УИД 26RS0009-01-2022-000457-23
Дело № 2-297/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Благодарный 06 июля 2022 года
Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Алиевой А.М., при секретаре судебного заседания ФИО391, с участием:
представителя истца Министерства имущественных отношений Ставропольского края Карнаухова А.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителей ответчика ЗАО «Каменнобалковское» Кривороговой О.М., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Сотниковой А.В., действующей на основании доверенности 0 от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчиков Гороховик Г.В., Дубовой Н.В., Горюгова В.В., Самарина Т.М., Хантемирова Ш.А., Данилова В.А., Горбоносовой Е.А., Синявской О.Н., Федусь С.И., Кузнецова В.В., Тихвинского С.Г., Быкова В.А., Быковой И.В., Гольчикова Д.Н. по доверенностям № 6 от ДД.ММ.ГГГГ, № 5 от ДД.ММ.ГГГГ и № 7 от ДД.ММ.ГГГГ Шешуковой (Лушпа) М.С.,
ответчиков ФИО285, ФИО280, ФИО60, ФИО307, ФИО167, ФИО197, ФИО194, ФИО256, ФИО37, ФИО186, ФИО115, ФИО9, ФИО57, ФИО58, ФИО131, ФИО92, ФИО235, ФИО140, ФИО141. ФИО262, ФИО157, ФИО104, ФИО102, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО103, ФИО249, ФИО91, ФИО90, ФИО184, ФИО185, ФИО191, ФИО171, ФИО89, ФИО299, ФИО290, ФИО266, ФИО179, ФИО96, ФИО275,
представителя ответчиков ФИО93, ФИО94, ФИО124, ФИО123, ФИО263, ФИО60, ФИО45, ФИО45, ФИО224, ФИО49, ФИО274, ФИО183 адвоката ФИО396, представившей суду удостоверение № и ордер № н290879 Северо-Кавказской коллегии адвокатов СК,
представителя ответчиков ФИО227, ФИО22, ФИО23, ФИО148, ФИО178, ФИО21 адвоката ФИО397, представившего суду удостоверение № и ордер № № АК № СККА,
представителя ответчиков ФИО75, ФИО159, ФИО195, ФИО6, ФИО127 адвоката ФИО398, представившей суду удостоверение № и ордер № № АК № СККА,
представителей третьего лица ГБУ СК «имущество» ФИО415, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО416, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица ГБУ СК «Калаусский лесхоз» ФИО399
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных отношений Ставропольского края к Закрытому акционерному обществу «Каменнобалковское» по разведению племенных овец, ФИО107, ФИО108, ФИО77, ФИО109, ФИО1, ФИО111, ФИО79, ФИО81, ФИО2, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО3, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО4, ФИО90, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО5, ФИО96, ФИО76, ФИО78, ФИО155, ФИО156, ФИО75, ФИО113, ФИО157, ФИО158, ФИО159, ФИО248, ФИО252, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО98, ФИО240, ФИО9, ФИО80, ФИО132, ФИО204, ФИО206, ФИО121, ФИО212, ФИО154, ФИО10, ФИО11, ФИО214, ФИО215, ФИО216, ФИО217, ФИО219, ФИО220, ФИО222, ФИО147, ФИО119, ФИО224, ФИО12, ФИО13, ФИО226, ФИО229, ФИО230, ФИО232, ФИО233, ФИО235, ФИО236, ФИО238, ФИО14, ФИО15, ФИО239, ФИО241, ФИО242, ФИО243, ФИО244, ФИО16, ФИО245, ФИО246, ФИО247, ФИО253, ФИО255, ФИО17, ФИО256, ФИО257, ФИО258, ФИО260, ФИО18, ФИО19, ФИО262, ФИО263, ФИО20, ФИО314 Тарвермиш оглы, ФИО308 Миргасан кызы, ФИО21, ФИО268, ФИО22, ФИО23, ФИО269, ФИО272, ФИО274, ФИО275, ФИО277, ФИО99, ФИО278, ФИО279, ФИО152, ФИО281, ФИО282, ФИО24, ФИО284, ФИО25, ФИО287, ФИО289, ФИО290, ФИО291, ФИО294, ФИО26, ФИО149, ФИО126, ФИО150, ФИО128, ФИО296, ФИО298, ФИО300, ФИО302, ФИО146, ФИО306, ФИО27, ФИО305, ФИО307, ФИО304, ФИО292, ФИО293, ФИО295, ФИО297, ФИО303, ФИО301, ФИО299, ФИО286, ФИО288, ФИО148, ФИО280, ФИО283, ФИО285, ФИО311 Джафаргулу кызы, ФИО310ФИО423 оглы, ФИО28, ФИО29, ФИО276, ФИО30, ФИО31, ФИО273, ФИО271, ФИО270, ФИО123, ФИО124, ФИО32, ФИО267, ФИО151, ФИО266, ФИО33, ФИО265, ФИО264, ФИО313ФИО435ФИО261, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО254, ФИО259, ФИО37, ФИО251, ФИО312ФИО436, ФИО249, ФИО250, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО100, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО237, ФИО234, ФИО231, ФИО134, ФИО140, ФИО228, ФИО227, ФИО141, ФИО45, ФИО46, ФИО225, ФИО223, ФИО47, ФИО48, ФИО221, ФИО49, ФИО218, ФИО122, ФИО50, ФИО213, ФИО161, ФИО208, ФИО135, ФИО106, ФИО209, ФИО210, ФИО211, ФИО117, Середину ФИО437ФИО326, ФИО51, ФИО127, ФИО207, ФИО139, ФИО52, ФИО138, ФИО160, ФИО116, ФИО53, ФИО205, ФИО162, ФИО54, ФИО55, ФИО171, ФИО169, ФИО173, ФИО167, ФИО165, ФИО56, ФИО114, ФИО163, ФИО57, ФИО58, ФИО179, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО129, ФИО187, ФИО189, ФИО191, ФИО422ФИО63ФИО315, ФИО118, ФИО193, ФИО194, ФИО197, ФИО64, ФИО65, ФИО115, ФИО199, ФИО200, ФИО202, ФИО203, ФИО66, ФИО97, ФИО153, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО201, ФИО70, ФИО71, ФИО105, ФИО133, ФИО136, ФИО112, ФИО198, ФИО125, ФИО120, ФИО195, ФИО131, ФИО137, ФИО186, ФИО188, ФИО192, ФИО190, ФИО196, ФИО184, ФИО185, ФИО72, ФИО181, ФИО183, ФИО182, ФИО180, ФИО145, ФИО178, ФИО103, ФИО104, ФИО143, ФИО175, ФИО144, ФИО174, ФИО110, ФИО102, ФИО172, ФИО170, ФИО176, ФИО177, ФИО166, ФИО168, ФИО73, ФИО101, ФИО142, ФИО130, ФИО74, ФИО164
о признании наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков и исправлении реестровой ошибки
у с т а н о в и л:
Министерство имущественных отношений Ставропольского края обратилось в суд с иском, впоследствии уточненном, к Закрытому акционерному обществу «Каменнобалковское» по разведению племенных овец, ФИО107, ФИО108, ФИО77, ФИО109, ФИО1, ФИО79, ФИО108, ФИО81, ФИО2, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО3, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО4, ФИО90, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО5, ФИО96 о признании наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков и исправлении реестровой ошибки.
