Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 августа 2019 года пос. Волово Богородицкий районный суд Тульской области в составе: председательствующего Прядченко С.М., при секретаре Кирьяновой Е.В., с участием истца Глазовой Л.В., представителя ответчика по доверенности Шестовой Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Глазовой Л.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Богородицк Тульской области (межрайонное) о признании права на пенсию по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, у с т а н о в и л: Глазова Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Богородицк Тульской области (межрайонное) о признании права на пенсию по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, обосновав свои требования следующим. 12.10.2018 года ответчиком ей было отказано в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года (по достижении <данные изъяты> лет) за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с п. 2 ст. 10 Федеральною закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 (решение № на ее заявление от 27.07.2018 года). 10.06.2019 года ответчиком ей было отказано в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода па пенсию на 1 год (по достижении 54 лет) за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 (решение № на ее заявление от 06.05.2019 года). Решение ответчика № от 10.06.2019 года нарушает ее право на пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Считает это решение незаконным по следующим основаниям. В первом решении ответчик засчитал период ее проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом сроком 06 лет 09 месяцев 08 дней на дату обращения – 27.07.2018 года. Во втором решении ответчик засчитал период ее проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом сроком 02 года 06 месяцев 19 днем, при этом, ответчик не указал в своих решениях, какой конкретно период ее проживания он засчитал в льготный стаж, и первоначально зачтенный стаж 06 лет 09 месяцев 08 дней был сокращен вторым решением ответчика до 02 лет 06 месяцев 19 дней. В решении ответчика от 10.06.2019 года указано, что: с 19.05.1993 года она была зарегистрирована по месту жительства на территории населенного пункта <адрес>, который в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.1991 года (в решении ответчика ошибочно указано Постановление Правительства РФ № 237) относится к зоне проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом: постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582 указанное распоряжение Правительства РСФСР отменено, постановление № 1582 вступило в законную силу с 1.02.1998 года; с 27.01.2014 года зарегистрирована по месту жительства на территории населенного пункта <адрес>, который в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1074 от 08.10.2015 года (вступило в силу с 21.10.2015 года) относится к зоне проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом. Поскольку она приобрела гражданство Российской Федерации с 25.10.1995 года (ранее являлась гражданкой Республики Грузия) период ее проживания на загрязненной территории до получения гражданства Российской Федерации не может быть принят во внимание для определения периода проживания (работы), дающего право на уменьшение возраста выхода на пенсию по старости в соответствии с Законом РФ от 15.01.1991 № 1244-1. Предполагает, что ответчиком засчитан ее период проживания в <адрес> с 25.10.1995 года по 31.01.1998 года, в решении ответчика ничего об этом не сказано. Ответчик не засчитал периоды ее проживания па загрязненной территории с 1.04.2002 года по 31.12.2016 года, с 10.04.2017 года по 30.06.2017 года и с 4.07.2017 года по 6.05.2019 года (дата подачи заявления), т.к. она работала на территории <адрес>, которая не относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Считает данное основание формальным, доводы ответчика не основаны на законе, в решении об отказе в установлении пенсии не указана конкретная норма закона, согласно которой ей отказано во включении периода ее проживания в <адрес> в льготный стаж. Она не ограничена ни судом, ни законом в свободе передвижения в пределах Российской Федерации и вправе выбирать как место жительства, так и место работы. Ее проживание в <адрес> не препятствовало и не препятствует ей в работе в <адрес> и временном пребывании там, и это вовсе не означает, что, приезжая на постоянное место жительства, она не подвергается воздействию радиации. У нее гибкий график работы, она может работать неделю, затем неделю отдыхать, при этом она во время отдыха и все выходные дни приезжает в <адрес> в свой дом, в свою семью. С ней проживают и зарегистрированы <данные изъяты>ФИО1 и ФИО2, <данные изъяты>ФИО3 и ФИО4, ее <данные изъяты>ФИО5, который является <данные изъяты>. Он нуждается в постороннем уходе, который она ему предоставляет. Ее <данные изъяты>ФИО6 была зарегистрирована по месту жительства и проживала по день своей смерти ДД.ММ.ГГГГ с ней и ее семьей в <адрес>. Экономическая ситуация в стране диктует свои правила: многие жители <адрес> и других районов страны вынуждены искать работу не по месту своего жительства в связи с нехваткой рабочих мест или в связи с низкой заработной платой, и это вовсе не означает, что они перестают быть жителями своего района. Следуя логике ответчика, временный выезд гражданина за пределы зоны с льготным социально-экономическим статусом, например, в ежегодный месячный отпуск, влечет отмену льгот на данный период. Считает, что такой вывод абсурден, т.к. накопленные в организме человека радионуклиды могут распасться только через 100 или 200 лет и за временное отсутствие на загрязненной территории, радиация из организма человека не исчезнет. Считает, что ее право на назначение пенсии возникло с момента обращения за ней, но не ранее возникновения права, т.