НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Белгородского областного суда (Белгородская область) от 19.04.2022 № 3А-36/2022

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белгород 19 апреля 2022 г.

Белгородский областной суд в составе

судьи Каюкова Д.В.

с ведением протокола секретарями Колотовской Е.С., Грущенко Е.П.,

с участием административного истца Гоголева А.И., его представителя – Есипова С.В., представителей административного ответчика – Размаитовой О.В., Труновой В.В., заинтересованного лица – Ишкова В.Н., прокурора Коротких В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гоголева А.И. о признании приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 25 ноября 2021 г. №24/4 «О внесении изменений в приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14 декабря 2018 года №33/40» не действующим в части,

установил:

МУП «Губкин Сервис» осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение на территории Губкинского городского округа Белгородской области.

Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее - Комиссия) от 14 декабря 2018 г. №33/40 для МУП «Губкин Сервис» установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2019-2021 гг., тарифы на питьевую воду и водоотведение на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г.

Вследствие издания приказа Комиссии от 25 ноября 2021 г. №24/4 «О внесении изменений в приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14 декабря 2018 года №33/40» размер тарифов для населения (с НДС) составил:

питьевая вода

водоотведение

с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г.

с 1 июля 2019 г. по 30 сентября 2019 г.

с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г.

с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г.

с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г.

с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г.

с 1 июля 2021 г. до даты вступления в силу приказа Комиссии от 25 ноября 2021 г. №24/4

с даты вступления в силу приказа Комиссии от 25 ноября 2021 г. №24/4 по 31 декабря 2021 г.

Приказ от 25 ноября 2021 г. №24/4 официально опубликован 26 ноября 2021 г. и вступил в силу 7 декабря 2021 г.

Дело возбуждено по административному исковому заявлению жителя Губкинского городского округа - Гоголева А.И., поданному в суд 18 февраля 2022 г. и изменённому впоследствии, в котором он, ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, установление тарифов без учёта судебных актов по ранее рассмотренным административным делам 31OS0000-01-2020-000100-83 и 31OS0000-01-2021-000042-79, нарушение его права на оплату коммунальных услуг по законно установленным тарифам, требовал признать приказ Комиссии от 25 ноября 2021 г. №24/4 со дня вступления решения суда в законную силу не действующим в части установления тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение на период с 1 октября 2019 г. по 6 декабря 2021 г.

Также административный истец просил возместить расходы на уплату государственной пошлины за подачу административного искового заявления – 300 руб.

В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали предъявленное требование.

Представители Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (административный ответчик) и МУП «Губкин Сервис» (заинтересованное лицо) просили отказать в удовлетворении административного иска, сослались на законность приказа, отсутствие нарушений прав административного истца.

Представитель Прокуратуры Белгородской области полагал возможным удовлетворить административный иск и возложить на административного ответчика обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему решению по предъявленному требованию.

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее – ЖК Российской Федерации).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду и отведение сточных вод, рассчитываемую по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК Российской Федерации).

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон №416-ФЗ), положения которого применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, оплатой таких услуг, в части, не урегулированной другими федеральными законами (ч. 5 ст. 1 Федерального закона №416-ФЗ).

Холодное водоснабжение и водоотведение относятся к регулируемым видам деятельности. Регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение (п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 7, п. 1 ч. 8 ст. 31 Федерального закона №416-ФЗ).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом №416-ФЗ и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. №406 (далее – Правила регулирования тарифов) (ч. 1 ст. 33 Федерального закона №416-ФЗ).

Методы и способы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, период действия тарифов предусмотрены ст. 32 Федерального закона №416-ФЗ.

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, выбор метода регулирования тарифов отнесены к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.п. 1, 5 ч. 1 ст. 5 Федерального закона №416-ФЗ).

Комиссия до 1 января 2022 г. являлась органом исполнительной власти Белгородской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, стандартизированных ставок) на товары (услуги), устанавливать тарифы на питьевую воду и водоотведение и с этой целью издавать приказы нормативного правового характера, обязательные для исполнения на всей территории Белгородской области (п.п. 1.1, 1.6, 2.1.4.3, 2.1.4.5, 4.4 положения о Комиссии, утверждённое постановлением Правительства Белгородской области от 25 июня 2018 г. №234-пп).

