НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ) от 05.03.2019 № 2А-329/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Анадырь

5 марта 2019 года

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Жукова А.Н.,

при секретаре Хрол Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-51/2019 по административному исковому заявлению Федерального государственного унитарного гидрографического предприятия к Департаменту образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа о признании незаконным приказа Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа от 26.10.2018 № 01-21/566,

установил:

в Анадырский городской суд поступило указанное административное исковое заявление Федерального государственного унитарного гидрографического предприятия.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 30.10.2018 Федеральным государственным унитарным гидрографическим предприятием получены Приказ Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа от 26.10.2018 № 01-21/566, Охранное обязательство, Паспорт объекта культурного наследия, фотография, акт № 1 технического состояния объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу».

Приказом Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа от 26.10.2018 № 01-21/566 на Федеральное государственное унитарное гидрографическое предприятие возложена обязанность по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу». Законность выдачи Охранного обязательства и Паспорта объекта культурного наследия административный истец не оспаривает, но полагает Приказ Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа от 26.10.2018 № 01-21/566 подлежит признанию недействительным, так как издан с нарушением действующего законодательства, нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку: содержание п. 8 Паспорта объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» не соответствует действующему законодательству, так как содержит описание предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» не соответствующее описанию, установленному уполномоченным федеральным органом в ЕГРОКН № 871410111620006; в нарушение действующего законодательства, п. 8 Охранного обязательства содержит информацию о предмете охраны объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу», не соответствующую записи в ЕГРОКН № 871410111620006 и не предусмотренную действующим законодательством; нарушен порядок заполнения Охранного обязательства, установленный Приказом Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887 и п. 5 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно при наличии паспорта объекта культурного наследия Раздел 1 Охранного обязательства не заполняется.

Кроме того, указывает, что административным ответчиком нарушены права административного истца посредством незаконного возложения обязанности по содержанию не принадлежащего ему имущества ‑ объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу». В п. 25 раздела 6 Охранного обязательства Департамент образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа необоснованно указывает, что единственным законным владельцем объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» является Федеральное государственное унитарное гидрографическое предприятие, право хозяйственного ведения которого, подтверждено свидетельством о государственной регистрации права. Однако указанное свидетельство подтверждает право собственности Российской Федерации на Навигационный знак «Памятник Дежневу» и к административному истцу не относится. Право собственности на объект культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» ни в ЕГРН, ни в реестре федерального имущества не зарегистрировано.

Право хозяйственного ведения Федерального государственного унитарного гидрографического предприятия на Навигационный знак «Памятник Дежневу» с кадастровым номером 87:08:010001:0031:1192, площадью 14.4 кв. м., являющегося частью объекта культурного федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу», подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 06.05.2013.

Просит суд признать Приказ Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа от 26.10.2018 № 01-21/566 «О внесении изменения в приказ Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа от 07.12.2017 № 01-21/660 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу», недействительным и взыскать с Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.

В отзыве и позиции на исковое заявление начальник Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа не согласился с требованиями административного истца, указав, что довод административного истца о том, что приказ Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа от 26.10.2018 г. № 01-21/566 «О внесении изменения в приказ Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа от 07.12.2017 года № 01-21/660 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу», ЕГРОКН № 871410111620006, с приложениями издан с нарушением действующего законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца, так как предмет охраны, указанный в п. 8 Охранного обязательства и п. 8 Паспорта объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» не соответствует описанию предмета охраны в ЕГРОКН № 871410111620006, что является нарушением действующего законодательства, не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Пункт 2 приказа Министерства культуры Российской Федерации от 15.03.2016 № 33815-р «О регистрации объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу», 1955 г. (Чукотский автономный округ) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» поручает уполномоченному лицу обеспечить внесение соответствующих сведений о Памятнике в ЕГРОКН и их опубликование. Административный ответчик таким лицом не является.

Пунктом 2 Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 15.03.2016 №358115-р «О регистрации объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу», 1955 г. (Чукотский автономный округ) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» Департаменту управления имуществом и инвестиционной политики (ФИО10) предписано обеспечить внесение соответствующих сведений о памятнике в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и их опубликование (приложение №1).

Поэтому пункт 2 данного приказа не имеет отношения к административному истцу.

Указывает, что Департамент образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа наделен правом на внесение изменений в ЕГРОКН, в том числе в части описания предмета охраны, так как согласно ч. 6 ст. 20 Закона № 73-ФЗ, изменения данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр, основанные на результатах мониторинга (п. 5 статьи 20), вносятся в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» мониторинг данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия в целях своевременного изменения данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр.

Представление органами охраны объектов культурного наследия документов, подтверждающих изменение сведений об объектах культурного наследия, зарегистрированных в Реестре, является основанием для внесения Минкультуры России в Реестр новых данных об объектах культурного наследия, зарегистрированных в Реестре (п. 4 Положения о Реестре объектов культурного наследия, утв. Приказом Минкультуры России от 03.10. 2011 № 954).

В соответствии с приказом Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа от 13.02.2018 г. № 01-02/14-18 сотрудником Инспекции по государственной охране объектов культурного наследия Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа в 2018 году проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» (акт технического состояния объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» от 26.07.2018 № 1, акт осмотра объекта культурного наследия от 26.07.2018 г. № 1).

