к делу № 2-1474/2022
УИД № 23RS0003-01-2022-002168-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г-к Анапа 26 мая 2022 года
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Кашкарова С.В.,
при секретаре Казанцевой Е.А.,
в участием истца Двигулина Г.Н.,
представителя третьего лица и ответчика Громова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Двигулина Г. Н. к ГКУ КК – УСЗН в городе-куроте Анапе о признании решений об отказе в назначении мер социальной поддержки, как ветерану труда, незаконными, понуждении отменить решения и назначить меры социальной поддержки, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Двигулин Г.Н. обратился в суд с исковым заявлением к ГКУ КК – УСЗН в городе-курорте Анапе о признании незаконными решений об отказе в назначении ему ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понуждении ГКУ КК – УСЗН в городе-курорте Анапе отменить указанные решения и назначить ему ежемесячную денежную выплату и компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как ветерану труда, с 2 января 2022г., взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований Двигулин Г.Н. указал, что в соответствии с удостоверением, выданным Администрацией Краснодарского края от 18 ноября 2004 г. серия В №, ему присвоено звание «Ветеран труда». 29 декабря 2021 г. он обратился в ГКУ КК – УСЗН в городе-курорте Анапе через филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Анапа с заявлениями о назначении ему ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных статьей 5 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. № 808-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края», приложив к ним все необходимые документы. Решениями ГКУ КК – УСЗН в городе-курорте Анапе от 17 января 2022 г. № и от 19 января 2022 г. №Двигулину Г.Н. было отказано в назначении ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплате, в связи с отсутствием у него на дату подачи заявлений права на получение государственных услуг, ввиду недостижения им на момент подачи заявлений, возраста, дающего право на получение данных мер социальной поддержки. Двигулин Г.Н. не согласен с вынесенными решениями, считает их незаконными и нарушающими его право на получение мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, по следующим основаниям.
На момент присвоения ему звания «Ветеран труда» (18.11.2004) статья 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции, действовавшей до 22.08.2004, предусматривала, что лицам, имеющим звание «Ветеран труда», права и льготы предоставляются после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Статья 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в редакции, вступившей в силу с 01.01.2005, предусматривала, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 5 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. № 808-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края» ветеранам труда, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), либо после назначения им пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Подавая заявления за несколько дней до наступления возраста, дающего право на получение мер социальной поддержки, установленных Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. № 808-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края», для ветеранов труда, Двигулин Г.Н. полагал, что имея статус «Ветеран труда», и учитывая, что назначение указанных мер социальной поддержки носит заявительный характер, а также то, что они назначаются с момента подачи заявления, но не ранее возникновения права на меры социальной поддержки, принимая во внимание наступавшие новогодние праздники, он имел законные основания обратиться в ГКУ КК – УСЗН в городе-курорте Анапе с заявлениями за три дня до достижения им возраста 60 лет. По мнению Двигулина Г.Н., действующее законодательство Краснодарского края не содержит запрета на досрочную подачу заявлений ранее возникновения права на получение тех или иных мер социальной поддержки. Таким образом, ГКУ КК – УСЗН в городе-курорте Анапе обязано было назначить ему, как «Ветерану труда», ежемесячную денежную выплату и компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 2 января 2022 г., т.е. с момента возникновения права на получение мер социальной поддержки – достижения 60 лет.
Просит суд признать решения ГКУ КК – УСЗН в городе-курорте Анапе от 17 января 2022 г. № об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и от 19 января 2022 г. № об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты незаконными, обязать ГКУ КК – УСЗН в городе-курорте Анапе отменить указанные решения и назначить ему компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячную денежную выплату, начиная с даты возникновения права, с 02 января 2022г., а также взыскать судебные расходы в размере 741 рубль.
