Дело № 2а-206/2021
Решение
Именем Российской Федерации
15 июня 2021 года город Бежецк
Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Величко П.С.,
при секретаре судебного заседания Егоровой О.С.,
представителя административного истца Межрайонной ИФНС №2 по Тверской области Шаипова В.В.,
представителя административного ответчика по доверенности Осиповой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Тверской области к Федоровой Надежде Николаевне о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, пени, штрафа,
установил:
МИФНС № 2 по Тверской области обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Федоровой Н.Н. недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за 2019 год в размере 3 382 591 руб., пени за период с 16.07.2020 по 26.10.2020 в размере 49 667,72 рублей, и штраф в размере 338 259 рублей, на общую сумму 3 770 517,72 рублей. Требования мотивированы тем, что после обращения к мировому судье судебного участка № 3 Тверской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Федоровой Н.Н. указанной суммы мировым судьей вынесено определение от 17.02.2021 об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа. В связи с чем, административный истец обратился в Бежецкий межрайонный суд с данным иском в порядке п. 3 ст. 48 НК РФ, а также, руководствуясь ст. 75, 207, 216, 217.1, 220, 228-229 НК РФ. При этом указал, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2019 год, представленной Федоровой Н.Н. 20.02.2020, установлено занижение суммы налога на доходы физических лиц на 3 382 591 руб. в результате необоснованно заявленного налогового вычета в размере фактически произведенных расходов на приобретение на территории Российской Федерации земельного участка в сумме 27 019 927,91 руб. В данной декларации отражен доход, полученный от продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в размере 27 019 927,91 руб., а также заявлена сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в этом же размере, начисленная сумма налога уплате в бюджет отсутствует.
Согласно данным Росреестра в собственности Федоровой Н.Н. в период с 29.08.2019 по 25.12.2019 находился земельный участок площадью 12778884 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер № К налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 год Федоровой Н.Н. представлен договор купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Федорова Н.Н. в лице представителя Осиповой Е.Н. продает земельный участок площадью 12778884 кв.м. ООО «Альтаир» за 4 390 000 рублей; выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ; договор купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Федорова Н.Н. покупает у МО Шишковского сельского поселения Бежецкого района Тверской области долю в размере 13708000/20256003 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, стоимостью 4370000 рублей; акт приема-передачи к договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № (площадью 12778884 кв.м., проданному за 4 390 000 рублей) по представленному договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ составляет 38 599 897,01 рублей. А в налоговой декларации Федоровой Н.Н. указан доход в размере 70% от кадастровой стоимости земельного участка (38 599 897,01 х 0,7), то есть в сумме 27 019 927,91 рублей, что соответствует данным камеральной налоговой проверки.
В документах, представленных Федоровой Н.Н., указаны два разных объекта недвижимости, в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ она выступает продавцом земельного участка с кадастровым номером №, в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ – покупателем доли земельного участка с кадастровым номером №
Федоровой Н.Н. не представлены документы, подтверждающие перечисление денежных средств за приобретение земельного участка у МО Шишковского сельского поселения Бежецкого района Тверской области, следовательно, заявленные расходы в размере 27 019 927,91 рублей документально не подтверждены, отсутствуют документы, подтверждающие расходы.
02.06.2020 МИФНС № 2 был составлен акт камеральной налоговой проверки № в отношении Федоровой Н.Н., который был направлен налогоплательщику по почте.
Решением заместителя начальника МИФНС № 2 от 26.10.2020 № Федорова Н.Н. привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за занижение суммы налога на доходы физических лиц на 3 382 592 руб. в результате необоснованно заявленного налогового вычета в размере фактически произведенных расходов на приобретение на территории Российской Федерации земельного участка в сумме 27 019 927,91 руб., в виде штрафа в сумме 338259 рублей. Указанное решение направлено Федоровой Н.Н. по почте, обжаловано не было. В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов в соответствии со ст. 69 НК РФ в его адрес было направлено заказной корреспонденцией требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 17.12.2020 №.
