Гражданское дело № 2-1079/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2017 года с. Баргузин
Баргузинский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Ласкиной М.М. при секретаре Тогочиеве Б.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Командующий войсками Восточного военного округа-руководитель Федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» к бывшему военнослужащему войсковой части №<данные изъяты>Иванов Е.А. о взыскании излишне выплаченных денежных средств
У С Т А Н О В И Л:
Командующий войсками Восточного военного округа-руководитель Федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» обратилось в суд с иском к бывшему военнослужащему войсковой части №<данные изъяты> запаса Иванову Е.А. о взыскании излишне выплаченных денежных средств. В обоснование иска указано, что в соответствии с указаниями Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №, протокола совещания, утвержденного ДД.ММ.ГГГГг. заместителем Министра обороны Российской Федерации Т.В.Шевцовой и указаниями командующего войсками Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ№ проводится работа по возмещению переплат и неположенных выплат денежного довольствия.
Согласно аналитической справки ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ЕРЦ МО РФ) сержанту запаса Иванову Е.А. произведена переплата денежного довольствия на общую сумму 129896,12 руб.
Приказом командующего 35 общевойсковой армией по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ№<данные изъяты> Иванов Е.А. уволен в запас.
Приказом командующего 35 Общевойсковой Армии от ДД.ММ.ГГГГ№<данные изъяты> Иванов Е.А. исключен из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ
<данные изъяты> запаса Иванов Е.А. на воинский учет в военный комиссариат Республики Бурятия по <адрес>.
Из расчетного листа следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> Иванову Е.А., через Единый расчетный центр Министерства обороны России необоснованно выплачены денежные средства на общую сумму 129896,12 руб. (Справка-расчет по неположенным выплатам).
Произведенная выплата подтверждается расчетными листами за указанный период и принт-скринами СПО «Алушта». ЕРЦ МО РФ осуществляет свою деятельность на основании Положения о ЕРЦ МО РФ и Временного порядка взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту Временный порядок). В соответствии с п.2 Временного порядка, границами, ответственности ЕРЦ МО РФ являются: выполнение централизованного своевременного расчета денежного довольствия и заработной платы; администрирование базы данных, обеспечивающей централизацию расчетов денежного довольствия и заработной платы (за исключением обеспечения достоверности информации, поступающей из органов военного управления). Внесение в базу данных в полном объеме изданных приказов, а также сведений по офицерам и военнослужащим, проходящим службу по контракту, по призыву возложены на военные управления в соответствии с границами ответственности. Внесение сведений в СПО «Алушта» и обмен данных происходит в электронном формате с использованием существующих каналов связи (системы передачи данных МО РФ:каналов межвидовой системы обмена электронной корреспонденции; автоматизированной информационной системы электронного документооборота МО РФ) на основании подлинных документов. Приказы в ЕРЦ МО РФ не поступают, в связи с чем, учреждение не может достоверно знать об изменении условий и обстоятельств прохождения военнослужащим военной службы, влияющих на состав его денежного довольствия. Следовательно, сотрудники ЕРЦ МО РФ, производя начисления денежного довольствия военнослужащим по информации, уже имеющейся в СПО «Алушта», не могут обладать информацией о произведенных в нарушении законодательства выплатах. Ввиду того, что ЕРЦ МО РФ обеспечивает денежным довольствием более 80 % военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, расчет денежного довольствия производится в автоматическом режиме с использованием СПО «Алушта», своевременная проверка начислений произведенных финансовых операций в ручном режиме не возможна.
Излишне выплаченные денежные средства подлежат возврату в государственный бюджет. По решению Министра обороны Российской Федерации денежное довольствие может выплачиваться через ЕРЦ МО РФ или иные финансово-экономические органы (абзац 5 пункта 2 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Порядок). В соответствии с Уставом ЕРЦ МО РФ осуществляет своевременное начисление и обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами.
Поскольку факта недобросовестности со стороны ответчика, получавшего указанные выплаты, не установлено, следовательно, взыскание с ответчика излишне выплаченного денежного довольствия возможно лишь при наличии счетной ошибки при его начислении.
Учитывая, что начисление денежных средств производится в автоматическом режиме, то под счетной ошибкой, следует понимать не только ошибки, допущенные в арифметических действиях, но и связанные с неправильным начислением денежного довольствия или иных выплат, произведенных в результате недостоверной или неполной информации, внесенной в СПО «Алушта».
В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 года № 5-П не должен нарушаться справедливый баланс между правом военнослужащего на получение денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу и правомерными интересами общества и государства, в соответствии с которыми подлежит признанию и защите имущество, находящееся в федеральной собственности, в том числе денежные средства, выплаченные военнослужащему в большем, чем следовало размере.
