НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Абинского районного суда (Краснодарский край) от 17.09.2018 № 2А-2052/18

Дело 2А-2052/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Абинск 17 сентября 2018 года

Абинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Холошина А.А.,

при секретаре Стрелецкой Н.Г.,

с участием:

представителя административного истца Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Краснодарскому краю, по доверенности от 01.07.2017 г. на срок три года, ФИО1,

административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Краснодарскому краю к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу, пени,

установил:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Краснодарскому краю обратилась в суд с указанным заявлением.

Просит суд взыскать c ФИО2, ИНН недоимку за 2014 г.:

- пени по земельному налогу в размере 21 855 рублей 94 копеек ИНН <***> КПП 237601001 УФК по Краснодарскому краю (Межрайонная ИФНС России № 17 по Краснодарскому краю) ОКТМО (ОКАТО) 03601101 КБК 18210606043132100110 р/с № <***>, БИК 040349001 Южное ГУ Банка России.

Доводы заявления обосновывает следующим.

На налоговом учёте в МИФНС России № 17 по Краснодарскому краю (далее – Административный истец, Налоговый орган) состоит в качестве налогоплательщика ФИО2, ИНН , адрес: <адрес> (далее - Административный ответчик, Налогоплательщик), который в соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п.1 ст. 388, п. 11ст. 396 Налогового Кодекса РФ ФИО2 является плательщиком земельного налога, на основании сведений, представляемых государственными органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра и органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними в налоговые органы, в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового Кодекса РФ.

Налогоплательщику начислен земельный налог за 2013 г. в сумме 73 609 руб. 00 коп. за земельный участок по адресу: <адрес>

Налогоплательщику по почте были направлено налоговое уведомление № 422318 для добровольного исполнения обязанности по уплате налогов по месту регистрации налогоплательщика.

В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки ФИО2 налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со статьёй 75 НК РФ Налоговым органом начислены пени в сумме 21 855 руб. 94 коп.

Налоговым органом в отношении ФИО2 выставлены требование(я) от 13.11.2014 г. № 49094, от 18.07.2014 г. № 6584 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени.

Срок исполнения указанного требования в соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ 8 дней. Налогоплательщик ФИО2 указанное требование не исполнил и по настоящее время сумму задолженности пени в добровольном порядке не уплатил. Инспекция ФНС России предприняла все меры для надлежащего извещения налогоплательщика об обязанности уплаты налогов, однако до настоящего времени добровольное погашение налогоплательщиком задолженности по уплате налогов не произведено.

В соответствии с ч.2 п.2 ст. 48 Налогового Кодекса РФ если в течение трех лет со дня срока истечения исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В соответствии с п.3 ст. 48 Налогового Кодекса РФ Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Административный судебный приказ № 2а-174/18 г. от 30.01.2018 г. отменен определением об отмене судебного приказа от 16.02.2018 г. в связи с поступившими возражениями от должника.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования и доводы административного искового заявления.

Административный ответчик ФИО2, возражает против заявленных требования и считает, что они подлежат отмене по следующим основаниям.

Пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено положение о том, что во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требования являются неправомерными, если они не соответствуют критерию законности, а в предусмотренных случаях не мотивированы и не обоснованы.

Учитывая, что пеня по своей правовой природе является одним из средств обеспечения исполнения обязательств, как гражданско-правовых, так и налоговых, то ее назначение – стимулировать своевременное исполнение обязательства. Как было указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 1999 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05.04.2000), правоотношения по уплате пени - налоговые и гражданско-правовые - сходны между собой. Поэтому к отношениям по уплате пеней за несвоевременное внесение налогов может применяться по аналогии закона ст. 207 Гражданского кодекса РФ.

На основании статьи 207 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию. В случае пропуска срока предъявления к исполнению исполнительного документа по главному требованию срок исковой давности по дополнительным требованиям считается истекшим.

