БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белгород 19 апреля 2022 г.
Белгородский областной суд в составе
судьи Каюкова Д.В.
с ведением протокола секретарями Колотовской Е.С., Грущенко Е.П.,
с участием административного истца Гоголева А.И., его представителя – Есипова С.В., представителей административного ответчика – Размаитовой О.В., Труновой В.В., заинтересованного лица – Ишкова В.Н., прокурора Коротких В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гоголева А.И. о признании приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 25 ноября 2021 г. №24/4 «О внесении изменений в приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14 декабря 2018 года №33/40» не действующим в части,
установил:
МУП «Губкин Сервис» осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение на территории Губкинского городского округа Белгородской области.
Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее - Комиссия) от 14 декабря 2018 г. №33/40 для МУП «Губкин Сервис» установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2019-2021 гг., тарифы на питьевую воду и водоотведение на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г.
Вследствие издания приказа Комиссии от 25 ноября 2021 г. №24/4 «О внесении изменений в приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14 декабря 2018 года №33/40» размер тарифов для населения (с НДС) составил:
питьевая вода | водоотведение | |
с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. | ||
с 1 июля 2019 г. по 30 сентября 2019 г. | ||
с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. | ||
с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. | ||
с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. | ||
с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. | ||
с 1 июля 2021 г. до даты вступления в силу приказа Комиссии от 25 ноября 2021 г. №24/4 | ||
с даты вступления в силу приказа Комиссии от 25 ноября 2021 г. №24/4 по 31 декабря 2021 г. |
Приказ от 25 ноября 2021 г. №24/4 официально опубликован 26 ноября 2021 г. и вступил в силу 7 декабря 2021 г.
Дело возбуждено по административному исковому заявлению жителя Губкинского городского округа - Гоголева А.И., поданному в суд 18 февраля 2022 г. и изменённому впоследствии, в котором он, ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, установление тарифов без учёта судебных актов по ранее рассмотренным административным делам 31OS0000-01-2020-000100-83 и 31OS0000-01-2021-000042-79, нарушение его права на оплату коммунальных услуг по законно установленным тарифам, требовал признать приказ Комиссии от 25 ноября 2021 г. №24/4 со дня вступления решения суда в законную силу не действующим в части установления тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение на период с 1 октября 2019 г. по 6 декабря 2021 г.
Также административный истец просил возместить расходы на уплату государственной пошлины за подачу административного искового заявления – 300 руб.
В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали предъявленное требование.
Представители Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (административный ответчик) и МУП «Губкин Сервис» (заинтересованное лицо) просили отказать в удовлетворении административного иска, сослались на законность приказа, отсутствие нарушений прав административного истца.
Представитель Прокуратуры Белгородской области полагал возможным удовлетворить административный иск и возложить на административного ответчика обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему решению по предъявленному требованию.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее – ЖК Российской Федерации).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду и отведение сточных вод, рассчитываемую по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК Российской Федерации).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон №416-ФЗ), положения которого применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, оплатой таких услуг, в части, не урегулированной другими федеральными законами (ч. 5 ст. 1 Федерального закона №416-ФЗ).
Холодное водоснабжение и водоотведение относятся к регулируемым видам деятельности. Регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение (п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 7, п. 1 ч. 8 ст. 31 Федерального закона №416-ФЗ).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом №416-ФЗ и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. №406 (далее – Правила регулирования тарифов) (ч. 1 ст. 33 Федерального закона №416-ФЗ).
Методы и способы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, период действия тарифов предусмотрены ст. 32 Федерального закона №416-ФЗ.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, выбор метода регулирования тарифов отнесены к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.п. 1, 5 ч. 1 ст. 5 Федерального закона №416-ФЗ).
Комиссия до 1 января 2022 г. являлась органом исполнительной власти Белгородской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, стандартизированных ставок) на товары (услуги), устанавливать тарифы на питьевую воду и водоотведение и с этой целью издавать приказы нормативного правового характера, обязательные для исполнения на всей территории Белгородской области (п.п. 1.1, 1.6, 2.1.4.3, 2.1.4.5, 4.4 положения о Комиссии, утверждённое постановлением Правительства Белгородской области от 25 июня 2018 г. №234-пп).