Военнослужащий не приобретает права собственности на денежные средства, полученные сверх установленного законом размера денежного довольствия и обязан добровольно возвратить приобретенные вопреки требованиям закона имущество, что не влечет нарушение права военнослужащего на получение причитающегося по закону денежного содержания.
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статьи 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения, заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
По смыслу приведенной нормы права заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, алименты и иные денежные суммы, представленные гражданину в качестве средства к существованию, подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, если оно явилось следствием недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества. В связи с этим, защита интересов Российской Федерации включает в себя также вопросы сохранности федеральной собственности, в том числе и сумму излишне начисленного денежного довольствия.
Вместе с тем, в настоящее время сложилась положительная судебная практика по взысканию излишне выплаченных денежных средств с граждан, уволенных с военной службы. Так, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, с ФИО5 взыскано 526 735 рублей 57 копеек, решением Партизанского районного суда Приморского края по делу № от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО6 взыскано 710 410, 50 руб., решением Читинского районного суда Забайкальского края по делу № от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО7 взыскано 2 133 936,0 руб.
На основании п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ Министерство обороны Российской Федерации, а равно и командующий войсками Восточного военного округа как должностное лицо, действующее в интересах государственного органа, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Таким образом просит взыскать с Иванова Е.А. неосновательное обогащение в размере 129896, 12 руб. в пользу бюджета Российской Федерации через лицевой счет Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» открытый в управлении федерального казначейства для финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, а также судебные расходы по уплате госпошлины в доход местного бюджета.
В судебное заседание представители истца Командующий войсками Восточного военного округа-руководитель Федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Маковецкий Е.В., Мирошникова С.Б., Лебедев С.Г., действующие на основании доверенности, не явились, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия. Порядок исследования доказательств оставляет на усмотрение суда. Доводы, изложенные в исковом заявлении, поддерживают и настаивают на удовлетворении.
Ответчик Иванов Е.А. и его представитель по устной доверенности Гессе В.П. в судебном заседании исковые требования не признали в полном объеме, поддержали письменные отзывы, пояснив, что выплата носила систематический характер с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ., что никак не говорит о счетной ошибки. Доказательств о том, что ответчик действовал недобросовестно не представлено, а также не понятно из каких начислений возникла переплата. Просил суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица руководителя федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
На основании ч.ч.3, 5ст. 167 ГПК РФсудом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие истца и заинтересованного лица.
Выслушав пояснения ответчика, его представителя, исследовав письменные материалы дела и оценив по правилам ст.67 ГПК РФ доказательства, предоставленные сторонами, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.55 ГПК РФдоказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст.195 ГПК РФрешение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст.67 ГПК РФсуд оценивает доказательства, по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон №76-ФЗ) определены права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих. Так, в соответствии со ст. 10 Закона №76-ФЗ право на труд военнослужащие реализуют путем прохождения ими военной службы.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон №53-ФЗ), военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами, в частности, в Вооруженных силах РФ. Согласно ч.3 ст.2 данного закона, граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
Исходя их положений ч.2 ст.2 Закона №76-ФЗ граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 37 Закона №53-ФЗ.
Согласно ст. 12 Закона №76-ФЗ военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», определяет статус военнослужащего, правовыми основами которого в силу п. 1 ст. 4 названного закона являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О статусе военнослужащих», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Следовательно, в силу прямого указания в законе при разрешении спорных правоотношений, связанных со статусом военнослужащего, применению подлежит как специальное, так и гражданское законодательство.
Обеспечение военнослужащих денежным довольствием на основании ст. 12 Закона №76-ФЗ производится в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами других федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 года № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» был утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно которому выплата денежного довольствия военнослужащим с 1 января 2012 г. осуществляется федеральным казенным учреждением «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» с использованием специализированного программного обеспечения.
В соответствии с п. 1, 2 и 28 ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее Закон №306-ФЗ) денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным источником их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.
Аналогичная норма содержится и в п. 152 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30.12.2011 г. № 2700.
В соответствии со статьей 28 Закона №306-ФЗ в период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в распоряжении командира (начальника), ему выплачивается оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет.
Согласно пункту 82 Порядка обеспечения денежным довольствием премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей не выплачивается военнослужащим в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям.
Исходя из анализа вышеизложенных норм права, следует, что право на получение денежного довольствия имеют только военнослужащие за исполнение обязанностей по службе.
