Дело № 2-170/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2013 года г. Бодайбо
Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Овчинниковой И.Ф., при секретаре Хорзове М.Л., с участием представителя истца Чжан-Чин-Лин Н.А., действующей на основании доверенности от ***, представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области ФИО1, действующей на основании приказа ***-П от ***, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-170/2013 по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Бодайбинском районе Иркутской области о взыскании компенсации расходов, связанных с выездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к месту постоянного проживания,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований указано, что ФИО2 и *** являются супругами, не работающим пенсионерами по старости. В октябре 2011 г. истцы выехали из г.Бодайбо Иркутской области, который расположен в местности, приравненной к районам Крайнего Севера на постоянное место жительства в ***. Истцы совместно понесли расходы, при этом ФИО2 оплатила и понесла расходы по проезду к новому месту жительства в сумме ***., из которых: ***. - стоимость авиабилета по маршруту Бодайбо- Иркутск; ***. - квитанция об оплате услуг авиакомпании; ***. - стоимость авиабилета по маршруту Иркутск- Москва; ***.- квитанция об оплате услуг авиакомпании; 2 ***. - стоимость железнодорожного билета по маршруту Москва- Елец, или всего стоимость проезда ФИО2 составила ***. Истец *** выехал к новому месту жительства на собственном автомобиле и понес расходы по провозу багажа массой 2 000 кг. в сумме ***. железнодорожным транспортом, из которых: ***. (кассовый чек ***) - плата за пользование контейнерами, погрузочные/разгрузочные работы, обеспечение грузоотправителя запорно_пломбировочным устройством, наложение и снятие запорно-пломбировочного устройства; ***. (кассовый чек ***) - провозная плата; ***. (кассовый чек ***)- провозная плата; ***. (кассовый чек ***) - плата за пользование контейнером; ***. (кассовый чек ***) - плата за хранение груза в контейнере; ***. (кассовый чек ***) - плата за погрузочно/разгрузочные работы; ***. (квитанция ***) - разные сборы за услуги подсобно-вспомогательной деятельности; ***. (квитанция ***) - разные сборы за услуги подсобно-вспомогательной деятельности, или всего стоимость провоза багажа истцов составила ***. Таким образом, истцы совместно понесли расходы на проезд к новому месту жительства и провозу багажа массой 2 000 кг. на сумму ***. (***.).
Поскольку истцы являются членами одной семьи - супругами, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии I-АЖ ***, выданным *** *** Бурятской АССР, поэтому они имеют право на компенсацию расходов на перевоз имущества весом не более 2 000 кг. Согласно товаро - транспортных документов истцы перевозили имущество весом 2000 кг., поэтому сумма ***., затраченная истцами подлежит возмещению с ответчика в полном объеме.
В силу ст.3 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях №4520- 1 от 19.02.1993 г. (в редакции ФЗ РФ от 22.08.2004 г.), гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе, для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.4 указанного Закона, гарантии и компенсации, установленные данным Законом и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами РФ в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, - за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета.
Истцы устно обратились к специалистам Пенсионного фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области с просьбой оплатить проезд к новому месту жительства и провоз багажа, однако в оплате указанных расходов им было отказано ввиду того, что расходы по оплате переезда неработающим пенсионерам к новому месту жительства в бюджете Пенсионного фонда не запланированы, в связи с чем им необходимо обратиться с исковым заявлением в суд.
Кроме того, за составление искового заявления и расчета к нему было уплачено адвокату ***, которые также подлежат взысканию с ответчика на основании ст.15 ГК РФ.
Просят суд взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в *** в пользу ФИО2 и *** расходы на оплату стоимости проезда на постоянное место жительства и провоз багажа в сумме ***., судебные расходы в сумме ***.
Впоследствии представителем истца Чжан-Чин-Лин Н.А., действующей на основании доверенности от ***, были поданы уточнения к исковому заявлению, согласно которым просит суд взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области в пользу ФИО2 расходы на оплату стоимости проезда на постоянное место жительства и провоз багажа в сумме ***., судебные расходы в сумме ***.
При этом, от истца *** поступило заявление об отказе от исковых требований к Управлению пенсионного фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области о взыскании компенсации расходов по выезду на постоянное место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, судебных расходов, определением Бодайбинского городского суда от 19 апреля 2013 года в данной части производство по делу было прекращено.
В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя по доверенности Чжан-Чин-Лин Н.А.
