Берёзовский городской суд Кемеровской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Берёзовский городской суд Кемеровской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1038/2010
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Березовский 25 ноября 2010г.
Березовский городской суд Кемеровской области в составе
председательствующего Воробьевой И.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора г.Березовского Оглезневой С.В.,
при секретаре Тимошенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Березовского Кемеровской области к Березовскому городскому Совету народных депутатов о признании недействующим решения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Березовского обратился в суд с иском к Березовскому городскому Совету народных депутатов, просит признать п. 1 Решения Березовского городского Совета народных депутатов Номер обезличен от 28.Дата обезличена «Об установлении размера оплаты услуг теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для граждан и тарифов на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и норматива накопления твердо-бытовых отходов в Березовском городском округе» недействующим и отменить.
Требования обосновывает следующим. На чрезвычайной двадцатой сессии Березовского городского Совета народных депутатов, состоявшейся Дата обезличена года, принято решение Номер обезличен от Дата обезличенаг. «Об установлении размера оплаты услуг теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для граждан и тарифов на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и норматива накопления твердо-бытовых отходов в Березовском городском округе», опубликовано в приложении к газете «Мой город» - «Местная власть» от Дата обезличена. Указанный нормативный правовой акт, принятый Березовским городским Советом народный депутатов в сфере регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и потребителей, противоречит требованиям действующего федерального законодательства. Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливает Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса''. В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления приобретают и осуществляют свои права и обязанности в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В силу требований ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции от 27.07.2010) представительный орган местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса вправе устанавливать надбавки к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия по установлению тарифов для потребителей представительному органу местного самоуправления действующим законодательством не предоставлены. В нарушение указанной нормы Закона Березовским городским Советом народных депутатов принято и главой города утверждено Решение Березовского городского Совета народных депутатов Номер обезличен от Дата обезличенаг. «Об установлении размера оплаты услуг теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для граждан и тарифов на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и норматива накопления твердо-бытовых отходов в Березовском городском округе». Пунктом 1 указанного Решения установлен размер оплаты услуг теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для граждан города в Березовском городском округе: на услуги теплоснабжения - ... руб./м3 без НДС); (стоимость 1 Гкал - ... руб. (без НДС); на услуги горячего водоснабжения - ... руб./м3 (без НДС); на услуги холодного водоснабжения - ... руб./м3 (без НДС); на услуги водоотведения и очистки сточных вод - ... руб./м3 (без НДС). Полагает, что п. 1 указанного Решения противоречит требованиям вышеуказанных норм действующего федерального законодательства, поскольку принят представительным органом власти с превышением полномочий. Данное Решение является нормативным правовым актом, т.к. содержит обязательные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитаны на многократное применение. Утвержденные в нарушение требований действующего законодательства тарифы на услуги теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод нарушает права граждан Березовского городского округа в указанной сфере правоотношений. Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами. На основании пункта 3 статьи 22 Федерального закона обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащего действующему федеральному законодательству, недействительным, является одним из полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты государственных интересов,
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Плотникова О.В., действующая на основании доверенности от Дата обезличенаг., с исковыми требованиями не согласна. Пояснила следующее. Оспариваемое Решение было принято Дата обезличена года в соответствии с положениями действующего на тот момент Федерального закона от 31.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» на период ... года. Изменения в данный закон, на который ссылается истец, внесены в ... года. Согласно этого же закона тарифы принимаются на определенный период один раз в год. Кроме того, на протяжении ... года до принятия Решения Номер обезличен велись активные переговоры с ... ...» и Администрацией ... о том, что ... входит в в систему коммунальной инфраструктуры, представляющей собой единый комплекс, согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ. На неоднократных депутатских слушаниях по этому поводу, на чрезвычайной двадцатой сессии Березовского городского Совета присутствовала старший помощник Прокурора города С.В.Оглезнева. Таким образом, Прокуратура города Березовский в курсе того, что на ... год для Березовского городского округа тарифы на теплоснабжение и горячее водоснабжение принимала Региональная энергетическая комиссия ..., а тарифы на холодное водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод принимал Кемеровский городской Совет народных депутатов (Решение от Дата обезличена Номер обезличен). Решение Номер обезличен было принято Березовским городским Советом народных депутатов в интересах населения Березовского городского округа, так как устанавливает не тарифы, а размер платы, который ниже установленных Региональной энергетической комиссией Кемеровской области и Кемеровским городским Советом народных депутатов. Разница же между этими суммами финансируется из местного бюджета. В настоящий момент отмена п.1 Решения Номер обезличен вызовет резонанс в обществе, так как произойдет резкое повышение квартплаты, что опять же будет нарушением норм установленных Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Указывает, что отмена решения приведет к увеличению тарифов на коммунальные услуги для населения примерно 2 раза.
