НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Балашихинского городского суда (Московская область) от 15.08.2019 № 2А-3932/19

Дело № 2а-3932/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2019 года

Балашихинский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Двухжиловой Т.К.,

при секретаре Митрохиной А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск ФИО1 к УМВД России по Курганской области, МУ МВД России «Балашихинское» о признании незаконными заключения служебной проверки, признании незаконным действия по изъятию паспорта,

у с т а н о в и л:

Административный истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратился в суд с иском к административным ответчикам, в котором просит признать незаконными заключение УВМ УМВД России по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ по признанию ФИО1 не состоящим в гражданстве Российской Федерации, обязании исключить паспорт серии <данные изъяты>, выданного ТП УФМС России по Курганской области Шатровского района из реестра недействительных, а также признания незаконными действия МУ МВД России «Балашихинское» по изъятию у ФИО1 паспорта гражданина Российской Федерации и обязании оформить новый паспорт гражданина РФ (в случае уничтожения изъятого).

В своем исковом заявлении ФИО1 указывает, что он родился ДД.ММ.ГГГГ г. в г. <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о рождении серии I-ТЖ <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ г., городским отделом ЗАГС города Ургенч.

Мать: ФИО2, урожденная ФИО3, русская, ДД.ММ.ГГГГ.р., уроженка г. <данные изъяты>

В ДД.ММ.ГГГГ году в г<данные изъяты> в посольстве Российской Федерации ФИО1 подал документы на приобретение гражданства РФ в соответствии с п. «а» ст. 18 действовавшего Закона о гражданстве РФ, так как в России жила его бабушка, мать его отца – ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, уроженка с. Камышевка, Шатровского района Курганской области. В ДД.ММ.ГГГГ года в посольстве Российской Федерации в Республике Узбекистан ФИО1 получил справку, подтверждающую приобретение гражданства РФ, снялся с регистрации в Ургенче и приехал в село <адрес>, где ему был оформлен паспорт серии <данные изъяты>. Зарегистрировался по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в Россию приехали его родители. Мать приобрела гражданство в ДД.ММ.ГГГГ в результате замены паспорт (числится как «заменен на новый») он получил новый общегражданский паспорт серии <данные изъяты> в ТП УФМС России по <данные изъяты> («выдан с нарушением»), а затем и загранпаспорт серии <данные изъяты><данные изъяты>, выдан <данные изъяты>

Считает, что у него были основания для приобретения гражданства в упрощенном порядке по п. «а» ст. 18 Закона о гражданстве в РФ от 1991 г. – в порядке регистрации (и в общем порядке). И не было никаких препятствий, исключающих прием в гражданство РФ.

Считает незаконным изъятия у него паспорта и последующее предложение провести процедуру установления личности и приобретения гражданства.

Считает, что даже при наличии условий, указанных в ст. 22 Закона о гражданства, ему в соответствии с п. 42 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, вместо паспорта гражданина РФ ему должен быть оформлен вид на жительство, поскольку он прибыл на территорию РФ на постоянное проживание до 1 июня 2002 г, был зарегистрирован в 2000 г. по месту жительства, поэтому считает, что имеет вид на жительство в РФ.

В судебном заседании административный истец ФИО1 не явился.

Представители административных ответчиков –УВМ УМВД России по Курганской области в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв на административный иск.

Представитель МУ МВД России «Балашихинское» в судебное заседание явился, против иска возражал, иск не признал, просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме, представил письменные возражения на административный иск.

Прибывший представитель стороны административного ответчика пояснил, что согласно полученного письма КД МИД РФ от <данные изъяты> ФИО1 по учетам КД МИД РФ и соответствующих дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации не значится. Согласно проведенной проверки по вопросу выдачи паспорта РФ ФИО1 установлено, что с заявлением о приеме его в гражданство РФ в посольство РФ в Республике Узбекистан истец не обращался, справка о том, что он признан гражданином РФ ему не выдавалась, а паспорт РФ, полученный им в г. в <адрес> был выдан с нарушением установленного порядка. Также административный ответчик пояснил, что согласно Форме №1П ФИО1 в 2000 г. был документирован паспортом гражданина РФ на основании справки консульского отдела посольства Российской Федерации в Республике Узбекистане от <данные изъяты> (которая в ходе проверки не нашла своего подтверждения, и в которой не указано ни даты ни номера принятого в отношении ФИО1 решения) и национального паспорта гражданина Республики Узбекистан серии <данные изъяты>, что уже является нарушением, т.к. ФИО1 необходимо было представить справку, подтверждающую выход его из гражданства Республики Узбекистан.

Выслушав представителя МУ МВД России «Балашихинское», исследовав письменные материалы дела, доводы административного искового заявления, письменный отзыв на административный иск УМВД России по Курганской области, возражения МУ МВД России «Балашихинское» суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействия) квалифицированной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решений, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены в Федеральном законе от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по осуществлению функции по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. № 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее – Положение), устанавливающее порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам.

В соответствии с пунктами 50, 51 Положения при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, либо по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации (пункт 52 Положения).

Аналогичные положения содержит пункт 15 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от <данные изъяты>

На основании п.7 постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца паспорта и описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации», паспорт, выданный в нарушение установленного порядка, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.