С 1 января 2022 г. таким органом является Управление по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (постановление Правительства Белгородской области от 20 декабря 2021 г. №627-пп).

Приказом Комиссии от 14 декабря 2018 г. №33/40 (в изначальной редакции) для МУП «Водоканал» установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на 2019-2021 гг., определяемые при установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение с использованием метода индексации, тарифы на питьевую воду и водоотведение на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. В частности, размер тарифов для населения (с НДС) составил:

питьевая вода

водоотведение

с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г.

с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г.

с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г.

с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г.

с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г.

с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г.

Приказ от 14 декабря 2018 г. №33/40 вступил в силу 28 декабря 2018 г. В дальнейшем Комиссия неоднократно вносила в него изменения:

приказом от 19 августа 2019 г. №21/2 (вступил в силу с 22 августа 2018 г.) приведенные выше долгосрочные параметры регулирования тарифов и тарифы установлены для МУП «Губкин Сервис» (правопреемник МУП «Водоканал»);

вследствие издания приказа от 19 сентября 2019 г. №24/1 (вступил в силу 30 сентября 2019 г.) размер тарифов для населения (с НДС) составил:

питьевая вода

водоотведение

с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г.

с 1 июля 2019 г. по 30 сентября 2019 г.

с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г.

с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г.

с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г.

с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г.

с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г.

вследствие издания приказа от 16 декабря 2019 г. №32/28 (вступил в силу 27 декабря 2019 г.) размер тарифов для населения (с НДС) составил:

питьевая вода

водоотведение

с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г.

с 1 июля 2019 г. по 30 сентября 2019 г.

с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г.

с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г.

с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г.

с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г.

с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г.

вследствие издания приказа от 18 декабря 2020 г. №26/15 (вступил в силу 1 января 2021 г.) размер тарифов для населения (с НДС) составил:

питьевая вода

водоотведение

с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г.

с 1 июля 2019 г. по 30 сентября 2019 г.

с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г.

с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г.

с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г.

с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г.

с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г.

Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 января 2021 г., оставленным без изменения кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 г. (административное дело 31OS0000-01-2020-000100-83), приказ от 14 декабря 2018 г. №33/40 (в редакциях приказов от 19 сентября 2019 г. №24/1, от 16 декабря 2019 г. №32/28) со дня принятия апелляционного определения признан не действующим в части установления тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение на период с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2021 г.

Решением от 10 июня 2021 г. и дополнительным решением от 17 августа 2021 г. Белгородского областного суда, оставленными без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 ноября 2021 г. (административное дело 31OS0000-01-2021-000042-79), приказ от 14 декабря 2018 г. №33/40 (в редакции приказа от 18 декабря 2020 г. №26/15) со дня вступления решения суда в законную силу признан не действующим в части установления тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение на период с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2021 г. На Комиссию возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом не действующим в части, в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Приказом Комиссии от 25 ноября 2021 г. №24/4, изданным в целях исполнения возложенной на неё судом обязанности, внесены изменения в приказ от 14 декабря 2018 г. №33/40, вследствие которых пересмотрены долгосрочные параметры регулирования тарифов, размер тарифов для населения (с НДС) составил:

питьевая вода

водоотведение

с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г.

с 1 июля 2019 г. по 30 сентября 2019 г.

с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г.

с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г.

с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г.

с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г.

с 1 июля 2021 г. до даты вступления в силу приказа Комиссии от 25 ноября 2021 г. №24/4

с даты вступления в силу приказа Комиссии от 25 ноября 2021 г. №24/4 по 31 декабря 2021 г.

