Дело №2-907/2022
УИД №23RS0003-01-2022-000404-92
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.-к. Анапа 23 июня 2022 г.
Анапский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Киндт С.А.
при секретаре Иванушкиной Э.А.,
с участием истца Гущина И.Л. и его представителя по устному ходатайству
Гущиной Н.А.,
представителя ответчика ПАО «Россети Кубань» ФИО6, действующего по доверенности (...)2 от 00.00.0000,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искового заявления Гущин И.Л. к ПАО «Россети Кубань» в лице Филиала ПАО «Росссети Кубань» Юго-Западные электрические сети, администрации муниципального образования город-курорт Анапа об устранении препятствий в пользовании земельным участком и исправлении технической ошибки
УСТАНОВИЛ:
Гущин И.Л. обратился в суд с иском к ПАО «Россети Кубань» в лице Филиала ПАО «Росссети Кубань» Юго-Западные электрические сети, администрации муниципального образования город-курорт Анапа об устранении препятствий в пользовании земельным участком и исправлении технической ошибки.
В обоснование иска указал, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом (год завершения строительства 1967г., реконструкция) (кадастровый 000. свидетельство о праве собственности 23-23-26/082/2011-100 от 00.00.0000), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 000. общей площадью 903 кв.м. категория земель «земли населенных пунктов», адрес г-к Анапа (...), свидетельство о праве собственности 23-23-26/082/20111 101 от 00.00.0000. 00.00.0000, при получении расширенной выписки из ЕГРН, я как собственник земельного участка по адресу г-к Анапа (...). 38 узнал, что земельный участок разделен на три участка 000 на два последних наложено обременение. Ограничения, наложенные на право пользования земельным участком с кадастровым номером 000, указаны в выписке ЕГРН от 00.00.0000 в разделе особые отметки, следующего содержания: «вид ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации: срок действия: с 00.00.0000; реквизиты документа-основания: карта(план) границ части охранной зоны ВЛ-10 кВ Дг9 от 00.00.0000000. Земельный участок 000 был выделен под охранную зону в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000000, согласно Правил охранные зоны устанавливаются: вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 10м при размещении объекта электросетевого хозяйства - ВЛ 10 кВ Дг9. На земельный участок: 000 вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации; срок действия: с 00.00.0000; реквизиты документа-основания: постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа "Об установлении публичного сервитута в целях размещения объекта электросетевого хозяйства (ВЛ 10 кВ Дг9) и его неотъемлемых технологических" от 00.00.0000000 выдан: Администрация муниципального образования город-курорт Анапа». Истцом были направлены соответствующие заявления в Администрацию МО г-к Анапа (почтовая квитанция от 00.00.0000, РПО 35342449002167, вручено 00.00.0000, повторно от 00.00.0000 РПО 35342449003478, вручено 00.00.0000; в ПАО «Россети Кубань» (вх. ЮЗ/1/7549-0 от 00.00.0000, повторно от 00.00.0000 РПО 35342449003430 ), в Россреестр через официальный сайт - 00.00.0000 (ответ исх. 000 от 00.00.0000) для разъяснения по основаниям наложения ограничения. В поступивших ответах вышеуказанных организаций отсутствует обоснованный ответ о правомерности выделения участка 000 под публичный сервитут. Согласно ответа Администрации 000-ОГ/21 от 00.00.0000 публичный сервитут может быть установлен, если необходимо использование земельного участка в целях, предусмотренных ст.39.37 ЗК РФ, - это размещение объектов электросетевого хозяйства. Согласно ответа Филиала ПАО «Россети Кубани» Юго-Западные электрические сети за №ЮЗ/4/285 от 00.00.0000 на земельном участке 000 объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ПАО «Россети Кубань» - отсутствуют. На повторный запрос о правомерности выделения участка 000 для установления публичного сервитута. Ответчик, Администрация МО г-к Анапа, указал, что по сведениям публичной кадастровой карты, земельный участок 000 находится в зоне действия публичного сервитута, (исх 000 от 00.00.0000). То есть, ответчик, не убедившись в законности применения нормы ст.39.37 ЗК РФ (нахождения объекта электросетевого хозяйства на земле ИЖС) по отношению к земельному участку 000, выносит Постановление об установлении публичного сервитута под земельный участок 000. Таким образом, основания применения ст.39.37 ЗК РФ по отношению к земельному участку 000 у Ответчиков не было. Считает, что со стороны ответчиков: Администрации МО г-к Анапа, ПАО «Россети Кубани» была допущена техническая ошибка, повлекшая за собой неправомерное включение в выписку Росреестра записи об обременение в виде публичного сервитута на земельный участок 000, по постановлению Администрации МО г-к Анапа 000 от 00.00.0000. На момент приобретения жилого дома (1967 года постройки, тех.план о реконструкции от 00.00.0000) с земельным участком 903кв.м. мне был передан кадастровый паспорт земельного участка от 08.12.2008г., согласно которого земельный участок был образован путем выделения части из единого целого с кадастровым номером 000. Участок 000 был разделен на два земельных участка: 000. С 2018 года (см. выписку из ЕГРН) согласно Постановления Правительства РФ от 00.00.0000000 часть земельного участка 000 подпадает под охранную зону, в связи с чем и был выделен участок 000 над проходом воздушной линии, что нашло свое отражение в техническом плане от 00.00.0000. То есть на момент регистрации технического плана в Росреестре значился в записи только участок 000 - выделенный под охранную зону вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи). ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 10м при размещении объекта электросетевого хозяйства - ВЛ 10 кВ Дг9. В соответствие с п. 2 Постановление Правительства РФ от 00.00.0000 N 160 (ред. от 00.00.0000) "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"). Правила утвержденные настоящим Постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего Постановления. Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 52, 53, 58, 59 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 00.00.0000 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр. В случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, на основании судебного решения запись приводится в соответствии восстановленным правом. Просит суд, с учетом уточнения иска признать технической ошибкой, внесение записи о существование земельного участка 000 с записью «об обременении и ограничении прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации; срок действия: с 00.00.0000; реквизиты документа-основания: постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа "Об установлении публичного сервитута в целях размещения объекта»; Обязать Управление Росреестра по КК в лице Анапского отдела Управления Росреестра по КК удалить запись в разделе особые отметки о наличии земельного участка 000 с отметкой об обременении; Признать технической ошибкой, внесение записи о существование земельного участка 000 с записью «об обременении и ограничении прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации срок действия: с 00.00.0000; реквизиты документа-основания: карта(план) границ части охранной зоны ВЛ-10 кВ Дг9 от 00.00.0000000; Обязать Управление Росреестра по КК в лице Анапского отдела Управления Росреестра по КК удалить запись в разделе особые отметки о наличии земельного участка 000 с отметкой об обременении.
В судебном заседании истец Гущин И.Л. и его представитель по устному ходатайству ФИО5, поддержали исковые требования, с учетом их уточнения, по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика ПАО «Россети Кубань» ФИО6, в судебном заседании просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика Администрации МО г.к. (...) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили. Ранее в судебном заседании, представитель ответчика иск не признал.
Третье лицо Управление Росреестра по (...) в лице Анапского отдела Управления Росреестра по (...) в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле и в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в суд участников процесса.
Выслушав истца Гущин И.Л. и его представителя ФИО5, представителя ответчика ПАО «Россети Кубань» ФИО6, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц.
Положением статьи 304 ГК РФ установлено право собственника требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 000 от 00.00.0000 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", указано на то, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Из материалов дела установлено, что истец Гущин И.Л. является собственником земельного участка с кадастровым номером 000 общей площадью 903 кв.м., земель населенных пунктов, по адресу (...), на котором размещен жилой дом кадастровый 000, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 00.00.0000 и Выпиской из ЕГРН от 00.00.0000.
При этом, как следует из Выписки, жилой дом завершен строительством в 1967 году, а земельному участку кадастровый номер присвоен 00.00.0000.
Право собственности истца Гущин И.Л. на земельный участок возникло в силу закона РФ от 00.00.0000000 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (диапазон действия: с 00.00.0000 по 00.00.0000), статьей 1 которого предусмотрена передача земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также под индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки в частную собственность граждан в городах, поселках и сельской местности.
Истец Гущин И.Л. воспользовался данным правом и приобрел земельный участок в собственность из государственной собственности по безвозмездной сделке. При этом, как следует из искового заявления истец при передаче ему указанного земельного участка знал, что участок соседствует с другими земельными участками, на которых размещена линия электропередачи.
Постановлением Главы Муниципального образования город-курорт Анапа 000 от 00.00.0000, во исполнение Указа Президента РФ от 00.00.0000000 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России» и проведенного уточнения границ земельных участков, занятых опорами ЛЭП 10 кВ и трансформаторными подстанциями, за ПАО «Кубаньэнерго» были закреплены на праве бессрочного пользования земельные участки общей площадью 7,2 га, занятые опорами ЛЭП 10 кВ и трансформаторными подстанциями на территории муниципального образования.
ПАО «Россети Кубань» в связи с этим, обладает правом бессрочного пользования землей общей площадью 7,2 га в соответствии с Государственным актом 000 (КК-2 000), выданным Администрацией Муниципального образования город-курорт Анапа.
Из Плана приватизации производственного объединения энергетики и электрификации «Краснодарэнерго», утвержденного фондом государственного имущества (...)00.00.0000, следует, что имущество производственного объединения энергетики и электрификации «Краснодарэнерго», включая линию электропередачи ВЛ-10 кВ Дг9 1962 года постройки как и в случае с истцом передано из государственной собственности в собственность акционерного общества.
