Дело №2-35/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
18 января 2022 года г. Белорецк РБ
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Вильдановой А.Р.,
при секретаре Егошиной С.П.,
с участием истицы ФИО8, ее представителя ФИО9, представителя ответчика ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-35/2022 по исковому заявлению ФИО8 к Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детская художественная школа» г.Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о взыскании имущественного вреда, компенсации морального вреда и судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО8 обратилась в суд с исковым заявлением к Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Детская художественная школа» г.Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о возмещении компенсации морального вреда, указывая, что она работает в МАУ ДО «Детская художественная школа» ... год, но с приходом нового директора школы ФИО10 стала подвергаться дискриминации и неравенству прав относительно других сотрудников. Истица полагает, что отрицательное отношение к ней выражается не только в общении, но и в материальном ущемлении при распределении выплат. Во всех образовательных учреждениях введена стимулирующая часть заработной платы, что является рычагом доведения показателей средней заработной платы до установленного показателя по каждому региону. Распределяется данная выплата путем начисления баллов согласно критериям оценки деятельности преподавателей. Начислением баллов занимается комиссия в составе трех человек: ФИО1, ФИО2 и ФИО3, а также заместителя директора по учебной части ФИО4 и директора ФИО10 Заседание проходило ... в полном составе. По результатам заседания комиссии, как выяснилось впоследствии, из всего коллектива только истицу лишили ... баллов в разделе понижающие коэффициенты за наличие неисполненных в срок заданий, поручений или исполненных с нарушением указанных сроков, а именно в связи с тем, что по информации, представленной заместителем директора ФИО4, истица не сдала годовой план школьных мероприятий на ... учебный год. При этом истица указывает, что какими-либо локальными актами, должностными инструкциями не имеется обязанности преподавателя по составлению плана мероприятий, истица также не ознакомлена с графиком сдачи такого документа. Кроме того, преподаватели ФИО5, ФИО6 также не сдали план мероприятий, однако данных преподавателей баллов не лишили. ФИО8 указывает, что вся документация преподавателя у нее в порядке. Составлением плана работы всегда занимались заместители директоров по учебной части. В ходе разговора с членами комиссии, выяснилось, что они не располагали возможностью проверить достоверность поданной ФИО4 информации, так как не имеют достаточных полномочий. Однако ФИО10 как директор обязан был знать о незаконности действий. Кроме того, к истице несколько раз подходили, то члены комиссии, то сам директор подписывать для ознакомления лист начисления баллов, каждый раз с разным количеством, где баллы то добавляли, то убавляли. В ... истица не смогла разобраться с этой ситуацией, поскольку ФИО4 взяла отгулы, а затем ушла в отпуск, в связи с чем выяснение данного вопроса ФИО10 оставил на то время когда все выйдут из отпуска, пообещал выяснить как всё произошло, компенсировать баллы и наказать ФИО4 По разъяснениям ГБУКИ Республиканский учебно-методический центр Минкультуры РБ, преподаватели составляют свой план, опираясь и руководствуясь планом школьных мероприятий составленных завучем, в свою очередь завуч составляет план школьных мероприятий, опираясь на план мероприятий ГБУКИ РУМЦ МК РБ, эта организация составляет свой план, опираясь на план МК РБ, а они в свою очередь опираются на Министерство культуры РФ, то есть ФИО4 обязана была раздать план школьных мероприятий каждому преподавателю для составления индивидуального плана работы. После окончания всех отпусков ... был проведен педсовет, где вопрос с баллами не был разрешен, ФИО10 пояснил, что баллы истице когда-нибудь вернут, наказывать ФИО4 он не будет. Истица указывает, что помимо указанного также были случаи ее унижения. Так ФИО10 дал поручение истице и ещё одному преподавателю убраться в помещении для хранения необходимых для работы атрибутов, драпировок и рабочего материала, это очень пыльное и захламлённое помещение. Истица совместно с другим преподавателем убиралась, таскала мусор, задержалась на работе, однако это поручение не засчитали, ФИО10 не разрешил комиссии ставить баллы, мотивируя это тем, что уборка проводилась в рабочее время, тогда как в должностной инструкции преподавателя уборка помещений не указана. Кроме того, истица указывает следующее. В тарификации у каждого преподавателя прописана учебная нагрузка, которая выражается в академических часах (академический час равен ... минутам), заработная плата начисляется согласно тарификации, но по среднему каждому преподавателю. В начале каникул ФИО10 разъяснил, что на каникулах академический час превращается в астрономический (астрономический час равен ... минутам), то есть каждый час увеличивается на ... минут, хотя по этому поводу по школе не принято ни одного регламентирующего