С 1 января 2022 г. таким органом является Управление по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (постановление Правительства Белгородской области от 20 декабря 2021 г. №627-пп).
Приказом Комиссии от 14 декабря 2018 г. №33/40 (в изначальной редакции) для МУП «Водоканал» установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на 2019-2021 гг., определяемые при установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение с использованием метода индексации, тарифы на питьевую воду и водоотведение на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. В частности, размер тарифов для населения (с НДС) составил:
питьевая вода | водоотведение | |
с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. | ||
с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. | ||
с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. | ||
с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. | ||
с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. | ||
с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. |
Приказ от 14 декабря 2018 г. №33/40 вступил в силу 28 декабря 2018 г. В дальнейшем Комиссия неоднократно вносила в него изменения:
приказом от 19 августа 2019 г. №21/2 (вступил в силу с 22 августа 2018 г.) приведенные выше долгосрочные параметры регулирования тарифов и тарифы установлены для МУП «Губкин Сервис» (правопреемник МУП «Водоканал»);
вследствие издания приказа от 19 сентября 2019 г. №24/1 (вступил в силу 30 сентября 2019 г.) размер тарифов для населения (с НДС) составил:
питьевая вода | водоотведение | |
с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. | ||
с 1 июля 2019 г. по 30 сентября 2019 г. | ||
с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. | ||
с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. | ||
с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. | ||
с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. | ||
с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. |
вследствие издания приказа от 16 декабря 2019 г. №32/28 (вступил в силу 27 декабря 2019 г.) размер тарифов для населения (с НДС) составил:
питьевая вода | водоотведение | |
с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. | ||
с 1 июля 2019 г. по 30 сентября 2019 г. | ||
с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. | ||
с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. | ||
с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. | ||
с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. | ||
с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. |
вследствие издания приказа от 18 декабря 2020 г. №26/15 (вступил в силу 1 января 2021 г.) размер тарифов для населения (с НДС) составил:
питьевая вода | водоотведение | |
с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. | ||
с 1 июля 2019 г. по 30 сентября 2019 г. | ||
с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. | ||
с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. | ||
с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. | ||
с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. | ||
с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. |
Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 января 2021 г., оставленным без изменения кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 г. (административное дело 31OS0000-01-2020-000100-83), приказ от 14 декабря 2018 г. №33/40 (в редакциях приказов от 19 сентября 2019 г. №24/1, от 16 декабря 2019 г. №32/28) со дня принятия апелляционного определения признан не действующим в части установления тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение на период с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2021 г.
Решением от 10 июня 2021 г. и дополнительным решением от 17 августа 2021 г. Белгородского областного суда, оставленными без изменения апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 ноября 2021 г. (административное дело 31OS0000-01-2021-000042-79), приказ от 14 декабря 2018 г. №33/40 (в редакции приказа от 18 декабря 2020 г. №26/15) со дня вступления решения суда в законную силу признан не действующим в части установления тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение на период с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2021 г. На Комиссию возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом не действующим в части, в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Приказом Комиссии от 25 ноября 2021 г. №24/4, изданным в целях исполнения возложенной на неё судом обязанности, внесены изменения в приказ от 14 декабря 2018 г. №33/40, вследствие которых пересмотрены долгосрочные параметры регулирования тарифов, размер тарифов для населения (с НДС) составил:
питьевая вода | водоотведение | |
с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. | ||
с 1 июля 2019 г. по 30 сентября 2019 г. | ||
с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. | ||
с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. | ||
с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. | ||
с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. | ||
с 1 июля 2021 г. до даты вступления в силу приказа Комиссии от 25 ноября 2021 г. №24/4 | ||
с даты вступления в силу приказа Комиссии от 25 ноября 2021 г. №24/4 по 31 декабря 2021 г. |
Приказ от 25 ноября 2021 г. №24/4 принят на основании документов, представленных МУП «Губкин Сервис», и экспертных заключений Комиссии, по результатам правомочного заседания коллегии Комиссии (состав утверждён приказом Комиссии от 16 ноября 2021 г. №111), на котором за внесение изменений проголосовало большинство присутствовавших членов коллегии (протокол №24 от 25 ноября 2021 г., вопрос повестки №4), по содержанию соответствует п. 28 Правил регулирования тарифов, подписан председателем Комиссии, официально опубликован 26 ноября 2021 г. в соответствии с законом Белгородской области «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов» на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» (www.zakon.belregion.ru) и вступил в силу 7 декабря 2021 г.