В обоснование заявленного иска истец указал следующее.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве.
Таким образом, защитные лесные насаждения, расположенные на территории Ставропольского края, отнесены в силу Федерального закона к собственности Ставропольского края.
Система защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения оказывает природоохранное и мелиоративное влияние на защищаемую ими территорию, способствуют интенсификации сельскохозяйственного производства и увеличения валового производства.
Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР в 1979 году разработаны «Инструктивные указания по проектированию и выращиванию защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственных предприятий РСФСР».
Проекты лесомелиоративных мероприятий по созданию защитных лесонасаждений на территории Ставропольского края освоены в 70-е годы 20 века.
В соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным Постановлением Губернатора Ставропольского края от 06.03.2012 № 137, министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, за исключением отношений, связанных с планированием, рациональным использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, а также в сфере финансового оздоровления и банкротства в пределах своей компетенции. При этом Министерство уполномочено обеспечивать эффективное управление, распоряжение, а также рациональное использование имущественных объектов государственной собственности Ставропольского края, в том числе земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки; защищать имущественные права и законные интересы Ставропольского края как собственника; осуществлять приватизацию имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края; создавать и обеспечивать функционирование системы учета имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края; участвовать в проведении разграничения государственной собственности на имущество на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность муниципальных образований Ставропольского края в соответствии с разграничением полномочий.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 29.12.2018 № 622-п утверждена государственная программа Ставропольского края «Управление имуществом» с целью развития и совершенствования имущественных и земельных отношений в Ставропольском крае, обеспечения решения задач социально-экономического развития Ставропольского края.
Достижение цели Программы осуществляется посредством решения задач и выполнения основных мероприятий её подпрограмм.
В рамках подпрограммы «Управление государственной собственностью Ставропольского края в области имущественных и земельных отношений» осуществлялись мероприятия по выполнению кадастровых работ в отношении объектов недвижимого имущества, отнесенных к государственной собственности Ставропольского края, в том числе при разграничении государственной собственности Ставропольского края на землю.
Министерство в соответствии со ст. 9.2. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» сформировало и утвердило государственное задание от ДД.ММ.ГГГГ№ для подведомственного государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ставкрайимущество» (далее - Учреждение), в соответствии которым Учреждением выполнялись кадастровые работы в отношении объектов недвижимого имущества государственной собственности Ставропольского края, в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, занятых лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве. Также Учреждением осуществлялась подготовка документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Ставропольского края.
Кадастровые работы выполнялись в границах Благодарненского городского округа (в границах упраздненного муниципального образования - село Каменная Балка и бывшего колхоза «Каменнобалковский») на земелях сельскохозяйственного назначения.
Для выполнения полевых работ Учреждением использовались пункты ГГС, на которые произведен запрос сведений государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, получена выписка из каталога координат геодезических пунктов Длинный, Мирный, Одинокий.
Кадастровым инженером Учреждения ФИО415 подготовлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ по образованию многоконтурного () земельного участка, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного: Российская Федерация, Ставропольский край, Благодарненский городской округ, , общей площадью кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования: (9.1) охрана природных территорий (лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от негативного воздействия).
При выполнении кадастровых работ и в результате предварительной автоматизированной проверки межевого плана Росреестром от ДД.ММ.ГГГГ установлено пересечение формируемого земельного участка с кадастровым номером с земельными участками с кадастровыми номерами: .
Таким образом, выявлена реестровая ошибка в сведениях ЕГРН, которая отражена в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером ФИО415, а также в протоколе Росреестра предварительной автоматизированной проверки межевого плана.
Доказательством наличия реестровой ошибки в данном случае, по мнению истца, являются материалы государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства: Технический отчет по материалам инвентаризации защитных лесных насаждений Благодарненского района Ставропольского края, 2003 г.
По результатам геодезических измерений определены координаты характерных точек контуров земельных участков под защитными лесными насаждениями. Произведены запросы актуальных сведений Единого государственного реестра недвижимости в виде кадастровых планов территории в электронном виде.
В геоинформационной системе MapInfo по координатам произведено наложение контуров образуемых земельных участков на актуальные сведения ЕРГН о земельных участках, по результатам выявлены пересечения.
Точки пересечения контуров образуемых земельных участков под защитными лесными насаждениями со смежными земельными участками получены в электронном виде по координатам в геоинформационной системе MapInfo. В смежных земельных участках по координатам определена область пересечения.
Таким образом, из-за допущенной ошибки в местоположении границ земельных участков с указанными выше кадастровыми номерами истец не может осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером: , чем нарушаются права собственника.
Лесополосы для аграрного Ставрополья жизненно необходимы и определение их правового статуса, а именно постановка земельных участков на государственный кадастровый учет с регистрацией права собственности Ставропольского края, и с последующей передачей их, на праве постоянного (бессрочного) пользования государственным лесхозам, будет способствовать деятельности по лесоразведению и выращиванию защитных лесных насаждений, обеспечивающих защиту земель сельскохозяйственного назначения от неблагоприятных факторов, повышения плодородия почв, улучшения условий окружающей среды, проведения мелиоративных противоэрозийных мероприятий, в зависимости от сочетания природных условий, состава сельскохозяйственных угодий и возделываемых культур.
