НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область) от 13.05.2021 № 12-303/2021

УИД 79RS0002-01-2021-003034-54

Дело № 12-303/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

13 мая 2021 года г. Биробиджан

Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Шелепанова И. Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту заместителя прокурора Еврейской автономной области Колесникова А.В. на постановление руководителя Государственной инспекции труда – главного государственного инспектора труда в ЕАО ФИО1 от 12.02.2021 по делу об административном правонарушении в отношении муниципального унитарного предприятия «Городские тепловые сети» муниципального образования «Город Биробиджан», предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением руководителя Государственной инспекции труда – главного государственного инспектора труда в ЕАО ФИО1 от 12.02.2021 муниципальное унитарное предприятие «Городские тепловые сети» муниципального образования «Город Биробиджан» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, заместитель прокурора Еврейской автономной области Колесников А.В. обратился в суд с протестом, в котором указал, что прокуратурой области по обращению представителя МУП «ГТС» ФИО4 проведена проверка соблюдения ГИТ в ЕАО требований федерального законодательства об осуществлении государственного контроля (надзора) при проведении плановой выездной проверки в отношении МУП «ГТС». Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год ГИТ в ЕАО предусмотрено проведение плановой выездной проверки в отношении МУП «Городские тепловые сети» муниципального образования «Город Биробиджан», в связи с чем, руководителем ГИТ в ЕАО вынесено распоряжение о проведении плановой выездной проверки в отношении МУП «ГТС» от 20.01.2021 . Пунктом 8 распоряжения от 20.01.2021 установлен срок проведения проверки 20 рабочих дней, а также даты начала и окончания проверки с 22.01.2021 по 18.02.2021. Уведомление о проведении проверки, подписанное государственным инспектором труда (по охране труда) ГИТ в ЕАО ФИО5, вручено главному инженеру МУП «ГТС» ФИО6 20.01.2021. При этом в уведомлении отсутствуют сведения о том, что к нему приложена копия распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки. О проведении плановой проверки МУП «ГТС» должно было быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала, то есть не позднее 19.01.2021. Между тем, МУП «ГТС» уведомлено о проведении проверки 20.01.2021, то есть менее чем за три рабочих дня до ее начала, что противоречит положениям ч. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ и в силу требований ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ является грубым нарушением законодательства об осуществлении государственного контроля (надзора). Пунктом 6 распоряжения от 20.01.2021 установлено, что при проведении проверки в отношении МУП «ГТС» будут использованы проверочные листы , утвержденные приказом Роструда от 10.11.2017 № 655. В пункте 13 распоряжения от 20.01.2021 указан перечень документов, предоставление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. Данным перечнем, в числе прочих, предусмотрено предоставление юридическим лицом копии паспорта руководителя, карточки предприятия, справки о количестве работников предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую пенсию по старости), справки о наличии задолженности по заработной плате работникам. Вместе с тем, указанные документы отсутствуют в перечне, установленном п. 13 Административного регламента, а также не предусмотрены перечнями вопросов, включенных в проверочные листы , утвержденные приказом Роструда от 10.11.2017 №655. Таким образом, истребование в рамках проверки копии паспорта руководителя, карточки предприятия, справки о количестве работников предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую пенсию по старости), справки о наличии задолженности по заработной плате работникам противоречит требованиям п. 3 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ и в соответствии со ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ является грубым нарушением законодательства об осуществлении государственного контроля (надзора). При таких обстоятельствах, постановление о назначении административного наказания от 12.02.2021 является незаконными и подлежит отмене. Просят суд постановление руководителя Государственной инспекции труда в Еврейской автономной области ФИО1 о назначении административного наказания от 12.02.2021 отменить. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении муниципального унитарного предприятия «Городские тепловые сети» муниципального образования «Город Биробиджан» прекратить.

Протест также содержит ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления должностного лица административного органа.

В судебном заседании помощник прокурора ЕАО ФИО2, требования и доводы протеста поддержала. Просила восстановить срок обжалования данного постановления и отменить постановление государственного инспектора труда (по охране труда) от 12.02.2021, производство по делу прекратить.

В судебное заседание представитель Государственной инспекции труда в ЕАО, представитель МУП «ГТС» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Заслушав пояснения помощника прокурора ЕАО, изучив доводы протеста и материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно положениям части 1 статьи 30.3 КоАП РФ, протест на постановление по делу об административном правонарушении может быть подан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).

Принимая во внимание, что обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении от 12.02.2021, получено прокуратурой Еврейской автономной области 23.03.2021 вместе с обращением МУП «ГТС» о проверке законности действий ГИТ в ЕАО, считаю, что пропущенный срок обжалования указанного постановления подлежит восстановлению.

В силу статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении протеста на постановление об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного решения.

Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Согласно требованиям статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в том числе обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 20.01.2021 ГИТ в ЕАО проведена плановая выездная проверка с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением юридическим лицом обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В ходе проверки выявлено и отражено в акте проверки от 05.02.2021 следующее:

- в нарушение пункта 21 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 06.02.2018 № 59н (далее – Правила № 59) работодатель МУП «ГТС» для движения транспортных средств по территории организации и передвижения работников не составлен схематический план с указанием разрешенных и запрещенных направлений движения, поворотов, выездов и съездов. План должен вывешиваться у ворот организации вместе с надписью «Берегись автомобиля» и должен освещаться в темное время суток;

- в нарушение пункта 14 Правил, утвержденных приказом от 23.06.2016 № 310н (далее – Правила № 310) работодателем МУП «ГТС» не разработана схема движения транспортных средств и пешеходов на территории организации, которая размещается перед входом и въездом на территорию организации;

- в нарушение пункта 24 приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами » работодателем МУП «ГТС» не организован надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств: личные карточки и иные документы, подтверждающие выдачу средств не представлены;

- в нарушение пункта 6 части 2 статьи 212, пункта 5 части 1 статьи 219, частью 1 статьи 221, статьи 225 ТК РФ, пунктов 4, 5, 13, 14, 34 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, пунктов 5.5, 5.6 Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», утвержденного решением Комиссии ТС от 09.12.2011 № 878, пункта 56 Типовых правил, утвержденных приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» машинист кочегар котельной ФИО8 (<адрес> личная карточка учета выдачи СИЗ ) и машинист кочегар котельной ФИО9 (Дружба, личная карточка учета выдачи СИЗ ) не обеспечены средствами индивидуальной защиты;

- в нарушение статей 212, 209 ТК РФ, пункта 37 Типового положения, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» работодатель МУП «ГТС» не провел оценку профессиональных рисков и не ознакомил работников с их уровнями.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 05.02.2021 № 79/12-124-И/2019-1/18 в отношении юридического лица - МУП «ГТС».

12.02.2020 должностным лицом административного органа вынесено постановление , которым юридическое лицо - МУП «ГТС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Вместе с тем, постановление руководителя государственного инспектора труда в ЕАО ФИО1 от 12.02.2021 нельзя признать законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в том числе, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, правовые основания проведения проверки (часть 2).

В силу части 19 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

Такой же срок уведомления предусмотрен пунктом 53 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Роструда от 13.06.2019 № 160 (далее - Административный регламент).

Распоряжением от 20.01.2021 установлены сроки проведения проверки с 22.01.2021 по 18.02.2021 (пункт 8).

Уведомление о проведении проверки вручено главному инженеру МУП «ГТС» ФИО6 20.01.2021, то есть юридическое лицо уведомлено о проведении плановой проверки менее, чем за три рабочих дня.

В силу части 11 статьи 11 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов (пункт 3 статьи 15 Федерального закона № 294-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся в пункте 51 Административного регламента.

При этом, согласно части 2 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ, пункту 52 Административного регламента реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), который будет использован при проведении плановой проверки указываются в распоряжении или приказе о проведении плановой проверки.

В силу пункта 8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее – Положение) при проведении плановой проверки работодателей государственные инспекторы труда используют поверочные листы (списки контрольных вопросов).

В пункте 6 распоряжения о проведении плановой проверки от 20.01.2021 указаны проверочные листы

Из материалов дела следует, что в нарушение указанных норм контролирующий орган – ГИТ в ЕАО запросило у МУП «ГТС» копию паспорта руководителя, справку о количестве работников предпенсионного возраста, справку о наличии задолженности по заработной плате работникам, при том, что согласно пункту 6 распоряжения от 20.01.2021 задачами проверки являлось обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда.

В силу пунктов 1, 5 части 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ к грубым нарушениям относятся нарушения требований, предусмотренных пунктами пунктами 1, 1.1, 1.2, 3 статьи 15 настоящего Федерального закона (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки, уведомления о проведении плановой проверки).

При таких обстоятельствах, доводы протеста о том, что плановая документарная проверка в соответствии с распоряжением от 20.01.2021 проведена ГИТ в ЕАО с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются обоснованными.

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ).

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

По смыслу положений статей 1.5, 2.1, 24.5 КоАП РФ, обстоятельства, касающиеся наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему правонарушения, входят в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, а недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение к ответственности.

Сбор доказательств входит в обязанности должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и завершается до момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Представленные в материалы дела доказательства виновности МУП «ГТС», получены в ходе плановой документарной проверки, проведенной с нарушением положений Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Доказательств, подтверждающих правомерность привлечения лица к административной ответственности, полученных в ином порядке, без применения положений Федерального закона № 294-ФЗ, не представлено.

Постановлением должностного лица административного органа МУП «ГТС» вменено нарушение пункта 21 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 06.02.2018 № 59н и пункта 14 Правил, утвержденных приказом от 23.06.2016 № 310н., которые утратили законную силу на момент проведения проверки - с 01.01.2021.

09.04.2021 руководителем ГИТ в ЕАО ФИО1, на основании представления прокуратуры области от 24.03.2021 , вынес постановление об отмене постановления от 12.02.2021 и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ в отношении юридического лица - МУП «ГТС».

В нарушении положений ст. 30.2, ст. 30.4 КоАП РФ, руководителем ГИТ в ЕАО ФИО1 самостоятельно отменил постановление от 12.02.2021, принятое им же.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление руководителя Государственной инспекции труда – главного государственного инспектора труда в ЕАО ФИО1 от 12.02.2021 по делу об административном правонарушении в отношении муниципального унитарного предприятия «Городские тепловые сети» муниципального образования «Город Биробиджан», предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, суд,

Р е ш и л:

Постановление руководителя Государственной инспекции труда – главного государственного инспектора труда в ЕАО ФИО1 № от 12.02.2021 по делу об административном правонарушении в отношении муниципального унитарного предприятия «Городские тепловые сети» муниципального образования «Город Биробиджан», предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Протест заместителя прокурора заместителя прокурора Еврейской автономной области Колесникова А.В. считать удовлетворенным.

Настоящее решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня получения его копии в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области.

Судья И. Г. Шелепанова