НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бейского районного суда (Республика Хакасия) от 06.01.2020 № 190006-01-2020-000045-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2-77/2020

УИД №19RS0006-01-2020-000045-11

13 марта 2020 года с. Бея

Бейский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Плетневой Т.А.,

при секретаре Пискуновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Табатского сельсовета Бейского района Республики Хакасия об обязании устранения нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Табатского сельсовета Бейского района Республики Хакасия об обязании устранения нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Бейского района при проверке исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выявлены нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в деятельности администрации Табатского сельсовета Бейского района, которая осуществляет эксплуатацию гидротехнического сооружения - пруда, расположенного на р. Дальние Угы, южная окраина д. Будёновка Бейского района, которое на праве собственности принадлежит администрации Табатского сельсовета. В нарушение требований законодательства у сотрудников Табатского сельсовета не имеется соответствующей аттестации в области безопасности гидротехнических сооружений, отсутствуют действующие и утвержденные в установленном порядке критерии безопасности ГТС, не обеспечено внесение сведений ГТС в Российский Регистр гидротехнических сооружений, не исполнена обязанность по заключению договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, у собственника ГТС - МО Табатский сельсовет отсутствует декларация безопасности гидротехнического сооружения. Кроме того, 23.04.2018 г. прокуратурой района внесено представление главе Табатского сельсовета, по факту вышеуказанных нарушений, однако в ходе настоящей проверки установлено, что игнорируя требования прокурора Бейского района ответственные лица Табатского сельсовета меры к устранению выявленных нарушений законодательства до настоящего времени не предприняли. Непринятие мер по обеспечению безопасности ГТС может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий, поскольку в случае разрушения гидротехнического сооружения и прорыва воды возможно затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде. Просят суд, обязать администрацию Табатского сельсовета Бейского района Республики Хакасия в срок до 30.04.2020 г. провести аттестацию в области безопасности гидротехнических сооружений специалистов, занимающиеся эксплуатацией ГТС; обеспечить утверждение декларации безопасности ГТС в Енисейском управлении Ростехнадзора; обеспечить внесение сведений о ГТС в Российский Регистр гидротехнических сооружений; исполнить обязанность по заключению договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Помощник прокурора Бейского района Республики Хакасия Костина Н.Ю. исковые требования уточнила, просила обязать администрацию Табатского сельсовета Бейского района Республики Хакасия устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений до 30.08.2020 г.

От ответчика администрации Табатского сельсовета Бейского района Республики Хакасия представитель в лице главы сельсовета Третьякова В.П. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

От третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Енисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору представитель для участия в судебном заседании не явился о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что не возражают против удовлетворения исковых требований.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле уведомленных надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1).

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая, что нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений затрагивают права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, а не выполнение ответчиком требований законодательства, регулирующих правоотношения в данной области, создают реальную угрозу безопасности граждан, а также может повлечь тяжкие последствия возникновения чрезвычайных ситуаций, может повлечь за собой несоразмерный моральный и материальный вред, в связи, с чем определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора невозможно, то прокурор Бейского района правомерно обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц.

Разрешая исковые требования прокурора Бейского района по существу, суд при вынесении решения исходит из следующего.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В силу ст. 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

В судебном заседании установлено, что муниципальному образованию Табатский сельсовет на праве собственности принадлежит гидротехническое сооружение пруда на р. Дальние Уты, южная окраина д. Буденовка Бейского района.

Прокуратурой Бейского района при проверке исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выявлены нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в деятельности администрации Табатского сельсовета Бейского района, которое осуществляет эксплуатацию гидротехнического сооружения - пруда, расположенного на р. Дальние Угы, южная окраина д. Будёновка Бейского района, а именно, у сотрудников Табатского сельсовета не имеется соответствующей аттестации в области безопасности гидротехнических сооружений, отсутствуют действующие и утвержденные в установленном порядке критерии безопасности ГТС, не обеспечено внесение сведений ГТС в Российский Регистр гидротехнических сооружений, не исполнена обязанность по заключению договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, у собственника ГТС - МО Табатский сельсовет отсутствует декларация безопасности гидротехнического сооружения.

23.04.2018 г. прокурором Бейского района внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства, законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, рекомендовано принять исчерпывающие меры к устранению нарушений, причин и условий им способствовавших, недопущению их впредь.