На основании изложенного истец просил суд:
1. Признать наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами: в части пересечения с границами формируемого земельного участка с кадастровым номером , имеющего местоположение: Российская Федерация, Ставропольский край, Благодарненский городской округ, село Каменная Балка, согласно протоколу Росреестра предварительной автоматизированной проверки межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.
2. Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером , исключив из его границ области пересечения с координатами характерных точек:
контур 82 область пересечения 1 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 82 область пересечения 2 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
1 | |||
контур 92 область пересечения 1 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
1 | |||
контур 92 область пересечения 2 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
1 | |||
контур 92 область пересечения 3 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 32 область пересечения 1 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
1 | |||
контур 32 область пересечения 2 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 68 область пересечения 1 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
1 | |||
контур 68 область пересечения 2 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
1 | |||
Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером , исключив из его границ области пересечения с координатами характерных точек:
контур 1 область пересечения 1 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
1 | |||
контур 3 область пересечения 2 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 4 область пересечения 3 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером , исключив из его границ области пересечения с координатами характерных точек:
контур 3 область пересечения 1 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 4 область пересечения 2 | Площадь пересечения (м.кв.) | |
X | Y | |
Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером , исключив из его границ области пересечения с координатами характерных точек:
контур 1 область пересечения 1
Площадь пересечения (м.кв.)
№п/п | X | Y | |
контур 2 область пересечения 2 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 2 область пересечения 3 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 3 область пересечения 4 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 4 область пересечения 5 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 6 область пересечения 6 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером , исключив из его границ области пересечения с координатами характерных точек:
контур 3область пересечения 1 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером , исключив из его границ области пересечения с координатами характерных точек:
контур 2 область пересечения 1 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером , исключив из его границ области пересечения с координатами характерных точек:
контур 2 область пересечения 1 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером , исключив из его границ области пересечения с координатами характерных точек:
контур 3 область пересечения 1 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером , исключив из его границ области пересечения с координатами характерных точек:
контур 3 область пересечения 1 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером , исключив из его границ области пересечения с координатами характерных точек:
контур 1 область пересечения 1 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 1 область пересечения 2 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 2 область пересечения 3 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером , исключив из его границ области пересечения с координатами характерных точек:
контур 1 область пересечения 1 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 2 область пересечения 2 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 3 область пересечения 3 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 3 область пересечения 4 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 5 область пересечения 5 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером , исключив из его границ области пересечения с координатами характерных точек:
контур 5 область пересечения 1 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером , исключив из его границ области пересечения с координатами характерных точек:
контур 2 область пересечения 1 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером , исключив из его границ области пересечения с координатами характерных точек:
контур 14 область пересечения 1 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 8 область пересечения 2 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 8 область пересечения 3 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 15 область пересечения 4 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 15 область пересечения 5 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 16 область пересечения 6 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 21 область пересечения 7 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 27 область пересечения 8 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 14 область пересечения 9 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 8 область пересечения 10 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 22 область пересечения 11 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 6 область пересечения 12 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 7 область пересечения 13 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 28 область пересечения 14 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 19 область пересечения 15 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 25 область пересечения 16 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 32 область пересечения 17 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 36 область пересечения 18 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
контур 45 область пересечения 19 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером , исключив из его границ области пересечения с координатами характерных точек:
контур 1 область пересечения 1 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
Исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о многоконтурном земельном участке с кадастровым номером , исключив из его границ области пересечения с координатами характерных точек:
контур 5 область пересечения 1 | Площадь пересечения (м.кв.) | ||
№п/п | X | Y | |
3. Указать, что решение суда является основанием для постановки Управлением Росреестра по Ставропольскому краю на государственный кадастровый учет образуемого земельного участка с условным кадастровым номером , общей площадью кв. м, с приведенными в иске координатами характерных точек границ.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству определением суда к участию в деле были привлечены ранее не привлеченные собственники земельных участков земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами , с границами которых пересекается образуемый земельный участок.
Представитель истца по доверенности Карнаухов А.В. в судебном заседании заявленные министерством имущественных отношений Ставропольского края требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме, просил суд удовлетворить их по изложенным в иске основаниям, пояснив, что земельные участки под лесозащитными насаждениями должны быть оформлены в собственность Ставропольского края, для чего необходимо устранить выявленную в результате кадастровых работ реестровую ошибку, также пояснил, что в результате исправления данной кадастровой ошибки, права собственников смежных земельных участков не нарушаются.
Представитель истца по доверенности ФИО417 в судебное заседание не явился, ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие.
Представители ответчика ЗАО «Каменнобалковское» по доверенности ФИО414 и ФИО394 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований Министерства по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Так, согласно представленным письменным возражениям, ответчик ЗАО «Каменнобалковское» полагает требования истца незаконными и не подлежащими удовлетворению, поскольку документов, подтверждающих право собственности истца на спорные полезащитные лесополосы, им не представлено, исковые требования основаны только на данных проекта межевого плана, подготовленного ГБУ СК «Ставкрайимущество». Указывает, что Сталинским планом преобразования природы (Постановление Совмина СССР, ЦК ВКП(б) от 20.10.1948 № 3960 "О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР") было предусмотрено создание лесополос (не государственных защитных лесных полос) только на колхозно-совхозных землях. В соответствии с Постановлением №503 от 05.07.1967 «О неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии в РСФСР» колхозы, совхозы и другие сельхозпредприятия выполняли все агротехнические противоэрозионные мероприятия, включая создание защитных лесных насаждений на принадлежащих им полях своими силами и средствами (п.4). Для этих целей хозяйствам выделялись специальные государственные кредиты. Эти земли в систему гослесфонда никогда не входили. В соответствии с положениями абз. 3 п. 4 Постановления №503 руководители и специалисты колхозов, совхозов и других сельхозпредприятий и организаций несли персональную ответственность за правильное использование закрепленных за соответствующим хозяйством земель, осуществление противоэрозионных мероприятий и за сохранность защитных лесных насаждений, расположенных на этих землях. На то, что данные лесополосы никогда не входили в Лесной фонд, прямо указывалось в ст. 113 Закона РСФСР от 08.08.1978 "Об утверждении Лесного кодекса РСФСР", ст. 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации (утв. ВС РФ 06.03.1993 № 4613-1) и ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ.
