Дело 2-1704/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2016 года с. Мишкино
Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Яндубаевой А.Ю., при секретаре Хамидуллиной Л.Э., с участием заместителя прокурора Мишкинского района РБ Аслямовой Г.Д., представителя ответчика администрации СП Кайраковский сельский совет МР Мишкинский район РБ Захарова В.Е., представителя ответчика администрации МР Мишкинский район РБ Валеева И.Ф., представителя ответчика ГБУ РБ «Бирское лесничество» Гильмутдинова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мишкинского района РБ в защиту интересов муниципального образования и интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Кайраковский сельсовет МР Мишкинский район РБ о возложении обязанности исполнить требования закона,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мишкинского района РБ обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, свои требования основывал на том, что им проведена проверка соблюдения лесного законодательства на территории муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан. Истец считает, что согласно пункта 32 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесено осуществление муниципального лесного контроля. При этом, согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» от 18.03.2005 № 162-3 (в ред. от 27.02.2015), к вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ. Настоящим законом за сельскими поселениями закрепляются также другие вопросы местного значения из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений, за исключением предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ. Таким образом, прокурор полагает, что осуществление муниципального лесного контроля отнесено к ведению сельских поселений. Также указал, что на территории сельского поселения Кайраковский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан имеются лесные участки, которые не относятся к государственному лесному фонду, в государственной и муниципальной собственности не значатся. Сельским поселением не выполняются предусмотренные законом обязанности в отношении муниципальных лесов: право собственности на лесные насаждения не оформлено, границы земельных участков, занятых лесами, не определены, на кадастровый учет участки занятые муниципальными лесами не поставлены. Лесные участки, не относящиеся к государственной собственности, которые расположены на территории сельского поселения, не состоят на балансе ни у одной организации, в т. ч. Администрации муниципального района Мишкинский район, меры по установлению балансодержателей лесных участков не приняты. Согласно информации Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Мишкинскому району, в реестре муниципального имущества муниципального района Мишкинский район земельные участки из состава земель лесного фонда не значатся, информацией о площадях земельных участков, покрытых лесополосами, не относящихся к государственному лесному фонду Комитет не располагает. Прокурор полагает, что в результате бездействия администрации сельского поселения Кайраковский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан по принятию на свой баланс бесхозяйных лесов, до настоящего времени не определен их собственник, ответственный в т. ч. за противопожарное состояние лесов, что ставит под угрозу жизнь и здоровье населения сельского поселения, а также подвергается опасности государственный лесной фонд, граничащий с указанными лесами. Поскольку прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ года в адрес администрации СП Кайраковский сельсовет было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которые не были устранены, а также, поскольку указанные обстоятельства затрагивают и нарушают права и интересы муниципального образования - муниципального района Мишкийский район Республики Башкортостан, а также неопределенного круга лиц, то просит суд обязать администрацию сельского поселения Кайраковский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан произвести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков, расположенных на территории сельского поселения Кайраковский сельсовет, с указанием их наименования и площади, а также установить, что Администрация сельского поселения Кайраковский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан должна исполнить решение суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года в качестве соответчиков были привлечены ГБУ РБ «Бирское лесничество» и администрация МР Мишкинский район Республики Башкортостан.
В судебном заседании заместитель прокурора Мишкинского района РБ Аслямова Г.Д. поддержала исковые требования, при этом уточнила их и просила суд установить, что Администрация сельского поселения должна исполнить решение суда в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика администрации СП Кайраковский сельский совет МР Мишкинский район РБ Захаров В.Е. иск не признал, показал, что администрация сельского поселения не имеет возможности исполнить требования прокурора, поскольку бюджет сельского поселения меньше, чем необходимо средств на выполнение этой работы.
Представитель ответчика администрации МР Мишкинский район РБ Валеев И.Ф. исковые требования не признал, суду пояснил, что для устранения выявленных нарушений необходимы дополнительные средства, которых местный бюджет не имеет.
Представитель ответчика ГБУ РБ «Бирское лесничество» Гильмутдинов Р.А. исковые требования не оспаривал, считает, что действительно муниципальным органам необходимо произвести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков, расположенных на территории сельского поселения Кайраковский сельсовет, с указанием их наименования и площади.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, выслушав заместителя прокурора, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Статьей 8 Лесного кодекса РФ определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ установлено, что распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Пунктом 32 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесено осуществление муниципального лесного контроля.
При этом, согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» от 18.03.2005 № 162-з (в ред. от 27.02.2015), к вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ. Настоящим законом за сельскими поселениями закрепляются также другие вопросы местного значения из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений, за исключением предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ.
Таким образом, законодательством Республики Башкортостан осуществление муниципального лесного контроля отнесено к ведению сельских поселений.
Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В силу статей 92 и 93 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно ст. 1, п. п. 6, 8 ст. 15 Федерального закона № 221-ФЗ, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В силу ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Их материалов дела следует, что прокурором проведена проверка соблюдения лесного законодательства на территории муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан. В результате которого установлено, что действительно на территории сельского поселения Кайраковский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан имеются лесные участки, которые не относятся к государственному лесному фонду, в государственной и муниципальной собственности не значатся. Сельским поселением не выполняются предусмотренные законом обязанности в отношении муниципальных лесов: право собственности на лесные насаждения не оформлено, границы земельных участков, занятых лесами, не определены, на кадастровый учет участки занятые муниципальными лесами не поставлены.
Лесные участки, не относящиеся к государственной собственности, которые расположены на территории сельского поселения, не состоят на балансе ни у одной организации, в т. ч. Администрации муниципального района Мишкинский район, меры по установлению балансодержателей лесных участков не приняты.
Согласно информации Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Мишкинскому району, в реестре муниципального имущества муниципального района Мишкинский район земельные участки из состава земель лесного фонда не значатся, информацией о площадях земельных участков, покрытых лесополосами, не относящихся к государственному лесному фонду Комитет не располагает.
Поскольку действительно бездействие администрации сельского поселения Кайраковский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан по принятию на свой баланс бесхозяйных лесов, до настоящего времени не определен их собственник, ответственный в т. ч. за противопожарное состояние лесов, что может угрожать жизни и здоровью населения сельского поселения, а также может подвергать опасности государственный лесной фонд, граничащий с указанными лесами, а также поскольку до настоящего времени то суд считает, внесенный прокурором протест от ДД.ММ.ГГГГ г. в СП Кайраковский сельсовет МР Мишкинский район РБ об устранении нарушений, которые до настоящего времени не устранены, и доказательств обратного суду ответчиками не представлено, то при таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора Мишкинского района Республики Башкортостан с учетом уточнения подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Мишкинского района РБ в защиту интересов муниципального образования и интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Кайраковский сельсовет МР Мишкинский район РБ о возложении обязанности исполнить требования закона – удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Кайраковский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан произвести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков, расположенных на территории сельского поселения Кайраковский сельсовет, с указанием их наименования и площади.
Установить, что Администрация сельского поселения Кайраковский сельсовет муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан должна исполнить решение суда в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца через Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья: подпись А.Ю. Яндубаева
Копия верна. Судья: А.Ю. Яндубаева