РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 мая 2021 года г. Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Подольской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2966/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №21 по Иркутской области к Пляскину Антону Игоревичу о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №21 по Иркутской области обратилась с иском к Пляскину А.И. о взыскании обязательных платежей, в его обоснование указав, что административный ответчик является собственником недвижимого имущества (квартиры) и транспортного средства. В силу закона ответчик является плательщиком налога на имущество и транспортного налога. Налоговым органом исчислен налог на имущество физического лица за 2017 год в сумме 133,00 руб., транспортный налог за 2017 год в размере 855,00 руб., в адрес ответчика направлено налоговое уведомление. В связи с неуплатой налога в установленный законом срок, налоговым органом начислены пени по налогу на имущество за 2017 год в размере 2,42 руб. за период с ** по **, пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 15,59 руб. за период с ** по **, в адрес ответчика направлено требования об уплате налогов и пени. Кроме того, Пляскин А.И. в период с ** по ** был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем являлся плательщиком налога на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со ст.227 НК РФ. Ответчик представил в Инспекцию налоговую декларацию о предполагаемом доходе по форме 4-НДФЛ за 2019 год, в которой указал сумму предполагаемого дохода 150000 руб. Годовая сумма авансовых платежей составляет 19500,00 руб., в том числе по сроку уплаты до ** в размере 9750,00 руб., по сроку уплаты до ** – 4875,00 руб., по сроку уплаты до ** в размере 4875,00 руб. Ответчик авансовые платежи за 2019 год в размере 14625,00 руб., в том числе по сроку уплаты до ** в размере 9750,00 руб., по сроку уплаты до ** в размере 4875,00 руб., не уплатил. В порядке ст.75 НК РФ ответчику начислены пени за неуплату авансовых платежей по НДФЛ за 2019 год в размере 186,39 руб., в том числе пени по авансовым платежам по НДФЛ за 2019 год по сроку уплаты до ** в размере 180,70 руб. за период с ** по **, пени по авансовым платежам по НДФЛ за 2019 год по сроку уплаты до ** в размере 5,69 руб. за период с ** по **. Руководствуясь ст.69 НК РФ налоговый орган направил в адрес ответчика требование № от **, требование № от **, требование № от **. В установленный в требованиях срок и до настоящего времени задолженность по обязательным платежам не уплачена. ** мировым судьей выданы судебные приказы №а-1115/2020 о взыскании с ответчика задолженности по обязательным платежам. Определением мирового судьи от ** указанный приказ отменен. Административный истец просит взыскать с ответчика налог на имущество физического лица за 2017 год в сумме 133,00 руб., транспортный налог за 2017 год в размере 855,00 руб., пени по налогу на имущество за 2017 год в размере 2,42 руб. за период с ** по **, пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 15,59 руб. за период с ** по **, авансовые платежи по НДФЛ за 2019 год по сроку уплаты до ** в размере 9750,00 руб., авансовые платежи по НДФЛ за 2019 год по сроку уплаты до ** в размере 4875,00 руб., пени за неуплату авансовых платежей по НДФЛ за 2019 год по сроку уплаты до ** в размере 180,70 руб. за период с ** по **, пени за неуплату авансовых платежей по НДФЛ за 2019 год по сроку уплаты до ** в размере 5,69 руб. за период с ** по **.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №21 по Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Административный ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, извещена надлежащим образом, заявлений и ходатайств суду не представил.
Изучив материалы дела, материалы приказного производства, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч.2 ст.44, ст.45 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика сбора с момента обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу ст.403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговым периодом признается календарный год (ст.405 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих ставок, указанных в ч.2 ст.406 НК РФ.
В соответствии со статьей 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах отдельно по каждому транспортному средству (п.п.1 п.1 ст.359 НК РФ).
В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 указанной статьи налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со статьей 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
За уплату налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки ст.75 НК РФ предусмотрена уплата пени.
Судом установлено, что в 2017 году Пляскин А.И. являлся собственником 1/6 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: ....