Истец основывает свои требования на норме Федерального закона №134-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 03.07.2016 №354-ФЗ, но, несмотря на указанное в законе исключение, доказательств, подтверждающих принадлежность спорных полезащитных лесополос к государственной собственности, помимо плана инвентаризации защитных лесных насаждений, не представил. Детальное исследование данного документа, по мнению ответчика, свидетельствует о том, что это план землепользования ЗАО по разведению племенных овец «Каменнобалковское», являющийся ничем иным как проектом внутрихозяйственного землеустройства. Указанный документ, по мнению ответчика, не подтверждает исковые требования, а напротив, их опровергает, поскольку отраженные в нем полезащитные лесополосы не поименованы (не отнесены) к государственной собственности.
Истец фактически оспаривает право собственности участников земельных паев на земельные участки сельскохозяйственного назначения, требуя прекратить их право собственности в указанной в иске части. Осуществить какие-либо сдвиги участков собственников в любую из сторон, чтобы компенсировать утрату площадей земельных участков за счет перемещения границ в пользу истца, невозможно, при смещении границ, как требует истец по делу, собственниками будет утрачено право собственности на их земельные доли в указанной площади.
Полагает, что истец пытается осуществить кадастровую деятельность в отношении земельных участков, находящихся в собственности иных лиц, то есть, признать их участками, относящимися к неразграниченной собственности, тогда как такими полномочиями не обладает в силу того же Федерального закона, на который ссылается, так как норма абзаца 2 ст. 3.1 исключает ее распространение в отношении земельных участков, находящихся в собственности иных лиц.
Кроме того, отмечает, что ответчики более 15 лет являются законными владельцами спорных земельных участков, добросовестно, открыто и непрерывно ими владеют, обрабатывают, уплачивают земельный налог. Министерством избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку в силу части 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Обращаясь в суд с иском о признании отсутствующим зарегистрированного права, истец должен доказать, что запись в Едином государственном реестре прав нарушает его право, которое не может быть защищено иным способом.
В ЕГРН содержатся сведения, подтверждающие зарегистрированное право собственности ответчиков. Следовательно, восстановление законных прав истца, по мнению ЗАО «Каменнобалковское», должно быть осуществлено путем признания границ принадлежащих ответчикам земельных участков не установленными, а площадь – неуточненной. Полагает, что в данном случае между сторонами судебного разбирательства имеется спор о праве, в частности о праве государства на земельные участки, занятые мелиоративными защитными насаждениями. Однако собственность государства восстанавливается иным путем – путем предъявления соответствующего требования вернуть имущество из чужого незаконного владения. А поскольку такое требование не заявлено, истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Также отмечает, что исковые требования Министерства основаны на данных межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, анализ которого позволяет прийти к выводу о наличии в нем нарушений Приказа Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", поскольку в заключении кадастрового инженера не приводится обоснование местоположения границ земельного участка, которое в соответствии с п.70 должно определяться с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
Указывает, что никаким нормативно-правовым актом не запрещалось включать в площадь предоставляемых в счет земельных паев земельных участков - земельные участки под лесополосами. Напротив, в соответствии с Рекомендациями по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству, при конкретном установлении местоположения и границ земельных участков по решению коллектива в эти участки могут быть включены земли, занятые другими видами угодий (лесом, кустарниками, защитными лесонасаждениями, искусственными и естественными водоемами, полевыми дорогами, под постройками, инженерными сооружениями и прочими), как вкрапленные сельскохозяйственные угодья, так и примыкающие к ним. Более того, Федеральный закон от 10.01.1996г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» говорит о нахождении таких участков в собственности иных лиц (как физических, так и юридических) как о абсолютно законном факте. Статьей 29.1 вышеуказанного закона установлены обязанности собственников таких земельных участков по содержанию, охране, защите, воспроизводству мелиоративных защитных лесных насаждений, а с 26.09.2020г. вступили в законную силу правила содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенности проведения мероприятий по их сохранению собственниками земельных участков. И при этом законом не предусмотрено для указанных случаев изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Оснований для уменьшения площади земельных участков, принадлежащих ответчикам, предусмотренных законом либо каким-либо нормативно-правовым актом в исковом заявлении не представлено.
Дополнительно ЗАО «Каменнобалковское» сделано заявление об истечении срока исковой давности в отношении заявленных истцом требований.
На основании изложенного ответчик просил в удовлетворении исковых требований Министерства отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ЗАО «Каменнобалковское» ФИО419 в судебное заседание не явилась, об уважительности причин своей неявки суд не уведомила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.
Представитель ответчиков ФИО15, ФИО260, ФИО392, ФИО209, ФИО201, ФИО246, ФИО238, ФИО53, ФИО65, ФИО301, ФИО129, ФИО215, ФИО216, ФИО230 по доверенности ФИО395 в судебном заседании также просила в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на непредставление Министерством документов, подтверждающих наличие прав на лесополосы, и отсутствие обоснования местоположения границ образуемого земельного участка в межевом плане. Полагала, что фактически ничем не подтверждая наличие реестровой ошибки, истец оспаривает право собственности участников земельных паев на земельные участки сельскохозяйственного назначения, требуя прекратить их право в части пересекающихся границ, путем исключения сведений о них из ЕГРН. При установлении границ земельных участков по границам образуемого земельного участка согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками будет утрачено право собственности на их земельные доли в том размере, который был представлен им при приватизации земель. Указала, что проект межевания является результатом кадастровой деятельности, но не является правоподтверждающим документом, а заявленные истцом требования фактически сводятся к прекращению права собственности ответчиков на спорные участки без какой либо компенсации, оснований для уменьшения площади принадлежащих ответчикам земельных участков, предусмотренных законом либо каким-либо нормативно-правовым актом, в исковом заявлении не представлено, сами земельные участки в указанных границах более 15 лет являются источником дохода ответчиков. В этой связи считала, что Министерством избран неверный способ защиты права и оснований для удовлетворения иска не имеется.
Представители ответчиков ФИО93, ФИО94, ФИО124, ФИО123, ФИО263, ФИО60, ФИО45, ФИО45, ФИО224, ФИО49, ФИО274, ФИО183, ФИО227, ФИО22, ФИО23, ФИО148, ФИО178, ФИО21, ФИО75, ФИО159, ФИО195, ФИО6, ФИО127, место фактического проживания которых суду неизвестны, адвокаты ФИО396, ФИО397 и ФИО398 в судебном заседании возражали относительно удовлетворения заявленных исковых требований Министерства.
