИО1 о взыскании в свою пользу задолженности в общем размере 4297,43руб., в том числе: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1.01.2017, в размере 883,37 руб. за налоговый период 2020 года; пени в размере 02,53 руб. за период с 24.07.2020 по 11.08.2020; по страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1.01.2017, в размере 3401,81 руб. за налоговый период 2020 года, пени в размере 09,72 руб. за период с 24.07.2020 по 11.08.2020.
В обоснование предъявленного административного иска ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области указала, что ФИО1 состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с 24.09.2019, и прекратил свою деятельность 08.07.2020.
Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что к обязательным платежам относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.
В законодательство Российской Федерации были внесены соответствующие изменения (Федеральными законами от 03.07.2016 № 243-ФЗ, от 07.07.2016 № 250-ФЗ), согласно которым с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации:
2) индивидуальные предприниматели;
3) физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ база для исчисления страховых взносов, определяется по истечении каждого календарного месяца, как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.
В соответствии со ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, ФИО1 являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязан был уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, в установленные законом сроки. Однако свои обязательства не выполнил, по состоянию на текущую дату за ФИО1 числится задолженность за 2020 год, в связи с закрытием ИП в общем размере 4297,43руб.
В связи с неуплатой налога и пени в установленные законом сроки, Инспекцией в соответствии со ст. 69 НК РФ направлено заказным письмом по почте требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 13.08.2020 № 28462.
Учитывая, что указанное требование об уплате взноса направлено в адрес ответчика в течение 3-х месяцев со дня выявления недоимки. Инспекцией срок, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ, соблюден.
В связи с неуплатой взноса и пени в установленные законом сроки, срок исполнения требования истек, налоговым органом принято решение о взыскании взноса и пени с физического лица через суд, в порядке ст. 48 НК РФ.
Мировым судьей судебного участка № 41 Центрального района г. Братска по заявлению налогового органа вынесен 22.10.2020 судебный приказ № 2а-3313/2020, который был отменен, согласно определению от 10.11.2020, в связи с тем, что налогоплательщик не согласен с исполнением судебного приказа.
В соответствии со ст. 129 ГПК РФ заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.
Относительно довода налогоплательщика, Инспекция пояснила следующее.
В соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ, в случае прекращения предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период и определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
По состоянию на текущую дату задолженность по вышеуказанным начисления не оплачена.
В соответствии с п.3 ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ), рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно п. 2. ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В судебное заседание административный истец – представитель ИФНС не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и смете судебного заседания, согласно заявления просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В судебное заседание административный ответчик ФИО1 не явился, извещался судом надлежащим образом, однако судебная корреспонденция возвращена в суд с отметкой отделения Почта России об истечении срока хранения судебной корреспонденции. Судом предприняты все меры извещения административного ответчика о времени и места рассмотрения административного дела, однако по зависящим от ответчика обстоятельств он судебную корреспонденцию не получил. Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания заблаговременно размещена судом на официальном сайте Братского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Следовательно, суд приходит к приходит к выводу о возможности рассмотрения административного дела в отсутствие административного ответчика, считая его извещенным надлежащим образом.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.ст. 3, 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что к обязательным платежам относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии г иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения.
В законодательство Российской Федерации были внесены соответствующие изменения (№ 243-ФЗ от 03.07.2016, № 250-ФЗ от 07.07.2016), согласно которым с января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законам о конкретных видах обязательного социального страхования:
лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ, база для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца, как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом. В соответствии со ст. 423 НК РФ, расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяце календарного года.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе: предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из материалов дела судом установлено, что согласно выписке из информационных ресурсов электронной базы данных налоговых органов, ФИО1, как индивидуальный предприниматель с 24.09.2019 состоял на налоговом учете в Инспекции ФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области, и прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 08.07.2020.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщикам страховых взносов, ФИО1 начислены страховые взносы:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: за 2020 год взносы в размере 883,37 руб., пени в размере 2,53 руб. за период с 24.07.2020 по 11.08.2020,
-страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): за 2020 взносы в размере 3401,81, пени в размере 9,72 руб. за период с 24.07.2020 по 11.08.2020).
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора административному ответчику было направлено требование от 13.08.2020 № 28462 о добровольной уплате задолженности по страховым взносам. Указанное требование было направлено должнику через личный кабинет налогоплательщика. Однако, требования ответчиком в установленные сроки исполнены не были, т.е. в срок до 22.09.2020.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.
В пункте 3 ст. 48 НК РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, п. 3 ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 41 Центрального района г. Братска Иркутской области от 10.11.2020 отменен судебный приказ № 2а-3313/2020, вынесенный 22.10.2020 о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам в размере 4297,43 руб. и госпошлины в размере 200,00 руб.
Как следует из штампа входящей корреспонденции Братского городского суда Иркутской области административное исковое заявление поступило в суд 14.12.2020. Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец обратился в суд с данным иском к административному ответчику в пределах установленных законом сроков.
При таких обстоятельствах, поскольку обязанность по уплате страховых взносов в добровольном порядке в установленные законом сроки административным ответчиком исполнена не была, административным истцом соблюден порядок применения принудительной меры исполнения обязанности по уплате страховых взносов, сроки и порядок направления налогоплательщику налогового требования об уплате страховых взносов, а также сроки для обращения в суд с исковым заявлением нарушены не были, учитывая, что задолженность в настоящее время административным ответчиком не погашена, суд приходит к выводу, что требование Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области о взыскании с административного ответчика задолженности в общем размере 4297,43руб. подлежат удовлетворению.
Судом принимается расчет задолженности, представленный административным истцом ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области, который является правильным и обоснованным.
В соответствии с п. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая положения Налогового кодекса Российской Федерации, освобождающие государственные органы от уплаты государственной пошлины в бюджет (п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ), тогда как ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден, суд находит необходимым взыскать с административного ответчика государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г. Братска Иркутской области в размере 400,00 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, ИНН ***, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу города Братска Иркутской области задолженность в общем размере 4297,43руб., в том числе:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за 2020 год в размере 883,37 руб.,
- пени за период с 24.07.2020 по 11.08.2020 в размере 02,53 руб.
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года, за 2020 год в размере 3401,81 руб.,
- пени за период с 24.07.2020 по 11.08.2020) в размере 09,72 руб.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования г. Братска Иркутской области государственную пошлину в размере 400,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2021 года.
Судья Т.А. Павлова