Дело № 2а-886/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 августа 2021 года город Алдан
Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Демидович А.В.,
при секретаре Граниной М.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в административное дело по иску Инспекции федеральной налоговой службы России по Алданскому району к ФИО3 о взыскании пени по страховым взносам, УСН,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по Алданскому району обратилась в суд с иском к ФИО3, просит взыскать с ответчика пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 3588,67 рублей и пеню по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 1966, 34 рублей. В обоснование заявленных требований административный истец указал, ответчик состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя в период с 23 марта 2006 года по 17 октября 2017 года.
11 февраля 2017 года Пенсионным фондом в отношении ФИО3 по состоянию на 1 января 2017 года была передана задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 3795, 59 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 86,32 рублей.
28 мая 2015 года ФИО3 предоставила первичную налоговую декларацию по УСН за 2014 года, согласно которой сумма налога к уплате составила 0,00 рублей.
28 марта 2016 года ФИО3 предоставила уточненную декларацию по УСН за 2014 года, согласно которой сумма налога к уплате составила 47574 рублей. В установленный законодательством срок налог не был уплачен, в связи с чем, ответчику были начислены пени.
По состоянию на текущую дату задолженность по пени на страховые взносы не погашена, но изменилась ввиду списания задолженности по страховым взносам на обязательное страхование и составляет 5555,01 рублей, которую административный истец просит взыскать с ответчика.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебное заседание административный ответчик ФИО3 не явилась, извещена судом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие. Направила возражение, в котором просит отказать в удовлетворении иска в связи с пропуском срока исковой давности.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования не признала и пояснила, что срок обращения в суд иском истек спустя шесть месяцев после наступления периода уплаты налога, т.е. в июле 2017 года, настаивала на отказе в удовлетворении административного иска в связи с пропуском истцом срока для обращения в суд.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего:
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно пункту 2 статьи 432 НК РФ, суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
На период осуществления предпринимательской деятельности ФИО3, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федераци, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшим до 1 января 2017 года, являлась плательщиком страховых взносов.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Пунктом 2 статьи 4 ФЗ от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, применённой органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (п.1 ст. 423 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 420 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 5 статьи 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.
В соответствии со статьей 31 НК РФ, налоговый орган вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ.
В соответствии со статьей 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО3 ИНН [Номер] была зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 23 марта 2006 года и прекратила свою деятельность 17 октября 2017 года, что не оспаривается административным ответчиком.
Пенсионным фондом 11 февраля 2017 года в отношении ФИО3 по состоянию на 1 января 2017 года была передана задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 3795, 59 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 86,32 рублей.
В соответствии со ст. 346.12 НК РФ, административный ответчик является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 346.23 НК РФ, налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, следовательно, срок представления налоговой декларации по УСН за 2014 год – 30 апреля 2015 года.
Из материалов дела следует, что налоговая декларация по УСН за 2014 год административным ответчиком представлена 28 марта 2016 года, согласно которой налог к уплате исчислен в размере 47574 рубля.
Поскольку в установленный законом срок административный ответчик страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии не уплатила, налоговым органом было направлено требование [Номер] от 199 октября 2018 года об уплате пени в размере 7891,86 рублей в указанием срока уплаты до 9 ноября 2018 года.
Расчет пени, представленный административным истцом, проверен судом и признан верным; административный ответчик указанный расчет не опроверг, свой расчет не представил.
Ответчиком заявлено о пропуске срока принудительного взыскания.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в требовании.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
В требовании № 2172 от 19 октября 2018 года установлен срок уплаты 8 ноября 2018 года, следовательно, срок для обращения в суд за принудительным взысканием недоимки и пени составляет 8 мая 2019 года. Доводы ответчика об исчислении срока для обращения в суд со дня окончания периода уплаты налога, основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
22 апреля 2019 года ИФНС России по Алданскому району обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Алданского района с заявлением о выдаче судебного приказа, что подтверждается представленным суду реестром. Следовательно, шестимесячный срок, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ административным истцом не пропущен.
27 апреля 2019 года мировым судьей судебного участка № 2 вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО3 в доход государства недоимки по налогам в размере 7891, 86 рублей и государственной пошлины в размере 200 рублей, который был отменен определением мирового судьи судебного участка № 2 Алданского района от 22 марта 2021 года в связи с возражениями ответчика.
После отмены судебного приказа налоговый орган 2 июня 2021 года обратился с настоящим иском в суд, в установленные ст. 48 НК РФ сроки, т.е. в пределах срока принудительного взыскания недоимки, следовательно, доводы ответчика суд оценивает как несостоятельные, и подлежащие отклонению.
Поскольку в ходе судебного разбирательства факт нарушения ответчиком обязанности по уплате налога за спорный налоговый период установлен, расчет недоимки по налогам и пени проверен судом, и не опровергнут ответчиком, порядок принудительного взыскания налога налоговым органом соблюден то в силу указанных выше норм закона, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Истец – налоговый орган в силу п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с удовлетворением исковых требований судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию в доход федерального бюджета с ответчика в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск Инспекции федеральной налоговой службы России по Алданскому району к ФИО3 о взыскании пени по страховым взносам, УСН, удовлетворить.
Взыскать с ФИО3, ИНН [Номер] в пользу государства задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы: пени в размере 3588,67 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пеня в размере 1966,34 рублей, всего взыскать 5555 (Пять тысяч пятьсот пятьдесят пять) рублей 01 копейку.
Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в доход государства в сумме 400 (Четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 14 сентября 2021 года.
Председательствующий судья Демидович А.В.