Ответчики ФИО285, ФИО280, ФИО60, ФИО307, ФИО167, ФИО197, ФИО194, ФИО256, ФИО37, ФИО186, ФИО115, ФИО9, ФИО57, ФИО58, ФИО131, ФИО92, ФИО235, ФИО140, ФИО141. ФИО262, ФИО157, ФИО104, ФИО102, ФИО249, ФИО91, ФИО90, ФИО184, ФИО185, ФИО191, ФИО171, ФИО89, ФИО299, ФИО290, ФИО266, ФИО179, ФИО96, ФИО275 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУ СК «имущество» ФИО416 и ФИО415 в судебном заседании исковые требования Министерства поддержали, пояснив, что только в результате исправления реестровой ошибки, формируемый земельный участок может быть поставлен на кадастровый учет и на него может быть зарегистрировано право собственности субъекта. ГБУ СК «Ставкрайимущество» в целях разграничения государственной собственности на землю было доведено госзадание, заказчиком которого выступило Министерство имущественных отношений СК, по выполнению кадастровых работ в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, занятых защитными лесными насаждениями в границах Благодарненского городского округа, бывшего совхоза «Каменнобалковский». В 2019 году в ходе проведения кадастровых работ по межеванию земельных участков, занятых защитными лесными насаждениями, была выявлена реестровая ошибка в описании внесенных в ЕГРН координат местоположения смежных земельных участков. При проведении кадастровых работ использовались материалы технического отчета инвентаризации защитных лесных насаждений Благодарненского района 2003 г. и планово-картографический материал, полевые работы проводились спутниковым геодезическим оборудованием. По результатам геодезических работ были определены характерные точки контуров земельных участков под защитными лесными насаждениями, которые при наложении на актуальные сведения ЕГРН о земельных участках, выдали пересечение границ. Управление Росреестра по СК, Кадастровая палата были уведомлены о выявленной реестровой ошибке. По фактическому расположению земельные участки как были, так и есть, их площади тоже не меняются, ошибка только в координатах границ. Но чтобы устранить реестровую ошибку ответчикам необходимо провести дополнительные кадастровые работы, перемерить участки и путем сопоставления координат исправить эту реестровую ошибку дополнительным межевым планом. Лесополосы не могут находиться в собственности дольщиков, поскольку у каждого из них в первичных свидетельствах о праве собственности на землю было прописано, что принадлежащая им доля состоит из пашни и пастбищ, защитные лесополосы, как вид сельскохозяйственных угодий, в свидетельствах не значились. На территории Ставропольского края с 70-х годов были освоены проекты по посадке лесополос, после приватизации лесополосы остались бесхозные, и в настоящее время Федеральный закон №137-ФЗ определил собственника. Правительством Ставропольского края на создание рабочих проектов по уходу за лесополосами выделены средства, которые на сегодняшний день Ставропольский край не может освоить, потому что часть лесополос в Каменной Балке поставлена на учет, а часть не может быть поставлена из-за выявленной реестровой ошибки. Исправление кадастровой ошибки должно быть осуществлено посредством уточнения координат, что является обязанностью кадастрового инженера, проводившего межевые работы, поскольку допустивший ошибку кадастровый инженер, обязан безвозмездно все переделать, это самый правильный и оптимальный, по их мнению, вариант разрешения ситуации. Просили иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУ СК «Калаусский лесхоз» ФИО399 исковые требования Министерства поддержал, суду пояснил, что сформированный земельный участок под мелиоративными защитными лесными насаждениями на землях сельскохозяйственного назначения на территории Благодарненского района, право собственности Ставропольского края на который уже оформлено, передан в постоянное (бессрочное) пользование ГБУ СК «Калаусский лесхоз», который уполномочен осуществлять государственное управление и мероприятия по сохранению в отношении переданных ему в ведение земельных участков. Также пояснил, что на территории Благодарненского района в основном присутствуют ветрозащитные лесополосы, которые в соответствии с действующими нормативами как правило состоят из четырех рядов, с шириной междурядья не менее 3 м, плюс закрайка не менее половины междурядья, т.е. в целом ширина лесополосы должна составлять 12-15 м. Просил иск Министерства удовлетворить.
Ответчики ФИО152, ФИО240, ФИО413, ФИО53, ФИО283, ФИО286, ФИО223, ФИО296, ФИО298, ФИО292, ФИО77, ФИО3, ФИО109, ФИО314оглы, ФИО308кызы, ФИО78, ФИО81, ФИО70, ФИО71, ФИО151, ФИО294, ФИО291, ФИО120, ФИО137, ФИО189, ФИО76, ФИО20, ФИО166, ФИО33, ФИО113, ФИО86, ФИО25 в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика ФИО147 по доверенности ФИО317, представитель ответчика ФИО106ФИО418, а также ответчики ФИО107, ФИО108, ФИО1, ФИО108, ФИО79, ФИО2, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО87, ФИО88, ФИО323 А.Г., ФИО95, ФИО5, ФИО76, ФИО156, ФИО158, ФИО248, ФИО252, ФИО7, ФИО8, ФИО98, ФИО80, ФИО80, ФИО204, ФИО400, ФИО121, ФИО212, ФИО154, ФИО10, ФИО11, ФИО214, ФИО215, ФИО216, ФИО217, ФИО219, ФИО220, ФИО222, ФИО147, ФИО119, ФИО12, ФИО13, ФИО226, ФИО229, ФИО230, ФИО232, ФИО233, ФИО236, ФИО238, ФИО14, ФИО15, ФИО239, ФИО239, ФИО242, ФИО243, ФИО244, ФИО16, ФИО245, ФИО246, ФИО246, ФИО253, ФИО255, ФИО17, ФИО257, ФИО258, ФИО260, ФИО18, ФИО19, ФИО268, ФИО269, ФИО272, ФИО79, ФИО99, ФИО278, ФИО279, ФИО281, ФИО282, ФИО24, ФИО284, ФИО287, ФИО289, ФИО26, ФИО149, ФИО126, ФИО150, ФИО128, ФИО300, ФИО302, ФИО146, ФИО306, ФИО27, ФИО305, ФИО304, ФИО293, ФИО295, ФИО297, ФИО303, ФИО301, ФИО288, ФИО311, ФИО310, ФИО28, ФИО29, ФИО276, ФИО30, ФИО31, ФИО273, ФИО271, ФИО270, ФИО267, ФИО265, ФИО264, ФИО313, ФИО261, ФИО34, ФИО35, ФИО412, ФИО254, ФИО259, ФИО251, ФИО312, ФИО250, ФИО411, ФИО410, ФИО40, ФИО41, ФИО100, ФИО407, ФИО408, ФИО409, ФИО237, ФИО234, ФИО231, ФИО134, ФИО228, ФИО225, ФИО47, ФИО48, ФИО221, ФИО218, ФИО122, ФИО50, ФИО213, ФИО161, ФИО208, ФИО135, ФИО106, ФИО209, ФИО210, ФИО211, ФИО117, ФИО406, ФИО51, ФИО207, ФИО139, ФИО52, ФИО138, ФИО160, ФИО116, ФИО107, ФИО162, ФИО54, ФИО55, ФИО169, ФИО173, ФИО165, ФИО56, ФИО114, ФИО163, ФИО59, ФИО61, ФИО62, ФИО129, ФИО187, ФИО404, ФИО63 А.И., ФИО118, ФИО193, ФИО64, ФИО65, ФИО199, ФИО200, ФИО202, ФИО203, ФИО66, ФИО97, ФИО153, ФИО67, ФИО68, ФИО405, ФИО201, ФИО105, ФИО133, ФИО136, ФИО112, ФИО198, ФИО125, ФИО188, ФИО190, ФИО190, ФИО196, ФИО72, ФИО181, ФИО182, ФИО180, ФИО145, ФИО103, ФИО143, ФИО175, ФИО144, ФИО174, ФИО110, ФИО172, ФИО170, ФИО176, ФИО177, ФИО168, ФИО73, ФИО101, ФИО142, ФИО130, ФИО74, ФИО164, надлежаще уведомленные судом в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, уважительных причин своей неявки суду не представили, об отложении заседания суда не ходатайствовали.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, кадастровые инженеры ФИО403, ФИО402, ФИО316, представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю и ФГБУ ФКП «Росреестра», надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание также не явились, уважительных причин своей неявки суду не представили.
