Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бодайбо 10 февраля 2016 г.
Дело № 2а-10/2016
Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе:
судьи Ермакова Э.С.,
при секретаре Бардиж В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора г. Бодайбо в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации г. Бодайбо и района о признании бездействия по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог, определению размера вреда, причиняемого автомобильным дорогам, возложении обязанности организовать в установленный срок осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог, утверждению финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения,
у с т а н о в и л :
прокурор г. Бодайбо на основании части 1 ст. 39 Кодекса Административного производства Российской Федерации обратился в Бодайбинский городской суд в защиту прав неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации г. Бодайбо и района, в котором просил:
признать бездействие администрации по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог Бодайбо - ФИО1, ФИО5, подъезд к пос. Маракан незаконными;
признать бездействие администрации по определению размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам Бодайбо - ФИО1, ФИО1 - Перевоз, подъезд к пос. Маракан, незаконным;
признать бездействие администрации по не утверждению нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований из местного бюджета на указанные цели незаконным;
обязать администрацию в срок, не позднее 01 декабря 2015 года организовать осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог ФИО4, ФИО1 - Перевоз, подъезд к пос. Маракан;
обязать администрацию в срок, не позднее 01 декабря 2015 года организовать работу по определению размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, автомобильным дорогам ФИО4, ФИО1 - Перевоз, подъезд к пос. Маракан;
обязать администрацию в срок, не позднее 01 декабря 2015 года, утвердить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на территории Бодайбинского района сложилась неудовлетворительная ситуация с состоянием законности в области дорожной деятельности. Проведенные прокуратурой города проверки выявили многочисленные нарушения со стороны лиц, ответственных за содержание автомобильных дорог, что свидетельствует о неудовлетворительном эксплуатационном состоянии автомобильных дорог.
По мнению прокурора, этому способствует бездействие Администрации г. Бодайбо и района по решению вопросов местного значения.
Так, в соответствии с положениями частей 1 и 8 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», пунктом 2 «Критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области», утвержденных Постановлением Администрации Иркутской области от 03 июля 2007 года № 185-па, дороги Бодайбо - ФИО1, ФИО5, подъезд к пос. Маракан, являющиеся собственностью Иркутской области, относятся к автодорогам местного значения, поскольку находятся в границах муниципального образования и не являются дорогами федерального регионального или межмуниципального значения.
Указанные автодороги не включены в «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения», утвержденный Постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2014 года № 01-пп.
Поэтому в силу пункта 5 части 1 ст. 15, ст. 17.1. Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, орган местного самоуправления муниципального района - Администрация г. Бодайбо и района обязана организовать муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Вместе с тем, Администрация г. Бодайбо и района отказалась удовлетворять требование прокурора об организации внеплановой проверки в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» об организации муниципального контроля деятельности ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области», ОАО «Дорожная служба Иркутской области» на предмет исполнения ими обязательных требований, обеспечивающих сохранность и надлежащее техническое состояние дорог.
Свой отказ административный ответчик мотивировал тем, что автомобильные дороги Бодайбо - ФИО1, ФИО1 - Перевоз, подъезд к пос. Маракан находятся в собственности Иркутской области и в перечень муниципальных дорог общего пользования муниципального района не включены.
Прокурор полагает, что указанная позиция Администрации г. Бодайбо и района не основана на положениях Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, который не ставит осуществление контроля за сохранностью автомобильных дорог в зависимость от формы собственности на них. Из главы 2, ст. 13.1. указанного закона следует, что уровень контроля (федеральный, государственный, региональный государственный и муниципальный) устанавливается не в зависимости от формы собственности, исключительно от классификации дорог по их назначению. Буквальное содержание положений ст. ст. 13., 13.1. Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ указывает на то, что муниципальный контроль осуществляется в отношении всех дорог местного значения без каких-либо ограничений от формы собственности на них в целях обеспечения их сохранности и является одним из видов деятельности, обеспечивающим соблюдение прав населения муниципального образования на транспортную доступность между населенными пунктами и безопасность дорожного движения при передвижении по данным дорогам.
Исходя из приведенных прокурором норм закона, осуществление контроля за сохранностью автомобильных дорог общего местного значения муниципального района возложено на соответствующий орган местного самоуправления, а не на собственника автомобильных дорог.
В нарушение положений ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ Администрация г. Бодайбо и района не принимает мер к определению размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения, не принимаются нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог.
Как далее указал прокурор, бездействие Администрации г. Бодайбо и района по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог, утверждению нормативов финансовых затрат, проведению работы по взысканию вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения, не позволяет органу местного самоуправления принимать меры по решению вопросов, связанных с дорожной деятельностью, в целях обеспечения надлежащего эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования в границах муниципального района, что, в свою очередь, нарушает права граждан в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку дороги остаются без надлежащего содержания и ремонта.
