НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Борского городского суда (Нижегородская область) от 01.10.2019 № 2А-2526/19

Дело № 2а-2526/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 октября 2019 года городской округ город Бор

Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Копкиной И.Ю., при секретаре Сысоевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Борскому району Нижегородской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам,

У с т а н о в и л:

ИФНС России по Борскому району Нижегородской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам на общую сумму 2 057,18 рублей, а именно:

- налог, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в размере 296,13 рублей;

- пени (страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 27,99 рублей;

- налог, страховые взносы на обязательное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетный периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 1 509,68 рублей;

- пени, страховые взносы на обязательное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 142,64 рублей;

- пени на страховые взносы на обязательное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 40,45 рублей;

- пени ЕНВД (ГО Бор) в размере 40,29 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на налоговом учете в ИФНС России по Борскому району Нижегородской области состоит в качестве налогоплательщика ФИО1, и в соответствии с п.1 ст.23 НК РФ обязана уплачивать законно установленные налоги.

ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. За время осуществления предпринимательской деятельности административный ответчик ненадлежащим образом исполняла обязанности, возложенные на нее законом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Согласно статье 346.28 НК РФ, ФИО1 являлась плательщиком единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Должником представлена в налоговый орган декларация по ЕНВД. Обязанность налогоплательщика уплатить суммы налога, пени по ЕНВД установлена п.1 статьи 23, п.1 статьи 45 части 1 НК РФ, статьей 346.22 главы 26.3 НК РФ. В нарушение указанных норм законодательства налог ЕНВД должником не перечислен в бюджет.

Поскольку налоговая декларация была представлена в налоговый орган с нарушениями, должник был привлечен к налоговой ответственности по результатам камеральной налоговой проверки.

В нарушение вышеуказанных норм законодательства, налог должником не перечислен в бюджет.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России по Борскому району Нижегородской области, ДД.ММ.ГГГГ прекратила свою деятельность индивидуального предпринимателя.

В связи с возникновением у должника задолженности, в соответствие с нормами статьи 69 НК РФ, ей были выставлены требования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, об уплате налога, сбора, пеней, штрафа. До настоящего времени требование исполнено частично.

Инспекция обращалась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1. В установленный срок от должника поступили возражения относительно его исполнения. Мировым судом было вынесено определение об отмене судебного приказа.

По данным лицевого счета налогового органа установлено, что на момент подачи заявления должником суммы недоимки и пени по налогам не оплачены. В соответствии с прилагаемыми требованиями в настоящее время за налогоплательщиком числится недоимка по налогам и пени на общую сумму 2 057,18 рублей.

Поскольку административным ответчиком обязанность по уплате страховых взносов и пени не исполнена, налоговый орган обратился в суд в исковом порядке.

В судебное заседание представитель ИФНС России по Борскому району Нижегородской области, извещенный о дате и месте судебного разбирательства, не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, не сообщила суду о причинах неявки, не представила доказательств уважительности этих причин, не просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений на административный иск не представила.

В силу части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Таким образом, учитывая требования ст.ст.150, 289 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ и Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ, с 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы Федеральной налоговой службе и ее территориальным органам.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели в соответствии с положениями части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ и подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ определены плательщики страховых взносов, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В силу части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом - как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Федеральным законом « О минимальном размере оплаты труда» № 82-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлен минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5965 руб. в месяц. В ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ утверждены тарифы страховых взносов: ПФ РФ - 26%; ФФОМС -5,1%.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ страховые взносы в фиксированном размере за расчетный период уплачивались плательщиками страховых взносов - индивидуальными предпринимателями за себя не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В ст. 10 Федерального закона N 212-ФЗ указано, что расчетным периодом является календарный год.

Согласно ч. 3 ст. 25 Закона N 212-ФЗ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом N 212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно начисляются пени.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в установленный срок органами контроля за уплатой страховых взносов производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 212-ФЗ.

В силу статьи 346.26 система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Как установлено пунктом 1 статьи 346.28 НК РФ налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.

Организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога добровольно.

Согласно статье 346.29 НК РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (п. 2 ст. 45 НК РФ).

Как следует из материалов дела, ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вид деятельности - предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты. При этом, в нарушение указанных норм законодательства налог должником в бюджет не был перечислен.

В ходе камеральной налоговой проверки было установлено, что налоговая декларация была представлена в налоговый орган с нарушениями, в связи с чем, ФИО1 была привлечена к налоговой ответственности.

За неуплату налога в установленный срок, в соответствии со ст.75 НК РФ, должнику были начислены пени.

За время осуществления предпринимательской деятельности ФИО1 ненадлежащим образом исполняла обязанности по уплате страховых взносов.

В связи с возникновением у ФИО1 задолженности, в соответствие с нормами статьи 69 НК РФ, ей были выставлены требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени требования исполнены частично.

В связи с неоплатой задолженности, ИФНС России по Борскому району вышла с заявлением в мировой суд о вынесении судебного приказа в отношении должника ФИО1

Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ налоговой инспекции в принятии указанного заявления было отказано в связи с пропуском установленного законом срока для обращения в суд.

В настоящее время за административным ответчиком числится задолженность по страховым взносам и пени, ЕНВД в общей сумме 2 057,18 рублей, в связи с чем, налоговая инспекция обратилась в суд в исковом порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

По общему правилу, установленному абзацем 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, взыскание налога, сбора, пеней, штрафов (в случае их неуплаты или неполной уплаты) с налогоплательщика - физического лица в судебном порядке производится по заявлению налогового органа, поданного в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1 - 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Как следует из раннего требования налогового органа, административный ответчик должен был исполнить его в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, срок для подачи административного искового заявления, в соответствии с требованиями статьи 48 НК РФ, истек ДД.ММ.ГГГГ.

Административное исковое заявление поступило в Борский городской суд Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом суда. Таким образом, налоговая инспекция обратилась в суд с заявленными требованиями за пределами установленного законом срока.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 179, 180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Борскому району Нижегородской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам на общую сумму 2 057,18 рублей, из которой: налог, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в размере 296,13 рублей; пени (страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 27,99 рублей; налог, страховые взносы на обязательное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетный периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 1 509,68 рублей; пени, страховые взносы на обязательное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 142,64 рублей; пени на страховые взносы на обязательное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 40,45 рублей; пени ЕНВД (ГО Бор) в размере 40,29 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления полного текста решения суда.

Судья - И.Ю.Копкина