Представитель третьего лица по делу Администрации г. Берёзовского Кемеровской области Устинова Н.Г., действующая на основании доверенности от Дата обезличенаг. с исковыми требованиями не согласна.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные материалы, дав оценку представленным доказательствам в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.251 ГПК РФ Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ч.2 ст.16.1 ФЗ от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" -
2. Органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
На основании п.4.1 ч.1 ст.17 указанного ФЗ в ред. ФЗ от 26.12.2005г. -
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:
- регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Согласно п.4.1 ч.1 ст.17 указанного ФЗ в ред. ФЗ от 27.07.2010г. N237-ФЗ - В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:
регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.
Согласно п.3 ч.1, п.7 ч.2 ст.5 ФЗ от 30.12.2004г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в ред. Федерального закона от 26.12.2005г. N 184-ФЗ) -
1. Представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи и части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона:
3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
2. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования):
7) устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Согласно п.3 ч.1, п.7 ч.2 ст.5 ФЗ от 30.12.2004г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в ред. Федерального закона от 27.07.2010г. N 237-ФЗ) -
1. Представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:
3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
2. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования):
7) устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
В соответствии с положениями ст.2 ФЗ от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ч.3 ст.13 ФЗ от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года.
В судебном заседании установлено следующее. Дата обезличенаг. на чрезвычайной двадцатой сессии Березовского городского Совета народных депутатов было принято решение Номер обезличен «Об установлении размера оплаты услуг теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для граждан и тарифов на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и норматива накопления твердо-бытовых отходов в Березовском городском округе», которым установлен размер оплаты услуг теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для граждан города в Березовском городском округе: на услуги теплоснабжения - ... руб./м3 без НДС); (стоимость 1 Гкал - ... руб. (без НДС); на услуги горячего водоснабжения - ... руб./м3 (без НДС); на услуги холодного водоснабжения - ... руб./м3 (без НДС); на услуги водоотведения и очистки сточных вод - ... руб./м3 (без НДС).
Данное решение опубликовано в приложении к газете «Мой город» -«Местная власть» от Дата обезличенаг.
Суд полагает, что оснований для признания недействующим пункта 1 Решения Березовского городского Совета народных депутатов Номер обезличен от Дата обезличенаг. не имеется, поскольку данное решение принято в пределах полномочий органа местного самоуправления в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Так, согласно ст.2 ФЗ от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Березовский городской Совет народных депутатов является органом местного самоуправления.
На день принятия оспариваемого решения - Дата обезличенаг. - п.4.1 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ред. ФЗ от 26.12.2005г. предусматривал полномочия органа местного самоуправления по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Также, согласно п.7 ч.2 ст.5 ФЗ от 30.12.2004г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в ред. Федерального закона от 26.12.2005г. N 184-ФЗ) органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Кроме того, в силу ч.2 ФЗ от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского округа вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суд полагает, что исходя из приведенных законов в их редакции на день принятия оспариваемого решения, ответчик, являясь органом местного самоуправления, обладал полномочиями по установлению тарифов на коммунальные услуги.
В связи с принятием ФЗ от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений
в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в приведенные ФЗ внесены изменения, которыми из полномочий органа местного самоуправления исключено установление тарифов на коммунальные услуги.
Однако, ФЗ от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в
Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" начал действовать 13.08.2010г., то есть уже после принятия ответчиком оспариваемого решения.
При рассмотрении данного спора, суд также учитывает, что в случае отмены оспариваемого решения тарифы на коммунальные услуги для населения значительно возрастут и будут взиматься в соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии ... Номер обезличен от Дата обезличенаг.
Установлено, что в настоящее время из средств бюджета Березовского городского округа направляются субсидии на компенсацию выпадающих доходов и возмещение затрат организациям, предоставляющим коммунальные услуги населению.
При отмене оспариваемого решения у Администрации г.Березовского будут отсутствовать правовые основания для субсидирования выпадающих доходов и возмещения затрат организациям, предоставляющим коммунальные услуги населению.
Кроме того, при отмене оспариваемого решения и установления новых тарифов, тарифы на коммунальные услуги будут изменены вторично в течение одного года, что противоречит положениям ст.13 ФЗ от 30.12.2004г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь стст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Прокурору г.Березовского Кемеровской области в удовлетворении исковых требований о признании п. 1 Решения Березовского городского Совета народных депутатов Номер обезличен от 28.Дата обезличена «Об установлении размера оплаты услуг теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для граждан и тарифов на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и норматива накопления твердо-бытовых отходов в Березовском городском округе» недействующим - отказать.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 ноября 2010г.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.
судья: