НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Богородицкого районного суда (Тульская область) от 22.12.2021 № 2-1422/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Богородицкий межрайонный суд Тульской области (постоянное судебное присутствие в р.п. Волово) в составе:

председательствующего Кожуховой Л.А.,

при секретаре Соколовой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» к ФИО2 о взыскании излишне полученных сумм социального характера,

у с т а н о в и л:

ГУ ТО УСЗН Тульской области обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании излишне полученных сумм социального характера, указав в исковом заявлении следующее.

7.05.2019 года ФИО2 было подано через <данные изъяты> заявления об установлении и выплате следующих пособий: ежемесячной денежной выплаты на 3-его ребенка (в соответствии с Законом Тульской области от 16.07.2012 года № 1802-ЗТО «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Тульской области»); ежемесячного пособия на ребенка (в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 492-ЗТО «О ежемесячном пособии на ребенка в Тульской области»). 28.05.2020 года ФИО2 также через <данные изъяты> было подано заявление об установлении и выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»). При назначении и выплате указанных пособий на детей учитывается совокупный среднедушевой доход семьи. 4.03.2021 года ФИО2 через <данные изъяты> было подано заявление об установлении и выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2020 №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»). Для назначения данной выплаты был сделан межведомственный запрос о предоставлении сведений из налоговых деклараций, предоставленных индивидуальными предпринимателями, в ответе был подтвержден факт, что ФИО2 является предпринимателем. При обращении за назначением вышеназванных выплат ФИО2 не указал свои доходы, получаемые от предпринимательской деятельности, то есть предоставил не достоверные сведения, которые привели к необоснованному назначению выплат. При подаче документов в МФЦ ФИО2 был поставлен в известность о необходимости в течение 10 дней известить ОСЗН по Воловскому району о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение или приостановление выплаты, что отражено в заявлениях от 7.05.2019 года, 28.05.2000 года и 4.03.2021 года. В связи с несвоевременным сообщением о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты, образовалась переплата за период за период с 1.11. 2018 года по 31.03.2021 года и были неправомерно получены следующие выплаты: ежемесячная денежная выплата на 3-го ребенка (1802-ЗТО) за период с 22.04.2019 года по 25.09.2020 года в сумме 176827,91 руб.; ежемесячное пособия на ребенка за период 1.11.2018 года по 25.09.2020 года в сумме 50022,60 руб.; ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно за период с 1.01.2020 года по 31.03.2021 года в сумме 156405,00 руб. Общая сумма переплаты составила 383255,51 руб. Согласно заявлению ФИО2 о погашении суммы долга в добровольном порядке, была возмещена часть переплаты в сумме 31281 рублей по ежемесячной денежной выплате на 3-го ребенка. Соответственно остаток по данной выплате составляет 145546,91 руб. Итого сумма переплаты на момент обращения в суд составила: 351974,51руб. Полученные ответчиком суммы подлежат возврату. Отделом социальной защиты населения по Воловскому району 30.03.2021 года были направлены ответчику уведомление и квитанции о необходимости возврата переплаты денежных средств. Кроме того, имеется заявление от ФИО2 от 20.04.2021 года о добровольном внесении переплаты, но до настоящего времени денежные средства не возвращены. Таким образом, ответчик приобрел и сберег принадлежащие истцу денежные средства и, согласно ст. 1102 ГК РФ, обязан возвратить сумму неосновательного обогащения.

На основании изложенного истец просил суд взыскать с ФИО2 в пользу Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» незаконно полученные денежные средства в сумме 351974,51руб. за период с 1.11.2018 года по 31.03.2021 года, в том числе: ежемесячную денежную выплату на 3-го ребенка в сумме 145546,91 руб.; ежемесячное пособия на ребенка в сумме 50022,60 руб.; ежемесячную денежную выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно в сумме 156405,00 руб.

Представитель истца Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом. Начальник ОСЗН по Воловскому району ГУ ТО УСЗН Тульской области ФИО3 представила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, иск поддерживает и просит его удовлетворить в полном объёме.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Законом Тульской области от 16.07.2012 года № 1802-ЗТО «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Тульской области» установлена дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих детей, в виде ежемесячной выплаты на третьего ребенка и (или) последующих детей в размере установленной в области величины прожиточного минимума для детей до достижения каждым ребенком возраста трех лет.

Право на получение ежемесячной выплаты на третьего ребенка и (или) последующих детей имеют семьи, если среднедушевой доход семьи за три календарных месяца, предшествующих четырем месяцам перед обращением, равен двукратной величине прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в области на год обращения за назначением ежемесячной выплаты на ребенка, или превышает ее, но не превышает трехкратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в области на год обращения за назначением ежемесячной выплаты на ребенка.

В соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 492-ЗТО «О ежемесячном пособии на ребенка в Тульской области» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения.