Впоследствии прокурор уточнил исковые требования и просил суд:
признать незаконным бездействие Администрации г. Бодайбо и района по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог ФИО4, ФИО1 - Перевоз и подъезд к пос. Маракан;
обязать Администрацию г. Бодайбо и района в срок, не позднее 01 июля 2016 года организовать осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог ФИО4, ФИО1 - Перевоз и подъезд к пос. Маракан путем разработки административного регламента регулирующего порядок его производства, принятия правового акта, определяющих перечень должностных лиц администрации, уполномоченных на его осуществление, организации проведения в установленном порядке при наличии оснований внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, нарушающих обязательные требования в сфере обеспечения сохранности автомобильных дорог местного значения.
Одновременно в указанном заявлении прокурор просил принять отказ от исковых требований к Администрации г. Бодайбо и района о признании незаконными бездействий администрации по определению размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам Бодайбо - ФИО1, ФИО1 - Перевоз, подъезд к пос. Маракан, по не утверждению нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований из местного бюджета на указанные цели.
На основании положений пункта 5 ст. 39 КАС РФ рассмотрение дела по указанным требованиям, заявленным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц продолжено, поскольку такой отказ не связан с удовлетворением требований административным ответчиком.
Административный ответчик - Администрация г. Бодайбо и района в лице ФИО2, действующей на основании доверенности от ****, ФИО3, действующей на основании доверенности от ***, иск прокурора не признали.
В судебном заседании представители административного ответчика поддержали представленные ими письменные возражения по иску и пояснили, что согласно ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации) (часть 6); автомобильные дороги, которые исключаются из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, передаются в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации.
Спорные автодороги ФИО4, ФИО1 Перевоз, подъезд к пос. Маракан закреплены на праве собственности за субъектом федерации - Иркутской области и переданы в оперативное управление Областному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области». Последнее, в свою очередь, заключило государственный контракт с ОАО «Дорожая служба Иркутской области» на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. Данный контракт исполняется в настоящее время.
Поскольку автомобильные дороги ФИО4, ФИО1 - Перевоз являются областными автомобильными дорогами общего пользования, принадлежат Иркутской области на праве собственности, закреплены за ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области», их содержание осуществляется за счет средств областного бюджета, у Администрации г. Бодайбо и района отсутствуют полномочия и правовые основания осуществлять муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог, определению размера вреда, причиняемого тяжеловесными и транспортными средствами, утверждению нормативов финансовых затрат и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на осуществление ремонтных работ и содержание автомобильных дорог.
Как указал представитель административного ответчика, полномочия по осуществлению государственного контроля за автодорогами, находящимися в собственности Иркутской области, Администрации г. Бодайбо и района не передавались, средства на эти цели не выделялись, а органы государственного надзора и контроля в соответствии с положениями части 2.1. ст. 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ не вправе требовать от органов местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесенных к ведению органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а так же финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов.
Помимо этого, представитель административного ответчика полагает, что прокурор пропустил установленный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок для обращения в суд, поскольку о бездействии Администрации г. Бодайбо и района по неосуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог прокурору г. Бодайбо стало известно из обращений администрации от 07 апреля 2014 года, 05 марта 2015 года, 15 мая 2015 года, 07 июля 2015 года, а административное исковое заявление поступило в суд 20 ноября 2015 года.
Заинтересованное лицо - Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области в судебное заседание не явилось, просило о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора признало обоснованными. Мотивированного возражения по иску не представило.
Заинтересованное лицо - Областное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие.
В отзыве по иску учреждение исковые требования прокурора признало подлежащими удовлетворению, поскольку термин областные дороги, указанный в свидетельствах о регистрации права собственности на недвижимое имущество в отношении автодорог ФИО4, ФИО5, подъезд к пос. Маракан, соответствует классификации дорог, установленной Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1991 года № 61, который действовал до введения в действие Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ.
После введения в действие указанного федерального закона, к полномочиям органов власти субъектов РФ в области использования автомобильных дорог относится осуществление дорожной деятельности только в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, включенных в перечень дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных дорог (пункт 6 ст. 12, пункты 9,10,11 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Автодороги ФИО4, ФИО5, подъезд к пос. Маракан не включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, утвержденный Постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2014 года № 701, а, следовательно, являются дорогами местного значения.
Пунктами 5, 21 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения.
При этих условиях, заинтересованное лицо полагает, что именно Администрация г. Бодайбо и района обязана организовать муниципальный контроль за содержанием и ремонтом спорных автомобильных дорог.
Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора г. Бодайбо.