Из информации администрации Табатского сельсовета Бейского района от 10.05.2018 г. следует, что при формировании бюджета на 2019 г. будет предусмотрено финансирование на выполнение мероприятий по проведению технического обследования ГТС, страхованию, выполнению работ по содержанию. Специалисту администрации сделано предупреждение о недопустимости нарушений впредь.

Постановлением главного государственного инспектора отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Енисейского управления Ростехнадзора от 21.03.2019 г. администрация Табатского сельсовета Бейского района Республики Хакасия признана виновной в совершении административного правонарушения по ст. 9.2 КоАП РФ, выразившееся в нарушении требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Предписания приняты в соответствии с требованиями правовых актов, уполномоченным должностным лицом в пределах представленных ему полномочий, с указанием регламентирующих данные правоотношения нормативно правовых актов, выявленных нарушений и сроков их исполнения. Наличие указанных нарушений стороной ответчика не оспаривается.

В силу ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 6 ноября 1998 года № 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией (далее именуются - декларанты).

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации (ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений").

Приказом Ростехнадзора от 2 июля 2012 года № 377 утверждена Форма декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), в которой отражаются, в том числе и сведения, характеризующие безопасность ГТС (п. 10).

По инициативе собственников гидротехнических сооружений и (или) эксплуатирующих организаций, проводится государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений. Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче такого разрешения (ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений").

Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" сведения о ГТС вносятся в Регистр и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС (Ространснадзором), декларации безопасности ГТС. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из четырех классов опасности в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации.

Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения (ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений").

Как установлено судом, до настоящего времени указанные в представлении прокуратуры от 23.04.2018 г. нарушения ответчиком не устранены, доказательств обратного материалы дела не содержат, администрацией в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ представлено не было.

Непринятие мер по обеспечению безопасности ГТС может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий, поскольку в случае разрушения гидротехнического сооружения и прорыва воды возможно затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде.

Администрация Табатского сельсовета не имеет статуса закрытого административно-территориального образования, в которое доступ других граждан ограничен, поэтому в виду того, что идет постоянный процесс смены жителей, невозможно предсказать, кто и в каком количестве будет проживать на территории Табатского сельсовета. Таким образом, невозможно определить круг лиц, чьи права будут нарушаться либо нарушаются в настоящий момент.

Сведений о передаче собственником - ответчиком, спорных ГТС на баланс какой-либо из организаций, материалы дела не содержат, соответственно обязанность по составлению декларации безопасности и принятию ряда мер, направленных на обеспечение безопасности ГТС несет в силу приведенных правовых норм администрация Табатского сельского Бейского района Республики Хакасия.

В этой связи, установив вышеприведенные по делу обстоятельства на основании исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательствах, руководствуясь приведенными законоположениями, разрешая спор, суд исходит из того, что именно ответчик, как собственник спорных ГТС, несет обязанность по надлежащему содержанию сооружений и принятию предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" мер по обеспечению их безопасности, в том числе по составлению декларации безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для исполнения судебного решения, суд учитывает обстоятельства и причины бездействия ответчика, а также условия, необходимые для восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, и считает установленный прокурором Бейского района срок до 30.04.2020 г. достаточным.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Табатского сельсовета Бейского района Республики Хакасия об обязании устранения нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В ходе судебного разбирательства сам факт нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений ответчиком не оспаривается, выявленные нарушения в полном объеме не устранены, достоверных доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Из п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ следует, что по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, для организаций уплачивается в размере 6000 рублей.

В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции освобождаются, в том числе государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Следовательно, ответчик Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Бейский центр детского творчества» от уплаты государственной пошлины освобождено в силу закона.

Частью 4 ст. 103 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Табатского сельсовета Бейского района Республики Хакасия об обязании устранения нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить.

Обязать администрацию Табатского сельсовета Бейского района Республики Хакасия в срок до 30.08.2020 г. совершить действия по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, а именно:

- провести аттестацию в области безопасности гидротехнических сооружений специалистов, занимающиеся эксплуатацией ГТС;

- обеспечить утверждение декларации безопасности ГТС в Енисейском управлении Ростехнадзора;

- обеспечить внесение сведений о ГТС в Российский Регистр гидротехнических сооружений;

- исполнить обязанность по заключению договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.А. Плетнева

Резолютивная часть решения объявлена 13.03.2020 г.

Мотивированное решение составлено 17.03.2020 г.