Указанное требование в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил. На основании ст. 75 НК РФ начислены пени в сумме 49 667,72 руб., из расчета процентной ставки равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. На основании изложенного административный истец просил удовлетворить требования о взыскании с Федоровой Н.Н. недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, за 2019 год в размере 3 382 591 руб., пени за период с 16.07.2020 по 26.10.2020 в размере 49 667,72 рублей, и штраф в размере 338259 рублей в соответствии со ст. 31, 45, 48, 69, 75, 207, 216, 217.1, 220, 228, 229 НК РФ, ст. 125-127, 286, 287 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ).
Определением суда от 09.04.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Альтаир».
Административный ответчик Федорова Н.Н. в судебное заседание, о месте и времени которого извещена своевременно и надлежащим образом, не явилась. Ее интересы в судебном заседании представляла представитель по доверенности Осипова Е.Н.
Заинтересованное лицо ООО «Альтаир», которое о месте и времени судебного заседания извещалось судом своевременно и надлежащим образом, представителя в суд не направило.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ судом определено о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель административного истца Шаипов В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и в письменных пояснениях по административному делу, просил их удовлетворить в полном объеме. Согласно письменным пояснениям по делу МИФНС №2 по Тверской области не согласна с выводами административного ответчика о том, что у суда имеются основания для отказа в удовлетворении требований налогового органа о взыскании задолженности с Федоровой Н.Н по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 3 770 517,72 рублей. Помимо доводов административного искового заявления в письменном пояснении указано, что необоснованным является утверждение ответчика о том, что с учетом налогового вычета в размере 4 370 000 рублей, заявленного в уточненной налоговой декларации по НДФЛ за 2019 год, налог к уплате составляет 2600 рублей, так как кадастровая стоимость земельного участка, отчужденного по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, оспорена в судебном порядке и установлена по решению суда в размере 5 801 000 рублей по состоянию на 29.08.2019, то есть на дату возникновения права собственности на земельный участок. В пояснении также указано, что в соответствии с пп. 4 п.2 ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН, в зависимости от оснований их определения применяются со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном ст. 16 или ч. 2 ст. 17 настоящего закона. Положением п. 2.1 ст. 52 НК РФ налоговому органу предоставлена возможность осуществлять перерасчет сумм ранее исчисленных налогов не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. При этом действие ст. 52 НК РФ, изменившей порядок применения установленной решениями комиссии или суда кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения, распространяется только в отношении имущественных налогов (земельного налога, налога на имущество физических лиц и организаций), осуществление перерасчета исчисленного НДФЛ данной нормой НК РФ не предусмотрено. В целях обеспечения интересов налогоплательщиков (пп.1 п.1, пп.1 и 2 п.2 ст. 220, ст. 217.1 НК РФ) законодательно предусмотрен правовой механизм, позволяющий снижать налоговую нагрузку на граждан по НДФЛ, продавших принадлежащее им на праве собственности имущество. Федорова Н.Н., как указано в пояснениях, не была лишена возможности предвидеть размер налога, подлежащего уплате, до отчуждения недвижимого имущества и заблаговременно предпринять действия по оспариванию кадастровой стоимости с целью установления ее в размере рыночной. Таким образом, изменение с 29.08.2019 кадастровой стоимости земельного участка по решению Тверского областного суда от 13.01.2021 по делу № 3а-5/2021 не влияет на налоговую базу по НДФЛ при отчуждении данного объекта недвижимого имущества в 2019 году. Федоровой Н.Н. представлена уточненная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2019 год. НК РФ не предусмотрено ограничений на представление налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций за соответствующий налоговый период после окончания налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации по тому же налогу и за тот же налоговый период. Данному праву налогоплательщика корреспондирует полномочие и обязанность налогового органа на проверку этой декларации, которая в каждом конкретном случае проводится индивидуально, исходя из содержания внесенных в нее изменений. Письмом ФНС России от 25.08.2017 № АС-4-15/16906 «О результатах рассмотрения обращения» разъяснено, что если иное не предусмотрено порядком заполнения налоговой декларации, при перерасчете налогоплательщиком сумм налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый (отчетный) период, по которому налогоплательщиком производится перерасчет сумм налога. В случае представления налогоплательщиком уточненной декларации в карточке расчета с бюджетом отражается разница к доплате или уменьшению по отношению только к предыдущей декларации за соответствующий налоговый период, без учета результатов проверок по предыдущим налоговым декларациям. Таким образом, доначисленная сумма НДФЛ по решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.10.2020 № соответствует действительным налоговым обязательствам налогоплательщика. Основания для отказа о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц с Федоровой Н.Н. отсутствуют.