е. с 14.05.2019 года, т.к. на эту дату периода ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом было достаточно для назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год: более пяти лет (с 25.10.1995 года по 31.01.1998 года - <адрес> и с 21.10.2015 года (с даты вступления в силу постановления Правительства РФ № 1074 от 8.10.2015 года) по 14.05.2019 года <адрес>). В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1, гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона пенсия по старости назначается с уменьшением возраста установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Указанной статьей установлено право на сокращение возраста выхода на пенсию за проживание или работу на загрязненной территории. С 1.04.2002 года по 31.12.2016 года, с 10.04.2017 года по 30.06.2017 года и с 4.07.2017 года по 6.05.2019 года она работала в <адрес>, но проживала в <адрес> и в <адрес>, поэтому считает, что имеет право на сокращение возраста выхода на пенсию на 1 год по одному из предусмотренных законодателем оснований: за проживание или работу в зоне с льготным социально- экономическим статусом. Считает важным в данном случае то, что в период времени с 19.05.1993 года по настоящее время она подвергалась негативному воздействию радиации и жила в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Отказ ответчика в назначении ей пенсии считает бюрократической проволочкой, поскольку факт получения ею повышенной дозы радиации в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом очевиден, тем более, что в своем первом решении ответчик не отрицал льготный стаж сроком 06 лет 09 месяцев 08 дней, которого в настоящее время вполне достаточно для сокращения возраста выхода на пенсию на 1 год. Подтвердить факт ее проживания в <адрес> и в <адрес> могут свидетели: ее брат ФИО7 и ФИО8 Просила суд признать за ней право на пенсию по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 1 год за проживание в зонах с льготным социально-экономическим статусом, согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1, и обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Богородицк Тульской области (межрайонное) назначить ей пенсию по старости со дня возникновения права, т.e. с 14.05.2019 года, зачтя периоды ее регистрации по месту жительства и проживания с 25.10.1995 года по 31.01.1998 года в <адрес> и с 21.10.2015 года по 14.05.2019 года в поселке <адрес>, в зонах с льготным социально-экономическим статусом. В судебном заседании Глазова Л.В. свои исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, пояснила, что она вынуждена ездить на работу в <адрес>. Однако она считает, что проживает в <адрес>. Ее <данные изъяты>ФИО6 была зарегистрирована и проживала вместе с ней по день своей смерти ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, она за ней ухаживала. Сейчас она во время своего отдыха также постоянно приезжает в <адрес>, так как осуществляет уход за своим <данные изъяты>. <данные изъяты> болеет и нуждается в постоянном уходе. У нее гибкий график работы, она может работать неделею, а неделю отдыхать, либо две недели работать, две недели отдыхать. В месяц у нее 15 рабочих дней по 10 часов. Вахтовым методом она не работает. До приобретения гражданства РФ в 1995 году, она уже проживала в <адрес>, в загрязненной зоне. У нее было <данные изъяты>, что, по ее мнению, также связано с проживанием в загрязненной зоне. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Богородицк Тульской области (межрайонное) по доверенности Шестова Т.Л. исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать, полагала, что решение УПФР об отказе в назначении пенсии Глазовой Л.В. вынесено обосновано. Закон связывает снижение общеустановленного пенсионного возраста с постоянным проживанием (работой) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не в связи с наличием регистрации. В спорные периоды Глазова Л.В. проживала и работала в <адрес>, за пределами загрязненной зоны. Она не проживала постоянно в зоне со льготным социально-экономическим статусом. Все периоды проживания в загрязненной зоне Глазовой Л.В. засчитаны, всего они составили 2 года 6 месяцев 19 дней, что не позволяет снизить истцу общеустановленный пенсионный возраст и назначить пенсию по старости. Заслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Свидетель ФИО7 показал, что истец Глазова Л.В. приходится ему <данные изъяты>. Он работает на железной дороге и с 2012 года проживает в служебной квартире в <адрес>. Его сестра работает в <адрес>, но периодически приезжает в <адрес>. Пока была жива их <данные изъяты>, <данные изъяты> ездила чаще, чтобы ухаживать за <данные изъяты>, сейчас - реже. Сейчас <данные изъяты> приезжает в <адрес> во время отдыха, в зависимости от своего графика работы, и ухаживает за <данные изъяты>. Свидетель ФИО8 показала, что по просьбе Глазовой Л.В. она ухаживала сначала за ее <данные изъяты>, а затем стала ухаживать за ее <данные изъяты>. Одну неделю Глазова Л.В. приезжает и ухаживает за своим <данные изъяты>, а вторую неделю - она. Иногда Глазова Л.В. бывает в <адрес> и более длительное время. На основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением к настоящему Федеральному закону). В соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам Российской Федерации гарантируется возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях, в том числе в Определении от 11.07.2006 года № 403-О, не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства. В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». По состоянию на 31 декабря 2018 года ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривала, что право на страховую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8). При этом условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения. Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиационного загрязнения соответствующей территории и длительность постоянного проживания (работы) на ней). Так, в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Согласно примечанию к ст. 35 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что назначение пенсии по старости лицам, проживающим (работавшим) в зонах радиоактивного загрязнения, производится с уменьшением возраста выхода на пенсию на первоначальную и дополнительную величины. При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста обусловлена фактом проживания (работы) гражданина на соответствующей территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории, тогда как дополнительная величина – определяется с учетом периода постоянного проживания (работы) гражданина на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории он проживает на момент обращения за пенсией. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11. 2014 года № 958н утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению. В соответствии с п. 100 указанного приказа проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания). Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Разрешая спорные правоотношения, суд установил, что 6.05.2019 года Глазова Л.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Богородицк Тульской области (межрайонное) о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год (по достижении <данные изъяты> лет) за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, согласно ст. 34 Закона от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается ее заявлением в УПФР в г. Богородицке Тульской области от 6.05.2019 года, а также пенсионным делом № Глазовой Л.В. Глазовой Л.В. в УПФР в г. Богородицке Тульской области (межрайоное) были представлены копии паспорта и трудовой книжки на имя Глазовой Л.В.; ответ на запрос от 2.08.2018 года №. Как указано в решении УПФР в г. Богородицке Тульской области (межрайонное) от 10.06.2019 года №, оценив представленные Глазовой Л.В. документы, подтверждающие периоды проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, снизить возраст выхода на пенсию на 1 год не представляется возможным. Глазова Л.В. приобрела гражданство РФ с 25.10.1995 года, до его приобретения являлась <данные изъяты>, поэтому период ее проживания на загрязненной территории с 19.05.1993 года не может быть принят во внимание для определения периода проживания, дающего право на уменьшение возраста выхода на пенсию по старости в соответствии с Законом от 15.01.1991 года. Таким образом, ответчиком не оспаривается, что период проживания Глазовой Л.В. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом составляет 02 года 06 месяцев 19 дней (с 25.10.1995 года по 31.01.1998 года; с 1.07.2017 года по 3.07.2017 года, 1.01.2017 года по 9.04.2017 года). Ответчиком исключены периоды с 1.04.2002 года по 31.12.2016 года, с 10.04.2017 года по 30.06.2017 года, с 4.07.2017 года по 6.05.2019 года (дата подачи заявления о назначении пенсии), поскольку в указанные периоды она работала на территории <адрес>, не относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Ответчик в решении указал, что период проживания Глазовой Л.В. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом совпадает по времени с документально подтвержденными периодами за пределами этой зоны, поэтому указанные периоды работы исключены из периода проживания в зоне радиоактивного загрязнения. По состоянию на дату обращения Глазовой Л.В. за назначением досрочной пенсии по старости 6.05.2019 года ее возраст составил <данные изъяты> года. Согласно паспорту гражданина РФ, справке <данные изъяты> от 24.07.2018 года №, Глазова Л.В. была зарегистрирована по месту жительства и проживала по адресу: <адрес> 19.05.1993 года по 27.01.2014 года. В соответствии с Постановлением Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.1991 года <адрес> относилась к территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом. Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 года, вступившим в законную силу с 1.02.1998 года указанное распоряжение Правительства РСФСР отменено, <адрес> исключена из Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Из ответа на запрос № от 24.96.2018 года, выданного <данные изъяты>, Глазова Л.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженка <адрес>, приобрела гражданство Российской Федерации в соответствии с п. «г» ст. 18 Закона «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31.05.2002 года на основании заключения <данные изъяты> от 25.10.1995 года. В соответствии с п. «г» ст. 18 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 «О гражданстве Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент приобретения истцом гражданства Российской Федерации) в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают: граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Приобретение гражданства по данной процедуре - в порядке регистрации требует подачи соответствующего заявления с приложением ряда документов, по которому должно быть принято решение полномочным государственным органом. Только с момента принятия такого решения согласно статье 42 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» лицо считается приобретшим российское гражданство и, следовательно, обладает также и такими конституционными правами, условием реализации которых является принадлежность к гражданству, включая право на защиту и покровительство со стороны Российской Федерации за ее пределами (статья 61 Конституции Российской Федерации). Постановлением Конституционного суда РФ от 16.05.1996 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения п. «г» ст. 