Суд признаёт приказ от 25 ноября 2021 г. №24/4 принятым в пределах полномочий Комиссии с соблюдением предусмотренного порядка, требований к форме и виду нормативного правового акта, правил введения его в действие.
Разрешая вопрос о соответствии этого приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из судебных актов по административным делам 31OS0000-01-2020-000100-83 и 31OS0000-01-2021-000042-79, поскольку они относятся к одному и тому же предмету регулирования и в силу ст.ст. 16, 64, 216 КАС Российской Федерации влияют на выводы суда по настоящему делу.
Из апелляционного определения Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 января 2021 г. и кассационного определения Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25 мая 2021 г. по административному делу 31OS0000-01-2020-000100-83 следует, что проекты приказов от 19 сентября 2019 г. №24/1, от 16 декабря 2019 г. №32/28, установивших тарифы для населения (с НДС) на питьевую воду и водоотведение на период с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2021 г., подлежали согласованию с федеральным органом регулирования тарифов в порядке, предусмотренном п.п. 37-47 Правил регулирования тарифов, поскольку размеры тарифов на указанный период превысили предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Губкинском городском округе, подлежавший применению с 1 июля 2019 г. (4%), а увеличение этого индекса (до 19%) не согласовано губернатором Белгородской области в порядке, предусмотренном пп. 47(1)-47(10) Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. №400. Отсутствие согласования повлекло вывод судов об отсутствии правовых оснований для издания приказов от 19 сентября 2019 г. №24/1, от 16 декабря 2019 г. №32/28.
Из решения от 10 июня 2021 г. и дополнительного решения от 17 августа 2021 г. Белгородского областного суда, апелляционного определения Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 ноября 2021 г. по административному делу 31OS0000-01-2021-000042-79 следует, что приказ от 18 декабря 2020 г. №26/15 признан не действующим и не соответствующим ч.ч. 1, 2 ст. 157.1 ЖК Российской Федерации, п.п. 37-47 Правил регулирования тарифов в части установления тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение на период с 1 октября 2019 г. по 31 декабря 2021 г. с учётом судебных актов по административному делу 31OS0000-01-2020-000100-83 и тех обстоятельств, что размеры тарифов на указанный период определены исходя из изначально незаконных их размеров, установленных приказами от 19 сентября 2019 г. №24/1, от 16 декабря 2019 г. №32/28, и вновь, без предусмотренного согласования, превысили предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Губкинском городском округе.
Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (ч. 3 ст. 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее – КАС Российской Федерации).
Как усматривается из приказа от 25 ноября 2021 г. №24/4, тарифы (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение на период с 1 октября 2019 г. по 6 декабря 2021 г. установлены в таких же размерах, как и в приказе от 18 декабря 2020 г. №26/15.
Согласно ч. 1 ст. 157.1 ЖК Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утверждённых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Применение указанных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса (п. 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. №400).
Предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Губкинском городском округе, установленные губернатором Белгородской области, составляли:
с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. – 4% (постановление от 14 декабря 2018 г. №118, с учётом судебных актов по административному делу 31OS0000-01-2020-000100-83);
с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. – 0%, с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. – 6% (постановление от 13 декабря 2019 г. №90);
с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г. – 0%, с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. – 6% (постановление от 15 декабря 2020 г. №147).
Приказом Комиссии от 12 декабря 2017 г. №35/2 тарифы (с НДС) для населения Губкинского городского округа на период с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. установлены на питьевую воду в размере 21,30 руб./м3, на водоотведение – 18 руб./м3.
Исходя из приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что размеры тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение на период с 1 октября 2019 г. по 6 декабря 2021 г. вновь установлены приказом от 25 ноября 2021 г. №24/4 с превышением предельных индексов.