Ограничение прав военнослужащих на материальное обеспечение предусмотрено только Гражданским кодексом Российской Федерации и только при соблюдении указанных в этом Кодексе условий.
Согласно ч. 1ст. 1102 ГК РФлицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из положений ч. 2ст. 1102 ГК РФследует, что правила, предусмотренные главой 11, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
При этом в соответствии с п. 3 ч. 1ст. 1109 ГК РФне подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Аналогичные положения содержатся в ч. 4ст. 137 Трудового кодекса Российской Федерациии в п. 6 Порядка обеспечения денежным довольствием, согласно которому денежное довольствие, выплаченное в порядке и размерах, действовавших на день выплаты, возврату не подлежит, если право на него полностью или частично военнослужащими впоследствии утрачено, кроме случаев возврата излишне выплаченных сумм вследствие счетных ошибок.
Как следует из материалов дела согласно выписки из приказа командующего <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ параграф 1 в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлен с ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> Иванову Е.А., №, <данные изъяты> следующие выплаты: оклад по воинской должности, соответствующий 5 тарифному разряду; ежемесячную надбавку за выслугу лет-0% к окладу денежного содержания (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет для выплаты надбавки- 01 год 05 месяцев 23 дня); ежемесячную надбавку за классную квалификацию -0% к окладу по воинской должности; ежемесячную надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну – в размере 0%; ежемесячную надбавку за особые условия военной службы- в размере 40% к окладу по воинской должности (20% за экипаж штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном шасси; 20% за руководство подразделением); районный коэффициент -1,2 к денежному довольствию (за военную службу в высокогорных районах, <адрес>; процентную надбавку за выслугу лет в отдаленной местности (за стаж 01год 05 месяцев 01 день)-10% к денежному довольствию.
Согласно выписке из приказа командующего <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГг. № параграф 1 в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе и статьей 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №, уволить с военной службы в запас: по истечении срока контракта о прохождении военной службы (подпункт «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона) <данные изъяты>Иванова Е.А. , ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Контракт о прохождении военной службы в ВС РФ сроком на 3 года по ДД.ММ.ГГГГ Подлежит направлению на воинский учет в отдел военного комиссариата Республики Бурятия по <адрес> (муниципальный). Основание: представление <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из приказа командующего <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГг. №<данные изъяты>Иванова Е.А. , №, <данные изъяты>, уволенного с военной службы приказом <данные изъяты> общевойсковой армией по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ. № с зачислением в запас, по истечению срока контракта ((подпункт «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона), с ДД.ММ.ГГГГ. полагать сдавшим дела и должность, основной отпуск за ДД.ММ.ГГГГ, пропорционально прослуженному времени в количестве 18 суток, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. использовал, с ДД.ММ.ГГГГ. исключить из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения и направить для постановки на воинский учет военный комиссариат <адрес> (муниципальный).
В соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» выплатить единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере 2 окладов денежного содержания (7 тарифный разряд).
Общая продолжительность военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении для выплаты единовременного пособия при увольнении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. составляет 04 года 07 мес.18дней.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ 2001г. № выдать:
справку о неиспользовании воинских перевозочных документов ф-1 для проезда военнослужащего и членов семьи к месту постановки на воинский учет;
справку о неиспользовании воинских перевозочных документов ф-2 для перевозки личного имущества к месту дальнейшего прохождения военной службы.
Денежный аттестат направить в военный комиссариат <адрес> (муниципальный).
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ прекратить льготное исчисление выслуги лет на пенсию, из расчета один месяц службы за полтора с ДД.ММ.ГГГГ. Основание: <данные изъяты> по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ. №, рапорт военнослужащего о сдаче дел и должности.
Согласно представленной справки - расчета по неположенным выплатам Иванову Е.А. №) подписанный представителем командующего войсками Восточного военного округа по доверенности Маковецким Е.В. от ДД.ММ.ГГГГг. следует, что Иванову Е.А. производились начисления к заработной плате за особые условия службы (контракт) и районная надбавка (В). Расчет сделан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. всего на сумму 129896,12 руб.
При совокупности имеющихся в деле доказательств, судом критически оценивается приложенная Истцом к исковому заявлению справка-расчет по неположенным выплатам ответчика, так как содержащиеся в ней сведения противоречат собранным по делу доказательствам, а также не отражают конкретного указания выплат, по которым образовалась переплата.
Иных доказательств, подтверждающих выплату денежных средств, чем было положено ответчику по закону, а также отсутствие правовых оснований на их получение, Истцом не представлено.