Представитель административного ответчика Осипова Е.Н. в судебном заседании административное исковое заявление не признала, просила в иске отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, согласно которому оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется. В отзыве представитель административного ответчика указала, что после приобретения Федоровой Н.Н. доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № был осуществлен выдел доли в натуре, в результате чего образован земельный участок с кадастровым номером № который поставлен на кадастровый учет и зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ), что подтверждается выпиской из ЕГРН. Поэтому доводы МИФНС о несоответствии данных о кадастровых номерах в представленных административным ответчиком документах (договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ) не могут являться основанием для отказа в принятии налогового вычета, поскольку фактические расходы на приобретение доли в земельном участке с кадастровым номером № относятся к приобретению проданного ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером № На момент продажи ООО «Альтаир» данного земельного участка его кадастровая стоимость составляла 38 599 897,01 рублей, значительно превышающая его рыночную стоимость, что подтверждается решением Тверского областного суда по делу №а-5/2021 от ДД.ММ.ГГГГ. Указанным судебным актом установлено, что кадастровая стоимость, определенная по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 5 801 000,00 рублей. На основании п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении объектов надвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом. В общем случае изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Однако это правило не применяется, если изменение кадастровой стоимости связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также изменении кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров и результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда. Основываясь на п. 15 ст. 378.2 НК РФ, а также Письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости», представитель административного ответчика полагал, что кадастровая стоимость земельного участка для определения суммы налоговых обязательств за 2019 год составляет 5 801 000,00 рублей. Доход от продажи объекта недвижимого имущества составляет 4 390 000 рублей, то есть выше, чем 70% от кадастровой стоимости это объекта. Следовательно, сумма от полученного дохода от продажи земельного участка составляет 20 000 рублей (4 390 000 - 4 370 000 = 20 000). Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая к уплате в бюджет составляет 13% от суммы дохода, то есть 2 600 рублей. Основанием для исчисления налога именно в такой сумме является вышеуказанное решение Тверского областного суда, уточненная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ налогоплательщика ФИО1, поданная ДД.ММ.ГГГГ. Сумму налога на доходы физических лиц в размере 2600 рублей ответчик ФИО1 оплатила в полном объеме, что подтверждается чеком № от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы административного искового заявления, письменных пояснений к нему, отзыва на исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, 23 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст. 52 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ст. 69 НК РФ).
Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пп.5 п.1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и от источников за ее пределами - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации
В соответствии со ст. 216 НК РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
Как установлено подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие доходы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, обязаны уплатить налог на полученный доход.
Согласно ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса, в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая ставка в отношении данных доходов установлена в размере 13% (статья 224 НК РФ).
В соответствии со ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом установлено, что Федорова Н.Н. в лице представителя по доверенности Осиповой Е.Н. приобрела ДД.ММ.ГГГГ у <адрес> стоимостью 4 370 000 рублей долю в размере 13708000/20256003 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного представителями сторон, удостоверенного печатью Администрации Шишковского сельского поселения Бежецкого района Тверской области, актом приема-передачи.
Согласно отчету №, утвержденному генеральным директором ООО «Актуальность» 09.02.2018 года, составленному по заказу МО Шишковское сельское поселение Бежецкого района Тверской области, итоговая величина рыночной стоимости вышеуказанной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № установлена в размере 4 370 000 рублей.