Ранее в рамках настоящего дела представителем филиала ФГБУ ФКП «Росреестра» по СК представлялся письменный отзыв на заявленные исковые требования, из которого следует, что третье лицо решение по делу оставляет на усмотрение суда, просит вынести его в соответствии с законом, но одновременно отмечает, что Законом о регистрации недвижимости и Порядком ведения ЕГРН предусмотрено изменение сведений о характеристиках объекта недвижимости при условии внесения в ЕГРН новых сведений об объекте недвижимости, т.е. учет изменений объекта недвижимости, при котором из ЕГРН исключаются сведения о характеристике объекта недвижимости без внесения нового значения такой характеристики Законом о регистрации, а также названным Порядком не предусмотрен. В этой связи считал необходимым установление точного и правильного местоположения спорных объектов недвижимости путем определения правильных координат характерных и поворотных точек границ спорных земельных участков.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения присутствующих в судебном заседании участников процесса, принимая во внимание, что информация о дате и времени судебного разбирательства в соответствии с ч. 7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ была своевременно размещена на официальном сайте Благодарненского районного суда Ставропольского края в сети Интернет в соответствии с положениями Федерального закона № 262-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев доводы иска, выслушав присутствующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом из доводов истца и материалов дела, реализуя полномочия по разграничению государственной собственности Ставропольского края на землю истцом были осуществлены мероприятия по выполнению кадастровых работ в границах Благодарненского городского округа (в границах упраздненного муниципального образования - село Каменная Балка и бывшего колхоза «Каменнобалковский») в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, занятых лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, т.е. мелиоративных защитных лесных насаждений. С этой целью Министерством было утверждено государственное задание для подведомственного государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ставкрайимущество», которым выполнялись соответствующие кадастровые работы в отношении указанных объектов недвижимого имущества и осуществлялась подготовка документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на них Ставропольского края.
По результатам кадастровых работ кадастровым инженером ГБУ СК «Ставкрайимущество» подготовлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ по образованию многоконтурного (43 контура) земельного участка, с кадастровым номером , из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Благодарненский городской округ, село Каменная Балка, общей площадью кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования: (9.1) охрана природных территорий (лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от негативного воздействия).
По результатам геодезических измерений определены координаты характерных точек всех контуров образуемого земельного участка и запрошены актуальные сведения Единого государственного реестра недвижимости в виде кадастровых планов территории в электронном виде.
При выполнении кадастровых работ и в результате предварительной автоматизированной проверки межевого плана Росреестром от ДД.ММ.ГГГГ было установлено пересечение формируемого многоконтурного земельного участка с границами земельных участков с кадастровыми номерами: , что препятствует осуществлению кадастрового учета и регистрации права собственности Ставропольского края в отношении формируемого земельного участка.
Ссылаясь на наличие ошибки в описании местоположения границ земельных участков с указанными выше кадастровыми номерами (реестровой ошибки), что препятствует постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером , истец, определив по координатам область пересечения в смежных участках, обратился в суд с иском о признании наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков с указанными кадастровыми номерами в части пересечения с границами формируемого земельного участка и исключении из границ данных участков области пересечения с земельным участком .
При этом доказательством наличия реестровой ошибки, по доводам иска, являются материалы государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства – Технический отчет по материалам инвентаризации защитных лесных насаждений Благодарненского района Ставропольского края, 2003 г.
Как следует из материалов дела земельные участки с кадастровыми номерами: категории земель – земли сельскохозяйственного назначении, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства находятся на территории бывшего совхоза «Каменнобалковский» Благодарненского района Ставропольского края и принадлежат на праве общей долевой собственности и праве собственности ответчикам по настоящему делу.
Данные земельные участки были образованы путем последовательного выделения из земель, расположенных на территории земельного участка, предоставленного совхозу «Каменнобалковский» для сельскохозяйственного использования на основании государственного акта на право пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ в границах согласно плану землепользования, поставлены на кадастровый учет и прошли государственную регистрацию права. Границы земельных участков установлены, сведения об описании местоположения границ земельного участка содержатся в ЕГРН.
