НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Астраханского областного суда (Астраханская область) от 09.06.2017 № 2А-25/2017

Дело № За-25/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Астрахань 09 июня 2017 года

Астраханский областной суд в составе: председательствующего судьи Хаировой Д.Р., при секретаре Мязиной Н.А.,

с участием прокурора Бурхетьевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № За-25/2017 по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Астрахани «Коммунэнерго» к службе по тарифам Астраханской области о признании недействующим постановления от 11 декабря 2015 № 205 «Об установлении МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» (ИНН3018010781) тарифов на теплоноситель, поставляемый МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» потребителям, другим теплоснабжающим организациям»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением службы по тарифам Астраханской области от 11 декабря 2015 года № 205 утверждены тарифы на теплоноситель, поставляемый муниципальным унитарным предприятием города Астрахани «Коммунэнерго» потребителям, другим теплоснабжающим организациям. Названные тарифы рассчитаны методом индексации установленных тарифов на период регулирования с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.

Постановление опубликовано в Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области от 17 декабря 2015 года № 49.

Муниципальное унитарное предприятие города Астрахани «Коммунэнерго» (далее - МУП г. Астрахани «Коммунэнерго») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного постановления службы по тарифам Астраханской области, ссылаясь на его противоречие общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, установленным статьями 3 и 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьями 1, 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства", постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 года № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О

ценообразовании в сфере теплоснабжения».

В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что тарифы на теплоноситель, поставляемый МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» потребителям, другим теплоснабжающим организациям, установлены на уровне ниже экономически обоснованных, не обеспечивали компенсацию расходов и прибыль предприятия, поскольку при определении размера тарифов и исчислении необходимой валовой выручки предприятия регулирующим органом не были приняты во внимание

расчеты и документы, представленные предприятием в подтверждение расходов.

При установлении тарифов регулирующим органом не учтены в полном объеме расходы на энергетические ресурсы (электрическая энергия, теплоноситель), расходы на ремонт основных средств; не учтены в общем объеме необходимой валовой выручки для установления тарифа на теплоноситель расходы по статьям на сырье и материалы, прочие расходы (подконтрольные и неподконтрольниые), в том числе расходы на оплату работ и услуг, расходы по цеху контрольно-измерительных приборов, автоматике и электрохозяйства, расходы на мероприятия по промышленной безопасности, расходы по программному обеспечению и связи, расходы по экологии, расходы по арендной плате за земельные участки, расходы на оформление недвижимости, расходы на мероприятия по охране труда, административно- хозяйственные затраты, расходы по автотранспортному цеху, прочие расходы.

МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» полагает, что, завышая объем полезного отпуска и не пересматривая при этом объем необходимой валовой выручки, тариф искусственно был занижен, что в последующем привело к образованию разницы между фактическими расходами на производство тепловой энергии и суммой, причитающейся к оплате по тарифам по теплоснабжению и, как следствие, убыткам предприятия.

В судебном заседании представитель административного истца МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» Жолманова Л.Т. поддержала требования и просила их удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске и дополнении к нему.

Представитель службы по тарифам Астраханской области Меркулова О.А. с административными исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации в суд представителя не направила, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель привлеченного определением суда от 13 апреля 2017 года заинтересованного лица Министерства строительства и ЖКХ Астраханской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Бурхетьевой Е.М., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определяет Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 5 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление тарифов в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 1.1. Раздела 1 Положения о службе по тарифам Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 06.04.2005 № 49-П (далее - Положение) служба по тарифам Астраханской области (далее - Служба, регулирующий орган, тарифный орган) является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, за исключением регулирования цен (тарифов), относящегося к полномочиям других исполнительных органов государственной власти Астраханской области, и осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) по вопросам, отнесенным к полномочиям службы, на территории Астраханской области.

В соответствии с п.п. 2.1.4.1 п.п. 2.1.4 п. 2.1 Раздела 2 Положения Служба устанавливает, в том числе тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), другим теплоснабжающим организациям.

Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление Службы по тарифам принято полномочным органом в пределах компетенции субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в частности, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность), кроме приведенного Федерального закона, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания).

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.

Порядок применения метода индексации установленных тарифов урегулирован положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, в соответствии с пунктом 71 которых при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации.

Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату, расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Муниципальное унитарное предприятие города Астрахани «Коммунэнерго», согласно Уставу, осуществляет деятельность по выработке и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), распределению электрической энергии, эксплуатации и обеспечению работоспособности тепловых и электрических сетей (монтаж, наладка, техническое обслуживание технологического оборудования) для нужд муниципального образования «Город Астрахань».

Приказом Службы по тарифам по Астраханской области от 15 апреля 2015 года №37 открыто дело об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» потребителям, другим теплоснабжающим организациям, выбран метод регулирования тарифов на теплоноситель - метод индексации установленных тарифов.

Органом регулирования в порядке пункта 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, проведена экспертиза представленных материалов.

Оспариваемым постановлением, принятым на заседании коллегии Службы 11 декабря 2015 года, определены долгосрочные параметры регулирования деятельности МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» для формирования тарифов на теплоноситель с использованием метода индексации на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Согласно приложению № 1 к постановлению от 11 декабря 2015 года № 205 по одноставочному тарифу на теплоноситель, поставляемый МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» потребителям, другим теплоснабжающим организациям установлен с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года - 23,72 руб./куб.м., с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года - 25,14 руб./куб.м., с 1 января 2017 года по 30 июня 2017 года - 25,14 руб./куб.м., с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года - 26,88 руб./куб.м., с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года - 26,88 руб./куб.м., с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года - 27,76 руб./куб.м.

Впоследствии постановлением службы по тарифам Астраханской области от 16 декабря 2016 года № 209, опубликованном 22 декабря 2016 года в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 51, в приложение № 1 к постановлению от 11 декабря 2015 года № 205 внесены изменения в связи с уточнением плановой необходимой выручки предприятия на 2017, 2018 годы с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.

Оспаривая установленный регулирующим органом тариф на теплоноситель на 2016 год, МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» указывает на необоснованное сокращение его расходов на энергетические ресурсы (электрическая энергия, теплоноситель). По расчетам предприятия сумма расходов составила 1550,3 тыс. рублей, в том числе электрическая энергия - 1482,4 тыс. рублей и теплоноситель - 67,9 тыс. рублей.

При установлении тарифа органом регулирования сумма по электрической энергии снижена до 885,95 тыс. рублей, расходы на теплоноситель установлены экспертной группой в размере 131,30 рублей.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Согласно экспертному заключению, пояснениям свидетеля ФИО8 расчет величины на покупаемые ресурсы органом регулирования произведён исходя из расчетных объёмов покупки электрической энергии, покупаемой с розничного рынка для обеспечения технологического процесса, рассчитанных в соответствии с требованиями Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем РФ от 12 августа 2003 года, а также плановых (расчетных) величин прогнозируемых нерегулируемых цен на продажу электрической энергии (мощности) конечным потребителям ПАО «Астраханская энергосбытовая компания», определенных на основании цены на электрическую энергию на 2015 год с учетом индекса роста цен на электрическую энергию прогноза Минэкономразвития России на 2016 год - 107,8%.

Из материалов МУП г.Астрахани «Коммунэнерго», представленных для установления тарифов на 2016 год, следует, что общий объем электрической энергии, необходимой для обеспечения технологического процесса по всем регулируемым видам деятельности предложен МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» в объеме 10037 тыс.кВт.ч, в том числе для производства теплоносителя в объеме 301,134 тыс.кВт.ч.

При формировании расходов по названной статье орган регулирования обоснованно исходил из общего нормативного объема электроэнергии, расходуемого по всем регулируемым видам деятельности 8826,57 тыс.кВт.ч, в том числе на производство теплоносителя в размере 221,882 тыс. кВт.ч.