Кроме того, в период в 2017 году за Пляскиным А.И. в установленном законом порядке было зарегистрировано транспортное средство Пежо 308 регистрационный знак № мощность двигателя 120 л.с.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из сведений о регистрации прав на недвижимое имущество, представленных Ангарским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Иркутской области, выпиской из сведений о регистрации прав на транспортные средства, представленные РЭО ГИБДД УМВД по г.Ангарску.
В соответствии с действующим законодательством Инспекция ФНС по г. Ангарску Иркутской области правомерно произвела начисление ответчику налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 133,00 руб., транспортный налог за 2017 год 855,00 руб., в адрес ответчика по почте направлено налоговое уведомление № от ** о необходимости уплаты налогов за 2017 год не позднее **.
В связи с неуплатой ответчиком транспортного налога и налога на имущество за 2017 год в установленный законом срок, налоговым органом за период с ** по ** начислены пени за неуплату транспортного налога в размере 15,59 руб., пени за неуплату налога на имущество в размере 2,42 руб., в адрес ответчика направлено требование № от ** об уплате налогов и и пени за 2017 со сроком исполнения до **.
Судом из материалов дела также установлено, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с ** по **.
Ответчиком в налоговый орган представлена налоговая декларация о предполагаемом доходе физического лица по форме 4-НДФЛ за 2019 год, в которой указана сумма предполагаемого дохода 150000 руб., размер авансовых платежей.
В соответствии с п.2 ст.227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса (п.5 ст.227 НК РФ).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.6 ст.227 НК РФ).
В соответствии с п.7 ст.227 НК РФ (в редакции, действовавшей до **) в случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком. (п.7 ст.227 НК РФ).
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса (п.8 ст.227 НК РФ).
В силу положение п.9 ст.227 НК РФ (в редакции, действовавшей до **) авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Ответчиком самостоятельно исчислен размер авансовых платежей по НДФЛ за 2019, в том числе по сроку уплаты до ** в размере 9750,00 руб., по сроку уплаты до ** в размере 4875,00 руб., по сроку уплаты до ** в размере 4875,00 руб. Годовая сумма авансовых платежей составила 19500,00 руб.
В связи с неуплатой ответчиком авансовых платежей по НДФЛ за 2019 год в размере 14625,00 руб., а именно в размере 9750,00 руб. по сроку уплаты до **, в размере 4875,00 руб. по сроку уплаты до **, налоговым органом в порядке ст.75 НК РФ начислены пени за неуплату авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 180,70 руб. за период с ** по **, пени в размере 5,69 руб. за период с ** по **, сформировано требование № от ** об уплате авансового платежа и пени, требование № от ** об уплате авансового платежа и пени. Вместе с тем доказательства, достоверно подтверждающие направление в адрес ответчика указанных требований об уплате НДФЛ за 2019 год и пени, административный истец в материалы дела не представил. В материалах приказного производства указанные доказательства также отсутствуют.
В установленный в требованиях срок задолженность по налогам и пени ответчиком не уплачена.В соответствии с абзацем 3, 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения в заявлением), заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В связи с неуплатой ответчиком налогов за 2015, 2016, 2018 годы в добровольном порядке, Инспекцией ФНС по г.Ангарску приняты меры к принудительному взысканию задолженности по обязательным платежам.
Мировым судьей 30 судебного участка г.Ангарска и Ангарского района Иркутской области по заявлению налогового органа ** выдан судебный приказ № о взыскании с Пляскина А.И. задолженности по обязательным платежам.
Поскольку по состоянию на ** общая сумма недоимки по обязательным платежам превысила 3000 руб., шестимесячный срок, предусмотренный ст.48 НК РФ, надлежит исчислять с момента истечения срока исполнения требования № от **, а именно с ** (25.10.2019+6 месяцев=**).
При обращении к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа срок для взыскания пропущен не был, поскольку с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился **.
С размером подлежащих уплате налогов ответчик ознакомлен, ** вышеуказанный судебный приказ отменен в связи с подачей должником возражений относительно его исполнения. Однако мер по урегулирования спора о суммах начисленных налогов ответчиком не предпринято. Доказательств своевременной и полной оплаты налогов и пени ответчиком не предоставлено, как и не представлено возражений по порядку расчета налогов и пени.