На основании указанного мероприятия в рамках государственного контракта от 02.07.2018 № 02- 15/16-ГК на оказание услуг по разработке проекта предмета охраны, проекта границ территории, проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» разработан проект предмета охраны объекта культурного наследия, оформленный в текстовой форме.

В последующем, приказом Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа от 19.09.2018 № 01-21/495 утвержден предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу», расположенного по адресу (местонахождение): Чукотский автономный округ, <...> км юго-восточнее села.

В соответствии со статьями 9.1, 33 Закона № 73-ФЗ приказом Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа от 05.10.2018 г. №01-21/527 утверждены границы территории и правовой режим использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу».

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия федерального значения в ЕГРОКН были внесены сведения на объект культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу».

Так же указывает, что предмет охраны, установлен на основании работ по определению границ территорий, разработке проекта зон охраны, и актированию технического состояния объекта культурного наследия федерального значения «Памятник землепроходцу и мореплавателю ФИО2», по Государственному контракту № 02-5/016-ГК от 20.11.2013.

Завершить данную работу не представилось возможным в связи с отсутствием правового акта, определяющего порядок определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (в соответствии со ст. 64 Закона №73-ФЗ (приказ Минкультуры России от 13.01.2016 № 28).

При этом, требованиями пп. 3 п.1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ установлена мера по сохранению объектов культурного наследия.

В силу данной нормы, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен, юридическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, и третьи лица, во владении или в пользовании которых находится указанный объект, на основании гражданско-правового договора обязаны не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр.

Считает ошибочной позицию административного истца о том, что в целях однозначной идентификации объекта культурного наследия, описание предмета охраны в паспорте должно соответствовать его описанию в ЕГРОКН, поскольку представление органами охраны объектов культурного наследия документов, подтверждающих изменение сведений об объектах культурного наследия, зарегистрированных в едином государственном реестре объектов культурного наследия, является основанием для внесения Минкультуры России в единый государственный реестр объектов культурного наследия новых данных об объектах культурного наследия, зарегистрированных в Реестре (п. 4 Положения о Реестре объектов культурного наследия).

Поэтому на данном этапе возможны расхождения между вновь полученными данными и данными, внесенными в ЕГРОКН.

Считает, что внесение в Раздел 1 охранного обязательства данных об объекте культурного наследия, в частности, данных о предмете охраны, включенном в единый государственный реестр, имеющим паспорт объекта культурного наследия не нарушает права административного истца.

Указывает, что административный истец необоснованно считает, что Департаментом образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа нарушены права истца посредством незаконного возложения на него в охранном обязательстве обязанности по содержанию не принадлежащего ему имущества - объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу».

В описании предмета охраны и описании границ территории Памятника в ЕГРОКН № 871410111620006 Навигационный знак наряду с крестом, медными досками и другими предметами обозначен как самостоятельный индивидуально определенный объект — памятник — маяк, навигационный знак. Индивидуальные характеристики Навигационного знака, как самостоятельного объекта недвижимости, определены в техническом паспорте, книге «Огни и знаки Северного морского пути», Реестре федерального имущества, свидетельстве о государственной регистрации права от 06.05.2013.

Объекты, входящие в состав объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» (бронзовые доски, поклонный крест и т.д.) предприятию не передавались.

Полагает ошибочным довод административного истца о том, что Департаменту образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа в п. 25 Раздела 6 Охранного обязательства следовало указать, что право хозяйственного ведения Предприятия на Навигационный знак «Памятник Дежневу» возникло на основании свидетельства о государственной регистрации права от 06.05.2013, запись о государственной регистрации №87- 49-02/004/2013-479, и далее указать собственников (собственника) или иных законных владельцев (владельца) остальных предметов охраны, входящих в состав Памятника, или указать на их отсутствие.

Согласно записям Единого государственного реестра недвижимости:

- сооружение с кадастровым номером 87:08:000000:23 (Ранее присвоенный государственный учетный номер: Инвентарный номер 1192; Кадастровый номер 87:08:010001:0031:1192), наименование: Навигационный знак Памятник Дежневу, включенный в реестр объектов культурного наследия за номером 871410111620006, представляющий собой историко-культурную ценность наследия, является выявленным объектом культурного наследия Памятник и Памятник Дежневу Семену Ивановичу, 1960-08-30, 1327 решения органов охраны объектов культурного наследия - в отношении объекта недвижимости, являющегося выявленным объектом культурного наследия.

Правообладатель (правообладатели):

Российская Федерация; Собственность 87-49-02/004/2012-778 28.06.2012 00:00:00 на Навигационный знак «Памятник Дежневу», инв. №1192, S=14.4 м2, кадастровый номер 87:08:010001:0031:1192.

Федеральное государственное унитарное Гидрографическое предприятие, ИНН: <***>; Хозяйственное ведение 87-49-02/004/2013-479 06.05.2013 00:00:00 на Навигационный знак «Памятник Дежневу», инв. №1192, S=14.4 м, кадастровый номер 87:08:010001:0031:1192. Таким образом, на сооружение «Навигационный знак «Памятник Дежневу Семену Ивановичу», являющийся объектом культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу», не установлено обременений прав собственности (пользования).