В соответствии с предварительным договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Федоровой Н.Н. и ООО «Альтаир», Федорова Н.Н. обязуется передать, а ООО «Альтаир» принять в собственность в срок до 31.12.2018 года земельный участок, образованный из земельной доли в размере 13708000/20256003 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> Пунктом 3 указанного договора предусмотрено, что данный земельный участок продается Федоровой Н.Н. ООО «Альтаир» за 4390000 рублей, НДФЛ не облагается и не декларируется согласно п. 17.1 ст. 217, п. 2 ст. 217.1, пп. 2 п. 1 ст. 228, п.п. 1, 4 ст. 229 НК РФ, п. 3 ст. 4 Закона от 29.11.2014 №382-ФЗ. Цена продажи указанного земельного участка является договорной. Пунктами 8, 10 договора предусмотрено, что передача земельного участка в соответствии со ст. 556 ГК РФ будет произведена по акту приема-передачи в день подписания основного договора купли-продажи; покупатель приобретет право собственности на земельный участок в соответствии с заключенным между сторонами основным договором купли-продажи.
Согласно платежному поручению № от 16.03.2018 Осипова Е.Н. перечислила Администрации Шишковского сельского поселения Бежецкого района Тверской области 4 370 000 рублей по договору купли-продажи от 14.02.2018 за земельный участок.
Как следует из выписки из ЕГРН от 28.02.2018 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 57 038 201,24 рублей, одним из правообладателей доли в праве общей долевой собственности земельного участка является Федорова Н.Н., зарегистрировавшая свои права 28.02.2018. Из пояснительной записки к проекту межевания земельных участков следует, что проведено межевание земельного участка, выделяемого в счет одной земельной доли в праве общей долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения, исходный земельный участок № площадь выделяемого земельного участка составляет 12778884 кв.м. (доля Федоровой Н.Н), что подтверждается представленными материалами реестровых дел с кадастровыми номерами №, №
Согласно выписке из ЕГРН от 29.08.2019 выделенный земельный участок имеет кадастровый №, его кадастровая стоимость составляет 38 599 897,01 рублей, правообладателем является Федорова Н.Н., которая зарегистрировала свои права ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом установлено, что 17.10.2019 Федорова Н.Н. в лице представителя по доверенности Осиповой Е.Н. продала ООО «Альтаир» земельный участок общей площадью 12 778 884 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, цена продаваемого участка - 4 390 000 рублей, что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным представителями сторон.
Согласно п. 2.3 данного договора покупатель не является налоговым агентом по НДФЛ, продавец самостоятельно представляет декларацию в налоговый орган.
Как следует из платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Альтаир» перечислило Осиповой Е.Н. денежные средства в сумме 4 390 000 рублей по предварительному договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Выпиской из ЕГРН от 30.04.2021 подтверждается, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № (дата присвоения кадастрового номера – ДД.ММ.ГГГГ) составляет 5 801 000 рублей, участок является многоконтурным, состоящим из шестидесяти контуров и образован из земельного участка с кадастровым номером № путем выдела из него в счет доли (долей) в праве общей собственности. Правообладателем земельного участка является ООО «Альтаир», зарегистрировавший свои права ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, от продажи земельного участка Федорова Н.Н. получила доход, с которого обязана была уплатить налог на доходы физических лиц, в соответствии с нормами действующего законодательства.
При рассмотрении дела судом установлено, что представителем Федоровой Н.Н. по доверенности Осиповой Е.Н. 20.02.2020 представлена в МИФНС России № 2 по Тверской области налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2019 год, согласно которой общая сумма дохода Федоровой Н.Н. за указанный отчетный налоговый период составила 27 019 927,91 руб. В аналогичном размере указаны в декларации: общая сумма доходов; сумма налоговых вычетов; сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущества; кадастровая стоимость с учетом коэффициента, установленного п. 5 ст. 217.1 НК РФ; сумма дохода от продажи объекта недвижимого имущества в целях налогообложения на доходы физических лиц. Иные показатели в разделе 2 «Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке 13%», в том числе, налоговая база для исчисления налога, общая сумма налога, исчисленная к уплате, указаны равными «0».
