РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИО1 «27» июня 2019 года
Боханский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Орноевой Т.А., при секретаре Контаковой Э.М., с участием помощника прокурора Боханского района Иркутской области Чудовой А.Е.. представителя административного ответчика ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» ФИО2, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-231/2019 по исковому заявлению прокурора Боханского района Иркутской области к ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить тушение лесных пожаров Кировским участком Межрайонного филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в темное время суток с обеспечением искусственного освещения,
установил:
Прокурор Боханского района обратился в суд с вышеназванным иском к ОГАУ «Лесхоз Иркутской области». В обоснование иска прокурор указывает, что в ходе проверки е исполнения требований лесного законодательства при тушении лесных пожаров на территории Боханского района в 2019 году установлено, что в течение пожароопасного периода 2019 года на территории Кировского лесничества зарегистрировано 15 лесных пожаров, общей площадью 9344 га (8755- лесная, 589 – не лесная), из них тушение пять лесных пожаров осуществлялось более суток (пожары №7,10,11,13,14).
Например, лесной пожар, обнаруженный 02.05.2019 в 07 часов 00 мин в Боханском участковом лесничестве (квартал 27) на площади 5 га был первоначально локализован 03.05.2019 в 23 час., площадь локализации -2000 га, 04.05.2019 в 15 час. пожар ликвидирован на площади 2000 га, его возобновление зарегистрировано 05.05.2019 в 14 часов 00 мин на площади 2000. Лесной пожар локализован 11 мая 2019 в 21 час. на площади 6 000 га, о ликвидации объявлена 14.05.2019 в 21 час.00 на площади 6000 га.
Прокурор указывает, что, несмотря на необходимость продолжения тушения лесных пожаров не были приняты меры к тушению пожаров в темное время суток, поскольку отсутствовало искусственное освещение. Указанными средствами искусственного освещения Кировский участок не обеспечен.
Полагает, что непринятие мер к обеспечению искусственного освещения при тушении лесных пожаров в темное время суток свидетельствует о незаконном бездействии ОГАУ «Лесхоз Иркутской области».
В судебном заседании помощник прокурора Чудова А.Е. поддержала иск в полном объеме по доводам, изложенным в нем.
Представитель административного ответчика ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» полагает административный иск прокурора необоснованным, просит отказать в его удовлетворении. В своих возражениях указывает, что решение о проведении работ по тушению лесных пожаров в темное время суток самостоятельно принимает руководитель тушения лесного пожара, основываясь на конкретные обстоятельства и наличие искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ. Руководителем лесных пожаров в Кировском участковом лесничестве назначен с ДД.ММ.ГГГГ начальник <данные изъяты> ФИО3
К мерам по тушению пожаров относится также окарауливание лесных пожаров, то есть контроль лесного пожара и дотушивание очагов горения на кромке лесного пожара с целью окончательного его тушения и исключения возможности возобновления горения. Все меры по тушению лесного пожара №11 были приняты, фактов бездействия руководителя тушения лесного пожара не установлено.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и допросив свидетелей, суд приходит к следующему выводу.
Согласно Уставу ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфер лесного хозяйства. Учредителем является Иркутская область в лице Министерства лесного комплекса. Учреждение имеет в своей структуре, том числе Межрайонный филиал, который осуществляет свою деятельность также на территории Боханского района в лице Кировского участка.
Прокуратурой Боханского района Иркутской области проведена проверка соблюдения лесного законодательства при тушении лесных пожаров на территории Боханского района в 2019 г. Кировским участком межрайонного филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области».
В ходе этой проверки установлено, что Кировский участок осуществлял тушение лесных пожаров, за исключение тушения в темное время суток. Вследствие этого, пожар №11 после его ликвидации 04.05.2019 вновь был возобновлен 05.05.2019, и его ликвидация была объявлена лишь 14.05.2019. Площадь земель лесного фонда, охваченного пожаром, выросла с 2000 га до 6 000 га.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО4 суду показал, что являлся начальником Кировского участка межрайонного филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области». В функции участка входит тушение лесных пожаров, принятие мер по их ликвидации, пресечению, для чего задействованы все средства и техника, люди. В мае 2019 года на курируемой Кировским участком лесхоза территории было зарегистрировано 15 лесных пожаров. Из них лесной пожар №11 был обнаружен 02.05.2019 г. и полностью ликвидирован лишь 14 мая 2019 г. Во время тушения данного пожара не всегда была возможность тушить его в темное время суток в связи с отсутствием искусственного освещения, поэтому ночью работы приостанавливались. Только при наличии искусственного освещения руководитель тушения лесных пожаров может принять решение о тушении в темное время суток. Однако приборами искусственного освещения, позволяющего обеспечить безопасные условия тушения пожара в темное время суток, Кировский участок не оснащен. В настоящее время руководитель тушения пожара не будет рисковать безопасностью работников, задействованных при тушении пожара, поскольку на участке нет осветительного прибора либо средства, которое могло бы обеспечить хорошую видимость при тушении пожаров в темное время суток.
