НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Березовского районного суда (Красноярский край) от 03.12.2021 № 2-2215/20

№ 2-697/2021 (2-2215/2020)

24RS0004-01-2020-000376-66

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

03 декабря 2021 года п. Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Шахматовой Г.А.,

с участием представителя истца – Королевой А.С.,

ответчика Гранина П.Ю.,

представителя ответчика Гранина П.Ю. – Новикова С.В. (по устному ходатайству),

при секретаре Берестовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю к Гранин П.Ю. о взыскании материального ущерба (неосновательного обогащения),

УСТАНОВИЛ:

ГУ ОПФР по Красноярскому краю обратилось в суд с указанным иском к Гранин П.Ю., ссылаясь на то, что ответчику на основании поданного им заявления назначена досрочная пенсия в соответствии с п.6 ч.1 ст.28 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». На момент обращения <дата> за досрочной пенсией по старости в ГУ УПФР в <адрес> Красноярского края (межрайонное) ответчик с <дата> и по настоящее время является получателем пенсии по линии МВД. Право на одновременное получение 2-х пенсий (пенсии по выслуге лет и досрочной пенсии по старости) у Гранин П.Ю. отсутствует. В результате проведенных мероприятий при проведении сверки информации о получателях пенсий по линии силового ведомства (МВД России) и ПФР в октябре 2019 года был выявлен факт получения Гранин П.Ю. пенсии за выслугу лет с <дата> в соответствии с законом . В результате сокрытия информации о получении пенсии по линии МВД, Гранин П.Ю. причинил своими действиями материальный ущерб ГУ УПФР в <адрес> Красноярского края (межрайонное) за период с <дата> по <дата> на сумму 1 275 008,90 рублей.

Просили взыскать с Гранин П.Ю. в пользу ГУ ОПФР по Красноярскому краю сумму неосновательного обогащения в размере 1 275 008, 90 рублей.

В ходе рассмотрения дела по существу судом дважды произведена замена истца: с ГУ УПФР в <адрес> Красноярского края (межрайонное) на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Красноярского края (межрайонное), а затем на Государственное учреждение Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ МВД России по Красноярскому краю.

В судебном заседании представитель истца ГУ ОПФР по Красноярскому краю – ФИО3 (полномочия подтверждены) уточненные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании ответчик Гранин П.Ю. против заявленных уточненных требований возражал, полагая их незаконными и необоснованными, поскольку при обращении в Отделение ПФ в <адрес> в 2014 году сообщил о том, что обращается за назначением второй пенсией, факт получения пенсии по линии МВД при обращении за назначением пенсии в 2014 году не скрывал.

Представитель ответчика Гранин П.Ю.ФИО4 (по устному ходатайству) против заявленных требований возражал, полагая их незаконными и необоснованными, поскольку при получении документов от ответчика в 2014 году УПФР в <адрес> Красноярского края должны были проверить информацию о наличии, либо отсутствии установленной пенсии в отношении Гранин П.Ю., чего сделано не было, все данные, имеющиеся в пенсионном деле ответчика внесены печатным текстом сотрудником УПФР в <адрес> Красноярского края, то есть не лично самим истцом. Полагает, что лицам, получавшим пенсию по выслуге лет (при наличии необходимого стажа работы и условий определенных законом), законом предоставлена возможность получения пенсии по старости (за исключением фиксированной (базовой) её части.

Представитель третьего лица – ГУ МВД России по Красноярскому краю ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила возражения на иск.

Дело рассмотрено в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в порядке и по нормам, предусмотренным Законом Российской Федерации от <дата> N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от <дата> N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей лицам, указанным в статье 1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

Согласно ч. 2 ст. 6 вышеназванного Закона Российской Федерации от <дата> N 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Исходя из п.6 ч.1 ст.28 ФЗ от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Федеральным законом от <дата> N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", статья 7 Закона Российской Федерации от <дата> N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" дополнена частью четвертой следующего содержания: "Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".".

Получатель государственной пенсии в соответствии с Законом имеет право только на получение страховой части трудовой пенсии по старости при наличии страхового стажа не менее пяти лет.

На основании ч.1 ст.5 ФЗ от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

Аналогичная норма установлена ст. 7 Закона РФ от <дата> N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

В свою очередь, ч. 2 ст. 5 ФЗ от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» закрепляет, что в случаях, предусмотренных ФЗ от <дата> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.4 ст.23 и ст.25 ФЗ от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и ст. 24 ФЗ от <дата> N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

В ст. 3 ФЗ от <дата> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» закреплен перечень лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно, а именно:

- граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы (может устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная п.п.1 пункта 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 настоящего ФЗ, и страховая пенсия по старости);

- участникам Великой Отечественной войны (может устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная ст. 16 настоящего ФЗ, и страховая пенсия по старости);

- родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий) (может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 настоящего ФЗ, и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) статьи 15 настоящего ФЗ, и социальная пенсия, предусмотренная ст. 18 настоящего ФЗ (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 настоящего ФЗ, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом РФ от <дата> N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей");

- вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак (может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением п. 5) ст. 15 настоящего ФЗ, и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 настоящего ФЗ, и социальная пенсия, предусмотренная ст. 18 настоящего ФЗ (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 настоящего ФЗ, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей");

- гражданам, указанным в п.п. 11 п. 1 ст. 10 настоящего ФЗ (может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 3 (с применением п. 4) ст. 17 настоящего ФЗ, и страховая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 3 (с применением п. 4) ст. 17 настоящего ФЗ, и социальная пенсия, предусмотренная ст. 18 настоящего ФЗ (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);

- гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", и гражданам, награжденным знаком "Житель осажденного Севастополя" (может устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная ст. 16 настоящего ФЗ, и страховая пенсия по старости);

- членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных статьей 7.1 настоящего Федерального закона (может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная ст. 17.1 настоящего ФЗ, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Исходя из п.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Гранин П.Ю. является пенсионером МВД с <дата>.

С <дата>Гранин П.Ю. назначена трудовая пенсия за работу в районах Крайнего Севера (решение УПФР в <адрес> Красноярского края от <дата>), что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица от <дата>, копией трудовой книжки от <дата>, копией военного билета от <дата>, копией аттестата об окончании училища от <дата>, справкой ГУ МВД России по Красноярскому краю от <дата>, что

Протоколом от <дата> ГУ УПФР в <адрес> Красноярского края (межрайонное) выявлен факт излишней выплаты пенсии по линии МВД за период с <дата> по <дата> в сумме 1 270 008,90 рублей.

Протоколом от <дата> ГУ УПФР в <адрес> Красноярского края (межрайонное) выявлен факт излишней Единовременной выплаты гражданам, получающим выплату за период с <дата> по <дата> в сумме 5 000 рублей, с прилагаемыми к ним расчетами.

В обоих случаях выплата произведена в связи с несвоевременным предоставлением Гранин П.Ю. информации, влияющей на право получения пенсионером пенсии по линии МВД с <дата>.

Решением ГУ УПФР в <адрес> Красноярского края (межрайонное) о единовременной выплате от <дата>Гранин П.Ю. определено выплатить единовременную выплату в размере 5 000 рублей.

Согласно акта об ознакомлении от <дата>, Гранин П.Ю. в ГУ УПФР в <адрес> Красноярского края (межрайонное) <дата> был ознакомлен с выявленным фактом переплаты пенсии в общем размере 1 275 008,90 рублей, сумму переплаты излишне выплаченной пенсии не признал, от подписей отказался. В адрес Гранин П.Ю. направлено уведомление о выявленном факте переплаты от <дата>,

Из материалов пенсионного дела усматривается, что при заполнении заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) от <дата> ответчиком Гранин П.Ю. в разделе 3, в абзаце «Ранее пенсия по другому основанию или от другого ведомства» назначалась или нет – ответчик ответил нет, о чем в заявлении поставил свою подпись.

Этим же заявлением от <дата>Гранин П.Ю. был ознакомлен с условиями назначения пенсии и обязался сообщить в пенсионный орган об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращения ее выплаты, и об ответственности за достоверность сведений, содержащихся в представленных (представляемы) документах (Раздел 4) в соответствии с п.4 ст.23 и ст.25 Закона № 173-ФЗ и ст.24 Федерального закона от <дата> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР – о поступлении на (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой Гранин П.Ю. подлежит обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.

В расписке-уведомлении от <дата> также имеется подпись ответчика Гранин П.Ю. об ознакомлении с разделом 4, в котором перечислены обязанности и ответственность ответчика о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР.

Решением ГУ УПФР в <адрес> Красноярского края (межрайонное) от <дата> прекращена выплата пенсии по старости Гранин П.Ю. в соответствии с п.3 ч.1 ст.25 Закона № 400-ФЗ.

Судом установлено, что при назначении пенсии ответчик Гранин П.Ю. в письменном виде указал при заполнении заявления «О назначении пенсии» в разделе 3 «Ранее пенсия по другому основанию или от другого ведомства», что ранее ему пенсия не назначалась.

Между тем, ответчик при заполнении заявления «О назначении пенсии» и расписке-уведомлении также был ознакомлен с разделом 4, в котором перечислены обязанности и ответственность ответчика о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР, о чем, таким образом, был предупрежден.

Кроме того, согласно представленным материалам пенсионного дела Гранин П.Ю. по линии МВД, на основании заявления о назначении пенсии, а также заключения от <дата>Гранин П.Ю. назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и их семей» со <дата> пожизненно. Согласно имеющемуся уведомлению Финансово-экономического управления УВД Красноярского края от <дата> о назначении Гранин П.Ю. пенсии за выслугу лет также сообщено, что в случае зачисления на службу в органы внутренних дел, в налоговую службу и отдел полиции и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ просят поставить в известность пенсионный отдел ФЭУ УВД по Красноярскому краю, так как выплата пенсии в данном случае прекращается.