Из выписки из ЕГРН от 29.10.2021г. № № следует, что земельный участок с кадастровым номером , категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью кв. м, адрес (местоположение):, ", бр. №, пол. с/о №, поле ; корм. с/о № поле №; корм. с/о № поле №,3. Бр.№, корм. с/о №, поле ; корм. с/о №, поле ; корм. с/о №, поле №. Бр. №, пол. с/о №, поле ; корм. с/о №, поле , был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером и находится в общей долевой собственности. Граница земельного участка состоит из 28 контуров.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что земельный участок с кадастровым номером , категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью кв. м, адрес (местоположение):, ", бригада №, пол. с/о, поле №, участки №, был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером и находится в общей долевой собственности. Граница земельного участка состоит из 5 контуров.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № № следует, что земельный участок с кадастровым номером , категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью кв. м, адрес (местоположение):", был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером и находится в общей долевой собственности. Граница земельного участка состоит из 6 контуров.
Из выписки из ЕГРН от 25.10.2021г. № следует, что земельный участок с кадастровым номером , категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью кв. м, адрес (местоположение):, ", был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером и находится в общей долевой собственности. Граница земельного участка состоит из 6 контуров.
Из выписки из ЕГРН от 25.10.2021г. № № следует, что земельный участок с кадастровым номером , категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью кв. м, адрес (местоположение):, , , был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок был образован путем раздела из земельного участка с кадастровым номером . Граница земельного участка состоит из 2 контуров.
Из выписки из ЕГРН от 25.10.2021г. № № следует, что земельный участок с кадастровым номером , категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью кв. м, адрес (местоположение):, на территории ЗАО "Каменнобалковское", был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером и находится в общей долевой собственности. Граница земельного участка состоит из 5 контуров.
Из выписки из ЕГРН от 25.10.2021г. № № следует, что земельный участок с кадастровым номером , категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью кв. м, адрес (местоположение):, р-н Благодарненский, ЗАО "Каменнобалковское", был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером . Граница земельного участка состоит из 4 контуров.
Из выписки из ЕГРН от 25.10.2021г. № № следует, что земельный участок с кадастровым номером , категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью кв. м, адрес (местоположение):, ", был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером . Граница земельного участка состоит из 3 контуров.
Из выписки из ЕГРН от 25.10.2021г. № № следует, что земельный участок с кадастровым номером , категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью кв. м, адрес (местоположение):, ", бригада №, пол. с/о, поле №, участки №, был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером . Граница земельного участка состоит из 2 контуров.
Из выписки из ЕГРН от 25.10.2021г. № № следует, что земельный участок с кадастровым номером , категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью кв. м, адрес (местоположение):, был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером и находится в общей долевой собственности. Граница земельного участка состоит из 2 контуров.
Из выписки из ЕГРН от 25.10.2021г. № № следует, что земельный участок с кадастровым номером , категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью кв. м, адрес (местоположение): Российская Федерация,", бр. №, пол. с/о №, поле № корм. с/о № поле №; корм. с/о № поле №,3. Бр.№, корм. с/о №, поле №; корм. с/о №, поле № корм. с/о №, поле №. Бр. №, пол. с/о №, поле № корм. с/о №, поле № был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером и находится в общей долевой собственности. Граница земельного участка состоит из 4 контуров.
Из выписки из ЕГРН от 25.10.2021г. № № следует, что земельный участок с кадастровым номером , категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью кв. м, адрес (местоположение): Российская Федерация,, ", был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером и находится в общей долевой собственности. Граница земельного участка состоит из 4 контуров.
Из выписки из ЕГРН от 25.10.2021г. № № следует, что земельный участок с кадастровым номером , категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью кв. м, адрес (местоположение):, ", был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером и находится в общей долевой собственности. Граница земельного участка состоит из 6 контуров.
Из выписки из ЕГРН от 25.10.2021г. № № следует, что земельный участок с кадастровым номером , категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью кв. м, адрес (местоположение): Российская Федерация,, , на территории ЗАО "Каменнобалковское", был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером и находится в общей долевой собственности. Граница земельного участка состоит из 47 контуров.
Из выписки из ЕГРН от 25.10.2021г. № № следует, что земельный участок с кадастровым номером , категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью кв. м, адрес (местоположение):", был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером и находится в общей долевой собственности. Граница земельного участка состоит из 3 контуров.
Из выписки из ЕГРН от 25.10.2021г. № № следует, что земельный участок с кадастровым номером , категория – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадью кв. м, адрес (местоположение): Российская Федерация,, , , на территории ЗАО "Каменнобалковское", был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером и находится в общей долевой собственности. Граница земельного участка состоит из 5 контуров.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2).
В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 ЗК РФ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, с ДД.ММ.ГГГГ регулируются положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) (статья 70 ЗК РФ).
Согласно части 2 статьи 1 данного Федерального закона Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о регистрации к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, в том числе описание местоположения объекта недвижимости, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок (пункты 3 и 9 части 4 статьи 8), а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона о регистрации местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При этом площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с данным Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (часть 9 статьи 22).
Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0241 утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости и Порядок изменения сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, согласно пункту 24 которого при описании местоположения земельного участка среди прочего указывается список координат характерных точек границ земельного участка (обозначения характерных точек границ земельного участка, значения координат характерных точек границ (контура) земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра с указанием при наличии метода и погрешности определения координат, системы координат, описания их закрепления на местности);
Частью 1 статьи 22 Закона о регистрации установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Земельный участок, являясь объектом права собственности, имеет указанную в правоустанавливающих и правоподтверждающих документах площадь. Описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку участвовать в гражданском обороте.
Таким образом границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", часть 2 статьи 8 Закона о регистрации).
Исправление ошибок, содержащихся в ЕГРН, урегулировано статьей закона о регистрации, согласно которой воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3).
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (часть 4).
Установление границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита нарушенных прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
При этом истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу пункта 3 части 2 статьи 22 Закона о регистрации новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, в том числе в целях исправления указанной в части 3 статьи 61 названного Федерального закона ошибки в описании местоположения границ земельного участка, указываются в межевом плане.