В соответствии со ст. 17.1. Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 7 части 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 5 указанного федерального закона 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их назначения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки (часть 8 ст. 5).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района (пункт 10 ст. 5).
Статьей 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ предусмотрено, что к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 5);
автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации) (часть 6);
автомобильные дороги, которые исключаются из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, передаются в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации (часть 7);
к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (часть 10).
Частью 11 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ предусмотрено, что включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.
Согласно части 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (пункт 1); определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения (пункт 7); утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (пункт 11).
Данная норма корреспондируется с положениями пункта 1 части 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами (часть 2 ст. 13.1. Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Как следует из материалов дела, на территории Бодайбинского муниципального района расположены автодороги ФИО4, ФИО1 - Перевоз, подъезд к пос. Маракан.
Данные дороги не включены в «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения», утвержденный Постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2014 года № 701-пп, так же как и в ранее действовавшее Постановление Правительства Иркутской области от 29 марта 2012 года № 107-пп «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области».
Вместе с тем, автодороги ФИО4, ФИО5, подъезд к пос. Маракан по соответствующим участкам, находящимся в границах городских поселений, находятся в собственности субъекта Российской Федерации - Иркутской области, что подтверждено свидетельствами о регистрации права на недвижимое имущество от *** (записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ****; *; *; *; *; *; *; *; *; *; *).
Распоряжением Министра имущественных отношений Иркутской области от 13 мая 2015 года № 570 закреплены на праве оперативного управления за Областным государственным казенным учреждением «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» и соответствующее право указанного казенного учреждения зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (записи от ****; *; *; *; *; *; *; *; *; *; *).
Данное областное казенное учреждение осуществляет функции заказчика по содержанию и ремонту областных автомобильных дорог, в том числе ФИО4, ФИО5, подъезд к пос. Маракан, в соответствии с государственным контрактом от 24 июня 2015 года *, поручив выполнение соответствующих работ подрядчику - дорожная служба Иркутской области за счет выделяемых для этого из бюджета Иркутской области денежных средств.
Таким образом, в отношении указанных автомобильных дорог Иркутская область осуществляет полномочия собственника государственного имущества, предусмотренные ст. ст. 210, 214 ГК РФ.
Тем самым, не смотря на отсутствие автодорог ФИО4, ФИО5, подъезд к пос. Маракан в утвержденном перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, закрепление этих дорог на вещном праве собственности за Иркутской области, фактически, исходя из положений части 11 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ свидетельствует об отнесении их субъектом федерации к дорогам регионального (областного) значения.
До настоящего времени в собственность муниципального образования г. Бодайбо и района указанные автодороги, равно как и соответствующие государственные полномочия, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года, включая контроль за содержанием находящихся в собственности Иркутской области автодорог, финансирование финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт содержание дорог, определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам, не переданы.
Доводы прокурора г. Бодайбо и заинтересованного лица - ОГКУ «Дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» о том, что на Администрацию г. Бодайбо и района может быть возложена обязанность по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, поскольку такая функция является публичной, зависит от категории автомобильных дорог, а не от прав собственности на них, не могут быть признаны обоснованными.
Анализ приведенных выше норм Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ свидетельствует о том, что регулирование прав и обязанностей органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и граждан в области деятельности в области автомобильных дорог органами, основано на концепции этого закона о закреплении автомобильных дорог у соответствующих субъектов этой деятельности на вещном праве (пункта 7 части 1 ст. 3, часть 11 ст. 6).
Поэтому предусмотренные частью 1 ст. 13 этого закона, а так же пунктом 5 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, вытекают из наличия в собственности соответствующего муниципального образования предназначенного для решения этих вопросов имущества - автомобильных дорог общего пользования.
Данные полномочия собственника автомобильных дорог согласуются с правомочиями собственника имущества, предусмотренными ст. ст. 209, 210 ГК РФ, владеть и пользоваться им в соответствии с целевым назначением, осуществлять контроль за пользованием им, нести расходы на его содержание и требовать от третьих лиц возмещения причиняемого вреда.
В силу правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30 июня 2006 года № 8-П и Определении от 07 декабря 2006 года № 542-о, разъяснившего применение положений части 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, предполагает достижение договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, а потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные правомочия субъектов Российской Федерации и гарантии государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Необходимость выявления в этом случае позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования, а при наличии объективной необходимости - и за счет финансовой поддержки, оказываемой в рамках межбюджетных отношений Российской Федерации и ее субъектов.