В судебном заседании истец Двигулин Г.Н. свои требования поддержал, просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГКУ КК – УСЗН в городе-курорте Анапе и третьего лица Министерства труда и социального развития Краснодарского края по доверенности гев в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав на законность и обоснованность оспариваемых решений, просил в удовлетворении требований Двигулина Г.Н. отказать по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в соответствии с удостоверением, выданным Администрацией Краснодарского края от 18 ноября 2004 г. серия В №Двигулину Г.Н. присвоено звание «Ветеран труда». Двигулин Г.Н. является получателем пенсии за выслугу лет по линии ГУ МВД России по Краснодарскому краю. Получателем страховой пенсии по старости по линии Пенсионного фонда Российской Федерации не является.
ДД.ММ.ГГГГДвигулин Г.Н. обратился в ГКУ КК – УСЗН в городе-курорте Анапе через филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Анапа с заявлениями о назначении ему ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как ветерану труда, приложив к ним все необходимые документы.
Решениями ГКУ КК – УСЗН в городе-курорте Анапе, вынесенными в виде распоряжений, от 17 января 2022 г. № и от 19 января 2022 г. №Двигулину Г.Н. было отказано в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплаты, предусмотренных для ветеранов труда, в связи с отсутствием у Двигулина Г.Н. на дату подачи заявлений права на получение государственных услуг, ввиду недостижения им на момент подачи заявлений возраста, дающего право на получение данных мер социальной поддержки.
Истец не согласился с принятыми ГКУ КК – УСЗН в городе-курорте Анапе решениями от 17 января 2022 г. № и от 19 января 2022 г. №, полагает, что имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежемесячной денежной выплаты, как ветеран труда, начиная с даты возникновения права с 2 января 2022 г., что послужило поводом для обращения в суд.
Статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 указанного закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» ветеранам труда, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), либо после назначения им пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности, предоставляются меры социальной поддержки, установленные указанной статьей.
Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено частью 1 статьи 5 указанного закона, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), меры социальной поддержки в соответствии с указанной статьей предоставляются при достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» меры социальной поддержки предоставляются при условии постановки на учет в органах социальной защиты населения. Порядок предоставления мер социальной поддержки устанавливается администрацией <адрес>.
Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Краснодарского края утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 15 сентября 2005 г. № 860 (далее – Порядок от 15.09.2005 № 860).
Согласно пунктам 3, 8, 9.1, 12.1, 14 Порядка от 15.09.2005 № 860 ежемесячная денежная выплата устанавливается ветеранам труда, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), либо после назначения им пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности, а для получающих пенсии по иным основаниям, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу) ежемесячная денежная выплата устанавливается при достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Ежемесячная денежная выплата предоставляется при условии постановки заявителя на учет в управлении социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) на территории Краснодарского края.
Днем обращения за ежемесячной денежной выплатой считается дата получения документов управлением социальной защиты населения.
Ежемесячная денежная выплата назначается с первого числа месяца обращения со всеми необходимыми документами.
Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является несоответствие статуса заявителя ни одной из указанных в пункте 2 Порядка от 15.09.2005 № 860 категорий.
Стандарты, сроки и последовательность административных процедур (действий) по предоставлению государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Краснодарского края (далее – государственная услуга), порядок взаимодействия органов социальной защиты населения Краснодарского края, их должностных лиц с заявителями, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе предоставления государственной услуги определены Административным регламентом предоставления органами социальной защиты населения Краснодарского края государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Краснодарского края, утвержденным приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 27 февраля 2018 г. N 228 (далее – Административный регламент от 27.02.2018 N 228).
Пунктом 1.2 Административного регламента от 27.02.2018 N 228 предусмотрено, что заявителями на получение государственной услуги являются граждане, место жительства которых расположено на территории Краснодарского края:
ветераны труда - граждане Российской Федерации, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), либо после назначения им пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации независимо от прекращения ими трудовой деятельности;
ветераны труда - граждане Российской Федерации, получающие пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено абзацем 2 указанного Административного регламента, либо получающие пожизненное содержание за работу (службу), при достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно подпункту 2.10.2 пункта 2.10 Административного регламента от 27.02.2018 N 228 одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является несоответствие статуса заявителя ни одной из указанных в подразделе 1.2 данного Административного регламента категорий.
Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае, утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 г. № 811 (далее – Порядок от 18.09.2006 № 811).