В судебном заседании представитель истца Чжан-Чин-Лин Н.А., действующая на основании доверенности от ***, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнений, просила их удовлетворить в полном объеме, пояснив, что в октябре 2011 года ФИО2 выехала из г.Бодайбо Иркутской области на постоянное место жительство в ***, в связи с чем понесла расходы по проезду к новому месту жительства в размере ***., совместно с ней в качестве члена семьи выехал *** Поскольку ФИО2 и *** являются супругами, что подтверждается свидетельством о заключении брака, то ими в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.08.1992г. № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» была осуществлена перевозка личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи, всего 2000 килограмм, в связи с чем понесены расходы в размере ***. Оформлением провоза багажа -совместно нажитого в период брака имущества занимался *** как супруг ФИО2 Кроме того, согласно ст.3 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе, для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст.4 указанного Закона, гарантии и компенсации, установленные данным Законом и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами РФ в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, - за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета. ФИО2 является неработающим пенсионером, в связи с чем имеется право на возмещении с Управления пенсионного фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области расходов на оплату стоимости проезда на постоянное место жительства и провоз багажа на себя и члена семьи, при этом, о том, что член семьи выезжающего должен был неработающим пенсионерам в законе не сказано.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области ФИО1, действующая на основании приказа ***-П от ***, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, представила письменное возражение на исковое заявление, которое приобщено к материалам дела, суду пояснила, что пунктом 3 Положения о Пенсионном фонде РФ (России), утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 года № 2122-1, определено, что Пенсионный фонд РФ обеспечивает финансирование расходов, предусмотренных пунктом б настоящего Положения, в котором самостоятельной статьи расходования средств ПФР на компенсацию расходов, связанных с переездом пенсионеров к новому месту жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и провозом багажа не предусмотрено. Трудовым кодексом и Законом от 19.02.1993 г. в редакции Федерального Закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ определена компенсация стоимости переезда к новому месту жительства в другую местность и оплаты стоимости багажа работникам организаций, в связи с расторжением трудового договора, а не пенсионерам по старости. Статьей 4 вышеназванного Закона № 4520-1 в редакции Федерального Закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установлено, что расходными обязательствами Российской Федерации являются гарантии и компенсации, установленные указанным Законом и иными нормативно-правовыми актами в отношении нескольких категорий граждан (всего 5), в том числе неработающим и получающим трудовую пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета. Из текста Закона не следует, что источником финансирования затрат на компенсацию расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и провозом багажа указанной категории граждан_ пенсионеров являются средства ПФР. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.08.1992 г. № 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", с изменениями от 02.11.1992 г., финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, законодательные акты, регулирующие систему обязательного пенсионного страхования, исключают возможность финансирования Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами оплаты пенсионерам стоимости переезда к новому месту жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и провоза багажа. Согласно п. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита населения, в том числе и социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта РФ. Таким образом, финансирование указанных расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, а именно Министерством финансов Российской Федерации.
Кроме того, *** является действующим предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Состоит на учете в Пенсионном фонде как индивидуальный предприниматель, как предприниматель, использующий труд наемных работников снят с учета ***. Согласно ст. 4 Закона РФ от 19.02.1993 г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях» гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя. Следовательно, Управление Пенсионного фонда в Бодайбинском районе не является Ответчиком по возмещению расходов, понесенных Истцом *** Кроме того, истцом не доказан факт выезда ***., поскольку он зарегистрирован в г.Бодайбо. Также, поскольку квитанции по провозу багажа оформлены на ***., а не на истца, компенсация расходов на провоз багажа не подлежит возмещению ФИО2
Суд, с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного истца ФИО2, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации социальная защита населения, в том числе и социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Судом достоверно установлено, что ФИО2 является неработающим пенсионером, получает пенсию по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением, трудовой книжкой.
Кроме того, ФИО2 состояла на регистрационным учете и проживала по адресу: ***, в октябре 2011 года ФИО2 выехала из г.Бодайбо на новое место жительства в ***. Факт проживания ФИО2 в *** подтвержден справкой Администрации сельского поселения *** от 26.09.2012г. (л.д. 48).
Согласно Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета ССР от 10 февраля 1960г. и от 26 сентября 1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденных Постановлением Совета Министров ССР от 10 ноября 1967г. № 1029 Бодайбинский район Иркутской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Право пенсионеров на компенсацию расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства, закреплено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года N 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии с пунктом 1 названного Постановления, гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат. Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в размере 100 процентов произведенных пенсионерами затрат.
В соответствии со ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гарантии и компенсации для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета, и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Гарантии и компенсации, установленные вышеуказанным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года N 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено право пенсионеров, переселяющихся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на компенсацию расходов, связанных с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи. Указанная компенсация для пенсионеров определена в размере 100% произведенных затрат.
Таким образом, в силу вышеназванного законодательства суд считает, что истец ФИО2 имеет право на возмещение расходов, понесенных в связи с переездом к новому месту жительства, включая расходы на перевозку личного имущества.
Обсуждая доводы ответчика о том, что законодательные акты, регулирующие систему обязательного пенсионного страхования, исключают возможность финансирования Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами оплаты пенсионерам стоимости переезда к новому месту жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и провоза багажа, суд учитывает следующее.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 11.08.1992г. N 527 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируют расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 кг на выезжающего члена его семьи. Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально - государственных и административно -территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях из расчета: пенсионерам в размере 100% произведенных затрат.
В Законе РФ от 19 февраля 1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» указано, что государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Законом и другими соответствующими законодательными актами РФ, установлено, что источниками финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом, являются республиканский бюджет РФ, а также Пенсионный фонд РФ - для лиц, получающих государственные пенсии.
Данный закон по сравнению с Постановлением Правительства РФ от 11 августа 1992 года №572 и утвержденным Порядком выплаты компенсаций от 10 ноября 1992 года изменил порядок финансирования, а в силу ч.5 ст. 3 ГК РФ подлежит применению Закон, как имеющий наибольшую юридическую силу.
В силу ст.6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года Ns166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета.
В ст.6 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях РФ» установлено, что порядок финансирования определяется Федеральным Законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в п.3 ст. 8 указано, что финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ», однако ст. 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не учитывает этих особенностей финансирования трудовых пенсий.
В соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 22.08.2004 года N 122-Ф3 в ст. 4 Федерального Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» № 4520-1 от 19.02.1993 года внесены изменения о финансовом обеспечении граждан и компенсации для работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, согласно которых гарантии и компенсации, установленные настоящим законом и иными нормативными актами РФ, являются расходными обязательствами РФ в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета. Таким образом, законодатель возложил обязательства перед пенсионерами, получающими трудовую пенсию на Пенсионный фонд РФ, обязательство перед пенсионерами, получающими пенсию по государственному пенсионному обеспечению - на федеральный бюджет.
В соответствии с ч. 5 ст.3 ГК РФ, в случае противоречия Указа Президента РФ или постановления Правительства РФ Гражданскому кодексу РФ или иному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 года № 167-ФЗ, средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют строго целевое назначение, а расходы, не предусмотренные этим бюджетом на соответствующий год, осуществляются только после внесения в него изменений в установленном федеральным законом порядке.
К компетенции органов местного самоуправления не относится компенсация указанных расходов, поскольку наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями в соответствии со ст.5 и ст.6 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ.
В соответствии со ст.26.3 Закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 06.10.1999 года № 184-ФЗ, полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п.2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенции из федерального бюджета). К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения, а также по вопросам совместного ведения, не урегулированными федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться не указанные в п.2 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет и в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенции из федерального бюджета), если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с пунктом 1 Положения «О Пенсионном фонде Российской Федерации», утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2122-1 пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и указанным Положением.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Правительство Российской Федерации обязано было в срок до 01.09.1993 года привести свои решения в соответствие с указанным Законом, разработать и принять вытекающие из него нормативные акты, однако, данные требования до настоящего времени не исполнены.
Перечисленные законоположения в их взаимосвязи предполагали обязанность федеральных органов законодательной и исполнительной власти предусматривать соответствующие расходы при формировании федерального бюджета и (или) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и эффективный механизм своевременного и полного перечисления денежных средств для возмещения затрат на обеспечение названной льготы. Для обеспечения прав и законных интересов льготополучателей со стороны уполномоченных органов должно быть надлежащее выполнение указанной обязанности.
До установления нового порядка финансирования компенсационных выплат должен действовать порядок, установленный ст. 4 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Иное толкование и применение законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на предоставление государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Положение о Пенсионном Фонде РФ и законодательство о бюджете Пенсионного фонда РФ действительно прямо не предусматривают расходов Фонда на выплаты оспариваемых компенсаций, однако, взаимосвязанные положения статей 1, 3, 4 Закона РФ № 4520-1 от 19.02.1993г. в прежней и действующей редакции, п. 1 Указа Президента РФ от 27.09.2000г. №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», норм Положения о Пенсионном Фонде РФ, согласно которым перечень расходных обязательств Фонда не является закрытым, а также ст. 153 Федерального закона № 122-_ФЗ от 21.08.2004г., позволяют сделать вывод о том, что именно Пенсионный Фонд России, созданный и действующий как единый централизованный государственный орган в целях государственного управления пенсионным обеспечением (страхованием), являющийся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, денежные средства которого находятся в государственной собственности Российской Федерации, осуществляющий назначение и выплату пенсий, должен нести обязанность по возмещению пенсионерам Севера расходов по выезду из районов Крайнего Севера на другое место жительства.