Если объект культурного наследия предоставлен на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) унитарному предприятию (учреждению), то обязанным по охранному обязательству становится не государство (муниципальное образование) как его собственник, а его фактический владелец - унитарное предприятие или учреждение.

На объекты культурного наследия право собственности ни в ЕГРН, ни в реестре федерального имущества не регистрируется.

Департаментом право Предприятия на Навигационный знак S=14.4 м2 не оспаривалось.

В возражениях на отзыв и уточненных возражениях на отзыв представитель административного истца указал на необоснованность доводов административного ответчика, поддержал административные исковые требования в полном объеме.

В отзыве, заместитель руководителя, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области указал, что оспариваемый приказ с приложениями подлежит признанию недействительным, так как предмет охраны, указанный в п. 8 охранного обязательства и п. 8 паспорта не соответствует его описанию в ЕГРОКН. Предметом охраны должен являться и является «Навигационный знак Памятник Дежневу», кадастровый номер 87:08:010001:0031:1192. Тогда как в охранном обязательстве указан другой объект - Памятник Дежневу Семену Ивановичу. В реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет МТУ Росимущества, также содержатся сведения только об объекте «Навигационный знак Памятник Дежневу», кадастровый номер 87:08:010001:0031:1192. Сведения об иных объектах, находящихся в ведении МТУ Росимущества, расположенных на данной территории - отсутствуют. «Навигационный знак Памятник Дежневу» кадастровый номер 87:08:010001:0031:1192 закреплен на праве хозяйственного ведения за административным истцом. Полагал, что административное исковое заявление административного истца подлежит удовлетворению.

В уточненном административном исковом заявлении представитель административного истца указал, что довод административного ответчика о том, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 15.03.2016 № 35815-р Навигационный знак Памятник Дежневу под наименованием «памятник Дежневу Семену Ивановичу» включен в ЕГРОКН с регистрационным номером 871410111620006 не подтвержден доказательствами, основан на ложном предположении тождества (равенства, полного совпадения свойств) Навигационного знака и Памятника, имеющих разные физические характеристики и правовой статус.

Сторонами не оспаривается, что указанные Приказ и Постановление не содержит указания на Навигационный знак, как на Памятник Дежневу Семену Ивановичу. В связи с чем полагает, что указанные Приказ и Постановление не являются допустимыми доказательствами, подтверждающими их тождественность.

Также указал, что в соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регистрация права является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Таким образом, право на имущество не может подразумеваться, а должно быть явно выражено и подтверждено.

В ЕГРН и РФИ внесена следующая информация по Навигационному знаку:

- наименование — навигационный знак Памятник Дежневу;

- кадастровый №87:08:00000:23;

- правообладатель — Российская Федерация;

- вид права — собственность РФ, свидетельство № 87-49-02/004/2012-778 от 28.06.2012;

- правообладатель - ФГУП «Гидрографическое предприятие», ИНН:<***>;

- вид права — хозяйственное ведение, свидетельство № 87-49-02/004/2013-479 от 06.05.2013;

- инв. № 1192, технический паспорт на «Навигационный знак «Памятник Дежневу»;

- общая площадь 14.4 м. кв.

- номер в Реестре федерального имущества № П12780015085.

Сторонами зарегистрированное право истца на Навигационный знак признано и не оспорено в установленном порядке.

Описание предмета охраны памятника в ЕГРОКН № 871410111620006, Охранное обязательство и Паспорт Памятника Дежневу Семену Ивановичу содержат данные, не соответствующие данным, содержащимся в свидетельстве о регистрации права и техническом паспорте Навигационного знака № 1192:

- нижний ярус: размеры в плане 3.08 х 3.08 м. (9.5 м. кв.), не соответствует свидетельству о праве собственности и техническому паспорту № 1192: 3,80 х 3,80 м. (S=14.4 м.кв.);

- общая высота сооружения 11 м., в техническом паспорте — 9.7 м.

Далее в ЕГРОКН и паспорте объекта культурного наследия в описании предмета охраны указаны физические характеристики Памятника Дежневу Семену Ивановичу, в состав которого входит Навигационный знак (светящий маяк), памятный крест, а так же элементы декора.

Ответчик является владельцем охранно-информационных досок, указанных в предмете охраны Памятника Дежневу Семену Ивановичу. Это обстоятельство подтверждается п. 8 Акта № 1 от 26.07.2018.

Документы, свидетельствующие о передаче памятного креста, указанных досок и иных элементов декора административному истцу или другому лицу, административным ответчиком не предоставлены.

Также указал, что административным ответчиком обстоятельство, указанное в описании объекта охраны, свидетельствующее о несоответствии параметров Памятника Дежневу Семену Ивановичу и Навигационного знака:

- общая площадь Памятника Дежневу Семену Ивановичу 45.5 м. кв. Кадастровый и инвентарный номера отсутствуют, право на Памятник Дежневу Семену Ивановичу в ЕГРН не зарегистрировано;

- номер в реестре федерального имущества – отсутствует;

- сведения о правообладателях Памятника Дежневу Семену Ивановичу — отсутствуют;

- данные о балансовом учете — отсутствуют;

- информация, свидетельствующая о возникновении или переходе права на Памятник Дежневу Семену Ивановичу — отсутствует.