Основанием сокращения расходов послужило отсутствие обоснования превышения заявленных расходов на электрическую энергию над расчетными объемами приобретаемых ресурсов в соответствии с требованиями, установленными пунктом 38 Основ ценообразования и Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем РФ от 12 августа 2003 года. В частности, к заявлению об установлении тарифа, направленном МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» в регулирующий орган, не были представлены исходные данные с указанием применяемых норм и нормативов расчета в части расходов на покупаемую электрическую энергию в размере 596,35 тыс. рублей.

Тарифный орган, установив значительное превышение нормативного уровня удельного расхода электроэнергии по котельным, определенный Методическими указаниями по определению расходов топлива, электрической энергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, а также с учетом цены электроэнергии, определенной на основании представленных заявителем платежных документов и прогнозных данных Минэкономразвития Российской Федерации об увеличении цены электроэнергии в 2016 году на 107,8%, обоснованно снизил затраты по указанной статье расходов против предложенных обществом.

В соответствии с пунктом 49 и 51 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый год до конца долгосрочного периода регулирования.

В соответствии с действующим законодательством регулируемая организация заявляет о необходимости учета корректировки необходимой валовой выручки в i-м году, рассчитываемый в (i-1) году на основании данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в (i-2) году в необходимой валовой выручки, принимаемой к расчету при установлении тарифов на очередной i-й год долгосрочного периода регулирования.

Из представленных в регулирующий орган материалов для корректировки тарифов на теплоноситель на 2018 год следует, что МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» не было заявлено о выпадающих доходах (убытках), сложившихся в 2016 году по данной статье расходов.

Кроме того, согласно сведениям, отраженным в форме статистической отчетности МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» №1-ТЭП, фактически объем электрической энергии в 2016 году по всем регулируемым видам деятельности составил 7866,5 тыс.кВт.ч, тогда как службой по тарифам Астраханской области учтен объем 8826,57 тыс.кВт.ч.

Общая сумма расходов на покупку электрической энергии по всем видам деятельности учтена службой по тарифам <адрес> 37515,29 тыс. рублей. По результатам статистической отчетности МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» за 2016 год № 22-ЖКХ фактически по факту предприятием на покупку электрической энергии потрачено 37639,6 тыс.рублей.

Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у предприятия убытков по расходам на электрическую энергию при установлении тарифа на теплоноситель, и, соответственно, нарушения прав административного истца.

Заявленные расходы на теплоноситель в размере 67,9 тыс. рублей откорректированы экспертной группой службы по тарифам Астраханской области и учтены на 2016 год в размере 131,30 тыс. рублей. Расчет расходов на теплоноситель произведен исходя из договорного объема потребности в покупном теплоносителе, представленных в приложении № 5 к экспертному заключению Службы;

одноставочных тарифов на теплоноситель на 2015 год, установленных постановлением службы по тарифам Астраханской области от 16.12.2014 № 210 «Об установлении «ООО «Астраханские тепловые сети» (ОГРН 1163443069130) тарифов на теплоноситель, поставляемый «ООО «Астраханские тепловые сети» (ОГРН 1163443069130) потребителям, другим теплоснабжающим организациям».

Расчет осуществлен в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования и учтенная Службой сумма превышает величину заявленных МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» расходов на теплоноситель, что свидетельствует об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца.

Оспаривая постановление регулирующего органа, административный истец указал на необоснованное снижение службой по тарифам Астраханской области суммы заявленных расходов по затратам на ремонт основных средств.

При подаче заявления об установлении тарифа на теплоноситель на 2016 год затраты по статье ремонт основных средств МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» заявлены в размере 1375,50 тыс. рублей. В обоснование этих показателей предприятием представлены документы по вспомогательным материалам (сводная потребность материалов, финансовых средств на текущий ремонт и техническое обслуживание оборудования) - дело № 2 на 57 листах; перечень документов для подтверждения цен на материалы, использованные в расчетах по статье ремонт основных средств (счет- фактуры, предложения организаций-поставщиков) - дело № 2 на 94 листах, договоры на поставку основных и вспомогательных материалов за 2014 год - дело № 2 на 6 листах.