Из анализа приведенных правовых норм о гражданстве РФ и о паспорте гражданина РФ, выдаче лицу паспорта гражданина РФ должно предшествовать принятие соответствующего решения полномочного органа по вопросу приобретения гражданства. В случае, если паспорт будет признан необоснованным выданным такой паспорт должен быть изъят.

На момент документирования ФИО1 паспортом гражданина РФ серии <данные изъяты>, условия и порядок приобретения гражданства Российской Федерации регламентировались Законом РСФСР от <данные изъяты> «О гражданстве РСФСР» (далее- Закон РСФС о гражданстве).

Согласно статье 12 Закона РСФСР о гражданстве гражданство РСФСР (гражданство Российской Федерации после распада СССР) приобреталось:

а) в результате его признания;

б) по рождению;

в) в порядке его регистрации;

г) в результате приема в гражданство;

д) в результате в восстановлении в гражданстве РСФСР;

е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РСФСР;

ж) по иным обстоятельствам, предусмотренным настоящим Законом.

При этом в силу статьи 13 Закона РСФСР о гражданстве гражданами РСФСР признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу настоящего Закона (на ДД.ММ.ГГГГ года), если в течении одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР.

Предметом спора не является факт проживания, т.к. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 на территории РСФСР (Российской Федерации) не проживал, а проживал в <данные изъяты>. Был документирован свидетельством о рождении, а после распада <данные изъяты> году был документирован национальным паспортом гражданина Республики <данные изъяты> серии СК <данные изъяты>, т.е. после распада СССР по собственному свободному волеизъявлению приобрел гражданство иностранного государства.

Следовательно, согласно Определения Верховного суда Российской Федерации по гражданскому делу <данные изъяты> следует, что в соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-I «О гражданстве РСФСР» гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления вышеуказанного Закона РСФСР о гражданстве в силу, если в течение одного года после этого дня граждане не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Таким образом, фактическое положение всех лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., не имеющих принадлежности к гражданству других государств, юридически влекло признание их гражданства Российской Федерацией. Обстоятельством, исключающим такое признание являлось наличие гражданства другого государства.

Обращаясь за судебной защитой административный истец ссылается на то обстоятельство, что гражданство РФ приобрел в посольстве РФ в Республике Узбекистан в ДД.ММ.ГГГГ году, где ему была выдана соответствующая справка. Таким образом, ФИО1 считает, что приобрел гражданство по пункту «а» статьи 18 Закона РСФСР о гражданстве.

Приобретение гражданства в порядке регистрации или в порядке его признания требовало подачи соответствующего заявления с приложениями ряда документов, по которому должно быть принято решение полномочным государственным органом (статьи 35, 37, 38 Закона РСФСР о гражданстве). Только с момента принятия такого решения лицо считалось приобретшим российское гражданство.

Согласно представленного заключения УВМ УМВД России по Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации и обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации гражданину ФИО1 установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец гор. <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года был документирован паспортом гражданина РФ серии <данные изъяты> в связи с приобретением гражданства РФ на основании национального паспорта гражданина Республики Узбекистан серии <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> и справки Консульского отдела Посольства Российской Федерации в <данные изъяты> от <данные изъяты> о приобретении гражданства РФ на основании п. «а» ст. 18 Закона РСФСР о гражданстве (в которой не указано ни даты ни номера принятого в отношении ФИО1 решения).

ДД.ММ.ГГГГ г. ТП УФМС России по Курганской области в Шатровском районе, на основании предыдущего паспорта в связи с его порчей ФИО1 был документирован паспортом РФ серии <данные изъяты>.

Основанием для проведения проверки обоснованности документирования ФИО1 паспортом гражданина РФ явился полученный запрос УВМ УМВД России по Курганской области из отдела рассмотрения вопросов гражданства УВМ ГУ МВД России по г. Москве.

Так, проведенной проверкой было установлено, что по имеющимся учетам УВМ УМВД России по Курганской области, ФИО1 приобретшим гражданство Российской Федерации либо вышедшим из него в установленном порядке не значится, заявление о приеме гражданства Российской Федерации от ФИО1 не поступало, решение в отношении ФИО1 не принималось.

Согласно запроса УВМ УМВД России по Курганской области от <данные изъяты> и полученного на запрос письма КД МИД РФ от <данные изъяты> ФИО1 по учетам КД МИД РФ и соответствующих дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации не значится в числе лиц, оформивших приобретших гражданство Российской Федерации либо выход из российского гражданства в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации.

Таким образом, суд, исследовав все доказательства по делу, изучив доводы сторон по делу, приходит к выводу о том, что первым паспортом РФ в ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1 был документирован в нарушение установленного порядка, на момент документирования паспортом РФ в 2000 году подлинность справки о гражданстве и его приобретение гражданства Российской Федерации не проверялась.

Кроме того, в справке № 16 от 23.08.2000 г. не указана дата и номер решения, принятого в отношении ФИО1

На момент документирования паспортом РФ ФИО1 являлся гражданином иностранного государства, о чем свидетельствует запись, сделанная в Форме № 1П о имеющимся у него паспорте гражданина <данные изъяты> серии <данные изъяты>. Справка о выходе из гражданства Республики Узбекистан им представлена не была.

По изложенным основаниям суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к УМВД России по <данные изъяты>, МУ МВД России «Балашихинское» о признании незаконным заключения служебной проверки, признании незаконным действия по изъятию паспорта отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.К.Двухжилова

Решение изготовлено в окончательной форме 22.08.2019г.

Судья Т.К.Двухжилова