НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Алтайского районного суда (Республика Хакасия) от 20.10.2023 № 2А-615/2023

УИД

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Белый Яр, РХ ДД.ММ.ГГГГ

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Шатковой Е.А.,

при секретаре Тащян Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия обратилось в Алтайский районный суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании в доход соответствующего бюджета задолженность по требованию: от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражена к уплате сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 169,00 рублей, пени за несвоевременное перечисление налога на имущество физических лиц в размере 6,53 рублей, сумма задолженности по требованию составила 175,53 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражена к уплате сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 98,00 рублей, пени за несвоевременное перечисление налога на имущество физических лиц в размере 14,40 рублей, сумма задолженности по требованию составила 112,40 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражена к уплате сумма задолженности по пени за несвоевременное перечисление налога на имущество физических лиц в размере 106,77 рублей, сумма задолженности по требованию составила 106,77 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражена к уплате сумма задолженности по пени за несвоевременное перечисление налога на имущество физических лиц и земельного налога в размере 326,33 рублей, сумма задолженности по требованию составила 326,33 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражена к уплате сумма задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в размере 982,00 рублей, пени за несвоевременное перечисление земельного налога и налога на имущество физических лиц в размере 4,61 рублей, сумма задолженности по требованию составила 986,61 рублей. Сумма задолженности, подлежащая взысканию, составила 1 686,29 рублей, из них налог в размере 1 249,00 рублей, пени в размере 437,29 рублей. Свои требования мотивирует тем, что ФИО1 является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц. В связи с несвоевременной уплатой налогов ответчику в порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ выставлены вышеуказанные требования. До настоящего времени обязанность по уплате налогов и пени в полном объеме налогоплательщиком не исполнена. В связи с неисполнением налогоплательщиком требований в добровольном порядке налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ УФНС России отказано в выдаче судебного приказа. Ходатайствуют о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании задолженности по налогам и пени с ФИО1

Представитель УФНС по Республике Хакасия в зал суда не явился. Налоговый орган надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного заседания.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, судом приняты меры к его надлежащему извещению о дате, времени и месте рассмотрения дела по адресу регистрации, конверт с судебной повесткой вернулся в адрес суда с отметкой «истек срок хранения».

Руководствуясь ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и административного ответчика, явка которых обязательной не признана.

Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Как следует из содержания п. 1 ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом (п.п. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, являясь налоговым органом, обладает полномочиями по обращению в суд с указанными требованиями.

В соответствии со ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Кодекса.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Так, согласно п. 2 ст. 48 НК РФ (в ред. действовавшей на дату выставления требования и истечения трехлетнего срока) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. До января 2021 года, сумма налогов, сборов, пеней, штрафов, указанная в ст. 48 Налогового кодекса, составляла 3 000 рублей.

Пунктом 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из системного анализа ст.ст. 17.1, ч. 1 ст. 123.1 и п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ следует, что при отсутствии спора налоговый орган вправе обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с физического лица налога, сбора, пеней, штрафов, а в районный суд лишь после отмены судебного приказа. Вместе с тем, при наличии спора о праве, налоговый орган не лишен возможности обратиться с административным исковым заявлением непосредственно в районный суд без предварительного обращения к мировому судье, поскольку такое предварительное обращение к мировому судье, безусловно, повлечет отказ в выдаче судебного приказа, либо его последующую отмену по заявлению должника, что не будет отвечать принципам повышения эффективности и ускорения судопроизводства.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу п. 2 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Как видно из материалов дела, ФИО1 начислялись земельный налог и налог на имущество физических лиц в 2015-2017 годах. Ему направлялись налоговые уведомления об уплате налогов: за 2015 год по земельному налогу – 638,00 рублей, по налогу на имущество физических лиц – 317,00 рублей от ДД.ММ.ГГГГ; за 2016 год по земельному налогу – 638,00 рублей, по налогу на имущество физических лиц – 226,00 рублей от ДД.ММ.ГГГГ; за 2017 год по земельному налогу – 833,00 рублей, по налогу на имущество физических лиц – 149,00 рублей от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с нарушением сроков уплаты налогов в адрес ФИО1 налоговым органом были выставлены требования: от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражена к уплате сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 169,00 рублей, пени за несвоевременное перечисление налога на имущество физических лиц в размере 6,53 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражена к уплате сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 98,00 рублей, пени за несвоевременное перечисление налога на имущество физических лиц в размере 14,40 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражена к уплате сумма задолженности по пени за несвоевременное перечисление налога на имущество физических лиц в размере 106,77 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражена к уплате сумма задолженности по пени за несвоевременное перечисление земельного налога и налога на имущество физических лиц в размере 326,33 рублей; от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражена к уплате сумма задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в размере 982,00 рублей, пени за несвоевременное перечисление земельного налога и налога на имущество физических лиц в размере 4,61 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 г. Абакана Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по Республике Хакасия отказано в выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам, пени, в связи с тем, что заявленное требование не является бесспорным, так как подано в суд за пределами шестимесячного срока, установленного ч. 2 ст. 286 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд находит установленным, что самое раннее требование об уплате недоимки по налогу и пени датировано ДД.ММ.ГГГГ со сроком добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 сумм задолженности по налогам за 2015-2017 годы и пени налоговый орган должен был обратиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В Алтайский районный суд Республики Хакасия налоговый орган обратился с административным исковым заявлением к ФИО1 в связи с неисполнением вышеуказанных требований об уплате недоимки по транспортному налогу и пени ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается оттиском штемпеля суда на титульном листе административного иска, то есть с пропуском установленного срока для обращения в суд.

Таким образом, административным истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим административным иском о взыскании с ФИО1 недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы и пени в связи с несвоевременной уплатой налога. При этом, налоговый орган обратился к суду с ходатайством о восстановлении срока для обращения в суд, в обоснование которого указывает, что вышеуказанный срок был пропущен в связи с тем, что неуплата налога и пени по требованиям установлена в 2023 году.

Суд не находит причину пропуска срока обращения в суд, указанную административным истцом, уважительной. Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права применительно к положениям абзаца 4 п. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Исходя из изложенного, суд полагает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обращения в суд с настоящим административным иском к ФИО1

В силу ч. 1 ст. 290 КАС РФ решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, принимая во внимание положения ч. 5 ст. 180 КАС РФ, суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований УФНС России по Республике Хакасия к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц и пени в связи с несвоевременной уплатой налогов отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 286-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Шаткова

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.