НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Абзелиловского районного суда (Республика Башкортостан) от 30.11.2016 № 2-1377/2016

Дело № 2-1377/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Аскарово РБ 30 ноября 2016 г.

Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Янузаковой Д.К.

при секретаре ФИО6

с участием истца - помощника прокурора Абзелиловского района РБ ФИО7,

третьего лица с самостоятельными требованиями ФИО1, ее представителя ФИО8,

представителя ответчика администрации МР Абзелиловский район РБ ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Абзелиловского района РБ в интересах ФИО1 к администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан о признании распоряжения незаконным, обязании выплатить ежемесячное поощрение, третьего лица с самостоятельными требованиями ФИО1 к администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан о взыскании единовременной выплаты премии, обязании произвести перерасчет, компенсации морального вреда, расходов по оплате услуг представителя,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Абзелиловского района РБ в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с названным иском. Требования мотивированы тем, что ФИО1 согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ состоит в должности заместителя главы администрации муниципального района Абзелиловский район РБ по социальной и кадровой политике, должностной оклад согласно указанному трудовому договору установлен в размере <данные изъяты> рубля. Постановлением главы администрации муниципального района Абзелиловский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении размеров денежных поощрений заместителей главы администрации и управляющего делами администрации муниципального района Абзелиловский район РБ» установлено ежемесячное денежное поощрение первому заместителю главы администрации, заместителям главы администрации и управляющему делами в размере 3 должностных окладов. Распоряжением главы администрации муниципального района Абзелиловский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное денежное поощрение с ДД.ММ.ГГГГ заместителю главы администрации по социальной и кадровой политике установлен в размере 1 должностного оклада, в связи с перераспределением функций и уменьшением количества курируемых структурных подразделений. При этом перечень курируемых предприятий, организаций, учреждений муниципального района, управлений, отделов администрации муниципального района Абзелиловский район РБ утвержден только ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации . Перераспределение функций указанного заместителя никаким нормативным правовым актом не подтверждено. Таким образом, одностороннее снижение ежемесячного денежного поощрения заместителю главы администрации муниципального района Абзелиловский район РБ по социальной и кадровой политике ФИО1 до одного должностного оклада является нарушением трудовых прав работника, в связи с чем, распоряжение главы администрации MP Абзелиловский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене. Согласно штатному расписанию администрации муниципального района Абзелиловский район РБ должностной оклад ФИО1 составлял <данные изъяты> рублей. Следовательно, за период с ДД.ММ.ГГГГ года по день увольнения ДД.ММ.ГГГГ, за <данные изъяты> месяца подлежит взысканию сумма в размере <данные изъяты> рублей.

Просит признать распоряжение главы администрации МР Абзелиловский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении размеров денежных поощрений заместителей главы администрации и управляющего делами администрации муниципального района <данные изъяты> район» незаконным, обязать произвести выплату ФИО1 ежемесячного денежного поощрения за ДД.ММ.ГГГГ г. по день увольнения ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.