Постановлением Правительства Тульской области от 8.04.2020 года № 164 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», частью 3 статьи 8 Закона Тульской области от 1.09.2011 года № 1637-ЗТО «О системе органов исполнительной власти Тульской области», на основании статьи 48 Устава (Основного Закона) Тульской области с 1.01.2020 года установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на каждого ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в размере 50% величины прожиточного минимума для детей, установленной в Тульской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты, семьям граждан Российской Федерации, имеющим детей, проживающим на территории Тульской области, если среднедушевой доход такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Тульской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Судом установлено, что 7.05.2019 года через <данные изъяты> ФИО2 обратился в ОСЗН по Воловскому району ГУ ТО УСЗН Тульской области с заявлением об установлении и выплате следующих пособий:

- ежемесячной денежной выплаты на 3-его ребенка (в соответствии с Законом Тульской области от 16.07.2012 года № 1802-ЗТО «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Тульской области»);

- ежемесячного пособия на ребенка (в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 492-ЗТО «О ежемесячном пособии на ребенка в Тульской области»).

Протоколами-распоряжениями от 16.05.2019 года ФИО2 назначены: ежемесячная денежная выплата на 3-его ребенка – ФИО1 в соответствии с Законом Тульской области от 16.07.2012 года № 1802-ЗТО «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Тульской области» и ежемесячные пособия на детей в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 492-ЗТО «О ежемесячном пособии на ребенка в Тульской области».

28.05.2020 года ФИО2 обратился с заявлением об установлении и выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

Протоколом-распоряжением от 8.06.2020 года ФИО2 назначены ежемесячные денежные выплата на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

При назначении и выплате указанных пособий на детей учитывался совокупный среднедушевой доход семьи и заработная плата ФИО2 в <данные изъяты>.

При обращении в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлениями ФИО2 был письменно предупрежден об ответственности за достоверность представленных сведений, а также документов, в которых они содержатся, и согласен на их проверку органами социальной защиты населения (в т.ч., сведений о доходах всех членов его семьи и материально-бытовых условий проживания), а также о необходимости в течение десяти дней сообщить об изменениях материального положения его семьи и прочих обстоятельствах, влекущих прекращение предоставление ему мер социальной поддержки, что в случае несообщения об указанных фактах, незаконно выплаченная сумма будет им внесена либо будет с него взыскана в установленном законом порядке. Также он дополнительно сообщил, что не осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Однако, указанная обязанность ответчиком по извещению органа социальной защиты населения выполнена не была, в связи с чем, ответчик ФИО2 неправомерно получила ежемесячные денежные выплаты на детей за период с 1.11.2018 года по 31.03. 2021 года.

4.03.2021 года ФИО2 вновь обратился с заявлением в ОСЗН по Воловскому району ГУ ТО УСЗН Тульской области об установлении и выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

Для назначения данной выплаты ОСЗН по Воловскому району ГУ ТО УСЗН Тульской области был сделан межведомственный запрос о предоставлении сведений из налоговых деклараций, предоставленных индивидуальными предпринимателями.

Из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 15.03.2021 года усматривается, что ФИО2 является индивидуальным предпринимателем с 25.02.2019 года.

17.03.2021 года ГУ ТО УСЗН Тульской области принято решение об удержании с ФИО2 переплаченных денежных средств за период с 1.11.2018 года по 31.03.2021 года в сумме 383255,51 руб.

20.04.2021 года ФИО2 предоставил в ОСЗН по Воловскому району ГУ ТО УСЗН Тульской области заявление, из которого следует, что он уведомлен о сложившейся переплате по его вине (не указал доходы от предпринимательской деятельности), обязуется вносить ежемесячно по 10000 рублей, начиная с апреля 2021 года.

Часть переплаты в сумме 31281,00 руб. по ежемесячной денежной выплате на 3-го ребенка ФИО2 возмещена.

До настоящего времени невозмещённой осталась сумма переплаты за период с 1.11.2018 года по 31.03.2021 года в размере 351974,51 руб. Доказательств обратного ответчик суду не представил.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В силу ст.1103 ГК РФ правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.

Поскольку ответчик ФИО2 своевременно не сообщила истцу об обстоятельствах, влекущих прекращение ему выплат, образовалась переплата в общей сумме 351974,51 руб., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области».

Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Принимая во внимание, что в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» освобождено от обязанности по уплате государственной пошлины, суд, руководствуясь ст.333.19 НК РФ, учитывая, что заявленные истцом требования носят имущественный характер, считает необходимым взыскать с ответчика ФИО2 в доход бюджета муниципального образования Воловский район государственную пошлину в размере 6719,75 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

исковые требования Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» к ФИО2 о взыскании излишне полученных сумм социального характера, удовлетворить.

Взыскать в пользу Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» (местонахождение: 300001, <...>; дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 16.03.2010 года, идентификационный номер налогоплательщика – 7107521785) с ФИО2 <данные изъяты> незаконно полученные денежные средства в сумме 351974,51руб. за период с 1.11.2018 года по 31.03.2021 года, в том числе: ежемесячную денежную выплату на 3-го ребенка в сумме 145546,91 руб.; ежемесячное пособия на ребенка в сумме 50022,60 руб.; ежемесячную денежную выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно в сумме 156405,00 руб.

Взыскать с ФИО2 в бюджет муниципального образования район Воловский район государственную пошлину в размере 6719,75 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Богородицкий межрайонный суд Тульской области (постоянное судебное присутствие в р.п. Волово) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 27.12. 2021 года.