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2019 год, представленной Федоровой Н.Н. 20.02.2020. В ходе проверки установлено занижение суммы налога на доходы физических лиц на 3 382 591 рублей в результате необоснованно заявленного налогового вычета в размере фактически произведенных расходов на приобретение на территории Российской Федерации земельного участка в сумме 27 019 927,91 рублей. Доход, полученный от продажи земельного участка, и заявленная сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, указаны в этом же размере, в связи с чем, сумма налога к уплате в бюджет отсутствует.
02.06.2020 МИФНС № 2 был составлен акт камеральной налоговой проверки № в отношении Федоровой Н.Н., который был направлен налогоплательщику по почте.
Решением заместителя начальника МИФНС № 2 от 26.10.2020 № Федорова Н.Н. привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за занижение суммы налога на доходы физических лиц на 3 382 592 рублей в результате необоснованно заявленного налогового вычета в размере фактически произведенных расходов на приобретение земельного участка в сумме 27 019 927,91 руб., в виде штрафа в сумме 338 259 рублей. Указанное решение направлено Федоровой Н.Н. по почте, обжаловано не было. В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов в соответствии со ст. 69 НК РФ в его адрес было направлено заказной корреспонденцией требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 17.12.2020 №.
Указанное требование в добровольном порядке Федорова Н.Н. не исполнила, в связи с чем, на основании ст. 75 НК РФ налоговый орган начислил пени в сумме 49 667,72 рублей.
В целях взыскания с Федоровой Н.Н. задолженности по налогу на доходы физических лиц налоговый орган в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ, обратился с соответствующим заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № 3 Тверской области. Определением мирового судьи от 17.02.2021 в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении Федоровой Н.Н. было отказано на основании ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ. В связи с чем, МИФНС № 2 по Тверской области в порядке п. 3 ст. 48 НК РФ обратилась в Бежецкий межрайонный суд Тверской области с данным административным исковым заявлением.
В период рассмотрения настоящего административного дела представитель ответчика Осипова Е.Н. обжаловала в УФНС по Тверской области решение о привлечении Федоровой Н.Н. к налоговой ответственности, что является ее правом. На момент рассмотрения дела жалоба налогоплательщика не рассмотрена. Вместе с тем, суд счел возможным рассмотреть дело по существу заявленных требований без результатов рассмотрения жалобы Федоровой Н.Н. на решение заместителя начальника МИФНС № 2 от 26.10.2020 № о привлечении ее к налоговой ответственности, учитывая, что вправе дать оценку заявленным исковым требованиям при отсутствии решения вышестоящего налогового органа, а также принимая во внимание, что решение о привлечении Федоровой Н.Н. к налоговой ответственности ответчиком в судебном порядке не обжаловалось.
Судом установлено также, что 13.01.2021 Тверским областным судом вынесено решение по административному иску ООО «Альтаир» об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, приобретенного по договору купли-продажи у Федоровой Н.Н. Решением суда кадастровая стоимость данного земельного участка установлена равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 29.08.2019 в размере 5 801 000 рублей. Датой подачи заявления установлена дата обращения в суд - 08.10.2020.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога в порядке ст. 69 и 70 НК РФ.
С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 48 Постановления Пленума Веоховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применении судами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
С заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Федоровой Н.Н. МИФНС №2 по Тверской области обратилась к мировому судье в течение шести месяцев с установленной в требовании даты для добровольной оплаты налога и пени. После вынесения мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа от 17.02.2021, МИФНС №2 по Тверской области обратилась с административным иском в суд 08.04.2021, то есть в течение установленного законом срока.
В административном исковом заявлении указано и подтверждено представителем административного истца в судебном заседании, что к налоговой декларации Федоровой Н.Н. приобщены документы, в которых указаны два разных объекта недвижимости, в договоре купли-продажи от 17.10.2019 она выступает продавцом земельного участка с кадастровым номером №, в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ - покупателем доли земельного участка с кадастровым номером №. Федоровой Н.Н. не представлены документы, подтверждающие перечисление денежных средств за приобретение земельного участка у МО Шишковского сельского поселения Бежецкого района Тверской области, следовательно, заявленные расходы в размере 27 019 927,91 рублей документально не подтверждены, отсутствуют документы, подтверждающие расходы.