Ответчик исковые требования не признал, предоставил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому ФИО1 являлась заместителем главы администрации района, по социальной и кадровой политике, ей было установлено ежемесячное денежное поощрение в размере 3-х окладов, это поощрение является видом материального стимулирования муниципальных служащих и работников, выплачивается в соответствии с отдельными распоряжениями главы Администрации муниципального района. Трудовым договором с ФИО1 размер ежемесячного денежного поощрения не предусмотрен. Постановлением главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное денежное поощрение ей было установлено в максимальном размере – трех должностных окладов. В дальнейшем распоряжением главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ было предусмотрено, что ежемесячное денежное поощрение заместителей главы Администрации с ДД.ММ.ГГГГ будет осуществляться от объема выполняемых работ и по результатам мониторинга показателей эффективности деятельности муниципального района Абзелиловский район по курируемым отраслям каждому заместителю отдельно. По результатам ежемесячного мониторинга показателей эффективности деятельности муниципального района Абзелиловский район по каждой отрасли глава Администрации при необходимости принимает решение об увеличении (уменьшении) размера ежемесячного денежного поощрения заместителей. Распоряжением главы Администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное денежное поощрение заместителю главы администрации по социальной и кадровой и политике муниципального района Абзелиловский район с учетом выполняемых функций и результатов работы установлено с ДД.ММ.ГГГГ в размере одного должностного оклада, поскольку она выполняет только часть функций - занимается социальными вопросами, кадровыми вопросами не занимается, показатели социального блока ухудшились, что вызвало замечания на совещаниях в Правительстве РБ. Соответственно, в ДД.ММ.ГГГГ года перечень курируемых предприятий заместителя главы администрации по социальной и кадровой политике фактически уменьшился: постановлением главы Администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ после ликвидации МБУ «Районный дом культуры», МБУ «Центральная районная библиотека, МБУ культуры и искусства «Музей имени Т.Кусимова», которые были подведомственны заместителю главы Администрации ФИО1, был создан МАУ «Культурно-досуговый центр» муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан. Данный факт впоследствии был закреплен правовым актом, так, в соответствии с постановлением главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ (прилагается) ФИО1 должна была курировать <данные изъяты> структурных подразделений и организаций, то после приведения в соответствие, согласно постановлению главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ (прилагается) начала курировать <данные изъяты> структурных подразделений и организаций. Учитывая данные обстоятельства, в связи с тем, что половину функций заместителя главы Администрации по социальной и кадровой политике, а именно кадровые вопросы решают другие муниципальные служащие, а также с уменьшением курируемых структурных подразделений и организаций, а соответственно, с уменьшением объема выполняемых работ, и по результатам мониторинга показателей на основании распоряжения главы Администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ эффективности деятельности муниципального района Абзелиловский район по курируемым отраслям распоряжением главы Администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное денежное поощрение заместителю главы администрации по социальной и кадровой и политике муниципального района Абзелиловский район с учетом выполняемых функций и результатов работы установлено с ДД.ММ.ГГГГ в размере одного должностного оклада. После принятия вышеуказанного распоряжения постановление главы Администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ было отменено. Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами. Денежное поощрение является видом материального стимулирования муниципальных служащих и иных работников, выплачивается по результатам работы, и размер его ежемесячно может поменяться в сторону увеличения или уменьшения. Соответственно, в трудовом договоре с работником размер денежного поощрения не указывается, так как это будет противоречить положениям Трудового кодекса Российской Федерации о том, что о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца. Дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ было изготовлено незаконно, тем более оно не подписано со стороны ФИО1, значит, не имеет юридической силы и считается недействительной. Просит в удовлетворении требований прокурора отказать.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась с заявлением о вступлении в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями, согласно которым просит взыскать премию по итогам 2015 г., обязать произвести перерасчет выплаты всех сумм при увольнении, взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

Решением суда от 18.07.2016г. в удовлетворении иска прокурора отказано в связи с пропуском срока обращения в суд.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ от 14.09.2016г. данное решение отменено, дело направлено в тот же суд для рассмотрения по существу, апелляционной инстанцией сделан вывод, что судом не были разрешены требования ФИО1 о взыскании премии по итогам 2015 г., обязании произвести перерасчет выплаты всех сумм при увольнении, компенсации морального вреда, взыскании расходов на оплату услуг представителя, поданные ею в пределах трехмесячного срока.

Определением суда от 20.10.2016г. ФИО1 привлечена в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями.

Ответчик не согласился с требованиями третьего лица с самостоятельными требованиями, предоставил дополнительный отзыв, согласно которому в соответствии с пунктом 1 и подпунктом 1.1. раздела 3 Положения об оплате труда муниципальных служащих и работников, осуществляющих техническое обеспечение администрации и Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, утвержденным Решением Совета муниципального района Абзелиловский район ДД.ММ.ГГГГ установлено, что премирование муниципальных служащих и работников осуществляется по результатам работы только за успешное и качественное выполнение должностных обязанностей и поручений руководства, и оно является видом материального стимулирования. Основными показателями для премирования являются: а)исполнение регламента и планов работы Администрации, Совета муниципального района; б)добросовестное исполнение должностных инструкций, утвержденных в установленном рядке; в)качественное и своевременное выполнение заданий вышестоящих органов власти, а также главы, первого заместителя главы, заместителей главы, управляющего делами администрации, секретаря Совета муниципального района (в зависимости от штатной принадлежности работника); г)своевременная и качественная подготовка служебных документов; д)отсутствие нарушений трудовой, исполнительской и финансовой дисциплины. Руководитель самостоятельно принимает решение о премировании или о лишении премии при наличии не выполнения (исполнения) одного из вышеперечисленных показателей. Распоряжением главы Администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за качественное и своевременное выполнение должностных обязанностей часть работников администрации были премированы по итогам работы за 2015 год. Работникам, ненадлежащим образом исполняющим свои обязанности, имеющим предупреждения, а также имеющим не снятые дисциплинарные взыскания, работодатель решил данную премию не выплачивать, в том числе и заместителю главы Администрации по социальной и кадровой политике ФИО1 в связи с упущениями в ее работе, о которых говорилось ранее. Указывает, что премирование по итогам года не предусмотрено локальным актом организации, в контексте статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации является разовой премией, соответственно работодатель имеет право принимать решение самостоятельно по своему усмотрению по премированию работников по итогам года за качественное и своевременное выполнение должностных обязанностей.