Приказ от 25 ноября 2021 г. №24/4 принят на основании документов, представленных МУП «Губкин Сервис», и экспертных заключений Комиссии, по результатам правомочного заседания коллегии Комиссии (состав утверждён приказом Комиссии от 16 ноября 2021 г. №111), на котором за внесение изменений проголосовало большинство присутствовавших членов коллегии (протокол №24 от 25 ноября 2021 г., вопрос повестки №4), по содержанию соответствует п. 28 Правил регулирования тарифов, подписан председателем Комиссии, официально опубликован 26 ноября 2021 г. в соответствии с законом Белгородской области «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов» на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» (www.zakon.belregion.ru) и вступил в силу 7 декабря 2021 г.

Суд признаёт приказ от 25 ноября 2021 г. №24/4 принятым в пределах полномочий Комиссии с соблюдением предусмотренного порядка, требований к форме и виду нормативного правового акта, правил введения его в действие.

Разрешая вопрос о соответствии этого приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из судебных актов по административным делам 31OS0000-01-2020-000100-83 и 31OS0000-01-2021-000042-79, поскольку они относятся к одному и тому же предмету регулирования и в силу ст.ст. 16, 64, 216 КАС Российской Федерации влияют на выводы суда по настоящему делу.

Из апелляционного определения Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 января 2021 г. и кассационного определения Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 г. по административному делу 31OS0000-01-2020-000100-83 следует, что проекты приказов от 19 сентября 2019 г. №24/1, от 16 декабря 2019 г. №32/28, установивших тарифы для населения (с НДС) на питьевую воду и водоотведение на период с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2021 г., подлежали согласованию с федеральным органом регулирования тарифов в порядке, предусмотренном п.п. 37-47 Правил регулирования тарифов, поскольку размеры тарифов на указанный период превысили предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Губкинском городском округе, подлежавший применению с 1 июля 2019 г. (4%), а увеличение этого индекса (до 19%) не согласовано губернатором Белгородской области в порядке, предусмотренном пп. 47(1)-47(10) Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. №400. Отсутствие согласования повлекло вывод судов об отсутствии правовых оснований для издания приказов от 19 сентября 2019 г. №24/1, от 16 декабря 2019 г. №32/28.

Из решения от 10 июня 2021 г. и дополнительного решения от 17 августа 2021 г. Белгородского областного суда, апелляционного определения Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 ноября 2021 г. по административному делу 31OS0000-01-2021-000042-79 следует, что приказ от 18 декабря 2020 г. №26/15 признан не действующим и не соответствующим ч.ч. 1, 2 ст. 157.1 ЖК Российской Федерации, п.п. 37-47 Правил регулирования тарифов в части установления тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение на период с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2021 г. с учётом судебных актов по административному делу 31OS0000-01-2020-000100-83 и тех обстоятельств, что размеры тарифов на указанный период определены исходя из изначально незаконных их размеров, установленных приказами от 19 сентября 2019 г. №24/1, от 16 декабря 2019 г. №32/28, и вновь, без предусмотренного согласования, превысили предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Губкинском городском округе.

Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (ч. 3 ст. 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее – КАС Российской Федерации).

Как усматривается из приказа от 25 ноября 2021 г. №24/4, тарифы (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение на период с 1 октября 2019 г. по 6 декабря 2021 г. установлены в таких же размерах, как и в приказе от 18 декабря 2020 г. №26/15.

Согласно ч. 1 ст. 157.1 ЖК Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утверждённых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Применение указанных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса (п. 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. №400).

Предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Губкинском городском округе, установленные губернатором Белгородской области, составляли:

с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. – 4% (постановление от 14 декабря 2018 г. №118, с учётом судебных актов по административному делу 31OS0000-01-2020-000100-83);

с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. – 0%, с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. – 6% (постановление от 13 декабря 2019 г. №90);

с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. – 0%, с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. – 6% (постановление от 15 декабря 2020 г. №147).

Приказом Комиссии от 12 декабря 2017 г. №35/2 тарифы (с НДС) для населения Губкинского городского округа на период с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. установлены на питьевую воду в размере 21,30 руб./м3, на водоотведение – 18 руб./м3.

Исходя из приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что размеры тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение на период с 1 октября 2019 г. по 6 декабря 2021 г. вновь установлены приказом от 25 ноября 2021 г. №24/4 с превышением предельных индексов.

