3а-97/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Астрахань 25 октября 2018 года
Судья Астраханского областного суда Баранов Г. В., при секретаре Мязиной Н. А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью « Астраханская бухта » к Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ « ФКП Росреестра » по Астраханской области, Правительству Астраханской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью « Астраханская бухта » обратилось в суд с административным иском, в обоснование которого указано, что Общество является собственником земельного участка, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, для строительства и эксплуатации базы отдыха, кадастровый номер №, площадью 52241 кв. м., расположенного по адресу <адрес> Постановлением Правительства Астраханской области от 6 октября 2010 года № 532-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки, при этом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 15225639 рублей 45 копеек. Согласно отчета об оценке № С7-002-2018, составленного ООО « Управляющая компания « Спектр » рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 2000000 рублей. 6 августа 2018 года истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Астраханской области, по результатам рассмотрения которого в приеме документов отказано, так как договор проведения оценки заключен до сентября 2010 года. Ввиду того, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, это обстоятельство нарушает права административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога. Общество с ограниченной ответственностью « Астраханская бухта » просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, для строительства и эксплуатации базы отдыха, кадастровый номер № площадью 52241 кв. м., расположенного по адресу <адрес> по направлению на восток по состоянию на 1 января 2008 года в размере 2000000 рублей. Также просит восстановить срок на подачу административного искового заявления.
В ходе рассмотрения дела представителем административного истца заявленные требования уточнены, она просит установить кадастровую стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2008 года на основании проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью « Астраханская бухта » – Митрофанов А. В. просил удовлетворить требования в полном объеме. Представитель Правительства Астраханской области – Бакаев Т. А. не возражал по существу заявленных требований. Представители Федеральноого государственного бюджетного учреждения « Федеральная кадастровая палата » Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области в лице филиала ФГБУ « ФКП Росреестра » по Астраханской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя Общества с ограниченной ответственностью « Астраханская бухта » – Митрофанова А. В., представителя административного ответчика, исследовав доказательства, заслушав заключение эксперта Демус В. А., рассмотрев дело в соответствии с главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Как видно из материалов дела, что Обществу с ограниченной ответственностью « Астраханская бухта » на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, для строительства и эксплуатации базы отдыха, кадастровый номер № площадью 52241 кв. м., расположенного по адресу <адрес>
В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 6 октября 2010 года № 532-П « Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Астраханской области ».
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка от 24 июля 2018 года, кадастровая стоимость земельного участка, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, для строительства и эксплуатации базы отдыха, кадастровый номер № площадью 52241 кв. м., расположенного по адресу <адрес> по состоянию на 1 января 2008 года составляет 15225639 рублей 45 копеек.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр 20 декабря 2010 года, в связи с чем, на момент обращения истца с иском пятилетний срок пропущен.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Из дела видно, что собственником спорного земельного участка ООО « Астраханская бухта » стало в феврале 2016 года.
С момента установления нарушенного права истец предпринял все возможные меры к своевременному сбору документов и обращению в комиссию, а в последствии в суд с иском об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Вышеуказанные обстоятельства признаются судом уважительными и свидетельствуют о возможности восстановления Обществу с ограниченной ответственностью « Астраханская бухта » срока на обращение в суд с иском об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьями 15, 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно абзацам 2, 3 пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Правоотношения административного истца как собственника земельного участка, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, для строительства и эксплуатации базы отдыха, кадастровый номер №, площадью 52241 кв. м., расположенного по адресу <адрес> и субъекта налогообложения урегулированы нормативными актами и являются публичными. Изменение размера налога на имущество для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости. Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности ООО « Астраханская бухта », то административный истец обладает правом обращения с настоящим заявлением.
Суд полагает, что административный истец обоснованно обратился в суд, поскольку в отношении указанного недвижимого имущества принят нормативный правовой акт, устанавливающий исчисление налогообложения исходя из кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации » результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
На основании статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
С учетом изложенного датой определения кадастровой стоимости следует считать 1 января 2008 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 24 июля 2018 года.