Свидетель ФИО3 суду показал, что являлся руководителем тушения лесного пожара №11/69 на территории Боханского района, в его обязанности входило организация тушения пожаров, соблюдение техники безопасности при тушении, ликвидация пожара, пресечение возгорания очагов, для чего применялось тушение спецсредствами, а также в виде окарауливания, то есть осуществления контроля. Им принималось решение о тушении лесного пожара в темное время суток не всегда, поскольку техника и люди не оснащены приборами искусственного освещения, которое позволяло бы работать на тушении пожара в темное время суток. В Кировском участке отсутствуют такие приборы и средства искусственного освещения, которые позволяли бы выполнять работы по тушению в темное время суток без риска для жизни людей. Поясняет, что работы по тушению пожаров в темное время суток приостанавливаются ввиду отсутствия видимости, поскольку создает угрозу безопасности жизни и здоровью людей. При пожарах падают обгоревшие деревья, и можно не заметить этого в темноте. На пожаре №11 работы приостанавливались ввиду этого и продолжались с утра.
Статьей 22.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и положениями настоящей статьи.
В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров, охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с п. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Часть 1 ст. 53.1 ЛК РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Работы по тушению лесных пожаров предусмотрены ст. 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара; осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
Правила тушения лесных пожаров утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2014 N 313 в редакции приказа Минприроды России от 16.02.2017 N 64.
Согласно 67 указанных Правил ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию. После ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации или направление их на тушение других лесных пожаров.
В темное время суток работы по тушению лесных пожаров производятся при условии наличия искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия выполнения работ, на основании решения руководителя тушения лесного пожара (п.73 Правил тушения лесных пожаров).
Таким образом, в силу требований законодательства в целях защиты леса, неопределенного круга лиц ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" обязан в случае возникновения пожара предпринять все эффективные меры по тушению лесного пожара, в том числе, в случае необходимости непрерывно тушить пожар вне зависимости от времени суток с момента получения сообщения о нем.
Вместе с тем отсутствие искусственного освещения, обеспечивающего безопасные условия тушения пожара в темное время суток, однозначно не позволяет руководителю пожара принимать в случае такой необходимости решения о тушении лесного пожара в темное время суток, тем самым, он ограничен в осуществлении своих полномочий.
В соответствии с п. 1 раздела VI Положения о ПХС, пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
В приложении 2 к п. 1 данного раздела приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепленных за ПХС, который является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров. Данный перечень определен законодателем в качестве примерного, поскольку в силу прямого указания п. 1 раздела VI Положения о ПХС определение конкретного вида и количества пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта зависит от лесопирологических условий региона и количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
С учетом указанных норм ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» может определить вид, способ оснащения пожарно-химических станций оборудования искусственного освещения, которое позволяло бы обеспечить безопасные условия тушения пожара в темное время суток, с учетом особенностей региона, пожароопасной обстановки в лесах, количества пожаров, и других факторов.
Учитывая сложившуюся ежегодную пожароопасную обстановку в Иркутской области, введение с наступлением пожароопасного сезона на территории Иркутской области особого противопожарного режима в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О пожарной безопасности", режимов "чрезвычайная ситуация", а также особенности расположения населенных пунктов, граничащих с землями государственного лесного фонда и подверженных угрозе перехода лесного пожара на их территорию, специализированные некоммерческие организации (лесхозы), созданные непосредственно для тушения лесных пожаров, должны находиться в полной готовности осуществлять работы по тушению лесных пожаров в любое время суток и принимать все возможные меры к ликвидации лесных пожаров.
Поэтому доводы административного ответчика о том, что Учреждением проводится окарауливание лесных пожаров, не снимают с административного ответчика обязанности обеспечить свои филиалы и участки на местах оборудованием, средствами искусственного освещения, которое может применяться при тушении лесного пожара в темное время суток, следовательно, обеспечивать тушение пожаров в темное время суток с применением искусственного освещения, которое позволяло бы выполнять работы в безопасных условиях.
Освещение фарами транспортных средств, задействованных при тушении лесных пожаров, не могут служить искусственным освещением, обеспечивающим безопасные условия выполнения работ.
Непринятие Кировским участком межрайонного филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» мер к тушению лесных пожаров в темное время суток в связи с отсутствием искусственного освещения свидетельствует о незаконном бездействии Учреждения, поскольку на него возложена обязанность оснащения техническими средствами пожаротушения своих филиалов.
Таким образом, требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора Боханского района Иркутской области – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области» по непринятию Кировским участком межрайонного филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» по тушению лесных пожаров в темное время суток с искусственным освещением.
Обязать ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» обеспечить тушение лесных пожаров Кировским участком межрайонного филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» в темное время суток с обеспечением искусственного освещения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Боханский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Орноева Т.А.