Согласно объяснениям представителей административного ответчика и имеющимся в деле доказательствам издание этого приказа не было предварительно согласовано с Федеральной антимонопольной службой в предусмотренном порядке.

В таком случае, учитывая правовое регулирование, применённое судами при рассмотрении упомянутых выше административных дел, суд признаёт приказ от 25 ноября 2021 г. №24/4 в оспоренной части направленным на преодоление ранее принятых судебных актов и не соответствующим нормативным правовым актам о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, имеющим большую юридическую силу.

Доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица об установлении тарифов на указанный период в экономически обоснованных размерах, невозможности изменения этих размеров ввиду отсутствия оснований для пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов и определённой судом даты признания тарифов недействующими (с 11 ноября 2021 г.), соблюдении предельных индексов, предусмотренных ч. 1 ст. 157.1 ЖК Российской Федерации, при установлении платы за все коммунальные услуги в Губкинском городском округе не могут повлечь иного вывода в рамках производства по настоящему делу, учитывая установленные обстоятельства и судебные акты по административным делам 31OS0000-01-2020-000100-83 и 31OS0000-01-2021-000042-79, которые Комиссия должна была учесть при издании приказа от 25 ноября 2021 г. №24/4.

Как следует из объяснений представителей административного ответчика, Комиссия не имела никаких объективных препятствий для согласования проекта приказа с Федеральной антимонопольной службой, несоблюдение этого условия обусловлено толкованием Комиссией норм закона, отличным от выводов судов по упомянутым административным делам.

Следовательно, административный иск подлежит удовлетворению полностью в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС Российской Федерации.

Поскольку приказ от 25 ноября 2021 г. №24/4 применялся и на его основании рассчитывалась плата за питьевую воду и водоотведение (письмо директора МУП «Губкин Сервис» от 13 января 2022 г.), суд признаёт приказ в оспоренной части не действующим со дня вступления решения суда в законную силу (п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Окончание к настоящему времени периода регулирования тарифов, установленных на 2019-2021 гг., не исключает удовлетворения требования административного истца.

Установление Комиссией размеров тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение на период с 1 октября 2019 г. по 6 декабря 2021 г. с превышением предельных индексов без предварительного согласования с Федеральной антимонопольной службой влечёт невозможность использования таких размеров тарифов в расчёте платы за соответствующие коммунальные услуги и, как следствие, не исключает права административного истца предъявить требование о возврате или зачёте переплаты за период до признания судом нормативного правового акта недействующим (п. 1 ст. 424, пп. 3 ст. 1103, ст. 410 ГК Российской Федерации, пп. 2, 6, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. №63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена»).

Оснований для возложения на административного ответчика обязанности принять нормативный правовой акт в порядке ч. 4 ст. 216 КАС Российской Федерации суд не усматривает. Долгосрочный период регулирования тарифов на 2019-2021 гг., установленный приказом от 14 декабря 2018 года №33/40, истёк.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 КАС Российской Федерации (ч. 1 ст. 111 КАС Российской Федерации).

Административный истец уплатил государственную пошлину за подачу административного искового заявления согласно пп. 6 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации – 300 руб. (чек-ордер от 19 февраля 2022 г.). Расходы по её уплате в указанном размере подлежат возмещению административному истцу за счёт административного ответчика.

О возмещении иных судебных расходов не заявлено.

Руководствуясь ст. 215 КАС Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Гоголева А.И. удовлетворить.

Признать приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 25 ноября 2021 г. №24/4 «О внесении изменений в приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14 декабря 2018 года №33/40» со дня вступления решения суда в законную силу не действующим в части установления тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение на период с 1 октября 2019 г. по 6 декабря 2021 г.

Взыскать с Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области в пользу Гоголева А.И. возмещение расходов на уплату государственной пошлины за подачу административного искового заявления – 300 руб.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном источнике, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи через Белгородский областной суд апелляционной жалобы (представления) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.В. Каюков

Мотивированное решение изготовлено 4 мая 2022 г.

Решение04.05.2022