НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область) от 20.07.2020 № 2-2031/20

Дело 2-2031/2020

УИД 79RS0002-01-2020-004292-47

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Биробиджан 20 июля 2020 года

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе председательствующего судьи Белоусовой И.А.,

с участием:

представителя истца – помощника Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора Артеменко С.С.,

представителя ответчика мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО Белугина Е.В.

при секретаре Стрелковой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области об обязании провести компенсационные мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

Биробиджанский межрайонный природоохранный прокурор к мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО области об обязании провести компенсационные мероприятия. Требования мотивированы тем, что проведена проверка исполнения мэрией города Биробиджан законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, об охране окружающей среды. Согласно информации <данные изъяты> управления Росрыболовства, управлению жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Биробиджан согласовано проведение работ по проекту «Аварийно восстановительный ремонт водопроводного дюкера через реку Бира в районе <адрес> в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( от ДД.ММ.ГГГГ). При реализации работ общие потери водных биологических ресурсов в натуральном выражении составят 22,86 кг. рыбной продукции. В качестве мероприятия по устранению негативного последствия, предусмотрен выпуск молоди кеты в количестве 508 экземпляров. Вместе с тем, заявка на искусственное воспроизводство водных биоресурсов в адрес <данные изъяты> управления Росрыболовства не поступала. Компенсационные мероприятия, предусмотренные заключениями <данные изъяты> управления Федерального агентства по Рыболовству о согласовании деятельности от ДД.ММ.ГГГГ по объекту «Аварийно-восстановительный ремонт водопроводного дюкера через <адрес> в районе <адрес> в <адрес>» не проведены. В ходе проверки установлено, что в нарушении требований закона управлением ЖКХ мэрии города Биробиджан меры по привлечению на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов, либо за счет собственных средств самостоятельно с целью устранения последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов, не принимались. Биробиджанским межрайонным природоохранным прокурором в этой связи, в адрес мэрии города Биробиджана ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено и удовлетворено, факт нарушения норм действующего законодательства мэрия города Биробиджан признала. В Биробиджанскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступил ответ на представление, согласно которого, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> мэрии города Биробиджан организована совместная работа с <данные изъяты> управлением Росрыболовства по сбору необходимой информации для определения стоимости работ по осуществлению компенсационных мероприятий. В связи с тем, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствовала молодь рыбной продукции, а также отсутствовали финансовые средства на данные мероприятия в бюджете городского округа на 2019 год, компенсационные мероприятия должны были быть запланированы на 2020 год. При проведении проверки фактического устранения выявленных нарушений в 2020 году установлено, что в нарушении ч.ч.1,3 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» требований закона <данные изъяты> мэрии города Биробиджан меры по привлечению на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов, либо за счет собственных средств самостоятельно с целью устранения последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов, не принимались. Осуществление мэрией города Биробиджан деятельности, оказывающей вред водным биологическим ресурсам, без проведения восстановительных компенсационных мероприятий создает угрозу загрязнения водных объектов (указанных в заключении <данные изъяты> о согласовании деятельности от ДД.ММ.ГГГГ) и свидетельствует о нарушении права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренного ст. 42Конституции РФ. Кроме того, незаконными действиями нарушаются права Российской Федерации, как собственника водных объектов (указанных в заключении <данные изъяты> о согласовании деятельности от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку такая деятельность не позволяет государственным органам управления осуществлять контроль по охране водного объекта, по его воспроизводству в случае негативного влияния при осуществлении лицом производственной деятельности, а также не позволяет компенсировать расходы государства от причинения ущерба окружающей среде за счет средств природопользователя.

Просит суд обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области провести компенсационные мероприятия, предусмотренные заключениями <данные изъяты> управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности от ДД.ММ.ГГГГ по объекту «Аварийно-восстановительный ремонт водопроводного дюкера через <адрес> в районе <адрес> в <адрес>» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца Артеменко С.С. доводы и требования искового заявления поддержала в полном объеме по основаниям указанным в иске. Дополнительно пояснила, что ответчики должны компенсационные мероприятия выполнить путем выпуска молоди кеты в количестве 08 экземпляров в реку Бира.

Представитель ответчика Белугин Е.В. с исковыми требованиями согласился в полном объеме, суду пояснил, что для устранения повреждения дюкера в 2013 году необходимо было согласовать все ремонтные работы, а также получить заключение <данные изъяты> управления Федерального агентства по Рыболовству о проведении компенсационных мероприятий. Работы и компенсационные мероприятия были согласованы, дюкер отремонтирован, но на компенсационные мероприятия не было денежных средств. С предложенными сроками проведения компенсационных мероприятий согласен.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ, водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;

2) приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;

6) участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; сохранение биологического разнообразия и обязательности финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

В силу ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (ч. 1).

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (ч. 2).

В силу ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (ч. 1).

При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", сохранение водных биоресурсов – это поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания.

Статьей 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (ч.1).

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.2).

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (ч. 3).

В силу а. 2 Постановления Правительства РФ от 29.04.2013 N 380 "Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания", к мерам по сохранению биоресурсов и среды их обитания относятся, в том числе: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций); определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

Пунктом 7 указанного Постановления установлено, что мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом "з" пункта 2 настоящего Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО, <данные изъяты> управлением Федерального агентства по рыболовству согласованы мероприятия по проведению работ по объекту «Аварийно-восстановительный ремонт водопроводного дюкера через реку Бира в районе <адрес> в <адрес>». При этом, в качестве компенсационных мероприятий по устранению негативных последствий выполняемых работ на состояние биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотрен выпуск молодой кеты в реки бассейна Амур в количестве 508 экземпляров.

Согласно п. 1 ст. 1 Положения о МКУ «Управление ЖКХ мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО, МКУ «Управление ЖКХ мэрии города МО «Город Биробиджан», является отраслевым (функциональным) органом мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий мэрии города…. Одной из задач Управления является организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Вместе с тем, как следует из ответов мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, данные мероприятия не проведены ввиду необходимости изыскания денежных средств из городского бюджета.

В силу подп. 30 ч. 1 ст. 27 Устава МО «Город Биробиджан» ЕАО, мэрия города осуществляет управление в области охраны окружающей среды и организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа в соответствии с федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями городской Думы и муниципальными правовыми актами мэрии города.

В силу ст. 69 Водного кодекса РФ, лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также пресечением действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком – мэрией города МО «Город Биробиджан» ЕАО, являющимся органом местного самоуправления, к компетенции которого относится осуществление управления и организации мероприятий в области охраны окружающей среды, не выполняется обязанность по восстановлению потерь водным биологическим ресурсам, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Рассматривая вопрос о сроке исполнения возложенной судом обязанности, суд соглашается со сроком исполнения, указанным Биробиджанским межрайонным природоохранным прокурором – в течение года со дня вступления решения в законную силу, поскольку данный срок, исходя из объема необходимых работ по устранению нарушений требований по охране окружающей среды, является разумным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд –

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Биробиджанского межрайонного природоохранного прокурора к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области об обязании провести компенсационные мероприятия - удовлетворить.

Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в течение года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу произвести провести компенсационные мероприятия, предусмотренные заключениями <данные изъяты> управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности от ДД.ММ.ГГГГ по объекту «Аварийно-восстановительный ремонт водопроводного дюкера через <адрес> в районе <адрес> в <адрес>»:

- выпустить молодь кеты в количестве 508 экземпляров в реку Бира (бассейн Амура).

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.А. Белоусова

В окончательной форме решение изготовлено 27.07.2020.