Согласно части 10 этой же статьи, действовавшей до 01.07.2022, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В настоящее время аналогичное правило закреплено в части 1.1 статьи 43 названного закона.
В силу части 1 указанной статьи государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 названного Закона.
Согласно части 2 статьи 43 Закона о регистрации если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о местоположении границ и (или) площади смежных с ним земельных участков (если описание местоположения их границ соответствует установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом требованиям), орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. Правила настоящей части применяются также в случае, если в связи с образованием земельных участков одновременно осуществлено уточнение местоположения части (частей) границ других земельных участков, которая является общей частью (которые являются общими частями) границ образуемого земельного участка.
Изложенное означает, что Законом о регистрации, как и Порядком ведения ЕГРН предусмотрено изменение сведений о характеристиках объекта недвижимости при условии внесения в ЕГРН новых сведений об объекте недвижимости, то есть учет изменений объекта недвижимости, при котором из ЕГРН исключаются сведения о характеристике объекта недвижимости без внесения нового значения такой характеристики Законом не предусмотрен.
Лицо, считающее свои права нарушенными, может избрать любой из указанных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты либо иной, предусмотренный законом, который обеспечит восстановление этих прав.
Исходя из смысла приведенных норм, выбор способа защиты нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Устранение реестровой ошибки является самостоятельным способом восстановления нарушенного права собственника земельного участка, обусловленное наличием ошибки, препятствующей полноценной реализации собственником его правомочий, и отсутствием спора о праве.
Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствие с границами, установленными в правоустанавливающих (правоподтверждающих) документах при образовании земельных участков, согласовании их границ. Исправление реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков осуществляется посредством установления точного и правильного местоположения спорных объектов недвижимости путем определения правильных координат характерных и поворотных точек границ спорных земельных участков и не должно представлять собой распоряжение этими участками, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участки в их прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.
При этом по требованиям, связанным с исправлением реестровых (кадастровых) ошибок, на истца возлагается не только бремя доказывания факта наличия кадастровой ошибки, но и определение способа восстановления нарушенного права, позволяющего данную ошибку исправить.
Между тем в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил суду доказательств наличия реестровой ошибки в содержащихся в ЕГРН сведениях о координатах принадлежащих ответчикам земельных участков, достоверность которых презюмируется, пока не доказано иное. Межевой план, представленный истцом, при отсутствии акта согласования границ и наличии возражений собственником смежных земельных участков относительного местоположения границ, надлежащим доказательством этому не является.
Доводы представителей истца и третьего лица ГУП СК «Ставкрайимущество» в судебном заседании о том, что надлежащим способом исправления реестровой ошибки будет проведение ответчиками своими силами дополнительных кадастровых работ в целях исправления ошибки дополнительным межевым планом, не могут быть признаны судом обоснованными, поскольку фактическое возложение на ответчиков обязанности по уточнению местонахождения спорных земельных участков не отвечает вышеприведенным требованиям Закона и противоречит нормам материального права.
Истец, доказывающий наличие реестровой ошибки в координатах характерных точек границ смежных с образующимся земельным участком, должен был представить правильные координаты характерных точек границ таких земельных участков, поскольку в противном случае цели обращения в суд с иском об исправлении реестровой ошибки не будут достигнуты.
Исходя из положений Закона о регистрации, надлежащей формулировкой при исправлении реестровой ошибки в сведениях о границах является указание сведений, необходимых для изменения их координат.
Вопреки указанному, правильные координаты истец не представил самостоятельно и не ходатайствовал перед судом об их определении посредством назначения и проведения землеустроительной экспертизы.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Кроме того при рассмотрении иска Министерства суд учитывает, что требования истца об исключении из границ смежных земельных участков областей пересечения с образуемым земельным участком направлены по существу не на исправление реестровой ошибки, наличием которой обоснованы заявленные требования, а фактически на прекращение существования в прежнем виде земельных участков, находящихся в собственности ответчиков, в виду фактического изменения площади и размеров земельных участков, включения их частей в границы образуемого земельного участка без каких-либо дополнительных оснований и соглашений между сторонами.
При этом исходя из существа возражений стороны ответчиков в судебном заседании, ими фактически оспаривается не только действительное местоположение границ контуров земельных участков под лесозащитными насаждениями, но и принадлежность данных объектов субъекту Федерации.
Суд считает необходимым отметить, что в Федеральном законе от 17.07.2001 № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" земельные участки, занятые защитными лесонасаждениями, не упоминались. Критерий для разграничения государственной собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, впервые был введен в 2016 г. Федеральным законом от 03.07.2016 № 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации". Таким критерием выступило отнесение указанных земельных участков к собственности субъекта Российской Федерации по остаточному принципу: если они не находятся в собственности Российской Федерации, муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо не предоставлены физическим или юридическим лицам на ином вещном праве.
Истец основывает свои требования на норме Федерального закона №134-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», введенной названным Федеральным законом от 03.07.2016 №354-ФЗ, но, несмотря на указанное в законе исключение, доказательств, подтверждающих принадлежность спорных полезащитных лесополос к государственной собственности, помимо плана инвентаризации защитных лесных насаждений, не представил.
То есть в рассматриваемом деле фактически наличествует спор о праве, который не может быть рассмотрен в рамках требований об устранении реестровой ошибки.
Требование об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица. Поскольку только при разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков.
Из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" также следует, что суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если исправление такой ошибки не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество. Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границ земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Соответственно, в связи с наличием спора о границах между смежными собственниками земельных участков, данный спор не может быть разрешен в рамках гражданского спора об исправлении реестровой ошибки.
Относительно довода представителя ЗАО «Каменнобалковское» о пропуске истцом срока для обращения в суд с иском об исправлении реестровой ошибки, суд считает необходимым отметить, что к требованиям об исправлении кадастровых ошибок срок исковой давности не применяется, поскольку на основании ст. 304 ГК РФ и по своей правовой природе такой иск является негаторным. К таким требованиям в соответствии со ст. 208 ГК РФ исковая давность не применяется.
Принимая во внимание изложенное, требование Министерства об исправлении реестровой ошибки не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Министерству имущественных отношений Ставропольского края в удовлетворении исковых требований о признании наличия реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков и исправлении реестровой ошибки - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Благодарненский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированно решение изготовлено 13.07.2022 г.
Судья А.М. Алиева