документа. У истицы нагрузка по часам равна ... часам в неделю, которые по указанию директора истица разделила на ... дней, вышло ... часа ... минут, стала работать по этому графику. Примерно через ... недели заметила, что остальные преподаватели, имеющие нагрузку в два раза превышающую нагрузку истицы, уходят с работы по времени вместе с ней, после чего ФИО8 выяснила, что ФИО10 сократил всем рабочий день на половину, объявив, что каждый свою нагрузку делит на половину, это и будет рабочее время каждого. До истицы данную информацию никто не донёс и не ознакомил, как полагает истица, умышленно. Истица считает действия директора ФИО10 оскорбительными, в связи с тем, что они имели демонстративный и унизительный характер, чем истице были причинены моральные страдания, которые вызывали сочувствие других сотрудников, полагает, что ФИО10 умышленно создавал ситуации, выживая ее с работы. В связи с изложенным истица просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 50000 рублей, а также судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей, юридические услуги 25000 рублей.
В ходе рассмотрения настоящего дела истица исковые требования уточнила, указывая, что работодателем не выплачена ей заработная плата в полном объеме, а именно истицу лишили ... баллов, стоимость одного балла равна 320 рублям, в связи с чем истица просит взыскать не выплаченные 1600 рублей имущественного вреда, а также компенсацию морального вреда 50000 рублей, а также судебные расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей, юридические услуги 25000 рублей.
В судебном заседании ФИО8, ее представитель ФИО9 уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просят исковые требования удовлетворить. ФИО8 дополнительно пояснила, что в детской художественной школе она работала ... лет преподавателем, ... лет завучем и ... лет директором. У истицы на иждивении ребенок-инвалид, в связи с чем истица имеет право на ... дополнительных оплачиваемых выходных дня каждый месяц. В этой связи завучу приходилось искать преподавателя на замену истице, что вызывало недовольство, которое в результате ... привело к лишению баллов за то, что на учебный ... истицей не предоставлен школьный план. К дисциплинарной ответственности истица не привлекалась, истица полагает, что критерии начисления баллов ущемляют ее права, поскольку снижением баллов ее фактически привлекли к дисциплинарной ответственности. Также истица полагает, что ее намеренно не проинформировали о сокращении рабочего времени в летний каникулярный период ..., о чем она узнала случайно, заметив, что другие преподаватели, у которых больше учебная нагрузка, уходят с работы наравне с истицей. В связи со сложившейся ситуацией истица была вынуждена уволиться с работы с .... Также пояснила, что с завучем ФИО4 сложилась конфликтная ситуация, полагает, что своими действиями завуч хотела отомстить.
Представитель ответчика директор Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа» г.Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ ФИО10 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что в художественной школе работает с .... Выплаты стимулирующего характера выплачиваются с ..., для чего должна была быть создана комиссия, но комиссия не была создана своевременно. Комиссия по распределению средств работает только ..., до этого распределением средств занималась лично ФИО8 С должности директора ФИО8 пришлось уйти, поскольку возникли вопросы, так в связи с распределением баллов, так и по нагрузке ФИО8, потому что по тарификации она якобы проводила ... часа, по факту у нее должно проводиться ... часов. ФИО4 начала работать завучем в период, когда директором школы была истица, три с половиной года назад произошел какой-то конфликт между завучем и директором, в связи с чем ФИО8 захотела убрать ее из завучей, пыталась провести аттестацию ФИО4 В период, когда директором была ФИО8 она собирала планы с преподавателей точно также. По баллам каждый преподаватель подает свой список, комиссия проверяет правильность и если считает, что есть нарушения у преподавателя, комиссия имеет право снять баллы. Истице действительно было снижено ... баллов по жалобе завуча, как пояснила ФИО4, истица принципиально не сдает план работы с классом, также плохо заполняет журнал. В летний период ... действительно ФИО10 внес предложение сократить рабочее время, поскольку у многих преподавателей накопились переработанные часы, предложение было в устной форме, слышала об этом истица или нет, точно сказать не может. В письменной форме, в общем чате преподавателей данное предложение до состава преподавателей не доводилось. Полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, он, как директор, всегда шел навстречу истице, все дополнительные дни отдыха ей были предоставлены, просит в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Конституционный принцип равенства всех перед законом в области трудовых отношений получил воплощение в ст. 3 ТК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Таким образом, дискриминация представляет собой действие, направленное на ущемление трудовых прав и свобод работника, а также лица, принимаемого на работу.
Вместе с тем не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены ТК РФ или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 3 ТК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации премия включена в структуру заработной платы работника и относится к разряду стимулирующих выплат.
Согласно части 1, 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом частью 2 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет на какую бы то ни было дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (ч. 4 ст. 3 ТК РФ).
В п. 63 Постановления Пленума ВС РФ от ... N 2 разъяснено, что в соответствии с ч. 4 ст. 3 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, о компенсации морального вреда.
Свидетель ФИО5, допрошенная в судебном заседании ..., показала, что она работает преподавателем в детской художественной школе, знает, что ФИО8 лишили ... баллов за не предоставление плана работы преподавателя на год. Свидетель также не предоставляла такой план своей работы, однако ее баллов не лишали. Четкого указания или приказа по составлению планов работы в школе не было, в школе подходила завуч и просила составить тот или иной план, но это не было обязательным требованием. На предыдущий учебный год свидетель также планов не составляла.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании ... показал, что он работает преподавателем в детской художественной школе, пояснил, что по поводу снижения баллов истице ему что-либо не известно, между ФИО8 и ФИО10 была конфликтная ситуация, так как ФИО10 не был доволен руководством ФИО8 ... ФИО10 сказал, что сократит рабочее время в период летних каникул ..., это было объявлено в устной форме, ФИО8 в этот момент не было. Также свидетель показал, что сегодня к нему подходила завуч ФИО4, просила расписаться в протоколе за ..., что вызвало сомнение.
Свидетель ФИО3 в судебном заседании показал, что баллы по показателям эффективности начисляются на заседании комиссии, каждый преподаватель предоставляет свои данные, ответчица своих данных не предоставила. Понижение баллов ФИО8 произвели по заявлению завуча, заявлял ли завуч о снижении баллов в отношении иных преподавателей не помнит. Также свидетель пояснил, что план мероприятий преподаватели составляют к началу учебного года, то есть в ....
Судом отказано в допросе свидетеля ФИО4, поскольку последняя заявила в судебном заседании об имеющихся неприязненных отношений с истицей ФИО8
Материалами дела установлено следующее.
Приказом от ... ФИО8 уволена с должности директора МАУ ДО «Белорецкая художественная школа г. Белорецк» на основании личного заявления по п.3 ст. 77 ТК РФ.
Согласно приказу №... от ... ФИО8 принята на работу преподавателем в МАУ ДО «Белорецкая художественная школа г. Белорецк» с ..., с ФИО8 заключен трудовой договор №... от ....
В соответствии с приказом №... от ... ФИО8 уволена с должности преподавателя МАУ ДО «Белорецкая художественная школа г. Белорецк» по п.3 ст. 77 ТК РФ.
Как усматривается из перечня показателей оценки эффективности деятельности преподавателя ФИО8, в разделе «Понижающие коэффициенты» пунктом 1.3 «наличие неисполненных в срок заданий, поручений или исполненных с нарушением указанных сроков» ФИО8 снижено ... баллов. Данный перечень подписан комиссией в составе: зам.директора ФИО4, члены комиссии ФИО7, ФИО1, председатель комиссии ФИО2
Из объяснительной ФИО4 от ... следует, что ... состоялось заседание комиссии по распределению стимулирующей части заработной платы путем начисления баллов согласно критериям оценки деятельности преподавателей. У ФИО8 было снято ... баллов за систематическое нарушение выполнения поручений по сдаче классного журнала на проверку, не своевременную сдачу ведомости об успеваемости, за плохой контроль за внесением целевых взносов родителями. На обращения реагирует агрессивно, отвечает в грубой форме или игнорирует… План мероприятий не сдали: ФИО8, ФИО6, ФИО5, о том, что не сдали план еще двое, обнаружила позже. ФИО8 в категоричной и грубой форме сказала, что ничего писать не должна и не будет, поэтому баллы были сняты только у ФИО8 Считает, что баллы были сняты справедливо, просит вынести замечание ФИО8 за несоблюдение педагогической этики.
Согласно докладных ФИО4 от ..., ФИО6, ФИО5 не сдали план мероприятий на ... учебный год.
В соответствии с должностной инструкцией преподавателя, утвержденной ..., согласно п.1.4 преподаватель подчиняется директору школы в общеорганизационных вопросах, заместителю директора школы по учебной части в вопросах, касающихся учебной деятельности. Согласно разделу 2 должностной инструкции преподавателя, преподаватель реализует применяемые в школе образовательные программы в соответствии с учебным планом, собственным поурочным планом и расписанием занятий (п.2.3), разрабатывает рабочие программы по своей дисциплине и другие материалы (п.2.24). С должностной инструкцией ФИО8 ознакомлена, о чем свидетельствует ее подпись.
Согласно положению о комиссии по оценке качества и эффективности труда работников МАУ ДО «Детская художественная школа» г. Белорецк, утвержденному ..., для организации и проведения работы по оценке качества и эффективности труда работников данной организации создается комиссия, с целью проведения экспертной оценки труда и анализа информации о показателях деятельности работников учреждения, являющуюся основанием для поощрения их выплатами стимулирующего характера. Комиссия принимает решение о стимулировании труда работников, размерах выплат.
В соответствии с положением об оценке качества, эффективности и материальном стимулировании труда работников МАУ ДО «Детская художественная школа» г. Белорецк, утвержденному ..., установлено, что выплаты стимулирующего характера устанавливаются работникам учреждения в пределах финансовых средств, имеющихся в организации. Размеры выплат стимулирующего характера на каждого сотрудника устанавливаются в зависимости от личного вклада каждого в повышение качества обучения, воспитания, выполненных работ и устанавливаются в процентном отношении к окладам. (1.2, 1.3) Для определения размера стимулирующей выплаты работникам в зависимости от их фактической нагрузки при выполнении трудовой функции устанавливаются критерии оценки эффективности и качества труда работников ДХШ в соответствии с Перечнем показателей оценки эффективности деятельности преподавателей (п.2.1). Стимулирующие выплаты устанавливаются по представлению Комиссии по оценке качества и эффективности труда работников (.2.2). Указанные выплаты могут уменьшаться либо отменяются полностью в соответствии с понижающими коэффициентами и при отсутствии средств в фонде стимулирования (п.2.5). Вопросы снятия или уменьшения размера премии при наступлении обстоятельств, указанных в настоящем положении, также рассматриваются на заседании комиссии (п.2.6). На основании перечня показателей эффективности деятельности каждого преподавателя, директором учреждения издается приказ на премирование по итогам работы (п.2.7).
Из перечня показателей оценки эффективности деятельности преподавателей МАУ ДО «Детская художественная школа» г. Белорецк, следует, что предусмотрены следующие понижающие коэффициенты (вычитаются из общей суммы начисленных стимулирующих надбавок): 1.1. опоздания -7 баллов; нарушение охраны труда и техники безопасности на рабочем месте -5 баллов; наличие неисполненных в срок заданий, поручений или исполненных с нарушением указанных сроков -5 баллов; за неаккуратное оформление учебно-методической документации -3 балла.
Согласно протоколу №... от ... согласовано количество баллов, размер коэффициента эффективности преподавателей ДХШ г. Белорецка и сумму стимулирующих выплат согласно сведениям о количестве набранных баллов, где ФИО8 начислено ... баллов, сумма стимулирующей выплаты составила ... рублей.
Аналогичные сведения содержатся в приложении №... к приказу №... от ... «Оценка эффективности преподавателей МАУ ДО «Детская художественная школа» г. Белорецк, где также указано о начислении ФИО8 ... баллов, сумма стимулирующей выплаты ... рублей. Также указано, что ... балл равен ... рублей.
Таким образом, для установления дискриминации со стороны работодателя в отношении конкретного работника юридически значимыми являются обстоятельства установления какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при осуществлении трудовых (служебных) функций в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Дискриминация проявляется в установлении разных условий по назначению премий, доплат работникам одной категории. Если у работников одинаковые показатели работы, выборочное премирование может свидетельствовать о дискриминации: нарушением ст. 3 ТК РФ является премирование лишь избранных работников при одинаковых показателях труда с другими работниками.
Судом установлено, что заместителем директора Детской художественной школы г. Белорецка ФИО4 был обнаружен факт не составления и не сдачи плана мероприятий преподавателями Детской художественной школы ФИО8, ФИО6, ФИО5, о чем ФИО4 составила докладную на имя директора школы.
По результатам рассмотрения комиссией по оценке качества и эффективности труда работников МАУ ДО «Детская художественная школа» г. Белорецк ... результатов деятельности преподавателей данной школы, ФИО8 применен понижающий коэффициент, и за наличие неисполненных в срок заданий, поручений или исполненных с нарушением указанных сроков, снято ... баллов, что в денежном выражении составило 1425 рублей (... х ... рублей).
При этом, в судебном заседании представителем ответчика не представлено каких-либо локальных нормативных актов, устанавливающих обязанность преподавателей МАУ ДО «Детская художественная школа» г. Белорецк составлять план мероприятий преподавателя, либо графика составления таких планов, с указанием даты, по состоянию на которую необходимо выполнить составление указанного плана мероприятий.
Кроме того, выявив факт аналогичного невыполнения требований заместителя директора по составлению плана мероприятий другими преподавателями, а именно ФИО6, ФИО5, в отношении последних каких-либо мер в виде применения понижающих коэффициентов, и как следствие, снижения стимулирующих выплат, ответчиком применено не было. Данный факт в судебном заседании представителем ответчика не оспаривается.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчиком была проявлена дискриминация в отношении ФИО8, что проявилось в установлении разных условий по назначению премий, доплат работникам одной категории.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истицы материального ущерба в размере 1425 рублей, суммы стимулирующей выплаты, равной ... баллам понижающего коэффициента, полагая, что в отсутствие локального нормативного акта, обязывающего преподавателя составить план мероприятий, в отсутствие графика для представления соответствующие планы к определенному сроку, применение понижающего коэффициента в отношении истицы, при наличии других преподавателей, также не составивших план мероприятий, является проявлением дискриминации, в связи с чем нарушенное право истицы на получении соответствующей выплаты подлежит восстановлению.
Поскольку в судебном заседании судом установлен факт проявления дискриминации работодателем в отношении истицы, право на компенсацию морального вреда подлежит удовлетворению, размер данной компенсации суд определяет в сумме 5000 рублей.
Иные исковые требования ФИО8 в части рабочего времени в летний период, проведения уборки в подсобных помещениях не нашли подтверждения в судебном заседании, в связи с чем данные доводы истицы суд отклоняет как необоснованные.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ... N1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (статья 94 ГПК РФ, статья 106 АПК РФ, статья 106 КАС РФ).
ФИО8 понесены расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 рублей, что подтверждается квитанциями, указанные расходы подлежат компенсации истице в сумме 400 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума от ...№... «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Согласно п.11 указанного Постановления разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Истицей понесены расходы по оплате услуг представителя в размере 25000 рублей, что подтверждается представленной квитанцией №... от .... Учитывая принцип разумности, сложность рассматриваемого дела, объем оказанных представителем услуг, времени, необходимого на подготовку им процессуальных документов, продолжительности рассмотрения дела, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истицы расходы по оплате услуг представителя в размере 12000 рублей.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО8 удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа» г.Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в пользу ФИО8 материальный ущерб в сумме 1425 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 12000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья: А.Р. Вильданова