Какие либо документы, подтверждающие зарегистрированное право на Памятник Дежневу Семену Ивановичу в объеме, установленном в ЕГРОКН, административным ответчиком не представлены.

Полагает, что на Памятник Дежневу Семену Ивановичу распространяются общие положения Гражданского кодекса РФ и Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Административный истец обращает внимание на то обстоятельство, что п. 4 раздела IV Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 к объектам федеральной собственности отнесены объекты морского транспорта, к которым относятся морские навигационные знаки и иные СНО.

Таким образом, считает, что свидетельство о праве собственности РФ № 87-49-02/004/2012-778 от 28.06.2012, относится именно к объекту морского транспорта Навигационный знак Памятник Дежневу, а не к объекту культурного наследия Памятник Дежневу Семену Ивановичу, право РФ на который не зарегистрировано.

Указывает, что согласно ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» требования по содержанию объекта культурного наследия устанавливаются охранным обязательством в отношении собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, т.е. предусматривает в отношении объектов недвижимости обременение только в объеме зарегистрированного права собственника или владельца.

Таким образом, охранным обязательством административному истцу могут быть установлены только требования по содержанию Навигационного знака, т.е. в объеме зарегистрированного права. В п. 25 Раздела 6 Охранного обязательства административным ответчиком необоснованно указано на то, что единственным законным владельцем объекта культурного наследия «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» ЕГРОКН №871410111620006 является административный истец, право которого на «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 28.06.2012.

Кроме того указывает, что административный истец, в соответствии с действующим законодательством, не имеет права расходовать субсидии из федерального бюджета на содержание недвижимого имущества, право РФ на которое не зарегистрировано и владельцем которого он не является.

Считает, что нарушения прав административного истца выражается в необоснованном возложении на него оспариваемым приказом обязанности по содержанию не принадлежащего ему имущества, выдаче предписаний о необходимости надлежащего содержания «Памятника Дежневу Семену Ивановичу».

В судебное заседание административный истец Федеральное государственное унитарное гидрографическое предприятие, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения административного дела явку своего представителя не обеспечил.

Административный ответчик Департамент образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Заинтересованные лица Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Чукотскому автономному округу и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, представили суду ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит следующему.

Согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В ст. 2 Закона № 73-ФЗ указано, что исходя из особого статуса и ценности такого имущества порядок его вовлечения и использования в гражданском обороте регламентирован гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных актами специального законодательства в области охраны объектов культурного наследия.

Требования к содержанию и порядок оформления охранного обязательства регламентирован ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ в охранное обязательство включается два вида требований:

Общие требования, которые следуют напрямую из законодательства и указываются в охранном обязательстве. В силу прямого указания закона собственник или иной законный владелец обязан:

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

4) выполнять иные обязанности, предусмотренные п.п. 1 - 3 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ.

Специальные требования, которые устанавливаются непосредственно охранным обязательством (п. 2 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ):

1) к сохранению объекта культурного наследия (в соответствии со ст. 47.2 Закона № 73-ФЗ);

2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния (в соответствии с п. 4 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);

3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия (в соответствии со ст. 47.4 Закона № 73-ФЗ);

4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством РФ;

5) к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия в соответствии со ст. 27 Закона № 73-ФЗ и в сроки, указанные в акте технического состояния объекта культурного наследия, предусмотренном п. 2 ст. 47.2 Закона № 73-ФЗ.

Кроме того, охранным обязательством устанавливаются обязанности собственника или иного законного владельца (п. 6 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ):

1) по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, установленных ст. ст. 47.2 - 47.4 Закона № 73-ФЗ;

2) по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных ст. 5.1 Закона № 73-ФЗ.

В случае необходимости органы охраны объектов культурного наследия вправе устанавливать дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия (п. 3 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ).

Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия (п. 4 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ). В случае отсутствия паспорта в охранное обязательство вносятся дополнительные сведения, предусмотренные п. 5 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ.

Согласно п. 7 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ и п. 3 Порядка подготовки и утверждения охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия, утвержденного Приказом Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887, охранное обязательство утверждается:

1) актом Минкультуры РФ - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, Перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 № 759-р, а также земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный Перечень;

2) актом регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением объектов, включенных в указанный выше Перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Порядок выдачи охранного обязательства устанавливается актом соответствующего субъекта РФ (Приказ Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа от 05.07.2016 № 01-42/001 (ред. от 28.04.2018) «Об утверждении Административного регламента Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа исполнения государственной функции «Оформление и утверждение охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенного на территории Чукотского автономного округа»).

В соответствии с п. 7.1 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ охранное обязательство не утверждается в отношении выявленных объектов культурного наследия, достопримечательных мест, объектов культурного наследия, являющихся отдельными захоронениями, некрополями; охранные обязательства утверждаются в отношении памятников и ансамблей, расположенных в границах территорий достопримечательных мест.