Орган регулирования провел анализ представленных документов, по результатам которого расходы на ремонт основных средств определил в размере 606,3 тыс. рублей и учел во втором полугодии 2016 года (приложение № 13 к экспертному заключению). Расходы на проведение ремонтных работ на производственных объектах МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» были определены с учетом показателей индекса цен производителей промышленной продукции, в том числе без топлива и энергетики прогноза Минэкономразвития России на 2016 год - 107,4%. Регулирующей организацией не представлено исходных данных с указанием применяемых норм и нормативов расчета расходов на ремонт основных средств в размере 767,57 тыс. рублей.

Суд находит обоснованными доводы представителя административного ответчика об отказе во включении в тарифы расходов на ремонт основных средств в размере,предложенном регулируемой организацией МУП г. Астрахани «Коммунэнерго».

Согласно пунктам 73, 58 Основ ценообразования величина операционных расходов определяется в соответствии с пунктами 58 - 60 Основ ценообразования и включают в себя, в том числе, расходы на ремонт основных средств и определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

Пунктом 3 Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации установлено, что к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении», утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 № 1075, базовый уровень операционных расходов регулируемой организации определяется органом регулирования для каждой регулируемой организации с учетом пунктов 28 - 31, 40 - 42, 44 и 58 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В силу пункта 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

Пунктом 31 Основ ценообразования установлено, что при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представленных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В силу пункта 33 Правил орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Таким образом, в расчет тарифа на теплоноситель подлежат включению расходы теплоснабжающей организации, подтвержденные документально.

В части заявленных расходов на ремонт основных средств службой по тарифам Астраханской области отказано, поскольку МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» не были представлены документы, подтверждающие цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов. В материалах, представленных предприятием на рассмотрение в орган регулирования, отсутствуют договоры, заключенные с соблюдением требований закона и процедуры проведения торгов.

Снижая расходы предприятия на ремонт основных средств, служба по тарифам обоснованно исходила из того, что документы, подтверждающие необходимость несения расходов в заявленной сумме, предприятием не представлены, и на основании подпункта «в» пункта 28 Основ ценообразования определила расходы в размере фактических затрат по данным статьям за 2014 год, проиндексировав на прогнозный индекс потребительских цен 2015, 2016 годов.

Доводы представителя административного истца, что Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления в службу по тарифам Астраханской области, суд находит несостоятельными, так как оформленные в заявке расходы предприятия должны быть экономически обоснованы и подтверждены документально.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

При расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 71 Основ ценообразования).

В состав текущих расходов входят операционные расходы (пункт 57 Основ ценообразования), величина которых определяется в соответствии с пунктами 58-60 постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 и включают в себя в том числе расходы на приобретение сырья и материалов и определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств и др.

Согласно пункту 59 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 3 Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 № 1075, базовый уровень операционных расходов регулируемой организации определяется органом регулирования для каждой регулируемой организации с учетом пунктов 28 - 31, 40 - 42, 44 и 58 Основ ценообразования.

Согласно пункту 32 Основ ценообразования объем плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 2 8-31 Основ ценообразования.

В ходе тарифного регулирования на 2016 - 2018 годы для расчетов тарифов на теплоноситель в состав экономически обоснованных расходов МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» включило расходы на сырье и материалы в размере 1392,1 тыс. рублей, представив в их обоснование расчеты сырья и основных материалов (соль, спирт, сульфоуголь, хим.реагенты) - дело №2 на 206 листах.

Из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика следует, что в связи с отсутствием обязательного раздельного учета МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» и невозможностью в связи с этим выделения доли указанных затрат, приходящейся на теплоноситель, тарифный орган учел затраты на сырье и материалы по всем видам деятельности в тарифах на тепловую энергию в размере 606,93 тыс. рублей. МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» не представлены цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов, согласно которым в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования определяются плановые (расчетные) значения расходов (цен). Однако в связи с потребностью в затратах на сырье и материалы в процессе работы системы теплоснабжения органом регулирования учтена плановая величина расходов на сырье и материалы.