Также указывает, что п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в части признания нарушения длящимся необходимо, чтобы заработная плата была начислена, но не выплачена. Поскольку ежемесячное денежное поощрение ФИО1 в размере <данные изъяты> рублей (разница в размере 2- окладов с ДД.ММ.ГГГГ года по день увольнения) не было начислено, то выплачена она быть не может, п. 56 вышеуказанного постановления в данном случае не применим.

Истец, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, указав, что оспариваемое постановление незаконно, материалами дела подтверждено, что денежное поощрение является составной частью заработной платы, срок исковой давности не пропущен потому, что в марте материал по постановлению прокурора был передан в трудовую инспекцию, которая привлекла в последующем администрацию к ответственности, постановление администрации района, которым отменено денежное поощрение в размере трех окладов, появилось только при рассмотрении жалобы на постановление трудовой инспекции, с данным постановлением работник не ознакомлен.

Третье лицо с самостоятельными правами требования ФИО1 в судебном заседании свои требования и требования прокурора поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме, указав, что в декабре ДД.ММ.ГГГГ года ей также не выплатили премию ко Дню Конституции РФ и РБ, потеря составила около <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ года она не могла знать о нарушении своих прав невыплатой годовой премии, решение о которой было принято в ДД.ММ.ГГГГ., к дисциплинарной ответственности она не привлекалась, просит удовлетворить в полном объеме.

Представитель третьего лица с самостоятельными правами требования ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, указав, что срок исковой давности не пропущен, потому что ФИО1 обращалась в прокуратуру, имелись все условия для выплаты годовой премии, ответчик обязан был выплатить ее.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал, просил отказать по доводам, изложенным в отзывах, также указал о пропуске срока исковой давности.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности заместителя главы администрации муниципального района Абзелиловский район по социальной и кадровой политике с возложением на нее обязанностей по этой должности в соответствии с должностной инструкцией, являющейся неотъемлемой частью трудового договора.

Согласно условиям трудового договора с муниципальным служащим от . на стороны трудового договора распространяются нормы действующего трудового законодательства, с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в РФ», Закона РБ «О муниципальной службе в РБ» (п.1.2.).

П. 2.1. договора предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на своевременную и в полном объеме выплату денежного содержания в соответствии со своей квалификации. Данному право служащего корреспондируется обязанность администрации по своевременной и в полном размере выплате причитающегося муниципальному служащему по настоящему трудовому договору денежного содержания.

П.3.1. трудового договора определено, что денежное довольствие муниципальному служащему выплачивается в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О предельных нормативах размера труда в органах местного самоуправления в Республике Башкортостан» в следующем размере:

- должностной оклад <данные изъяты> руб.;

- надбавка к должностному окладу за классный чин ______(прочерк) руб.;

- надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы – 150%;

- надбавка за выслугу лет в размере 30 % от должностного оклада (в дальнейшем устанавливается распоряжением главы Администрации в соответствии с Законом);

- районный коэффициент 15%;

- премия по результатам работы за месяц в размере 100% от должностного оклада с учётом надбавок и доплат ежемесячно за добросовестное исполнение своих обязанностей;

- единовременное денежное поощрение;