То обстоятельство, что в структуре расходов бюджета Пенсионного фонда РФ прямо не предусмотрены средства на выплату компенсации неработающим пенсионерам, выезжающим из районов Крайнего Севера на другое постоянное место жительства, но, учитывая, что государство не отменяло и не приостанавливало реализацию гарантий по компенсации расходов в связи с выездом неработающих пенсионеров из районов Крайнего Севера, не исключает ответственности Пенсионного фонда РФ, как государственного органа, средства которого являются государственной собственностью, по искам пенсионеров Севера на возмещение соответствующих расходов, а поэтому расходы по предоставлению указанных льгот могут быть возложены на органы Пенсионного Фонда независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законах о его бюджете.
Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации в лице его структурных подразделений не может нести ответственности по возмещению расходов пенсионерам, связанных с выездом последних из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд находит несостоятельными.
В связи с тем, что истец ФИО2 на период возникновения спорных правоотношений являлась неработающей пенсионеркой, получала государственную пенсию и ей не было обеспечено гарантированное государством право на компенсацию расходов по переезду к новому месту жительства, в связи с чем она вынуждена была нести указанные расходы за счет собственных средств, и так как до настоящего времени уполномоченными органами данная обязанность не исполнена, взыскание компенсации указанных расходов должно быть возложено на Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бодайбинском районе Иркутской области.
При этом, суд учитывает, что вместе с ФИО2 на постоянное место жительство выехал из г.Бодайбо ее супруг ***
Судом установлено и также не оспаривается представителем ответчика, что *** является членом семьи ФИО2
Согласно свидетельства о браке, брак между *** и К. Л.Г. заключен ***, после заключения брака присвоены фамилии мужу и жене -ФИО2.
В качестве доказательства переезда на новое постоянное место жительства члена семьи ФИО2 - *** суду было представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания в *** на срок с 14.11.2011г. по 14.11.2017г. (л.д.49). Указанный документ несомненно свидетельствует о намерении *** избрать в качестве постоянного места жительства ***.
Из Конституции Российской Федерации и Закона РФ N 5242-1 от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения либо условием реализации прав и свобод граждан. В связи с чем, отсутствие сведений о постоянной регистрации *** по новому месту жительства в *** не может являться основанием препятствующим в реализации истца права на получение компенсации расходов на провоз багажа на выезжающего и каждого члена его семьи.
Доводы ответчика о том, что оформление провоза багажа к постоянному месту жительства ***., а не истцом не свидетельствует о понесенных истцом расходах, не могут быть признанными соответствующими требованиям закона.
Так, согласно ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Исходя из установленного законом режима совместной собственности супругов, суд находит установленным, что произведенные расходы супруга истца - ***, на оплату провоза багажа к постоянному месту жительства в сумме ***. являются также расходами истца ФИО2, поскольку понесены за счет ее собственных средств.
Доказательств, опровергающих факт общности имущества супругов, в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных частью 4 ст. 38 СК РФ, ответчиком в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Рассматривая доводы ответчика о том, что *** является действующим предпринимателем, состоит на учете в Пенсионном фонде как индивидуальный предприниматель, как предприниматель, использующий труд наемных работников, снят с учета ***. Согласно ст. 4 Закона РФ от 19.02.1993 г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях» гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя суд приходит к следующему.
Судом установлено, на момент выезда член семьи истца ФИО2- *** являлся индивидуальным предпринимателем, снят с учета ***, что ни представителем истца, ни ответчиком не оспаривается.
Вместе с тем, согласно Постановлению Правительства РФ от 11 августа 1992 года N 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в соответствии с которым гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи, в том числе, пенсионерам, инвалидам, - в размере 100% произведенных затрат. Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов в составе РФ и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии со ст.3 и ст.4 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе, неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РФ. Гарантии и компенсации, установленные данным Законом и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами РФ в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, - за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета.
Исходя из буквального толкования указанных норм права усматривается, что именно выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к постоянному месту жительства должен быть неработающим гражданином, получающим трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, что в судебном заседании было установлено относительно истца ФИО2 и ответчиком не оспаривалось, к членам семьи выезжающего указанные требования законодательством не предусмотрены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомерности требований истца ФИО2 о взыскании в ее пользу расходов на оплату стоимости проезда на постоянное место жительство, а также расходов на перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на нее и члена ее семьи ***.