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в части, распространяющей правило о приобретении гражданства Российской Федерации путем регистрации только на лиц, состоявших в силу части 2 статья 13 данного Закона в гражданстве Российской Федерации по рождению. Глазова Л.В. не относится к лицам, состоявшим в гражданстве Российской Федерации по рождению, поскольку она родилась не на территории Российской Федерации, а, значит, считается приобретшей российское гражданство и, следовательно, обладающим также и такими конституционными правами, условием реализации которых является принадлежность к гражданству, только со дня приобретения гражданства Российской Федерации - с 25.10.1995 года. В силу ст. 1 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. В соответствии с абз. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. Таким образом, в силу указанных положений закона, вопреки доводам истца, ответчиком правомерно период с 19.05.1993 года по 25.10.1995 года не включен Глазовой Л.В., не являвшейся гражданкой Российской Федерации, в период проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Согласно паспорту гражданина РФ, справке <данные изъяты> от 26.12.2018 года №, Глазова Л.В. с 27.01.2014 года по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1074 от 8.10.2015 года, вступившим в силу 21.10.2015 года, <адрес> относится к территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом. Вместе с тем, в периоды с 1.04.2002 года по 31.12.2016 года, с 10.04.2017 года по 30.06.2017 года, с 4.07.2017 года по 6.05.2019 года, Глазова Л.В. работала в различных организациях на территории <адрес>, которая не относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом. С 1.04.2002 года по 1.06.2004 года <данные изъяты><адрес>; с 24.06.2006 года по 14.12.2016 года <данные изъяты><адрес>; с 15.12.2016 года по 31.12.2016 года в <данные изъяты>, с 10.04.2017 года по 30.06.2017 года в <данные изъяты>, с 4.07.2017 года по настоящее время <данные изъяты><адрес>. Установленные обстоятельства подтверждены выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, копией трудовой книжки истца, а также пояснениями истца и допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО7, ФИО8, согласно которым в спорные периоды истец работала в различных организациях на территории <адрес>, во время отдыха и в выходные дни находилась в <адрес>. В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания. В силу положений ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (абз. 1). Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (абз. 2). Из содержания приведенных выше норм права в их системном толковании следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации. Сама по себе регистрация по месту жительства Глазовой Л.В. по адресу: <адрес> и <адрес>, не означает, что она по данному адресу постоянно проживает. Суд, проанализировав пенсионное законодательство, в частности ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», приходит к выводу, что пенсия с уменьшением общеустановленного возраста на основании ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 назначается только гражданам, которые постоянно проживают (работают) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в данной зоне радиоактивного загрязнения. В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида, назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Анализ указанной нормы данного Закона позволяет суду сделать вывод о том, что назначение пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права, то есть носит заявительный характер. Оценивая доводы истца о том, что у нее гибкий график, она может работать неделю, затем неделю отдыхать, либо две недели работать, затем две недели отдыхать, во время отдыха и в выходные дни приезжает в <адрес>, суд приходит к выводу, что они не свидетельствуют о постоянном преимущественном проживании истца в спорные периоды в зоне с льготным социально-экономическим статусом. При этом суд учитывает, что Глазовой Л.В. необходимо значительное время для прибытия с места регистрации в <адрес> на рабочее место в <адрес> и обратно по окончании работы, а, значит, истец преимущественно находился на территории <адрес>, не относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом. С учетом положений указанных правовых норм, регулирующих спорные отношения, принимая во внимание, что соответствующими доказательствами не подтверждается факт постоянного проживания истца в периоды с 1.04.2002 года по 31.12.2016 года, с 10.04.2017 года по 30.06.2017 года, с 4.07.2017 года по 6.05.2019 года (дата подачи заявления о назначении пенсии) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд считает, что установленный период проживания Глазовой Л.В. в зоне с льготным социально-экономическим статусом (02 года 06 месяцев 19 дней) не дает истцу права на снижение пенсионного возраста на 1 год. Таким образом, на день обращения к ответчику за назначением пенсии, а равно на день рассмотрения настоящего гражданского дела, право на пенсию по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста за проживание в зоне со льготным социально-экономическим статусом у Глазовой Л.В. не возникло. На основании изложенного, оценив все представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, рассмотрев гражданское дело в пределах заявленных и поддержанных истцом исковых требований, суд находит иск Глазовой Л.В. не подлежащим удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, р е ш и л : отказать в удовлетворении иска Глазовой Л.В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Богородицк Тульской области (межрайонное) о признании права на пенсию по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в полном объеме. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Мотивированное решение изготовлено 3.09.2019 года. |