НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бийского городского суда (Алтайский край) от 09.02.2022 № 220013-01-2022-000327-12

Дело № 2а-1145/2022

УИД № 22RS0013-01-2022-000327-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 февраля 2022 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Курносовой А.Н.

при секретаре Плаксиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к Денисову ДА о взыскании недоимки по единому налогу по упрощенной системе налогообложения и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Денисову Д.А. о взыскании недоимки по единому налогу по упрощенной системе налогообложения и пени.

В обоснование требований административного иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ осуществлена регистрация Денисова Д.А. в качестве индивидуального предпринимателя. Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям о видах экономической деятельности административный ответчик является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в соответствии со ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.

05 апреля 2021 года Денисов Д.А. представил в налоговый орган декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2020 год, где указан налог, подлежащий уплате в бюджет, в размере 94688 руб.

Поскольку административным ответчиком налог при УСН не был уплачен своевременно, на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за период с 28 июля 2020 года по 19 апреля 2021 года в общей сумме 3467 руб. 80 коп.

Административному ответчику было направлено требование № 14836 от 20 апреля 2011 года о необходимости уплатить пени на недоимку по налогу, которое не исполнено.

Просит взыскать с Денисова Д.А. недоимку по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2020 год в сумме 94688 руб. и пени в сумме 3467 руб. 80 коп.

Административный истец- представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд считает возможным.

Административный ответчик Денисов Д.А. в судебное заседание не вился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд не располагает данными о том, что неявка административного ответчика имеет место по уважительным причинам и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

На основании ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В силу п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

Объектом налогообложения, согласно п. 1 ст. 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.

Пунктами 1 и 5 ст. 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

В силу ст. 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 7 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что Денисов Д.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлял деятельность по обеспечению работоспособности котельных. ДД.ММ.ГГГГ Денисов Д.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, статус индивидуального предпринимателя утратил в связи с принятием им соответствующего решения.

На основании п.п. 1 и 2 ст. 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: 1) организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи); 2) индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).

Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.

Пунктами 1, 2, 3, 5, 7 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Из материалов административного дела следует, что 06 апреля 2021 года Денисов Д.А. представил в Межрайонную ИФНС России № 1 по Алтайскому краю декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2020 год, в которой указал налог, подлежащий уплате в бюджет, в сумме 94688 руб.

С учетом приведенных норм действующего налогового законодательства на Денисове Д.А. лежала обязанность самостоятельно определить сумму налога по итогам налогового периода 2020 года и уплатить налог при УСН.

Согласно ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4).

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6).

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (п. 8).

Требование об уплате налога, согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

По причине неуплаты налогоплательщиком в установленный законом срок налога при УСН, налоговым органом Денисову Д.А. исчислена недоимка по налогу при УСН за 2020 год в сумме 94688 руб. 00 коп.

В связи с наличием указанной задолженности налоговым органом, в соответствии с положениями ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, Денисову Д.А. направлено требование от 20 апреля 2021 года, сроком исполнения до 14 мая 2021 года.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административным истцом надлежащим образом исполнена обязанность по направлению налогоплательщику требования об уплате недоимки по налогу при УСН.

На день разрешения судом административного спора сумма недоимки по налогу при УСН составила 94688 руб. 00 коп. и административным ответчиком Денисовым Д.А. не уплачена.

Административный ответчик Денисов Д.А. свою обязанность по уплате недоимки по налогу при УСН в размере 94688 руб. не исполнил, что дает суду правовые основания для ее взыскания.

Разрешая требование административного иска о взыскании сумм пеней, начисленных на недоимку по указанному налогу, суд исходит из следующего.

Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 3).

В соответствии с п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В п. 1 ст. 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Пунктом 3 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Согласно абзацу 2 п. 3 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

По причине неуплаты налогоплательщиком в установленный законом налога при УСН, налоговым органом Денисову Д.А. исчислены пени на недоимку по налогу при УСН за 2020 год в сумме 3467 руб. 80 коп.

В связи с наличием указанной задолженности налоговым органом, в соответствии с положениями ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, Денисову Д.А., как указано выше, было направлено требование № 14836 от 20 апреля 2021 года, сроком исполнения до 14 мая 2021 года.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административным истцом надлежащим образом исполнена обязанность по направлению налогоплательщику требования об уплате пени на недоимку по налогу при УСН.

Сумма пени за период с 28 июля 2020 года по 19 апреля 2021 года составляет 3467 руб. 80 коп. ((85128 х 0,0001416 х 237 дней (с 28 июля 2020 года по 31 марта 2021 года) + (85128 руб. х 0,00015 х 29 дней (с 22 марта 2021 года по 19 апреля 2021 года) + (9560 руб. х 0,0001416 х 146 дней (с 27 октября 2020 года по 21 марта 2020 года) + (9560 руб. х 0,00015 х 29 дней (с 22 марта 2021 года по 19 апреля 2021 года)).

Административный ответчик Денисов Д.А. свою обязанность по уплате пени на недоимку по налогу при УСН не исполнил, что дает суду правовые основания для ее взыскания.

В силу абзацев 1, 3, 4 п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

На основании абзаца 1 п. 2, абзацев 1 и 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

По делу установлено, что по требованию об уплате недоимки по налогу и пени от 20 апреля 2021 года № 14836 был установлен срок погашения недоимки – 14 мая 2021 года. С учетом приведенных выше обстоятельств налоговому органу следовало обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа не позднее 14 ноября 2021 года.

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу и пени за указанный выше период налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 12 г. Бийска Алтайского края 30 июня 2021 года. Судебный приказ был вынесен мировым судьей 30 июня 2021 года. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявление органом контроля за уплатой налогов было подано в установленный законом шестимесячный срок.

Судебный приказ мирового судьи судебного участка № 12 г. Бийска Алтайского края был отменен 27 июля 2021 года, о чем вынесено определение. После отмены судебного приказа Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю обратилась с административным иском в Бийский городской суд Алтайского края 13 января 2022 года, также в установленный законом срок.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю порядка взыскания недоимки по налогу при УСН и пени.

Принимая во внимание изложенное, собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что с Денисова Д.А. надлежит взыскать недоимку по налогу при УСН за 2020 год в сумме 94688 руб. и пени за период с 28 июля 2020 года по 19 апреля 2021 года в сумме 3467 руб. 80 коп.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям (ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

С Денисова Д.А. надлежит взыскать госпошлину в доход городского округа муниципального образования город Бийск в размере 3144 руб. 67 коп., пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь ст. ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю удовлетворить.

Взыскать с Денисова ДА, проживающего по адресу: <адрес>, недоимку по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2020 года в размере 94688 руб. (КБК 18210501011011000110, ОКМО (ОКАТО) 01705000), пени на недоимку по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2020 года за период с 28 июля 2020 года по 19 апреля 2021 года в размере 3467 руб. 80 коп. (КБК 18210501011012100110, ОКМО (ОКАТО) 01705000), всего 98155 руб. 80 коп.

Взыскать с Денисова ДА госпошлину в доход городского округа муниципального образования город Бийск в размере 3144 руб. 67 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Мотивированное решение составлено 22 февраля 2022 года.

Судья А.Н. Курносова