Форма охранного обязательства приводится в Приложении 1 к Приказу Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)», порядок его заполнения определяется Порядком подготовки и утверждения охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия (Приложение 2 к данному Приказу).

Акт органа охраны объектов культурного наследия с утвержденным им охранным обязательством подлежит размещению на сайте соответствующего органа в сети Интернет и приобщается к учетному делу объекта культурного наследия (п. 10 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ).

Пунктом 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ установлено, что охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, либо не передан в безвозмездное пользование от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.

В случае, если часть объекта культурного наследия закреплена на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за унитарным предприятием или учреждением, а часть передана в безвозмездное пользование на основании гражданско-правовых договоров юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из таких лиц.

Таким образом, действующая редакция Закона № 73-ФЗ лицом, на которое в первоочередном порядке возложена обязанность по выполнению охранного обязательства, указывает собственника такого объекта, в том числе и в случае, если указанный объект находится во владении или пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Копия акта с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику или иному владельцу, к обязанностям которого относится его исполнение, а также в Росреестр для регистрации ограничений (обременений) прав в ЕГРН не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства (п. 12 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ).

Как следует из материалов дела приказом Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа от 26.10.2018 № 01-21/566 «О внесении изменения в приказ Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа от 07.12.2017 № 01-21/660 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» в приказ Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа от 07.12.2017 № 01-21/660 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семёну Ивановичу» внесены следующие изменения:

Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семёну Ивановичу» изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

Инспекции по государственной охране объектов культурного наследия Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа (ФИО11):

‑ направить копии настоящего приказа собственнику объекта культурного наследия, а так же в орган регистрации прав для регистрации указанных в статье 47.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

‑ опубликовать настоящий приказ на сайте Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://edu87.ru (т.2 л.д.80).

В п. 8 охранного обязательства собственника или иного законного владельца, утвержденного указанным выше приказом Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа от 26.10.2018 № 01-21/566 объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации «Памятник Дежневу Семёну Ивановичу», с регистрационным номером 871410111620006, содержится описание предмета охраны объекта культурного наследия:

Градостроительная характеристика

Местоположение: островное (обособленное), на вершине холма

(этнографическое название - гора ФИО1), возвышающегося над крутым склоном скального берега Берингова пролива на высоте 80 м над уровнем моря, окруженного с северо-запада сопочным массивом, в 6 километрах южнее самой крайней северо- восточной точки мыса ФИО2.

Композиционная значимость: композиционная доминанта в окружающем природном ландшафте.

Пирамидальный силуэт сооружения.

Секторы и направления видовых раскрытий (круговой обзор):

- дальние планы: с акватории моря в секторе северо-восток - юго-запад; с сопочной гряды в секторах юго-восток - юго-запад; с территории объекта культурного наследия федерального значения «Многослойное поселение Наукан» (регистрационный номер в Едином государственном реестре объектов культурного наследия 871440148720006) в секторах северо-восток - юго-восток;

- ближние планы: круговой обзор при подъеме к вершине холма.

Визуальные связи памятника с памятным знаком (крестом) и объектом

культурного наследия федерального значения «Многослойное поселение Наукан».

Объемно-пространственная композиция на дату строительства (1956 г.): сооружение навигационного знака в виде установленного на высоком квадратном в плане основании (площадке) полого внутри, двухъярусного четырехгранного обелиска пирамидальной формы, где нижний ярус значительно меньшей высоты, решен в виде постамента, оформленного цоколем и карнизом, имеет вход во внутреннее помещение в центре северо-западной грани, а верхний ярус высокий с падкими гранями завершен нависающей смотровой площадкой с установленным на ней маячным светооптическим аппаратом (фонарем с проблесковым аппаратом).

Стилистика сооружения, свойственная переходному от советской неоклассики к функционализму периоду, сочетающая классические принципы построения композиции и упрощенный декор (неоклассицизм с чертами зарождающегося функционализма).

Параметры сооружения и его частей, в том числе размеры в плане, высотные отметки, профили сечений (уклон стен).

Параметры площадки-основания: квадратная (6,75 х 6,75 м - у основания; 5,88 х 5,88 м - в верхней части) площадка высотой (с учетом рельефа) до 1,3 м, с наклонными стенами трехступенчатого профиля и лестничным бетонным трехступенчатым маршем с парапетами с северо-западной стороны.

Параметры обелиска:

- нижний ярус: размеры в плане 3,08 х 3,08 м;

- верхний ярус: размеры в плане 2,2 х 2,2 м,

- смотровая площадка: размеры в плане 1,7 х 1,7 м с небольшой прямоугольной выемкой в виде люка с северо-западной стороны;

- общая высота сооружения со шпилем 11м.

Материал площадки-основания: бетон; железобетонная монолитная лестница.

Ограждение площадки из цепей, закрепленных на столбиках:

- параметры, материал бетонных оштукатуренных угловых столбиков в форме усеченной пирамиды с пирамидальным завершением, опоясанных металлическими полосами. Нижние пояса двухступенчатые, к верхним поясам прикреплены цепи;

- два сохранившихся с северо-западной стороны небольших металлических столбика, стилизованных под кнехты, фланкирующих вход на площадку с лестничного марша, на которых закреплены звенья цепей;

- металлические скобы, фиксирующие с юго-западной и северо-восточной сторон площадки в ее средней части звенья цепи.

