НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область) от 03.07.2020 № 2А-4552/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июля 2020 г. г. Тольятти

Автозаводский районный суд города Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Никулкиной О.В.,

при секретаре Антас Н.О.,

с участием представителя истца Трониной Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4552/2020 по административному исковому заявлению Прокурора Автозаводского района г. Тольятти, действующего в интересах государства – Российской Федерации к Управлению Роскомнадзора по Самарской области о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Прокурор Автозаводского района г. Тольятти обратился в Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области с административным исковым заявлением к Управлению Роскомнадзора по Самарской области о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти в ходе мониторинга сети Интернет выявлены сайты <адрес>, <адрес>, допускающие на своих страницах распространение информации об оказании услуг по предоставлению подтвержденных и заполненных, проведенных в необходимый отчетный период счетов-фактур, актов выполненных работ, накладных, счетов на оплату, корректировка и уточнение по прошлым отчетным периодам, уменьшение НДС к выплате в декларации, подтверждение сделок.

Документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, должны содержать достоверную информацию о хозяйственных операциях и о поставщиках товаров (работ, услуг).

Действующим законодательством предусмотрен запрет на распространение информации о схемах ухода от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, а также легализации доходов полученных преступным путем с использованием информационно - телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Распространение на сайтах <адрес>. <адрес> информации о способах ухода от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль способствует незаконному уклонению от уплаты налогу, а также возможного получения необоснованной налоговой выгоды в случае принятия к вычету (возмещению) указанных счетов-фактур.

Вместе с тем, вход на сайты <адрес>, <адрес> свободный, не требует предварительной регистрации, в связи с чем, любое лицо может воспользоваться услугами Интернет-ресурса.

Информация с предложением оказать услуги по предоставлению подтвержденных и заполненных, проведенных в необходимый отчетный период счетов-фактур, актов выполненных работ, накладных, счетов на оплату, корректировка и уточнение по прошлым отчетным периодам, уменьшение НДС к выплате в декларации, подтверждение сделок, размещенная на сайтах <адрес>, <адрес> открытых для общего доступа, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц, относительно допустимости предоставления в налоговый орган ложных сведений, поскольку не содержит указания на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, также данная информация противоречит требованиям налогового законодательства.

Вместе с тем, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрашиваемой информации.

В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан, пресечению возможного нарушения прав граждан, интересов Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства, информация о предложении оказать услуги по предоставлению подтвержденных и заполненных, проведенных в необходимый отчетный период счетов-фактур, актов выполненных работ, накладных, счетов на оплату, корректировка и уточнение по прошлым отчетным периодам, уменьшение НДС к выплате в декларации, подтверждение сделок, размещенная на сайтах <адрес>, <адрес> в сети Интернет, должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Административный истце считает, что информация о предложении оказать услуги по предоставлению подтвержденных и заполненных, проведенных в необходимый отчетный период счетов-фактур, актов выполненных работ, накладных, счетов на оплату, корректировка и уточнение по прошлым отчетным периодам, уменьшение НДС к выплате в декларации, подтверждение сделок., размещенная на сайтах <адрес>, <адрес> может быть признана судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

По используемым для размещения запрещенной информации адресам <адрес>, <адрес> решение уполномоченных федеральных органов о внесении адреса сайта в Единый реестр доменных имен отсутствует.

Сведений о владельцах доменных имен <адрес>, <адрес> исчерпаны. На доступном сервисе <адрес> получена информация, что доменное имя <адрес>, <адрес> занято, информация о владельце не может быть отображена. В информации, размещенной на сайтах, сведения о владельце <адрес>, <адрес> также отсутствуют.

Проверочными мероприятиями установить местонахождение ответчика не представилось возможным.

Обратившись в суд, прокурор Автозаводского района г. Тольятти просит признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах <адрес>, <адрес>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия.

Выслушав представителя административного истца, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд считает заявленные требования прокурора Автозаводского района г. Тольятти законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. ФЗ от 28.07.2012 № 139-Ф3) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 № 46-ФЗ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Статья 23 Налогового Кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998г. №146-03 гласит, что налогоплательщики обязаны:

1. уплачивать законно установленные налоги;

2. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

3. представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4. представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

5. в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

6. нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, вместе с тем, запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.

Так, статьей 198, 199 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и/или сборов с физического лица и организации; статьей 199.1. УК РФ - за неисполнение обязанностей налогового агента; статьей 199.2 УК РФ - за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и или) сборов.

Кроме того, ч. 1 ст. 122 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность ч. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия).

Общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.12.2006г. №64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Налоговая декларация - это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в установленной форме, в порядке и в сроки, установленные этим законодательством (пункты 2, 6 и 7 статьи 80 НК РФ).