Согласно пунктам 2, 13.2, 20, 22 Порядка от 18.09.2006 № 811 компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. № 808-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края», данная компенсация предоставляется управлением социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания в Краснодарском крае.
Днем обращения за компенсацией расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг считается дата подачи документов в управление социальной защиты населения или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней, на основании заявления, на срок действия документа, подтверждающего право на меры социальной поддержки.
Одним из оснований для отказа в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является несоответствие гражданина требованиям, установленным Порядком от 18.09.2006 № 811.
Стандарты, сроки и последовательность административных процедур (действий) по предоставлению государственной услуги «Предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Краснодарского края» (далее – государственная услуга), порядок взаимодействия органов социальной защиты населения Краснодарского края, их должностных лиц с заявителями, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе предоставления государственной услуги определены Административным регламентом предоставления государственной услуги «Предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Краснодарского края», утвержденным приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 28 ноября 2018 г. N 1804 (далее – Административный регламент от 28.11.2018 N 1804).
Подпунктом 1.2.1 пункта 1.2 Административного регламента от 28.11.2018 N 1804 предусмотрено, что получателями государственной услуги (заявителями) являются категории граждан, имеющие право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии, в данном случае, с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края».
Согласно подпункта 2.10.3 пункта 2.10 Административного регламента от 28.11.2018 N 1804 одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является несоответствие заявителя требованиям, установленным Порядком от 18.09.2006 № 811.
Исходя из указанных положений нормативных правовых актов, для обращения за получением мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, необходимо наличие присвоенного статуса «Ветеран труда» и достижение заявителем соответствующего возраста 60 лет, либо после назначения им пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, а для ветеранов труда, получающих пенсии по иным основаниям, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу) - достижение ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
На день обращения за установлением ежемесячной денежной выплатой и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Двигулин Г.Н. не достиг ни возраста 60 лет, ни возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (64 года), в связи с чем он несоответствовал статусу заявителя ни одной из указанных в пункте 2 Порядка от 15.09.2005 № 860 и пункте 1.2 Административного регламента от 27.02.2018 N 228 категорий, а также требованиям установленным Порядком от 18.09.2006 № 811.
Подав заявление и документы досрочно, до достижения права на получение мер социальной поддержки, Двигулин Г.Н. не учел, что указанными нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность установления данных выплат со дня возникновения права на получение мер социальной поддержки. Требование истца о назначении ему указанных выплат с 2 января 2022 г. прямо противоречит пункту 14 Порядка от 15.09.2005 № 860, в соответствии с которым ежемесячная денежная выплата назначается с первого числа месяца обращения со всеми необходимыми документами и пункту 20 Порядка от 18.09.2006 № 811, в соответствии с которым компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней. Следовательно, назначение днг ответчиком ежемесячной денежной выплаты с 1 декабря 2021 г. и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 января 2022 г., до достижения им соответствующего возраста, дающего право на получение указанных мер социальной поддержки, было бы неправомерным.
Таким образом, учитывая, что на момент подачи заявлений (на 29 декабря 2021 г.) Двигулин Г.Н. не достиг возраста 60 лет либо возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у него отсутствовало право на получение соответствующих мер социальной поддержки, установленных статьей 5 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. № 808-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края», истец не соответствовал статусу заявителя ни одной из указанных в пункте 2 Порядка от 15.09.2005 № 860 и пункте 1.2 Административного регламента от 27.02.2018 N 228 категорий, а также требованиям, установленным Порядком от 18.09.2006 № 811.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемые истцом решения об отказе в назначении выплат соответствуют требованиям действующего законодательства, правовых оснований для признания решений незаконными не установлено.
Доводы Двигулина Г.Н. о незаконности оспариваемых решений основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Двигулина Г. Н. к ГКУ КК – УСЗН в городе-курорте Анапе о признании решений об отказе в назначении ему ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконными, понуждении отменить указанные решения и назначить ему ежемесячную денежную выплату и компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как ветерану труда, с 02 января 2022 г., взыскании судебных расходов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Анапский городской суд Краснодарского края в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий- подпись.