Поэтому отсутствие указания спорных автодорог в Постановлении Правительства Иркутской области от 29 декабря 2014 года № 701-пп, само по себе не влечет возникновения у муниципального образования права собственности на это имущество, а, следовательно, делает невозможным и передачу взаимосвязанных с обладанием этим имуществом на вещном праве обязанностей и осуществления публичных полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных пунктами 1, 7, 11 части 1 ст. 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, а именно по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, определению размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения.
Иное толкование допускало бы возможность исполнения полномочий и финансирование из бюджета муниципального района затрат, связанных содержанием и контролем за использованием имущества, находящегося в собственности Российской Федерации и закрепленного за областным государственным казенным бюджетным учреждением, что противоречило бы как положениям ст. 214 ГК РФ, ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, так и норме пункта 4 ст. 18 этого же закона, согласно которому возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается. Финансирование таких расходов фактически являлось бы нецелевым использованием средств бюджета.
Не могут быть признаны обоснованными и доводы прокурора о том, что на Администрацию г. Бодайбо и района может быть возложена лишь обязанность по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, которая не требует возникновения вещного права на автомобильные дороги, а связана с публичными полномочиями органа местного самоуправления.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, перечисленные в подпунктах 1-12 части 1 ст. 13 указанного закона, взаимосвязаны и осуществляются комплексно в связи с нахождением автодорог местного значения на вещном праве - праве собственности у соответствующего муниципального образования.
Возможность осуществления муниципального контроля органов местного самоуправления по обеспечению сохранности автомобильных дорог, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации и фактически отнесенных в связи с этим к автомобильным дорогам регионального значения, в том числе по проведению проверок юридических лиц, осуществляющих их эксплуатацию и содержание, действующее законодательство о местном самоуправлении, об автодорогах и дорожной деятельности, равно как и Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не содержит.
Возложение на Администрацию г. Бодайбо и района определенного полномочия в отдельности, в частности по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог ФИО4, ФИО1 - Перевоз, подъезд к пос. Маракан, находящихся в собственности Иркутской области, при этих условиях, будет противоречить существу правового регулирования отношений, возникающих в связи с использованием автомобильных дорог, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, нарушая предусмотренный Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ принцип разграничения полномочий органов федеральной, региональной государственной власти, органов местного самоуправления в зависимости от закрепления дорог на вещном праве за каждым из этих органов.
С учетом изложенного, оснований для признания незаконными: бездействия Администрации г. Бодайбо и района по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог Бодайбо - ФИО1, ФИО5, подъезд к пос. Маракан, отсутствию утверждения нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований из местного бюджета на указанные цели, отсутствия порядка определения размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам Бодайбо - ФИО1, ФИО1 - Перевоз, подъезд к пос. Маракан, у суда не имеется.
Поэтому в удовлетворении этих требований, а так же возложении на Администрацию г. Бодайбо и района обязанности на в срок, не позднее 01 июля 2016 года организовать осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог ФИО4, ФИО1 - Перевоз, подъезд к пос. Маракан, путем разработки административного регламента регулирующего порядок его производства, принятия правового акта, определяющих перечень должностных лиц администрации, уполномоченных на его осуществление, организации проведения в установленном порядке при наличии оснований внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, нарушающих обязательные требования в сфере обеспечения сохранности автомобильных дорог местного значения; организовать в срок до 01 декабря 2015 года работу по определению размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, автомобильным дорогам ФИО4, ФИО1 - Перевоз, подъезд к пос. Маракан, утвердить в этот же срок нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, прокурору г. Бодайбо должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Прокурору г. Бодайбо в удовлетворении административного искового заявления, поданного в защиту прав неопределенного круга лиц, к Администрации г. Бодайбо и района в удовлетворении исковых требований:
о признании незаконными бездействия администрации по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог Бодайбо - ФИО1, ФИО5, подъезд к пос. Маракан;
о возложении на Администрацию г. Бодайбо и района в срок, не позднее 01 июля 2016 года организовать осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог ФИО4, ФИО1 - Перевоз и подъезд к пос. Маракан путем разработки административного регламента регулирующего порядок его производства, принятия правового акта, определяющих перечень должностных лиц администрации, уполномоченных на его осуществление, организации проведения в установленном порядке при наличии оснований внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, нарушающих обязательные требования в сфере обеспечения сохранности автомобильных дорог местного значения;
о признании незаконным бездействия администрации по определению размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам Бодайбо - ФИО1, ФИО1 - Перевоз, подъезд к пос. Маракан, а так же по не утверждению нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований из местного бюджета на указанные цели;
о возложении обязанности на администрацию в срок, не позднее 01 декабря 2015 года организовать работу по определению размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, автомобильным дорогам ФИО4, ФИО1 - Перевоз, подъезд к пос. Маракан, а так же утвердить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд в течение одного месяца.
Судья: Э.С. Ермаков