Конструкции и материал обелиска:

- нижний ярус: монолитный бутобетон;

- верхний ярус: объемный стальной каркас уголкового профиля на болтовых соединениях, с внутренний стороны сооружения элементы каркаса открытые, с наружной стороны к ним прикреплена арматурная сетка (10 мм), к арматурной сетке привязана сетка под штукатурку и оштукатурена цементно-песчаным раствором в два слоя, снаружи окрашена.

Архитектурно-художественное оформление фасадов обелиска:

- местоположение, размеры и прямоугольная форма дверного проема;

- характер обработки фасадной поверхности: окраска по штукатурке;

- профиль цоколя нижнего яруса, составленный тремя уступами, из которых нижний самый высокий;

- четырехступенчатый профиль карниза, венчающего нижний ярус, составленный широкой верхней полкой, широкой скошенной ступенью под ней, и двумя узкими полочками снизу, из которых нижняя полочка намного уже верхней.

- вертикальные кронштейны простой геометрической формы без декора, расположенные в завершении верхнего яруса на флангах граней и поддерживающие смотровую площадку.

Характер и материал ограждения смотровой площадки: металлическая решетка, составленная из двух полос, соединенных часто расположенными стойками. С северо-западной стороны, в месте расположения люка, решетка имеет полукруглый в плане изгиб.

Наружная навесная металлическая лестница, закрепленная на северо- западной грани верхнего яруса, ведущая к люку смотровой площадки. Тетивы лестницы выполнены из стержней круглого сечения. Ступени - из прутков квадратного сечения, которые петлей огибая тетивы, образуют скобу крепления к стене (скобы связаны с несущим стальным каркасом обелиска).

Фонарь (типа АМ-500, проблесковый аппарат «Проблеск», лампа 32 в.* 100 вт.) с оформлением в виде главки со шпилем, завершенным пятиконечной звездой в обруче. Главка металлическая, составлена двумя частями - нижней в форме усеченного профилированного конуса, украшенного вверху рядом маленьких круглых отверстий, и верхней, шлемовидной.

Бронзовый бюст ФИО2 в форме очень высокого горельефа, поставленный на прямоугольную плиту, к которой прикреплена бронзовая дубовая ветвь; его местоположение в нижней части восточной грани второго яруса сооружения.

Бронзовые доски, выполненные в виде филенок в профилированном обрамлении, закрепленных на гранях нижнего яруса с помощью бронзовых винтов, в том числе:

- на лицевой юго-восточной грани - трапециевидная доска фигурного очертания (с выборкой по углам) (1,52 х 0,84 х 1,3 м, четыре винта), с текстом:

«ФИО3

ФИО2

родился около 1605 г.

умер 1672 г.»;

- трапециевидные доски на северо-восточной и юго-западной гранях постамента (1,52 х 0,84 х1,3 м, четыре винта), с текстами:

на северо-восточной грани:

«ФИО2

Выдающийся русский мореход.

В 1648 году спустился по реке

Индигирке до Северного Ледовитого

океана и морем на коче достиг

устья реки Алазея.»;

на юго-западной грани:

«ФИО2

в 1648 году первым из

мореплавателей открыл пролив

между Азией и Америкой

и морской путь вокруг

Северо-Восточной Азии.»;

- фигурная доска на северо-западной грани над дверным проемом в форме горизонтально вытянутого прямоугольника (0,8x0,23 м, два винта) с треугольными выборками по углам, накладными орнаментальными элементами в поле на флангах, и выделенной центральной частью в виде трапециевидной филенки в рамке с контррельефным орнаментом и текстом в поле: «1955»;

Охранные информационные доски, установленные с двух сторон от дверного

проема.

Памятный знак в форме деревянного креста с каменной обкладкой в основании, расположенный в 45 м к северо-востоку от объекта культурного наследия «Памятник Дежнёву Семёну Ивановичу» (т. 2 л.д. 81-93).

В п. 11 охранного обязательства содержаться сведения о требованиях к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об особом режиме использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных ст. 5.1 Закона 73-ФЗ, а именно:

1) на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;

2) на территории памятника, ансамбля разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях;

3) в случае нахождения памятника или ансамбля на территории достопримечательного места подлежат также выполнению требования и ограничения, установленные в соответствии со статьей 5.1 Закона 73-ФЗ, для осуществления хозяйственной деятельности на территории достопримечательного места;

4) особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном Законом 73-ФЗ, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Закона 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанному объекту.

Согласно пунктов 14, 15, 16 Раздела 2 «Требования к сохранению объекта культурного наследия» охранного обязательства лицо (лица), указанное (указанные) в п. 11 ст. 47.6 Закона 73-ФЗ, обязано (обязаны) обеспечить финансирование и организацию проведения научно- исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом 73-ФЗ.

Работы по сохранению объекта культурного наследия должны организовываться собственником или иным законным владельцем объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 Закона 73-Ф3.