Суд считает данное утверждение не обоснованным, и соглашается с доводами представителя административного ответчика о том, что фактические расходы на приобретение доли в земельном участке с кадастровым номером № относятся к приобретению земельного участка с кадастровым номером №, проданного ДД.ММ.ГГГГ.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 41 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет измененных земельных участков, в том числе в результате выдела доли в натуре в счет доли в праве общей долевой собственности, в результате чего земельные участки сохраняются в измененных границах, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на земельные участки, образованные из указанных земельных участков.
Материалами административного дела, в том числе исследованными в судебном заседании документами из реестровых дел на земельные участки с кадастровыми номерами 69:02:0000017:28 и 69:02:0000017:520 подтверждается, что после приобретения Федоровой Н.Н. у МО Шишковское сельское поселение доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 69:02:0000017:28 был осуществлен выдел этой доли в натуре, в результате чего образован земельный участок с кадастровым номером 69:02:0000017:520, который был поставлен на кадастровый учет и зарегистрирован в соответствии с ч. 4 ст. 41 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
Федеральным Законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» в НК РФ внесены изменения, в том числе введена ст. 217.1 Кодекса, в соответствии с которой определяются особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 01.01.2016.
Согласно п. 5 ст. 217.1 НК РФ, в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 01 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 01 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
Согласно Федеральному закону от 29.09.2019 № 325-ФЗ с 01.01.2020 утратил силу п.5 ст. 217.1 НК РФ. Эта норма закона применялась к доходам налогоплательщика от продажи объектов недвижимого имущества до 01.01.2020.
Этим же Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ НК РФ дополнен ст. 214.10, предусматривающей особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения.
Согласно п. 2 ст. 214.10 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
Положения ст. 214.10 НК РФ применяются в отношении доходов, полученных с 01.01.2020.
Налоговый кодекс РФ не конкретизирует, какие затраты могут быть учтены при расчете налоговой базы для целей исчисления НДФЛ с суммы, полученной от продажи имущества. Единственным условием является то, что осуществленные расходы должны быть непосредственно связаны с его приобретением. Под такими расходами подразумеваются, прежде всего, суммы, уплаченные продавцу при покупке этого имущества.
С 1 января 2016 года согласно п. 3 ст. 217.1 НК РФ минимальный срок владения объектом недвижимости, необходимый для того, чтобы его продажа не облагалась НДФЛ, составляет три года только для объектов недвижимости, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из условий, указанных в пп.пп. 1-3 п. 3 ст. 217.1пп.пп. 1-3 п. 3 ст. 217.1 НК РФ. Во всех остальных случаях минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.
В рассматриваемом споре земельный участок находился в собственности Федоровой Н.Н. менее срока, указанного в ст. 217.1 НК РФ (август-декабрь 2019 г.), следовательно, доход от реализации такого имущества облагается НДФЛ. На основании п. 1 ст. 224 НК РФ доход от реализации имущества, полученный физическим лицом - налоговым резидентом РФ, облагается НДФЛ по ставке 13%.
При этом, если реализуемый объект находился в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения, то он имеет право на получение имущественного вычета на основании ст. 220 НК РФ. Как определено пп. 1 п. 1 ст. 220пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного вычета при продаже имущества.
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 1 п. 1 ст. 220пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи объекта недвижимости, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения им, установленного в соответствии со ст. 217.1 НК РФ, не превышающий в целом 1 000 000 рублей (пп. 1 п. 2 ст. 220пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ, письма Минфина России от 06.12.2018 №, от 28.12.2016 №, от 08.02.2019 №).
Вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 220пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ налогоплательщик вправе на основании пп. 2 п. 2 ст. 220пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
В этой связи физическое лицо должно иметь платежные документы, подтверждающие оплату стоимости недвижимого имущества при его приобретении. Например, расписка в получении денежных средств вместе с договором купли-продажи недвижимого имущества могут служить документами, подтверждающими понесенные физическим лицом расходы на его приобретение (письмо Минфина России от 30.01.2015 №).