Также истец ссылается, что поскольку факта недобросовестности со стороны ответчика, получавшего указанные выплаты, не установлено, следовательно, взыскание с ответчика излишне выплаченного денежного довольствия возможно лишь при наличии счетной ошибки при его начислении.Учитывая, что начисление денежных средств производится в автоматическом режиме, то под счетной ошибкой, следует понимать не только ошибки, допущенные в арифметических действиях, но и связанные с неправильным начислением денежного довольствия или иных выплат, произведенных в результате недостоверной или неполной информации, внесенной в СПО «Алушта».
Внесение сведений в СПО «Алушта» и обмен данных происходит в электронном формате с использованием существующих каналов связи (системы передачи данных МО рф: каналов межвидовой системы обмена электронной корреспонденции; автоматизированной информационной системы электронного документооборота МО РФ) на основании подлинных документов. Приказы в ЕРЦ МО РФ не поступают, в связи с чем, учреждение не может достоверно знать об изменении условий и обстоятельств прохождения военнослужащим военной службы, влияющих на состав его денежного довольствия. Следовательно, сотрудники ЕРЦ МО РФ, производя начисления денежного довольствия военнослужащим по информации, уже имеющейся в СПО «Алушта», не могут обладать информацией о произведенных в нарушении законодательства выплатах.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 года № 5-П не должен нарушаться справедливый баланс между правом военнослужащего на получение денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу и правомерными интересами общества и государства, в соответствии с которыми подлежит признанию и защите имущество, находящееся в федеральной собственности, в том числе денежные средства, выплаченные военнослужащему в большем, чем следовало размере.
Военнослужащий не приобретает права собственности на денежные средства, полученные сверх установленного законом размера денежного довольствия и обязан добровольно возвратить приобретенные вопреки требованиям закона имущество, что не влечет нарушение права военнослужащего на получение причитающегося по закону денежного содержания.
Ссылка Истца на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 10.04.2001г. № – П не может быть принята судом во внимание, в связи с тем, что данное постановление указывает на право военнослужащего на денежное довольствие, которое является вознаграждением за исполнение обязанностей военной службы, - как относящееся по своей природе к имущественным правам и одновременно являющееся специфической формой вознаграждения за труд - подлежит признанию и защите, включая судебную защиту, со стороны государства без какой-либо дискриминации и, подлежит применению при рассмотрении дел о привлечении военнослужащих к материальной ответственности.
В соответствии с п.6 Порядка, денежное довольствие, выплаченное в порядке и размерах, действовавших на день выплаты, возврату не подлежит, если право на него полностью или частично военнослужащими впоследствии утрачено, кроме случаев возврата излишне выплаченных сумм вследствие счетных ошибок. Иных оснований к взысканию с военнослужащего излишне выплаченных денежных сумм специальное законодательство не содержит.
Аналогичные нормы содержаться и в ст.1109 ГК РФ, согласно которой не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, представленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Приведенные нормы права содержат исчерпывающий перечень оснований для взыскания с военнослужащего излишне выплаченных денежных сумм.
Счетной следует считать ошибку, допущенную в арифметических действиях (действиях, связанных с подсчетом), в то время как технические ошибки, в том числе технические ошибки, совершенные по вине истца, а также в результате действий иных лиц, связанных с передачей истцу соответствующей информации, счетными не являются.
В силу ч.1, ч.3 ст.10ГК ПФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.56 ГПК РФкаждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Поскольку нарушение расчета денежного довольствия по причине несвоевременного или неправильного внесения кадровыми органами сведений в СПО «Алушта» счетной ошибкой не является, доказательств виновных и недобросовестных действий ответчика, направленных на получение излишних выплат от истца не представлено, выплаченная сумма является окончательным расчетом при увольнении с военной службы, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Командующий войсками Восточного военного округа-руководитель Федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» к бывшему военнослужащему войсковой части №<данные изъяты>Иванов Е.А. о взыскании излишне выплаченных денежных средств не имеется.
Суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для возложения на ответчика обязанности по возврату перечисленных ему истцом денежных средств, поскольку эти денежные средства были перечислены в качестве средств к существованию, при этом счетной ошибки со стороны истца допущено не было, виновных и недобросовестных действий со стороны Иванова Е.А. не установлено.
В связи с чем, подлежат применению положения п. 3 ст.1109 ГК РФ, согласно которой не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В порядке п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные НК РФ. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, госпошлина не подлежит взысканию с Командующий войсками Восточного военного округа-руководитель Федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Командующего войсками Восточного военного округа-руководителя Федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» к бывшему военнослужащему войсковой части №<данные изъяты>Иванов Е.А. о взыскании излишне выплаченных денежных средств – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Баргузинский районный суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья: М.М. Ласкина