Собственник (иной законный владелец) земельного участка, в границах которого расположен объект археологического наследия, обязан:

‑ обеспечивать неизменность внешнего облика;

‑ сохранять целостность, структуру объекта археологического наследия;

‑ организовывать и финансировать спасательные археологические полевые работы на данном объекте археологического наследия в случае, предусмотренном ст. 40 и в порядке, установленном ст. 45.1 Закона 73-ФЗ.

Разделом 3 «Требования к содержанию объекта культурного наследия» охранного обязательства установлено в том числе, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 Закона 73-ФЗ, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В Разделе 6 «Иные обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указано, что для лица (лиц), указанного (указанных) в п. 11 ст. 47.6 Закона 73-ФЗ устанавливаются обязанности:

1) по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 Закона 73-ФЗ;

2) по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных статьей 5.1 Закона 73-ФЗ.

В п. 25 указанного раздела содержатся данные о собственнике или ином законном владельце объекта культурного наследия:

‑ Федеральное государственное унитарное гидрографическое предприятие Министерства транспорта Российской Федерации (ФГУП «Гидрографическое предприятие», ОГРН <***>, ИНН <***>, Санкт-Петербург, Московский пр., 12

Данные о форме собственности/владения/пользования объектом: ‑ свидетельство о государственной регистрации права (право хозяйственного ведения), выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу 28 июня 2012 г. №87-49-02/004/2012-778.

Таким образом, данным охранным обязательством на собственника или иного владельца возложены обязанности, в том числе по сохранению, содержанию, ремонту объекта культурного наследия «Памятник Дежневу Семену Ивановичу». При этом в качестве собственника или иного владельца, указан административный истец ‑ Федеральное государственное унитарное гидрографическое предприятие.

Вместе с тем, достоверных доказательств того, что Федеральное государственное унитарное гидрографическое предприятие является собственником или иным владельцем объекта культурного наследия «Памятник Дежневу Семёну Ивановичу» административным ответчиком не представлено.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу 28.06.2012 №87-49-02/004/2012-778 Российской Федерации на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 на праве собственности принадлежит объект права: Навигационный знак Памятник Дежнёву, назначение: обеспечение безопасности мореплавания, общая площадь 14.4 кв.м. инв. № 1192, адрес объекта Чукотский автономный округ, Чукотский район, в 4 милях к SSW от мыса ФИО2. Бывшее селение Наукан. Берингов пролив. Кадастровый номер № 87:08:010001:0031:1192 (т. 1 л.д. 21).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права № 87 АА 029651 от 06.05.2013 Федеральному государственному унитарному гидрографическому предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежит объект права: Навигационный знак Памятник Дежнёву, назначение: обеспечение безопасности мореплавания, общая площадь 14.4 кв.м. инв. № 1192, адрес (местонахождение) объекта Чукотский автономный округ, Чукотский район, в 4 милях к SSW от мыса ФИО2. Бывшее селение Наукан. Берингов пролив. Кадастровый номер № 87:08:010001:0031:1192 (т. 1 л.д. 20).

Аналогичная информация содержится в Выписках из реестра федерального имущества № 241/3 от 19.02.2018 и № 2333/1 от 18.12.2018, в соответствии с которыми Федеральному государственному унитарному гидрографическому предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежит объект права: Навигационный знак Памятник Дежневу (т. 1 л.д. 77-79, т. 2 л.д. 101-103). При этом в графах о регистрационном номере объекта культурного наследия сведений нет.

Как было указано выше к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 Закона № 73-ФЗ).

Исходя из особого статуса и ценности такого имущества порядок его вовлечения и использования в гражданском обороте регламентирован гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных актами специального законодательства в области охраны объектов культурного наследия (ст. 2 Закона № 73-ФЗ).

К таким особенностям согласно п. 2 ст. 63 Закона № 73-ФЗ относится необходимость оформления права собственности Российской Федерации на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27.12.1991 (постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327).

Момент возникновения права собственности определяется правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 8.1, ст. 218, 219, 223, п. 4 ст. 1152 ГК РФ).

Административным ответчиком не представлено доказательств того, что объект культурного наследия «Памятник Дежневу Семёну Ивановичу» является собственностью административного истца, либо принадлежит ему на ином праве.

Каких-либо доказательств того, что Навигационный знак Памятник Дежневу и объект культурного наследия «Памятник Дежневу Семёну Ивановичу» являются одним и тем же объектом культурного наследия административным ответчиком также не представлено.

Ссылка административного ответчика на Выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 05.02.2018 из которой следует, что сооружение Навигационный знак Памятник Дежневу кадастровый номер 87:08:00000:23, ранее присвоенный кадастровый номер № 87:08:010001:0031:1192, является объектом культурного наследия № 871410111620006 Памятник Памятник Дежнёву Семёну Ивановичу, Постановление «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» № 1327 от 30.08.1960 г., и на Выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 06.12.2018 из которой следует, что сооружение Навигационный знак Памятник Дежневу кадастровый номер 87:08:00000:23, ранее присвоенный кадастровый номер № 87:08:010001:0031:1192, является выявленным объектом культурного наследия, 871410111620006, представляющего собой историко-культурную ценность, Памятник и Памятник Дежнёву Семёну Ивановичу, 1960-08-30, 1327 решения органов охраны объектов культурного наследия – в отношении объекта недвижимости, являющегося выявленным объектом культурного наследия, является неубедительной (т. 2 л.д. 104-107).