Так, при использовании своего права на возмещение расходов, связанных с выездом из местности приравненной к районам Крайнего Севера, к месту постоянного проживания ФИО2 приобретены: авиабилет по маршруту Бодайбо-Иркутск, стоимостью ***. - ***, авиабилет по маршруту Москва-Иркутск. Стоимостью *** -***, железнодорожный билет по маршруту Москва-Елец, стоимостью ***. -***, также были произведены дополнительные расходы об оплате услуг авиакомпании в сумме ***, что подтверждается квитанция об уплате различных сборов, а всего понесены расходы на сумму в размере ***.
Расходы ФИО2 и члена ее семьи *** на провоз багажа на сумму ***. в количестве 2000 кг по маршруту Таксимо-*** подтверждаются: кассовым чеком *** на сумму ***. ( плата за пользование контейнерами, погрузочные/разгрузочные работы, обеспечение грузоотправителя запорно_пломбировочным устройством, наложение и снятие запорно-пломбировочного устройства); кассовым чеком *** на сумму ***. (провозная плата); кассовым чеком *** на сумму ***. (плата за пользование контейнером); кассовым чеком *** на сумму ***. (плата за хранение груза в контейнере); кассовым чеком *** на сумму ***. (плата за погрузочно/разгрузочные работы); квитанцией *** на сумму ***. ( разные сборы за услуги подсобно-вспомогательной деятельности); квитанцией о приеме груза; транспортной железнодорожной накладной (л.д. 28-32, л.д.40, л.д.42,л.д.46-47).
При этом суд учитывает, что поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года N 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено право пенсионеров, переселяющихся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на компенсацию расходов, связанных с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи и указанная компенсация для пенсионеров определена в размере 100% произведенных затрат, то в стоимость понесенных расходов выезжающего и члена его семьи, связанных с выездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к месту постоянного проживания включаются: плата за проезд, плата за провоз личного багажа в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи, в том числе дополнительные расходы, связанные с выездом из указанных мест, включая налоги.
При таких обстоятельствах, суд, оценивая представленные суду доказательства по правилам ст. ст. 67,68 ГПК РФ, находит их относимыми, допустимыми и достаточными для вывода суда о наличии у истца ФИО2 права на компенсацию расходов, связанных с выездом из местности приравненной к районам Крайнего Севера, к месту постоянного проживания, об обоснованности произведенных истцом расходов в соответствии с представленными документами.
Соответственно с Пенсионного Фонда РФ, в лице его территориального органа - Управления Пенсионного Фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области, подлежит взысканию компенсация расходов ФИО2, связанных с выездом из местности приравненной к районам Крайнего Севера - г.Бодайбо, к месту постоянного проживания - ***, в частности, расходов на проезд на постоянное место жительство и провоз багажа по норме на себя и члена семьи в размере ***.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из представленного суду приходного кассового ордера от 26.02.2013 года следует, что истец понес судебные расходы в связи с подачей искового заявления в суд, состоящие из ***, уплаченные адвокату *** за составление искового заявления.
Данные расходы являются обоснованно понесенными в связи с защитой нарушенного права, поскольку, не обладая специальными познаниями в области юриспруденции, истец был вправе обратиться за юридической помощью.
Ответчик в порядке ст. 56 ГПК РФ, ст. 10 ГК РФ не представил суду доказательств, свидетельствующих о явном завышении произведенных расходов истцом и злоупотреблении правом в этой части.
При таких обстоятельствах, суд находит возможным взыскать с ответчика в пользу истца на основании ст. ст. 94, 100 ГПК РФ расходы по оплате услуг по составлению искового заявления, в сумме ***
В силу пп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, с ответчика в бюджет муниципального образования г. Бодайбо и Бодайбинского района подлежит взысканию государственная пошлина в размере ***. по правилам пп. 1 п.1 ст. 333.19 НК РФ (за удовлетворение требования имущественного характера, подлежащего оценке).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Бодайбинском районе Иркутской области о взыскании компенсации расходов, связанных с выездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, к месту постоянного проживания - удовлетворить.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области в пользу ФИО2 расходы на оплату стоимости проезда на постоянное место жительства и провоз багажа в размере ***, судебные расходы в размере ***, а всего - ***. ( ***)
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области государственную пошлину по иску в доход бюджета муниципального образования г. Бодайбо и Бодайбинского района в размере ***. (***.)
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме будет принято ***.
Судья: И.Ф. Овчинникова