- иные выплаты в соответствии с нормативными правовыми актами.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Администрации муниципального района ФИО1 как заместителю главы администрации по социальной и кадровой и политике муниципального района Абзелиловский район было установлено ежемесячное денежное поощрение в максимальном размере - три должностных оклада. Факт ознакомления с данным постановлением стороны в процессе не отрицали.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Администрации муниципального района определено, что с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное денежное поощрение заместителей главы Администрации будет осуществляться от объема выполняемых работ и по результатам мониторинга показателей эффективности деятельности муниципального района Абзелиловский район по курируемым отраслям каждому заместителю отдельно. По результатам ежемесячного мониторинга показателей эффективности деятельности муниципального района Абзелиловский район по каждой отрасли глава Администрации при необходимости принимает решение об увеличении (уменьшении) размера ежемесячного денежного поощрения заместителей. Сведений об ознакомлении с постановлением ФИО1 ответчиком суду не представлено, ФИО1 факт ознакомления отрицала.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Администрации муниципального района утвержден перечень курируемых ФИО1 предприятий, организаций, учреждений района, их количество составило 19.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы Администрации муниципального района ФИО1 как заместителю главы администрации по социальной и кадровой и политике муниципального района Абзелиловский район было установлено ежемесячное денежное поощрение с ДД.ММ.ГГГГ в размере одного должностного оклада в связи с перераспределением функций и уменьшением количества курируемых структурных подразделений и организаций. Иным заместителям данным распоряжением установлено ежемесячное денежное поощрение в размере 3-х окладов.

В преамбуле данного распоряжения содержатся ссылки на Постановление Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2013г. № 610, решение Совета Муниципального района Абзелиловский район № 216 от 04.03.2014г., которым утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих и работников, осуществляющих техническое обеспечение Администрации и Совета муниципального района Абзелиловский район РБ (далее Положение).

10.11.2015г. постановлением постановление главы Администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу, утвержден новый перечень курируемых ФИО1 предприятий, организаций, учреждений района, их количество составило 16, исключены 3 (управление пенсионного фонда, музеи, отдел по работе с кадрами и правовому обеспечению муниципального района), из которых 1 (отдел по работе с кадрами и правовому обеспечению муниципального района) перераспределилось на другое лицо (музеи исключены вообще, управление пенсионного фонда, как и ранее, отнесено к ведению заместителя главы по экономическому развитию).

ДД.ММ.ГГГГ. издано постановление главы администрации , согласно которому признано утратившим силу постановление администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении размеров денежных поощрений заместителей главы администрации и управляющего делами администрации муниципального района Абзелиловский район РБ». Согласно п.2 указанного постановления оно вступает в силу после подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.12.2015г. Сведений об ознакомлении с данным документом ФИО1 также ответчиком не представлено, ФИО1 факт ознакомления в суде отрицала.

В материалах дела также имеется решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому жалоба Администрации Муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан на постановление Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан от 08.04.2016г., которым Администрация Муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ по факту незаконного уменьшения поощрения ФИО1, оставлена без удовлетворения.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 была уволена в связи с сокращением штатов по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ.

В соответствии с части 3 статьи 37 Конституции РФ каждый работник имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу статьи 132 Трудового кодекса РФ, запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Статьей 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 22 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», которая в данном случае является специальной нормой, регулирующей спорные отношения, предусмотрено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ст. 26 указанного закона).

Согласно статье 12 Закона Республики Башкортостан от 16.07.2007 N 453-з «О муниципальной службе в Республике Башкортостан» денежное содержание муниципального служащего состоит из месячного должностного оклада в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад) и надбавки к должностному окладу за классный чин лицу, замещающему должность муниципальной службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания муниципального служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из надбавки к должностному окладу за выслугу лет, надбавки к должностному окладу за особые условия службы, надбавки к должностному окладу лицам, допущенным к государственной <данные изъяты>, денежного поощрения, премии по результатам работы, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, в том числе индексируют оклады денежного содержания. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Башкортостан (п.2 ст. 12 вышеприведенного закона).

Пунктом 4.2. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2013г. № 610 установлено, что заместителям главы администрации ежемесячное денежное поощрение устанавливается в размере до 3-х должностных окладов.

В соответствии с п. 1.2. вышеуказанного Постановления Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2013 года № 610 органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, в том числе индексируют оклады денежного содержания. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами.

Решением Совета Муниципального района Абзелиловский район № 216 от 04.03.2014г. с 01.01.2014г. утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих и работников, осуществляющих техническое обеспечение Администрации и Совета муниципального района Абзелиловский район РБ, состоящее из трех разделов, посвященных денежному содержанию муниципальных служащих, оплате труда лиц, не являющихся муниципальными служащими, условиям и порядку материального стимулирования муниципальных служащих и работников соответственно.