Линия электропередачи ВЛ-10 кВ Дг9 протяженностью 5,806 километра, введенная в эксплуатацию 00.00.0000 находится в собственности акционерного общества и учтена на балансе филиала ПАО «Россети Кубань» Юго-Западные электрические сети, что подтверждается унифицированной формой бухгалтерского учета № ОС-6, утвержденной Госкомстатом России 00.00.0000.
В соответствии с положениями статьи 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 5 пункта 11 Постановления от 00.00.0000 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 акционерное общество, созданное в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
На основании статьи 1 закона Российской Федерации от 00.00.0000 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (диапазон действия: с 00.00.0000 по 00.00.0000) активы предприятий относятся к объектам приватизации (предприятия, цеха, производства, участки, иные подразделения этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудование, здания, сооружения, лицензии, патенты и другие материальные и нематериальные активы предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); доли (паи, акций) государства и местных ФИО1 народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям доли (паи, акции) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий).
При этом, в соответствии с положением п.5 статьи закона Российской Федерации от 00.00.0000 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (диапазон действия: с 00.00.0000 по 00.00.0000) приватизации не подлежали земельный и жилищный фонд, а также социально-культурные учреждения, объекты культурного и природного наследия, приватизация которых возможна в соответствии с иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с ст. 37 Земельного Кодекса РСФСР в редакции Постановления ВС РСФСР от 25.04.1991000 «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР» (диапазон действия с 00.00.0000 по 00.00.0000) при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками, а в соответствии с п.4.6 Основных положений Государственной программы приватизации ' государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 00.00.0000, утвержденных Указом Президента РФ от 00.00.0000000, собственники приватизированных государственных (муниципальных) предприятий, иные собственники зданий, сооружений, помещений имеют исключительное право по своему выбору приобрести в собственность занимаемые указанными объектами нежилого фонда земельные участки (долю земельного участка) либо взять их в долгосрочную аренду.
Таким образом, земельный участок истца кадастровый 000 общей площадью 903 кв.м., земель населенных пунктов, по адресу (...) является смежным по отношению земельного участка, на котором размещен линейный электросетевой объект ВЛ-10 кВ Дг9.
Согласно ст. 89 Земельного кодекса РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом в соответствии с ст. 104 Земельного кодекса РФ в целях безопасной эксплуатация объектов энергетики устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий. Земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 00.00.0000 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», вдоль воздушных линий электропередачи устанавливаются охранные зоны в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении, применительно к проектному номинальному классу напряжения от 1 до 10 кВ на расстоянии 10 метров (5 для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов).
Аналогичные требования к охранным зонам содержались в Постановлении ФИО1 от 00.00.0000000 "Об утверждении Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт" и в более ранних документах технического регулирования.
В этой связи ПАО «Россети Кубань» не мог допустить нарушения прав истца установлением охранной зоны воздушной линии электропередачи, поскольку её установление имело место задолго до возникновения права собственности истца. Отсутствие государственной регистрации обременения не свидетельствует об отсутствии охранной зоны и не подтверждает нарушение прав истца в настоящее время.
Несостоятельным является и довод о нарушении порядка установления публичного сервитута в целях размещения и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, о кадастровой ошибке, поскольку действия органа местного самоуправления, федерального органа государственного управления в сфере картографии и кадастра, а так же ПАО «Россети Кубань» как пользователя сервитута совершены в полном соответствии с положениями ст. 106 ЗК РФ.
С учетом изложенного, принимая во внимание обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Гущин И.Л. к ПАО «Россети Кубань» в лице Филиала ПАО «Росссети Кубань» Юго-Западные электрические сети, администрации муниципального образования город-курорт Анапа об устранении препятствий в пользовании земельным участком и исправлении технической ошибки.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Гущин И.Л. к ПАО «Россети Кубань» в лице Филиала ПАО «Росссети Кубань» Юго-Западные электрические сети, администрации муниципального образования город курорт Анапа об устранении препятствий в пользовании земельным участком и исправлении технической ошибки, а именно: признании технической ошибкой, внесение записи о существовании земельного участка 000 с записью «об обременении с ограничении прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56,56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, срок действия: с 00.00.0000; реквизиты документа – основания: постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа «Об установлении публичного сервитута в целях размещения объекта; обязании Управление Росреестра по КК в лице Анапского отдела Управления Росреестра по КК удалить запись в разделе особые отметки о наличии земельного участка 000 с отметкой об обременении; признании технической ошибкой, внесение записи о существовании земельного участка 000 с записью «об обременении и ограничении прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56,56.1 Земельного кодекса Российской Федерации срок действия: с 00.00.0000; реквизиты документа-основания: карта (план) границ части охранной зоны ВЛ-10 кВДг9 от 00.00.0000000; обязании Управление Росреестра по КК в лице Анапского отдела Управления Росреестра по КК удалить запись о разделе особые отметки о наличии земельного участка 000 с отметкой об обременении – ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в (...)вой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анапский районный суд (...).
Судья
Анапского районного суда С.А. Киндт
Мотивированный текст решения суд изготовлен 00.00.0000.