Материалами дела достоверно подтверждается, что Федорова Н.Н. приобрела долю в размере 13708000/20256003 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № стоимостью 4 370 000 рублей, подтверждением чему является договор купли-продажи от 14.02.2018, платежное поручение № от 16.03.2018 о перечислении указанной суммы продавцу <адрес>.
Впоследствии Федорова Н.Н. произвела отчуждение земельного участка с кадастровым номером 69:02:0000017:520, образованного в результате выдела в натуре вышеуказанной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, получив от покупателя ООО «Альтаир» по договору купли-продажи 4 390 000 рублей, что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку Федоровой Н.Н. подтверждены документально расходы, связанные с приобретением имущества, она вправе на основании пп. 2 п. 2 ст. 220пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
Суд соглашается с доводами представителя административного ответчика о том, что для определения суммы налоговых обязательств Федоровой Н.Н. за 2019 год в связи с продажей принадлежащего ей земельного участка необходимо исходить из кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Тверского областного суда от 13.01.2021 в размере 5 801 000,00 рублей по состоянию на 29.08.2019.
К данному выводу суд приходит на основании следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 № 2596-О разъяснено, что экономическая обоснованность и умеренность налогового бремени как основные начала налогообложения (п.3 ст. 3 НК РФ) достигаются законодателем в ходе определения (изменения) всех элементов налогообложения в совокупности.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости вправе оспорить юридические и физические лица, если ее результаты затрагивают права и обязанности этих лиц. Такими лицами могут быть, в том числе, собственник, участник долевой собственности; бывший собственник, если он оспаривает кадастровую стоимость как налогоплательщик.
В соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В силу ч.5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2019 году, данная статья изменена с 11.08.2020 ФЗ от 31.07.2020 № 269-ФЗ), в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, по состоянию на 29.08.2019 года определена в размере 38 599 897,01 рублей, о чем 29.08.2019 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения.
Как указано в статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (ст. 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Федорова Н.Н. является плательщиком налога на доходы физических лиц, размер которого сопоставляется с кадастровой стоимостью реализованного объекта недвижимости. Цена заключенной Федоровой Н.Н. сделки с земельным участком с кадастровым номером № составила 4 390 000 рублей, что существенно меньше рассчитанной от размера кадастровой стоимости налоговой базы (38 599 897,01 х 0,7 = 27 019 927,91). Следовательно, Федорова Н.Н. имела с момента продажи самостоятельный правовой интерес в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Поэтому, исходя из положений статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федорова Н.Н. вправе была оспорить результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, собственником которого являлась.
Федорова Н.Н. ранее не оспаривала установленную по состоянию на 29.08.2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 69:29:00000:17:520.
С административным иском об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка обратился в Тверской областной суд новый собственник земельного участка - ООО «Альтаир». Как следует из судебного решения от 13.01.2021, в качестве заинтересованного лица привлечена к участию в деле бывший собственник Федорова Н.Н., поскольку результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают ее права и обязанности.
В соответствии с порядком, установленным п. 2 и 4 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие доходы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, обязаны уплатить налог на полученный доход, который они самостоятельно исчисляют и уплачивают, исходя из сумм таких доходов. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если налогоплательщиком подается налоговая декларация формы 3-НДФЛ.
Исходя из того, что Федорова Н.Н. получила доход от продажи принадлежащего ей имущества в 2019 году, то обязанность уплатить налог на доходы физических лиц у нее возникла не позднее 15 июля 2020 года.
Положения НК РФ (статья 54.1) предусматривает право налогоплательщика уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога по сделкам (операциям) в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий: 1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога; 2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону. Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Налоговым законодательством предусмотрена возможность для налогоплательщика обратиться с заявлением о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога, такое заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (ст. 78 НК РФ).
Исходя из приведенных положений закона, кадастровая стоимость, измененная на основании решения суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятого после 1 января 2019 года, и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (Письмо ФНС России от 27.11.2018 года № БС-4-21/22899@ «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019»).