Согласно п. 8 Постановления Совета Министров СССР № 1327 от 30.08.1960 было постановлено утвердить список памятников культуры согласно Приложению № 1, подлежащих охране как памятники государственного значения (т. 1 л.д. 163-164).

В Приложении № 1 к Постановлению № 1327 указан «Памятник Дежнёву Семёну Ивановичу» с местонахождением: Магаданская область Чукотский национальный округ мыс ФИО2, около поселка Наукан.

Вместе с тем, данным Постановлением утвержден лишь перечень памятников культуры подлежащих охране как памятников государственного значения, из чего нельзя сделать вывод о тождественности Навигационного знака Памятник Дежневу и «Памятник Дежневу Семёну Ивановичу».

Также в доказательство их тождественности представитель административного ответчика ссылалась на Формуляр-карточку от 04.03.1964, однако из ее содержания этого не следует (т. 1 л.д. 165).

Судом установлено, что в Единый государственный реестр государственной недвижимости внесены сведения представленные Департаментом образования культуры и спорта Чукотского автономного округа.

Вопреки доводам административного истца, в соответствии с подп. 2 п. 2.1 Положения о Департаменте образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа, утвержденного Постановлением Правительства Чукотского автономного округа № 483 от 02.10.2015 (действовавшего на момент вынесения оспариваемого приказа), Департамент осуществлял переданные в установленном федеральным законодательством порядке полномочия Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия, то есть обладал полномочиями по обращению в орган регистрации для внесения сведений в Единый государственный реестр государственной недвижимости.

Полагая, что Навигационный знак Памятник Дежневу и «Памятник Дежневу Семёну Ивановичу» тождественны административный ответчик обратился в регистрирующий орган для внесения изменений. Вместе с тем, основания для признания Навигационного знака Памятник Дежневу и объектов культурного наследия «Памятник Дежневу Семёну Ивановичу» отсутствуют.

Как указано, выше в случае, если часть объекта культурного наследия закреплена на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за унитарным предприятием или учреждением, а часть передана в безвозмездное пользование на основании гражданско-правовых договоров юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из таких лиц (п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ).

Представитель административного ответчика указала, что Навигационный знак Памятник Дежневу не является частью объекта культурного наследия «Памятник Дежневу Семёну Ивановичу».

Поскольку охранное обязательство выдано в отношении объекта культурного наследия «Памятник Дежневу Семёну Ивановичу», при этом в качестве собственника или иного законного владельца данного объекта культурного наследия указан административный ответчик, суд отклоняет довод представителя административного ответчика о том, что на административного истца распространяются лишь требования охранного обязательства в части не допущения ухудшения состояния объекта культурного наследия «Памятник Дежневу Семёну Ивановичу».

Также о возложении охранным обязательством на административного истца обязанности по сохранению объекта культурного наследия «Памятник Дежневу Семёну Ивановичу» следует из содержания предписания об устранении выявленных нарушений (т.1 л.д. 248-250). Исходя из содержания которого, административный ответчик требует от административного истца исполнения данного охранного обязательства.

Обобщая изложенное, суд приходит к выводу, что указание в охранном обязательстве административного ответчика в качестве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия «Памятник Дежневу Семёну Ивановичу» является неправомерным, а направив Федеральному государственному унитарному гидрографическому предприятию оспариваемый приказ, Департамент образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа необоснованно возложил на него обязанность по выполнению охранного обязательства.

При таких обстоятельствах приказ Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа № 01-21/566 от 26.10.2018 нарушает законные права административного истца, в связи с чем данный приказ нельзя признать законным.

Поскольку суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого приказа, другие доводы административного истца, приведенные в административном исковом заявлении и уточненном административном исковом заявлении значения не имеют.

Согласно положениям п. 4 ч. 6 ст. 180 и п. 2 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), резолютивная часть решения суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должна содержать указание на распределение судебных расходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Частью 1 ст. 111 КАС РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При этом действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона, в силу закона, освобождена от уплаты государственной пошлины. Государственные органы, несмотря на их статус и особенности рассмотрения дел об оспаривании их решений, являются стороной по делу и не освобождаются от возмещения судебных расходов в случае отмены их решения.

Как следует из материалов дела, при обращении в суд с настоящим административным иском административным истцом уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 рублей.

Поскольку требования административного истца подлежат удовлетворению, уплаченная им государственная пошлина подлежит взысканию в его пользу с административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд,

решил:

административное исковое заявление Федерального государственного унитарного гидрографического предприятия – удовлетворить.

Признать недействительным приказ Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа № 01-21/566 от 26.10.2018.

Возложить на Департамент образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа обязанность сообщить суду и Федеральному государственному унитарному гидрографическому предприятию об исполнении настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Взыскать с Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа в пользу Федерального государственного унитарного гидрографического предприятия расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.Н. Жуков

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2019 года.