Определение тарифным органом затрат МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» по данной статье расходов по всем видам деятельности в тарифах на тепловую энергию не противоречит нормам закона, регулирующим деятельность в сфере теплоснабжения.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения теплоноситель - это пар и вода, которые используются для передачи тепловой энергии. При этом теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабждения и для горячего водоснабжения. Иного способа использования теплоносителя Основами

ценообразования не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования органы регулирования устанавливают двухкомпонентной тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Службой по тарифам Астраханской области компонент МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» на тепловую энергию установлен в виде одноставочного компонента, равного одноставочному тарифу на тепловую энергию (мощность); на теплоноситель установлен в виде одноставочного компонента, равного тарифу на теплоноситель.

Таким образом, себестоимость любой статьи затрат в составе тарифа на тепловую энергию будет возмещена регулируемой организации потребителями, потребляющими тепловую энергию в рамках теплоснабжения и потребителями, потребляющими тепловую энергию в рамках горячего водоснабжения (через компонент на тепловую энергию).

В соответствии с пунктом 49 и 51 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый год до конца долгосрочного периода регулирования.

В соответствии с действующим законодательством регулируемая организация заявляет о необходимости учета корректировки необходимой валовой выручки в i-м году, рассчитываемый в (i-1) году на основании данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в (i-2) году в необходимой валовой выручки, принимаемой к расчету при установлении тарифов на очередной i-й год долгосрочного периода регулирования.

При корректировке тарифов на теплоноситель на 2018 год МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» не было заявлено о выпадающих доходах (убытках), сложившихся у предприятия в 2016 году.

Оспаривая постановление службы по тарифам Астраханской области от 11 декабря 2015 года № 205, административный истец полагает, что тарифным органом при установлении тарифа на теплоноситель необоснованно исключена часть его расходов в размере 758,4 тыс. рублей по следующим статьям затрат: затраты по цеху контрольно - измерительных приборов, автоматики и электрохозяйства; затраты на мероприятия по промышленной безопасности; затраты по программному обеспечению и связи; затраты по экологии; затраты на арендную плату и оформление недвижимости; затраты на мероприятия по охране труда; административно-хозяйственные затраты; затраты по автотранспортному цеху; прочие затраты.

В обоснование указанных расходов МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» представило расчеты, выполненные на основании пункта 44 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которые включают: расчет затрат по промышленной безопасности - дело №4 на 79 листах; программное обеспечение и связь - дело №4 на 94 листах; расчет затрат по экологии -дело №4 на 90 листах; расчет арендной платы за земельные участки и затрат на оформление недвижимости - дело №5 на 100 листах; расчет затрат на мероприятия по охране труда - дело №5 на 191 листе; расчет административно-хозяйственных затрат - дело №5 на 139 листах; расчет затрат по автотранспортному цеху - дело № 5 на 28 листах, расчет затрат по КИП и А - дело №4 на 53 листах, а также договоры на услуги на 114 листах - дело №4;

Отказывая в принятии операционных расходов МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» в размере 607,20 тыс. рублей, в том числе расходы на оплату услуг связи; расходы на оплату вневедомственной охраны; расходы на оплату коммунальных услуг; расходы на оплату юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг; расходы на оплату услуг по стратегическому управлению организацией; расходы на оплату других работ и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; арендная плата (непроизводственные объекты); расходы по охране труда и технике безопасности; расходы административно-хозяйственные; прочие расходы, а также неподконтрольных расходов на 2016 год, в том числе арендная плата в размере 77,90 тыс. рублей; плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов в размере 15,90 тыс. рублей; расходы на страхование в размере 7,50 тыс. рублей; расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей в размере 50,00 тыс. рублей, орган регулирования исходил из того, что предприятием нарушен установленный порядок регулирования тарифов, отсутствие обязательного раздельного учета МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» привело к невозможности учета указанной статьи затрат.

