Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 марта 2020 г. с.Бабаюрт
Бабаюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джалаева З.М., при секретаре Аджимавове Н.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-53/2020 по исковому заявлению прокурора Бабаюртовского района РД в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Абдуллаеву ФИО8 о запрете эксплуатации АГЗС до получения лицензии,
у с т а н о в и л:
Прокурор Бабаюртовского района РД в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Абдуллаеву И.М. о запрете эксплуатации автогазозаправочной станции «Каякент Транс» до получения лицензии на эксплуатацию.
В обоснование своих требований указывает, что прокуратурой Бабаюртовского района проведена проверка исполнения требований законодательства о лицензировании взрывопожароопасных производственных объектов. В ходе проведения проверки автозаправочной станции «Каякент Транс», по реализации газа-пропана, дизеля и бензинного топлива, расположенной по федеральной автодороге «Астрахань-Махачкала» в с.Татаюрт Бабаюртовского района установлено, что индивидуальный предприниматель Абдуллаев И.М. указанную АГЗС эксплуатирует без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта. Абдуллаев на указанной автогазозаправочной станции осуществляет реализацию сжиженного газа населению без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта, без регистрации указанного объекта в государственном реестре взрывопожароопасных объектов, без проведения экспертизы промышленной безопасности, составления декларации промышленной безопасности объекта. Проверкой установлено, что Абдуллаев И.М. лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта не получал. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона « О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ эксплуатация пожароопасного производственного объекта подлежит лицензированию. Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ установлено, что объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества-газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления, относятся к категории опасных производственных объектов. Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, согласно которому объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции. В соответствии со ст. 1, 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества, при этом организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности. В соответствии с требованиями промышленной безопасности, содержащимися в ст. 9 Закона, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов связана с возможностью возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию. В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Законодатель право на эксплуатацию опасного производственного объекта - авто газозаправочной станции связывает с наличием соответствующего разрешения на эксплуатацию объекта - лицензии на право получения соответствующей деятельности. Вместе с тем, как следует из ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997г, N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на эксплуатацию является представление соискателем лицензии в лицензирующий орган разрешения на ввод опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, а также декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта. Как следует из п. 1 ст. 14 вышеназванного закона, разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте. Приказом Ростехнадзора от 29 ноября 2005 г. N893 утвержден Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (РД-03-14- 2005). В соответствии с Порядком оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечнем включаемых в нее сведений РД 03-14-2005, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N893, декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта - это документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварии и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте. При указанных обстоятельствах выдача лицензии является актом специально уполномоченного органа о разрешении эксплуатации опасного производственного объекта, выдается после соблюдения всех необходимых условий и требований, после представления декларации промышленной безопасности, после анализа деятельности объекта, характера воздействия объекта на организм человека и окружающую природную среду, анализа риска аварии и т.д. Лицензия на эксплуатацию пожароопасного объекта является документом, свидетельствующим о соблюдении лицензиатом особых лицензионных условий и требований, в т.ч. в части экологической и промышленной безопасности и подтверждением фактической безопасности используемого оборудования. Отсутствие соответствующей лицензии, свидетельствует о том, что деятельность предприятия является опасной для работников предприятия и неограниченного круга лиц, потребляющих товары и услуги соответствующего предприятия, имеется потенциальная угроза жизни, здоровья, имущества неопределенного круга лиц. Индивидуальный предприниматель Абдуллаев И.М. осуществляя свою деятельность без лицензии, нарушает требуемый уровень осмотрительности и заботливости, который требуется в целях надлежащего исполнения обязанностей по лицензированию указанного вида деятельности, при котором должны быть соблюдены требования и условия, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Нарушение правил эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта характеризуется значительной степенью общественной опасности, которая выражается в угрозе причинения значительного ущерба жизни и здоровью людей, а также существенного вреда окружающей среде. Поэтому ведение такой деятельности при отсутствии специального разрешения (лицензии) само по себе представляет угрозу охраняемым общественным отношениям. Функционирование автогазозаправочной станции невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов горючих газов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими, эксплуатация станции создает реальную угрозу окружающей природной среды, связана с возможностью возникновения пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу. Поскольку эксплуатация АГЗС «Каякент Транс» Абдуллаевым И.М. без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта может угрожать жизни и здоровью неопределенного круга лиц, круг которых невозможно определить, просит до получения лицензии индивидуальному предпринимателю запретить эксплуатацию АГЗС «Каякент Транс», расположенную на территории муниципального образования с.Татаюрт Бабаюртовского района РД вдоль ФАД «Астрахань-Махачкала» по реализации горючих газов.
В судебном заседании помощник прокурора Бабаюртовского района Абдурахманов А.Д. поддержал исковые требования и просил суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик Абдуллаев И.М., будучи извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении сообщил, что исковые требования признает полностью и просит рассмотреть дело без его участия.
Суд, выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что индивидуальный предприниматель Абдуллаев И.М. на автогазозаправочной станции «Каякент Транс», расположенной на территории муниципального образования с.Татаюрт Бабаюртовского района Республики Дагестан вдоль ФАД «Астрахань-Махачкала» осуществляет реализацию сжиженного газа населению без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта, без регистрации указанного объекта в государственном реестре взрывопожароопасных объектов, без проведения экспертизы промышленной безопасности составления декларации промышленной безопасности объекта, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В своем заявлении Абдуллаев И.М. не оспаривает требования истца, признавая их полностью.
Согласно абзацу 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Поскольку Абдуллаев признал иск в полном объеме, и это признание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, то суд принимает данное признание иска и в соответствии с частью 3 статьи 173 ГПК РФ полагает необходимым удовлетворить исковые требования.
Доводы прокурора со ссылкой на Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, Федеральный закон « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ суд находит обоснованными, соответствующими требованиям законодательства, в связи с чем, приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд –
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Бабаюртовского района РД в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Абдуллаеву ФИО9 о запрете эксплуатации АГЗС до получения лицензии, удовлетворить.
Запретить Абдуллаеву ФИО10 эксплуатацию автогазозаправочной станции «Каякент Транс» по реализации горючих газов до получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, расположенной на территории муниципального образования с.Татаюрт Бабаюртовского района Республики Дагестан вдоль ФАД «Астрахань – Махачкала», по реализации горючих газов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Бабаюртовский районный суд РД в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий З.М. Джалаев