Таким образом, обязанность извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменений размер пенсии или прекращение ее выплаты, законом возложена на пенсионера, который несет ответственность за достоверность сведений, представляемых им для установления и выплаты пенсии.

При таком положении Гранин П.Ю., получающий долгое время (с 1998 года) пенсию по линии МВД, являвшийся ее профессиональным сотрудником с соответствующим образованием, обязан был подать заявление в пенсионный орган о получении пенсии по линии МВД, однако в нарушение указанных требований федерального закона ответчиком не исполнена обязанность по уведомлению пенсионного органа о получении пенсии по линии МВД, равно как и не исполнена обязанность извещения структуры МВД о получении пенсии по старости с 2014 года, в результате чего Гранин П.Ю. продолжал получать пенсию по линии МВД, сумму переплаты пенсии добровольно не возвратил.

При этом суд обращает внимание, что в соответствии с ч. 3 ст. 3 ФЗ от <дата> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», где закреплен перечень лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно, ФИО6 оснований для получения двух пенсий одновременно не имел.

На основании изложенного, доводы стороны ответчика о возможности лицам получавшим пенсию по выслуге лет (при наличии необходимого стажа работы и условий, определенных законом), возможности получения пенсии по старости (за исключением фиксированной (базовой) её части) не основаны на законе.

Как следует из протоколов о выявлении излишне выплаченных сумм от <дата> и прилагаемых к ним расчетов за период с <дата> по <дата> установлен факт излишне выплаченной пенсии в сумме 1 275 008,90 рублей, из них 1 270 008,90 рублей – пенсия, 5 000 рублей – единовременная выплата.

Суд соглашается с представленным истцом расчетом излишне выплаченной ответчику сумму пенсии за период с <дата> по <дата> в сумме 1 275 008,90 рублей, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства не противоречит.

Решением от <дата> выплата пенсии Гранин П.Ю. прекращена.

Оценка представленных доказательств позволяет суду сделать вывод о наличии в действиях ответчика недобросовестности в целях получения необоснованной пенсии в заявленном размере и необходимости применений положений ст. 1109 ГК РФ, устанавливающей, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсии при отсутствии недобросовестности лица, исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что в образовавшейся переплате назначенной пенсии, имеется недобросовестность со стороны ответчика, поскольку ответчик взял на себя обязательство о сообщении в пенсионный орган, выплачивающую ему пенсию, обо всех изменениях, лишающих его права на дальнейшее получении пенсии, однако данное обязательство не выполнил, не сообщив в пенсионный орган о получении пенсии по линии МВД.

При этом выплата пенсии Гранин П.Ю. не была приостановлена, т.к. он не исполнил свою обязанность по предоставлению в ГУ УПФР в <адрес> Красноярского края (межрайонное) сведений о получении пенсии по линии МВД, что является основанием для взыскания с Гранин П.Ю. излишне выплаченной сумму пенсии.

В связи с чем доводы ответчика о том, что истец при обращении Гранин П.Ю. за назначением второй пенсии (по старости) должен был самостоятельно осуществить проверку предоставленных Гранин П.Ю. данных, основаны не неверном толковании норм материального права.

Ссылка ответчика на то, что все материалы пенсионного дела заполнены печатным текстом сотрудником ГУ УПФР в <адрес> Красноярского края (межрайонное), а не самим ответчиком лично, что могло привести к искажению представленной информации, судом также не принимаются, поскольку материалами пенсионного дела подтверждено предоставление сведений при обращении Гранин П.Ю. в 2014 году для назначения пенсии по старости, имеется его подпись в заявлении о назначении пенсии по старости от <дата>, которая Гранин П.Ю. в ходе судебного разбирательства не оспаривалась.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает, что заявленные требования истца законны и обоснованы, подлежат удовлетворению и считает необходимым взыскать с Гранин П.Ю. в пользу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю сумму неосновательного обогащения в размере 1 275 008,90 рублей.

Учитывая, что истец в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, суд в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п. 1 ст. 333.19 НК РФ считает необходимым взыскать с ответчика Гранин П.Ю. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 14 575,04 рубля.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю к Гранин П.Ю. о взыскании материального ущерба, удовлетворить.

Взыскать с Гранин П.Ю. в пользу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю сумму неосновательного обогащения в размере 1 275 008,90 рублей за период с <дата> по <дата>.

Взыскать с Гранин П.Ю. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 14 575,04 рубля.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Красноярский краевой суд с принесением апелляционной жалобы и доказательств ее вручения всем участникам процесса в Березовский районный суд Красноярского края.

Председательствующий Г.А. Шахматова