Согласно пункту 2 раздела 1 «Денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы в администрации и Совете» данного Положения денежное содержание муниципального служащего состоит из месячного оклада, установленного в соответствии с замещаемой ими должностью муниципальной службы (должностной оклад) и надбавки к должностному окладу за классный чин лицам, замещающим должности муниципальной службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания муниципального служащего, а также из других ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Заместителю главы администрации района может выплачиваться ежемесячное денежное поощрение в размере до трех должностных окладов (п.п. 5 пункта 5 раздела 1 Положения).

В разделе 3 данного Положения, именуемое как «Условия и порядок материального стимулирования» содержится указание на три вида материального стимулирования муниципальных служащих и работников:

- премирование по результатам работы за успешное и качественное выполнение должностных обязанностей и поручений руководства (п.1.1.). Выплачивается муниципальным служащим в размере 50 процентов месячного денежного содержания с учетом районного коэффициента по итогам работы за квартал в последнем месяце квартала (п.п.а) п.2)

- оказание материальной помощи по итогам работы одного из полугодий, в особых случаях (юбилейный даты, несчастные случаи, стихийные бедствия и т.д.), единовременная выплата к отпуску муниципальным служащим (п.1.2.). Выплачивается муниципальным служащим в размере одного оклада в пределах средств фонда оплаты труда в течение календарного года на основании заявления по решению главы или председателя Совета (п.3.1.), п.3 также предусмотрен порядок оказания материальной помощи в иных случаях.

- денежное поощрение муниципальных служащих в пределах месячного фонда оплаты труда, приуроченная к датам праздников, а также в иных случаях в соответствии с отдельными распоряжениями главы администрации (п.1.3).

Таким образом, нормативный акт органа местного самоуправления устанавливает два вида денежного поощрения: в качестве составной части денежного содержания муниципального служащего и предполагающей ежемесячную выплату (именуется как ежемесячное денежное поощрение) и в качестве вида материального стимулирования, носящий разовый характер (именуется как денежное поощрение).

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что указанное в трудовом договоре ФИО1 «единовременное денежное поощрение» идентично понятию «ежемесячное денежное поощрение», о котором идет речь в разделе 1 приведенного выше Положения.

Изучив данное положение об оплате труда муниципальных служащих и работников, суд приходит к выводу, что оно не содержит сведений о том, что ежемесячное денежное поощрение является мерой материального стимулирования муниципальных служащих.

В связи с изложенным, суд отклоняет довод ответчика, что ежемесячное денежное поощрение, о выплате которого поставлен вопрос истцом и бывшим работником, относится к мерам материального стимулирования и его размер не подлежит согласованию со служащим.

Также суд обращает внимание, что Положение об оплате труда муниципальных служащих и работников, на которое ссылается ответчик, не содержит порядка изменения указанного ежемесячного денежного поощрения.

Отсутствие в данном локальном акте такого порядка, принимая во внимание отсутствие и в трудовом договоре истца и ответчика условий, позволяющих определить размер ежемесячного денежного поощрения, порядка и оснований его изменения, свидетельствуют о нарушении трудовых прав служащего, поскольку позволяют работодателю произвольно изменять размер ежемесячного денежного поощрения муниципального служащего.

Доказательств, подтверждающих, что постановление главы Администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, которым определена зависимость ежемесячного денежного поощрение заместителей главы Администрации будет осуществляться от объема выполняемых работ и результатов мониторинга показателей эффективности деятельности муниципального района Абзелиловский район по курируемым отраслям по каждому заместителю отдельно, доведено до сведения ФИО1 не представлено, соответствующих изменений в ее трудовой контракт на основании данного постановления не вносилось.

Из постановления главы Администрации муниципального района № 96 от 30.12.2014г. следует, что ответчик ежемесячно должен проводить мониторинг показателей эффективности деятельности района по курируемой конкретным заместителем отрасли, по результатам которого должно быть принято решение о размере ежемесячного денежного поощрения каждому заместителю. Указанное предполагает оформление результатов мониторинга и принятого решения в виде определенного документа.

Вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ стороной ответчика не представлено суду доказательств, свидетельствующих о применении указанного постановления в течение 2015 года, как в отношении ФИО14 Р.Н., так и в отношении иных лиц, что указывает о его формальном характере.

Ответчиком также не представлено достоверных доказательств, обосновывающих снижение эффективности деятельности муниципального района Абзелиловский район по отрасли, курируемой ФИО1

Информация о социально-экономическом положении МР Абзелиловский район по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, как и статистические данные, представленные ответчиком, таким доказательством выступать не могут, поскольку из них не следует причинно-следственная связь между действием/бездействием ФИО1 и ухудшением уровня жизни, изменением демографической обстановке в районе. Конкретных фактов, свидетельствующих об изменении эффективности деятельности района в результате действий ФИО1, ее работы, суду не представлено.

Кроме того, оспариваемое постановление администрации не содержит ссылки на снижение денежного поощрения в связи с ненадлежащим выполнением своих обязанностей.

Суд также принимает во внимание, что администрация по собственной инициативе подготовила дополнительное соглашение к трудовому договору с муниципальным служащим ФИО1 от 14.06.2011г., в котором указала на конкретный размер данного поощрения, установленный распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на Положение об оплате.

Довод ответчика об ошибочном изготовлении данного соглашения судом расценивается как несостоятельный, направленный на защиту своей позиции в суде.

Суд также учитывает, что в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ содержится конкретное указание на уменьшение ежемесячного денежного поощрения ФИО1 в связи с перераспределением функций и уменьшением количества курируемых структурных подразделений и организаций, в то время как постановление , которым уменьшен перечень курируемых ею предприятий, учреждений, издано позже, ДД.ММ.ГГГГ.

Также в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что кадровые вопросы не решались ФИО1 с момента начала ее работы в указанной должности.

Таким образом, требования прокурора и ФИО1 в части признания распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании администрацию выплатить денежное поощрение за <данные изъяты> года по день увольнения ДД.ММ.ГГГГ суд находит обоснованными. Указанное распоряжение подлежит признанию незаконным в части установления ФИО1 ежемесячного денежного поощрения с ДД.ММ.ГГГГ в размере одного должностного оклада.

Ответчиком заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности в части требований прокурора и ФИО1, указывает, что оспариваемое распоряжение вынесено ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 ознакомилась с ним ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ее подписью, она должна была обратиться в трехмесячный срок, при этом не имеет значения, сам работник обращается в суд либо в его интересах в суд обращаются другие лица, упомянутые в части первой ст. 391 ТК РФ. Потому что каких-либо иных сроков обращения за разрешением индивидуального трудового спора, в том числе и в случае, когда в суд обращается прокурор в интересах работника, законодательство не содержит. Прокурор действует лишь в защиту прав и интересов работника, и на него в равной мере распространяются положения законодательства о сроках на обращение в суд с иском.

В соответствии с частью 1 статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Принимая во внимание, что ФИО1 обратилась за восстановлением своих нарушенных прав в прокуратуру района 10.12.2015г., впоследствии в феврале 2016 года в прокуратуру Республики Башкортостан с жалобой на прокуратуру района, прокурор ДД.ММ.ГГГГ внес в адрес ответчика представление, которое последним исполнено не было, суд приходит к выводу о том, что срок обращения со стороны прокурора и ФИО15 Р.Н. был пропущен по уважительной причине, в связи с чем, доводы ответчика о пропуске срока исковой давности не могут быть приняты во внимание судом.

Относительно требований ФИО1 о взыскании премии по итогам ДД.ММ.ГГГГ г., суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 1.1. раздела 3 Положения об оплате труда муниципальных служащих и работников, осуществляющих техническое обеспечение администрации и Совета муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, утвержденным Решением Совета муниципального района Абзелиловский район 04 марта 2014 года № 216 установлено, что премирование муниципальных служащих и работников осуществляется по результатам работы за успешное и качественное выполнение должностных обязанностей и поручений руководства, и оно является видом материального стимулирования.

Согласно п.2.1. данного раздела основными показателями для премирования являются:

а) исполнение регламента и планов работы Администрации, Совета муниципального района;

б) добросовестное исполнение должностных инструкций, утвержденных в установленном рядке;

в) качественное и своевременное выполнение заданий вышестоящих органов власти, а также главы, первого заместителя главы, заместителей главы, управляющего делами администрации, секретаря Совета муниципального района (в зависимости от штатной принадлежности работника);

г) своевременная и качественная подготовка служебных документов;

д) отсутствие нарушений трудовой, исполнительской и финансовой дисциплины.