Согласно объяснениям представителей административного ответчика и имеющимся в деле доказательствам издание этого приказа не было предварительно согласовано с Федеральной антимонопольной службой в предусмотренном порядке.
В таком случае, учитывая правовое регулирование, применённое судами при рассмотрении упомянутых выше административных дел, суд признаёт приказ от 25 ноября 2021 г. №24/4 в оспоренной части направленным на преодоление ранее принятых судебных актов и не соответствующим нормативным правовым актам о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, имеющим большую юридическую силу.
Доводы представителей административного ответчика и заинтересованного лица об установлении тарифов на указанный период в экономически обоснованных размерах, невозможности изменения этих размеров ввиду отсутствия оснований для пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов и определённой судом даты признания тарифов недействующими (с 11 ноября 2021 г.), соблюдении предельных индексов, предусмотренных ч. 1 ст. 157.1 ЖК Российской Федерации, при установлении платы за все коммунальные услуги в Губкинском городском округе не могут повлечь иного вывода в рамках производства по настоящему делу, учитывая установленные обстоятельства и судебные акты по административным делам 31OS0000-01-2020-000100-83 и 31OS0000-01-2021-000042-79, которые Комиссия должна была учесть при издании приказа от 25 ноября 2021 г. №24/4.
Как следует из объяснений представителей административного ответчика, Комиссия не имела никаких объективных препятствий для согласования проекта приказа с Федеральной антимонопольной службой, несоблюдение этого условия обусловлено толкованием Комиссией норм закона, отличным от выводов судов по упомянутым административным делам.
Следовательно, административный иск подлежит удовлетворению полностью в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС Российской Федерации.
Поскольку приказ от 25 ноября 2021 г. №24/4 применялся и на его основании рассчитывалась плата за питьевую воду и водоотведение (письмо директора МУП «Губкин Сервис» от 13 января 2022 г.), суд признаёт приказ в оспоренной части не действующим со дня вступления решения суда в законную силу (п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).
Окончание к настоящему времени периода регулирования тарифов, установленных на 2019-2021 гг., не исключает удовлетворения требования административного истца.
Установление Комиссией размеров тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение на период с 1 октября 2019 г. по 6 декабря 2021 г. с превышением предельных индексов без предварительного согласования с Федеральной антимонопольной службой влечёт невозможность использования таких размеров тарифов в расчёте платы за соответствующие коммунальные услуги и, как следствие, не исключает права административного истца предъявить требование о возврате или зачёте переплаты за период до признания судом нормативного правового акта недействующим (п. 1 ст. 424, пп. 3 ст. 1103, ст. 410 ГК Российской Федерации, пп. 2, 6, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. №63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена»).
Оснований для возложения на административного ответчика обязанности принять нормативный правовой акт в порядке ч. 4 ст. 216 КАС Российской Федерации суд не усматривает. Долгосрочный период регулирования тарифов на 2019-2021 гг., установленный приказом от 14 декабря 2018 года №33/40, истёк.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 КАС Российской Федерации (ч. 1 ст. 111 КАС Российской Федерации).
Административный истец уплатил государственную пошлину за подачу административного искового заявления согласно пп. 6 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации – 300 руб. (чек-ордер от 19 февраля 2022 г.). Расходы по её уплате в указанном размере подлежат возмещению административному истцу за счёт административного ответчика.
О возмещении иных судебных расходов не заявлено.
Руководствуясь ст. 215 КАС Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Гоголева А.И. удовлетворить.
Признать приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 25 ноября 2021 г. №24/4 «О внесении изменений в приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14 декабря 2018 года №33/40» со дня вступления решения суда в законную силу не действующим в части установления тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение на период с 1 октября 2019 г. по 6 декабря 2021 г.
Взыскать с Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области в пользу Гоголева А.И. возмещение расходов на уплату государственной пошлины за подачу административного искового заявления – 300 руб.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном источнике, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи через Белгородский областной суд апелляционной жалобы (представления) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Д.В. Каюков
Мотивированное решение изготовлено 4 мая 2022 г.
Решение04.05.2022