Под иными документами, указанными в статьях 198 и 199 УК РФ, следует понимать любые предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. К таким документам, в частности, относятся: выписки из книги продаж, из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций, копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур (статья 145 НК РФ), расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости (статьи 243 и 398 НК РФ), справки о суммах уплаченного налога (статья 244 НК РФ), годовые отчеты (статья 307 НК РФ), документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

Согласно ст. 15 УК РФ, ч. 2 ст. 199 УК РФ. ч. 2 ст. 199.1 УК РФ. являются тяжкими преступлениями.

Под включением в налоговую декларацию или в иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений следует понимать умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов.

Включение в налоговую декларацию или иные обязательные для представления документы заведомо ложных сведений может выражаться в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения, в уменьшении действительного размера дохода, искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода). К заведомо ложным сведениям могут быть также отнесены не соответствующие действительности данные о времени периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т.п.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, а также в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном нормами главы 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 № 93-О и от 18.04.2006 № 87-О указано, что по смыслу пункта 2 статьи 169 Кодекса соответствие счета-фактуры требованиям, установленным пунктами 5 и 6 данной статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету.

Таким образом, документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, должны содержать достоверную информацию о хозяйственных операциях и о поставщиках товаров (работ, услуг)

Пунктом 1.1. ст. 172 НК РФ налоговые вычеты налогоплательщиком могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о схемах ухода от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, а также легализации доходов полученных преступным путем с использованием информационно - телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Судом установлено, что Прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти в ходе мониторинга сети Интернет выявлены сайты <адрес>, <адрес>, допускающие на своих страницах распространение информации об оказании услуг по предоставлению подтвержденных и заполненных, проведенных в необходимый отчетный период счетов-фактур, актов выполненных работ, накладных, счетов на оплату, корректировка и уточнение по прошлым отчетным периодам, уменьшение НДС к выплате в декларации, подтверждение сделок.

Распространение на сайтах <адрес>. <адрес> информации о способах ухода от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль способствует незаконному уклонению от уплаты налогу, а также возможного получения необоснованной налоговой выгоды в случае принятия к вычету (возмещению) указанных счетов-фактур.

Вместе с тем, вход на сайты <адрес>, <адрес> свободный, не требует предварительной регистрации, в связи с чем, любое лицо может воспользоваться услугами Интернет-ресурса.

По делам о признании информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на сайте в сети Интернет запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

Таким образом, информация с предложением оказать услуги по предоставлению подтвержденных и заполненных, проведенных в необходимый отчетный период счетов-фактур, актов выполненных работ, накладных, счетов на оплату, корректировка и уточнение по прошлым отчетным периодам, уменьшение НДС к выплате в декларации, подтверждение сделок, размещенная на сайтах http://nds-proper.ru/, https://ndsmaster.com/ открытых для общего доступа, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц, относительно допустимости предоставления в налоговый орган ложных сведений, поскольку не содержит указания на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, также данная информация противоречит требованиям налогового законодательства.

Вместе с тем, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрашиваемой информации.

В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан, пресечению возможного нарушения прав граждан, интересов Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства, информация о предложении оказать услуги по предоставлению подтвержденных и заполненных, проведенных в необходимый отчетный период счетов-фактур, актов выполненных работ, накладных, счетов на оплату, корректировка и уточнение по прошлым отчетным периодам, уменьшение НДС к выплате в декларации, подтверждение сделок, размещенная на сайтах <адрес>/, <адрес> в сети Интернет, должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следовательно, информация о предложении оказать услуги по предоставлению подтвержденных и заполненных, проведенных в необходимый отчетный период счетов-фактур, актов выполненных работ, накладных, счетов на оплату, корректировка и уточнение по прошлым отчетным периодам, уменьшение НДС к выплате в декларации, подтверждение сделок., размещенная на сайтах <адрес>, <адрес> может быть признана судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).

Создание, формирование, ведение реестра, как определено в ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с Правилами.

По используемым для размещения запрещенной информации адресам <адрес>, <адрес> решение уполномоченных федеральных органов о внесении адреса сайта в Единый реестр доменных имен отсутствует.

В соответствии с п. 5 Правил основаниями для включения в Единый реестр являются соответствующие решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или суда.

Внесение в Единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских - прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации, размещенной на обозначенном сайте сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав, кроме как обращение в суд с заявлением о признании информации запрещенной к распространению.

В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан, пресечения возможного нарушения прав граждан, интересов РФ и во исполнение действующего законодательства, информация, размещенная на странице сайтах <адрес>, <адрес>, в сети Интернет, должна быть признана запрещенной к распространению на территории РФ.

Руководствуясь ст.39, 175-177, гл. 27.1 КАС РФ суд

решил:

Административное исковое заявление Прокурора Автозаводского района г. Тольятти, действующего в интересах государства – Российской Федерации к Управлению Роскомнадзора по Самарской области о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.

Признать информацию. содержащуюся в информационно- телекоммуникационной сети Интернет на сайтах <адрес>, <адрес>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Включить информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах <адрес>, <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области.

Мотивированное решение изготовлено – 08.07.2020.

Судья О.В. Никулкина