Суд признает обоснованным исключение службой по тарифам Астраханской области части прочих расходов административного истца при расчете тарифов на теплоноситель по следующим основаниям.

Согласно пунктам 10 и 11 Основ ценообразования регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных в том числе с производством теплоносителя.

Раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 года N 91 утверждена Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (далее - Единая система классификации и раздельного учета затрат), которая устанавливает единые принципы классификации раздельного учета затрат организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации, необходимой для принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование (цен) тарифов по данным регулируемым видам деятельности, а также формирование информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности регулируемых организаций (пункт 3 Единой системы классификации и раздельного учета).

Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации (пункт 4 Единой системы классификации и раздельного учета).

Раздельный учет осуществляется регулируемой организацией с

дифференциацией доходов и расходов, объема тепловой энергии, теплоносителя по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также с учетом дифференциации цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (п. 5 Приказа).

Как установлено судом, МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» не ведет раздельный учет расходов по регулируемому виду деятельности. План счетов бухгалтерского учета не выделяет субсчета, отражающие доходы и расходы по регулируемым видам деятельности. Вид деятельности - производство теплоносителя в статистической отчетности не выделен.

Согласно письмам Федеральной службы по тарифам от 14 июня 2016 года № СЗ- 5844/4, службы по тарифам Астраханской области от 15 июля 2013 года № СТ/03-13- 1966, 23 августа 2013 года № СТ/03-1302220 муниципальному унитарному предприятию города Астрахани «Коммунэнерго» неоднократно сообщалось о необходимости приведения в соответствии с законодательством учетной политики и планов счетов бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 33 Правил регулирования цен орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Поскольку расходы по статье прочие расходы в размере 758,4 тыс. рублей не подтверждены данными первичного бухгалтерского учета по статьям затрат по регулируемому виду деятельности, утверждения административного истца об экономической обоснованности заявленной суммы несостоятельны.

Представленный предприятием План счетов не отражает принципы ведения раздельного учета по производству теплоносителя, поскольку регулируемая организация не закрепила отдельный субсчет по данному регулируемому виду деятельности, что является нарушением указанного пункта 4 Единой системы классификации и раздельного учета.

С учетом указанных обстоятельств и приведенных норм права суд считает, что регулирующим органом правомерно, с соблюдением требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере, установлены тарифы на теплоноситель на основании представленных документов, подтверждающих обоснованность этих расходов, следовательно, и установленный тариф на теплоноситель является экономически обоснованным.

Оспариваемое постановление службы по тарифам Астраханской области от 11 декабря 2015 № 205 «Об установлении МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» (ИНН3018010781) тарифов на теплоноситель, поставляемый МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» потребителям, другим теплоснабжающим организациям» принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, не противоречит федеральному закону и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов заявителя не нарушает.

При этом оспариваемое постановление не может быть проверено на предмет его противоречия Федеральному закону от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральному закону от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства", поскольку названные нормативные правовые акты утратили силу с 1 января 2011 года и не применяются к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2016 год.

Доводы административного истца о несоответствии постановления от 11 декабря 2015 № 205 пункту 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», содержащего перечень тарифов и надбавок, которые подлежат регулированию, несостоятельны, поскольку порядок установления тарифов на тепловую энергию, теплоноситель данными нормами не регулируется.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федераций по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Исходя из установленных судом обстоятельств административное исковое заявление МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 215, 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федераций, Астраханский областной суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления муниципального унитарного предприятия города Астрахани «Коммунэнерго» о признании недействующим постановления службы по тарифам Астраханской области (ИНН 3015068720) от 11 декабря 2015 № 205 «Об установлении МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» (ИНН3018010781) тарифов на теплоноситель, поставляемый МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» потребителям, другим теплоснабжающим организациям» отказать.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором опубликован нормативный правовой акт, в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Астраханский областной суд.

Решение в окончательной форме принято 14 июня 2017 года.

Судья Астраханского областного суда