Федорова Н.Н. обязана уплатить налог на доходы физических лиц от суммы дохода, полученного от продажи имущества в декабре 2019 года. Следовательно, для определения размера подлежащего уплате налога налоговой базой будет являться кадастровая стоимость объекта, утвержденная и применяемая для целей налогообложения на этот период.
Таким образом, установленная Тверским областным судом кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 69:02:00000:17:520, в размере 5 801 000 рублей подлежит применению в период 2019 года – календарного года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества.
Согласно уточненной налоговой декларации, представленной в соответствии со ст. 81 НК РФ в налоговой орган 05.03.2021 года представителем Осиповой Е.Н., кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 5 801 000 руб. Сумма полученного дохода, общая сумма дохода указана в размере 4 390 000 рулей, сумма имущественного налогового вычета заявлена в размере 4 370 000 рублей, как и сумма фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущества; налоговая база для исчисления налога в размере 20000 рублей, общая сумма налога, исчисленная к уплате в размере 2600 рублей; кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 5 801 000 рублей.
Доход от продажи объекта недвижимого имущества составил 4 390 000 рублей, то есть выше, чем 70 % от кадастровой стоимости этого объекта. Следовательно, в соответствии с п. 5 ст. 217.1 НК РФ, действовавшей на момент продажи земельного участка, сумма полученного дохода от продажи земельного участка составляет 20 000 рублей (4 390 000 - 4 370 000 = 20 000). Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая к уплате в бюджет составляет 13% от суммы дохода, то есть 2 600 рублей. Основанием для исчисления налога именно в такой сумме является уточненная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ налогоплательщика Федоровой Н.Н., поданная 05.03.2021, вышеуказанные решение Тверского областного суда, договоры купли-продажи недвижимого имущества, соответствующие к ним платежные поручения, материалы реестровых дел.
При этом суд принимает во внимание, что сумму налога на доходы физических лиц в размере 2600 рублей ответчик Федорова Н.Н. оплатила в полном объеме, что подтверждается чеком № от 06.05.2021.
Уплата налога Федоровой Н.Н. просрочена, в связи с чем, она обязана уплатить пени за период с 16.07.2020 по 26.10.2020 в соответствии с требованиями ст. 75 НК РФ.
В соответствии с п.3 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.
Таким образом, дата начала начисления пени связана с датой окончания установленного законом срока уплаты налога или сбора.
Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
С учетом суммы налога в размере 2600 рублей, пени за указанный период, исходя из процентной ставки пени равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Россиской Федерации, составляют 38,18 руб.
Представителем административного ответчика представлен также чек от 06.05.2021 об оплате суммы денежных средств в размере 100 рублей, с указанием в качестве назначения платежа – налоговый платеж. Вместе с тем, в представленном чеке отсутствует указание на период времени , за который уплачена данная сумма, а также указано иное назначение платежа.
В силу ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч.3 ст. 109 КАС РФ. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов с зачислением в доход федерального бюджета. Размер подлежащей взысканию государственной пошлины в силу требований п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет 400 рублей.
На основании изложенного, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению в части взыскания с ответчика пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, в размере 38,18 рублей. В остальной части в удовлетворении административных исковых требований суд полагает необходимым отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Тверской области к Федоровой Надежде Николаевне удовлетворить частично.
Взыскать с Федоровой Надежды Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки д. <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Тверской области пени по налогу за 2019 год на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, в размере 38,18 рублей.
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС №2 по Тверской области к Федоровой Н.Н. в остальной части отказать.
Задолженность по налогам перечислить: Управление Федерального казначейства по Тверской области
ИНН 6906006980
КПП 690601001
ОТДЕЛЕНИЕ ТВЕРЬ г. Тверь
БИК 042809001
Расчетный счет 40№
КБК - 18№ – пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами
ОКТМО 28604101
Взыскать с Федоровой Надежды Николаевны государственную пошлину в размере 400 (Четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий межрайонный суд Тверской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 июня 2021 года.
Председательствующий П.С. Величко
Дело № 2а-206/2021