П.2.5 указанного раздела предусмотрено, что премия начисляется за фактически отработанное время, работникам, проработавшим неполный рабочий месяц и уволенным по основаниям, предусмотренным пунктами 3,5,6,9-12 статьи 81 ТК РФ, за несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего, а также в случае лишения работника вступившим в законную силу решения суда права занимать должности муниципальной службы, премия за данный месяц не выплачивается.

Согласно п. 2.6. данного Положения в случаях нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих должностных обязанностей, регламента работы Администрации, Совета муниципального района, поручений главы Администрации, Председателя Совета муниципального района, превышения должностных обязанностей, а также за несоблюдение установленных законодательством ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, работники Администрации, Совета муниципального района могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. При наложении дисциплинарного взыскания работник может быть полностью или частично лишен премии распоряжением Администрации или Совета муниципального района на основании служебных записок первого заместителя, заместителей главы, управляющего делами администрации, секретаря Совета муниципального района.

Проект распоряжения главы Администрации о наложении дисциплинарного взыскания, лишении премии разрабатывает управляющий делами администрации.

Таким образом, годовая премия является мерой материального стимулирования работников, в этой части суд соглашается с доводами ответчика.

Вместе с тем, указанным выше Положением предусмотрен порядок лишения работника премии, который в данном случае со стороны ответчика был нарушен.

Распоряжением главы Администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в целях стимулирования работников администрации и Совета муниципального района за качественное и своевременное выполнение должностных обязанностей по итогам работы за <данные изъяты> год премированы работники администрации в размере согласно приложений ( и ).

Из содержания данного распоряжения следует, что не премируются специалисты, имеющие не снятые дисциплинарные взыскания за <данные изъяты> год.

Суд отклоняет довод ответчика, что премирование по итогам года, выплаченное по данному распоряжению, не предусмотрено локальным актом организации, поскольку он противоречит материалам дела. Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ содержит непосредственную ссылку на п.1.3 раздела 3 Положения об оплате труда муниципальных служащих и работников, утвержденного решением Совета муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному пункту Положения предусмотрена единовременная выплата в пределах месячного фонда оплаты труда к определенным датам, а также в иных случаях в соответствии с отдельным распоряжением главы Администрации муниципального района.

Судом установлено, что в <данные изъяты> году ФИО1 не имела дисциплинарных взысканий, а также не была уволена по основаниям, указанным в п. 2.5. раздела 3 Положения.

Упущения, отмеченные ответчиком, не относятся к основаниям, с которыми действующее у ответчика Положение связывает возможность лишения премии работками.

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право принимать решение о премировании работников по итогам года за качественное и своевременное выполнение должностных обязанностей.

Вместе с тем, доказательств некачественного и несвоевременного выполнения ФИО1 своих должностных обязанностей ответчиком не представлено, доводы ответчика в этой части суд находит голословными, не подтвержденными какими-либо доказательствами (служебными записками, докладными, приказами, расчетами, актами служебного расследования).

Принимая во внимание изложенное, учитывая действующее у ответчика Положение об оплате труда муниципальных служащих и работников, суд находит требования ФИО1 о взыскании в ее пользу единовременной выплаты премии по итогам <данные изъяты> года обоснованными.

Согласно расчету, предоставленному ФИО1, месячный фонд оплаты ее труда составил <данные изъяты> рублей. Данный расчет стороной ответчика не оспорен.

Из представленного ответчиком расчета следует, что сведения по размерам должностного оклада, за классный чин, выслугу лет, надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы совпадают.

В судебном заседании представитель ответчика не отрицал наличие премии по результатам работы за месяц в размере 100% с учетом надбавок и доплат, что также следует из трудового договора и представленных расчетных листков ФИО1

Принимая во внимание, что суд признал незаконным снижение ежемесячного денежного поощрения с 3-х окладов до одного, составные части расчета третьего лица с самостоятельными требованиями и ответчика совпадают, суд находит обоснованным расчет, предоставленный ФИО1, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию премия по итогам работы за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> рублей.