В обоснование требований ООО « Астраханская бухта » указано на превышение размера кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости со ссылкой на отчет, изготовленный ООО « Управляющая компания « Спектр » № С7-002-2018 от 14 мая 2018 года, согласно которого рыночная стоимость земельного участка, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, для строительства и эксплуатации базы отдыха, кадастровый номер №, площадью 52241 кв. м., расположенного по адресу <адрес> по состоянию на 1 января 2008 года составляет 2000000 рублей.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с Законом об оценочной деятельности понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3).
Из содержания статьи 12 Закона № 135-ФЗ следует, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, суд может установить, что итоговая величина рыночной стоимости земельного участка может быть и иной, чем она указана в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом № 135-ФЗ, согласно статье 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющемся по делу одним из письменных доказательств.
Как разъяснено в абзаце 2 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 « О некоторых вопросах возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости » по смыслу части 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости » разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости », в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, в том числе и вопрос об установлении рыночной стоимости (статьи 79, 80 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 77, 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителя ООО « Астраханская бухта » – Митрофанова А. В. определением Астраханского областного суда от 17 сентября 2018 года по делу назначена судебная оценочная экспертизы.
Производство судебной экспертизы регламентировано положениями статей 77 - 79, 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ « О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации », который определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
Согласно статье 41 указанного выше закона, в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно - экспертную деятельность лиц, указанных в части первой статьи 41 (негосударственных судебных экспертов) распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона № 73-ФЗ « О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации ».
По заключению оценочной судебной экспертизы от 11 октября 2018 года, проведенной ИП Демус В. А., рыночная стоимость категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, для строительства и эксплуатации базы отдыха, кадастровый номер №, площадью 52241 кв. м., расположенного по адресу Астраханская <адрес> по состоянию на 1 января 2008 года составляет 2455000 рублей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ « О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации » эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 11 октября 2018 года, подготовленное ИП Демус В. А. соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ « О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации », Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации », Федерального стандарта оценки « Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1) », Федерального стандарта оценки « Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2) », Федерального стандарта оценки « Требования к отчету об оценке (ФСО N 3) », Федерального стандарта оценки « Оценка недвижимости (ФСО N 7) », утвержденных Приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 297, № 298, № 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого земельного участка основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; расчет рыночной стоимости земельного участка полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, отказ от затратного подхода обоснован. Объект исследования и все аналоги, примененные к расчету, имеют сопоставимые характеристики.
В ходе проведения работ по определению рыночной стоимости земельного участка экспертом приведено описание объекта экспертизы, его местоположение, качественных и количественных характеристик, проанализирован рынок недвижимости в Астраханской области, изложен краткий обзор основных характеристик земельного рынка Астраханской области, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объекта исследования.
В заключении приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Заключение судебной экспертизы подготовлено лицом, имеющим соответствующее образование и предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что правильность заключения судебной экспертизы административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнута, доказательств об иной рыночной стоимости земельного участка, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность заключения, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, не представлено, ходатайств о повторной экспертизе не заявлено.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 11 октября 2018 года в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета № С7-002-2018 от 14 мая 2018 года по определению рыночной стоимости земельного участка, составленного ООО «Управляющая компания « Спектр » требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2008 года и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
Поскольку рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2008 года составляет 2455000 рублей, что ниже его кадастровой стоимости в размере 15225639 рублей 45 копеек, установленной постановлением Правительства Астраханской области от 6 декабря 2010 года № 532-П « Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Астраханской области », суд считает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, для строительства и эксплуатации базы отдыха, кадастровый номер №, площадью 52241 кв. м., расположенного по адресу <адрес> по состоянию на 1 января 2008 года равной его рыночной стоимости в размере 2455000 рублей.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусматривают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно абзацу 3 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости » ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости » датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Датой обращения Гайдуковой В. Ю. в суд является 6 августа 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости ».
Руководствуясь статьями 175 – 176, 178-181, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью « Астраханская бухта » к Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ « ФКП Росреестра » по Астраханской области, Правительству Астраханской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, для строительства и эксплуатации базы отдыха, кадастровый номер № площадью 52241 кв. м., расположенного по адресу <адрес> по состоянию на 1 января 2008 года равной его рыночной стоимости в размере 2455000 рублей, которая подлежит применению с 1 января 2018 года и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 6 августа 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
.
.