Производство №2а-1723/2021
УИД 28RS0004-01-2020-012079-68
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 апреля 2021 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Юрковой Н.С.,
при секретаре Ловягиной Ю.А.,
с участием представителя административного истца Смешной Е.В., представителя МИ ФНС России № 1 по Амурской области ФИО1, представителя Управления ФНС России по Амурской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области, МИ ФНС России № 1 по Амурской области о признании незаконными начисления налоговой задолженности, возложении обязанности списать налоговую задолженность,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что с 18 декабря 2000 года по 09 декабря 2019 года он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В 2007 году ФИО3 в Межрайонную ИФНС России № 1 по Амурской области было подано заявление о приостановлении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и с указанного времени ФИО3 предпринимательскую деятельность не вел в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела. С 21 февраля 2016 года по 23 сентября 2019 года ФИО3 находился под стражей в СИЗО. Заявлений о возобновлении предпринимательской деятельности ща период нахождения под стражей не направлял. После освобождения узнал о начислении страховых взносов, в связи с чем обратился в налоговый орган. ФИО3 были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 года в размере 23400 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4590 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2018 года в размере 26545 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 года в размере 29354 рубля, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6884 рублей, всего 96613 рублей. Также были начислены пени по взносам на пенсионное страхование 5741 рубль 60 копеек и пени по взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1172 рубля 27 копеек. Согласно справки Пенсионного фонда на 31 декабря 2016 года числилась задолженность по страховым взносам в размере 293505 рублей 45 копеек и пени в размере 56688 рублей 38 копеек. Согласно акту сверки в налоговый орган за периоды до 01 января 2017 года передано и числится в качестве задолженности: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в размере 7495 рублей 20 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 9332 рубля 59 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за период до 01 января 2017 года в размере 21114 рублей 59 копеек, пени по страховым взносам, начисленные до 01 января 2017 года в размере 14040 рублей 92 копейки. Полагает, что задолженности по страховым взносам и пени по ним, образовавшиеся до 01 января 2017 года должны быть списаны.
На основании изложенного, с учетом уточнений заявленных требований, просит суд признать незаконным и списать пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисленные до 01 января 2017 года, в размере 33 рубля 98 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, начисленные до 01 января 2017 года в размере 3650 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, начисленные до 01 января 2017 года в размере 12562 рубля 42 копейки.
Кроме того, в связи с поступившими уточнениям, был изменен административный ответчик на Межрайонную инспекцию ФНС России № 1 по Амурской области.
В судебных заседаниях представитель административного истца настаивала на удовлетворении административного искового заявления. Дополнительно пояснила, что задолженность сформировалась до 01 января 2017 года, в связи с чемона подлежит списанию.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области возражала против удовлетворения административного искового заявления. Полагала, что задолженность не подлежит списанию.
Представитель УФНС России по Амурской области полагал, что требования административного иска не подлежат удовлетворению. Дополнительно указал, что пени по страховым взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные до 01 января 2017 года, в размере 33 рубля 98 копеек были списаны решением от 27 апреля 2021 года № 1727.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил, рассмотреть дело при данной явке.
В своем письменном отзыве представитель УФНС России по Амурской области возражал против удовлетворения административного иска. Указал, что по состоянию на 15 января 2021 года налогоплательщик ФИО3 имеет сальдовые остатки по стразовым взносам в налоговом органе: пени в размере 33 рубля 98 копеек, страховые взносы в размере 7447 рублей 43 копеек, пени 12529 рублей 71 копейка.
Из письменного отзыва представителя УПФР в г. Благовещенске следует, что 18 октября 2018 года Отделением ПФР по Амурской области, общая задолженность ФИО3, образовавшаяся по состоянию на 31 декабря 2016 года, передана в налоговые органы. В территориальных органах ПФР задолженность аннулированию и переформированию не подлежит.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, ФИО3 обратился с административным исковым заявлением в суд 17 декабря 2020 года.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд с заявленными административными исковыми требованиями в рамках настоящего административного дела не пропущен.
Рассматривая дело по существу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с 01 января 2017 года, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
С 01 января 2017 года органом контроля за уплатой страховых взносов является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», при рассмотрении настоящего административного дела подлежат применению положения Закона № 212-ФЗ.
В силу статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
При этом из пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Из анализа указанных норм права следует, что действующим законодательством на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а также в Фонд обязательного медицинского страхования. Данная обязанность возникает в силу факта приобретения ими данного статуса и прекращается с момента его утраты.
В силу пункта 1 статьи 25 названного Федерального закона в случае уплаты страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки, плательщик должен уплатить пени.
Аналогичные положения предусмотрены статьями 57, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, положения которого к отношениям по взысканию страховых взносов применяются с 01 января 2017 года.
Из материалов дела следует, что по данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО3 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 18 декабря 2000 года по 09 декабря 2019 года, являлся плательщиком страховых взносов.
В связи с неисполнением обязательств по уплате страховых взносов за расчетные периоды до 01 января 2017 года в установленные сроки, ФИО3 начислены пени по страховым взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные до 01 января 2017 года, в размере 33 рубля 98 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, начисленные до 01 января 2017 года в размере 3650 рублей 58 копеек (с учетом вступившего в законную силу решения Благовещенского городского суда от 18 января 2021 года), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, начисленные до 01 января 2017 года в размере 12562 рубля 42 копейки.
На основании изложенного, полагая подлежащей к признанию безнадежной и списанию спорной задолженности, административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ) предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данной статьей предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списание недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01 января 2017 года и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона № 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона « 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
Следовательно, списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
Данные выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 года № 302-ЭС19-10771, кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2019 года № 43-КА19-29.
Поскольку предъявленная к взысканию сумма страховых взносов и пени, начисленная на недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, имела место по состоянию на 01 января 2017 года, то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
Таким образом, требования административного истца о признании незаконной и списании налоговой задолженности по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального Фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, КБК ***, в размере 3650, 58 рублей, пени по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального Фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере 12562,42 рубляподлежат удовлетворению.
Требование административного истца о признании незаконной и подлежащей списанию пени по страховым взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные до 01 января 2017 года, в размере 33 рубля 98 копеек, подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку решением от 27 апреля 2021 года № 1727 пени по страховым взносы на обязательное пенсионное страхование, в размере 33 рубля 98 копеек признаны безнадежными к взысканию и были списаны.
Таким образом, административное исковое заявление ФИО3 подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить частично.
Признать незаконной и списать налоговую задолженность в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации и Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 426 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части:
- страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального Фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, КБК ***, в размере 3650, 58 рублей;
- пени по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального Фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере 12562,42 рубля.
В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято07 мая 2021 года.
Председательствующий Н.С. Юркова