Проверяя срок обращения налоговой инспекции в суд общей юрисдикции, суд приходит к следующему.
По общему правилу, в силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В то же время, согласно пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа (**), следовательно, на день подачи настоящего административного иска ** срок обращения в суд с административным иском не пропущен.
Таким образом, судом установлено, что транспортный налог и налог на имущество за 2017 год, пени за неуплату транспортного налога и налога на имущество за 2017 год, авансовые платежи по НДФЛ за 2019 год и пени ответчиком не уплачены, срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.
Вместе с тем, разрешая по существу требования административного истца о взыскании задолженности по авансовым платежам по НДФЛ за 2019 год в размере 9750,00 руб., по авансовым платежам по НДФЛ за 2019 год в размере 4875,00 руб., пени за неуплату авансовых платежей по НДФЛ за 2019 год в размере 180,70 руб. за период с ** по **, пени за неуплату авансовых платежей по НДФЛ за 2019 год в размере 5,69 руб. за период с ** по **, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.
В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, которое направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.п.1-2).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (п.4).
В соответствии с п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из содержания вышеприведенных норм закона следует, что налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогам в случае, если в установленном законом порядке в адрес налогоплательщика направлялось требование об уплате налога.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как следует из материалов дела, в связи с неуплатой авансовых платежей по НДФЛ за 2019 год налоговым органом начислены пени, сформировано требование № от ** со сроком исполнения до **, требование № от ** со сроком исполнения до **. Вместе с тем, доказательства, подтверждающие направление в адрес налогоплательщика указанных требований, административным истцом не представлены. Доказательства направления в адрес налогоплательщика данных требований не были представлены Инспекцией и при обращении с заявлением о выдаче судебного приказа.
Поскольку требование об уплате авансовых платежей по НДФЛ за 2019 год и пени за неуплату авансовых платежей по НДФЛ за 2019 год налогоплательщику не направлялись, налоговый орган не имел права перейти к процедуре принудительного взыскания указанных налогов и пени. Следовательно, требования Межрайонной ИФНС России № по ... о взыскании с ответчика задолженности по авансовым платежам по НДФЛ за 2019 год в размере 9750,00 руб., задолженности по авансовым платежам по НДФЛ за 2019 год в размере 4875,00 руб., пени за неуплату авансовых платежей по НДФЛ за 2019 год в размере 180,70 руб. за период с ** по **, пени за неуплату авансовых платежей по НДФЛ за 2019 год в размере 5,69 руб. за период с ** по ** удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что истцом не пропущен срок для обращения с административным иском о взыскании задолженности по налогу на имущество физического лица за 2017 год в сумме 133,00 руб., транспортному налогу за 2017 год в размере 855,00 руб., пени по налогу на имущество за 2017 год в размере 2,42 руб. за период с ** по **, пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 15,59 руб. за период с ** по **, судом установлена обоснованность заявленных исковых требований в указанной части, доказательства оплаты налога и пени ответчиком не представлено, административный иск в указанной части подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 400 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 - 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России №21 по Иркутской области к Пляскину Антону Игоревичу о взыскании обязательных платежей удовлетворить частично.
Взыскать с Пляскина Антона Игоревича, ** года рождения, проживающего по адресу: ......, в доход государства:
налог на имущество физического лица за 2017 год в сумме 133,00 руб.;
транспортный налог за 2017 год в размере 855,00 руб.;
пени по налогу на имущество за 2017 год в размере 2,42 руб. за период с ** по **;
пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 15,59 руб. за период с ** по **.
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №21 по Иркутской области к Пляскину Антону Игоревичу о взыскании задолженности по авансовым платежам по НДФЛ за 2019 год в размере 9750,00 руб., по авансовым платежам по НДФЛ за 2019 год в размере 4875,00 руб., пени за неуплату авансовых платежей по НДФЛ за 2019 год в размере 180,70 руб. за период с ** по **, пени за неуплату авансовых платежей по НДФЛ за 2019 год в размере 5,69 руб. за период с ** по ** – отказать.
Взыскать с Пляскина Антона Игоревича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья А.В.Черных
Мотивированное решение изготовлено 06.06.2022 года.