Поскольку из Положения об оплате труда муниципальных служащих и работников, действующего у ответчика, следует, что премии, выплачиваемые в соответствии с настоящим положением, учитываются при исчислении среднего заработка в порядке, установленным законодательством и включаются в заработок, на который начисляется районный коэффициент (п.2.4. положения), то требования ФИО1 об обязании ответчика произвести перерасчет выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя при увольнении также подлежат удовлетворению.

Статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает возможность возмещения работнику морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в случае нарушения имущественных прав работника.

Соответствующее разъяснение содержится в части 2 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, а также в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Согласно пункту 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 апреля 2011 года N 538-О-О, часть 2 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации направлена на создание правового механизма, обеспечивающего работнику судебную защиту его права на компенсацию наряду с имущественными потерями, вызванными незаконными действиями или бездействием работодателя, физических и нравственных страданий, причиненных нарушением трудовых прав.

При определении размера компенсации суд действует не произвольно, а на основе вытекающих из законодательства критериев. Такое правовое регулирование, возлагающее на работодателя дополнительную ответственность за нарушение трудовых прав работника, имеет целью защиту прав и законных интересов лиц, работающих по трудовому договору.

С учетом того, что судом установлено нарушение трудовых прав истца со стороны ответчика, принимая во внимание обстоятельства дела, соразмерность причиненного неправомерными действиями работодателя ущерба работнику, с учетом степени вины работодателя, а также отсутствием наступления тяжких последствий для ФИО1 с учетом требований разумности и справедливости, полагает возможным определить к взысканию компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей. Размер указанной компенсации, по мнению суда, является достаточным, с учетом установленных судом обстоятельств нарушения трудовых прав истца.

Согласно части первой статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 данного Кодекса. Согласно части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Возмещение судебных издержек (в том числе расходов на оплату услуг представителя) на основании приведенных норм осуществляется, таким образом, только той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, в силу того судебного постановления, которым спор разрешен по существу. Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения расходов на оплату услуг представителя при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования (определением Конституционного Суда РФ от 19.01.2010 г. N 88-О-О).

Вопрос о компенсации расходов, понесенных стороной по делу в связи с оплатой услуг представителя, регулируется отдельной статьей и основным критерием при его разрешении является принцип разумности.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации, предусматривающих право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45), и гарантирующих каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48), каждое лицо свободно в выборе судебного представителя и любое ограничение в его выборе будет вступать в противоречие с Конституцией Российской Федерации.

Согласно правоприменительной практике Европейского суда по правам человека заявитель имеет право на компенсацию судебных расходов и издержек, если докажет, что они были понесены в действительности и по необходимости и являются разумными по количеству. Европейский суд исходит из того, что если дело велось через представителя, то предполагается, что у стороны в связи с этим возникли определенные расходы, и указанные расходы должны компенсироваться за счет проигравшей стороны в разумных пределах.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2004 N 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требований ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации.

Суд, учитывая конкретные обстоятельства дела, степень его сложности, объем выполненной представителем ФИО1 работы, количество процессуальных документов, подготовленных им, и, исходя из исследованных документов, подтверждающих оплату услуг представителя, баланса процессуальных прав и обязанностей сторон по делу при рассмотрении данного вопроса, считает необходимым взыскать с ответчика в пользу ФИО1 расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Абзелиловского района Республики Башкортостан в интересах ФИО1, требования третьего лица с самостоятельными требованиями ФИО1 к Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан о признании распоряжения незаконным, обязании выплатить ежемесячное поощрение, взыскании единовременной выплаты премии, обязании произвести перерасчет, компенсации морального вреда, расходов по оплате услуг представителя удовлетворить частично.

Признать распоряжение главы Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении размеров денежных поощрений заместителей главы администрации и управляющего делами администрации муниципального района <данные изъяты> район» незаконным в части установления ФИО1 ежемесячного денежного поощрения с ДД.ММ.ГГГГ в размере одного должностного оклада.

Взыскать с Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан в пользу ФИО1 ежемесячное денежное поощрение за ДД.ММ.ГГГГ г. по день увольнения ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, премию по итогам работы за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> рублей.

Обязать администрацию муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан произвести перерасчет выплаты всех сумм, причитающихся ФИО2 при увольнении.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ путем подачи апелляционной жалобы через Абзелиловский районный суд РБ в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Д.К.Янузакова