Единственным земельным участком, по которому ко мне налоговый орган ранее предъявлял незаконные требования и которые он оспаривал, является земельный участок площадью 7500 кв.м., расположенный по адресу: РФ, <адрес> кадастровый (или условный) (далее по тексту — Земельный участок).

Он являлся собственником вышеуказанного Земельного участка до 04.07.2013 года.

02.07.2013 года на основании договора купли-продажи Земельный участок был продан физическому лицу Б.Ю.А..

На основании п. 2 ст. 8.1. ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр. Запись в государственном реестре о переходе права собственности на Земельный участок к Б.Ю.А. внесена 04.07.2013 г

Соответственно, налогоплательщиком земельного налога по данному объекту он был до 04.07.2013 года.

Учитывая, что срок исковой давности по предъявлению требований о задолженности составляет три года, то начиная расчет от 04.07.2013 года, даты по состоянию на которую был продан участок, налоговый орган может предъявить требования об уплате налога за период не позже 04.07.2016 года.

Составляя требования и формируя задолженность, налоговый орган проигнорировал положения законодательства о сроке исковой давности и в нарушение их начислил несуществующую ему задолженность.

Подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ наделяет налогоплательщика правом не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Соответственно, он не выполнял незаконного требования. Тем не менее, налоговый орган посчитал возможным обратиться в суд с заявлением о взыскании пени.

Незаконные налоговые требования с начислением земельного налога и пени были сформированы налоговым органом по причине того, что налоговый орган не исполнил судебные акты судов трех инстанций, вступивших в законную силу (Решения Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2013 г. по делу № А32-3581/2010, Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 г., Постановления Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.04.2014 г.), на основании которых была снижена кадастровая стоимость Земельного участка по состоянию на «01» января 2008 года в размере его рыночной стоимости 2 270 000 (два миллиона двести семьдесят тысяч) рублей и так и не произвел перерасчет земельного налога за 2010, 2011, 2012, 2013 годы с учетом установленной стоимости, хотя я уже трижды обращался в налоговый орган с просьбой перерасчета земельного налога (исх. от 24.12.2013 г., от 13.10.2014 г., от 13.12.2017 г.), принятые Федеральной налоговой службой инспекции по Абинскому району Краснодарского края).

При этом Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю решение суда исполнила и кадастровая стоимость Земельного участка была изменена с 2010 года.

Кроме этого, на официальном сайте Налоговой службы nalog.ru опубликована информация по налоговой амнистии в 2018 году, а именно:

В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации, а также Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено списание налоговой задолженности для следующих категорий налогоплательщиков.

Для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по имущественным налогам (к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность....”

Таким образом, любые задолженности по вышеуказанному земельному участку должны были быть списаны налоговым органом, но этого не произошло, что напрямую противоречит ПоручениюПрезидента Российской федерации и Федеральному закону №436-Ф3.

Просит учесть то, что задолженность по земельному налогу им в полном объеме была погашена еще в 2015 году в размере стоимости Земельного участка, установленной судебными решениями, а срок исковой давности по предъявлению требований о взыскании налоговой задолженности по налогу и пени истек, а так же налоговой амнистии в 2018 году, и отказать Межрайонной ИФНС №17 по Краснодарскому краю в удовлетворении их незаконных требований.

Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит административные исковые требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

приходит к убеждению об отказе в удовлетворении исковых требований истца по следующим основаниям.

Пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — НК РФ) установлено положение о том, что во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требования являются неправомерными, если они не соответствуют критерию законности, а в предусмотренных случаях не мотивированы и не обоснованы.

Учитывая, что пеня по своей правовой природе является одним из средств обеспечения исполнения обязательств, как гражданско-правовых, так и налоговых, то ее назначение – стимулировать своевременное исполнение обязательства.

Как было указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 1999 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ), правоотношения по уплате пени - налоговые и гражданско-правовые - сходны между собой. Поэтому к отношениям по уплате пеней за несвоевременное внесение налогов может применяться по аналогии закона ст. 207 Гражданского кодекса РФ.

На основании статьи 207 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию. В случае пропуска срока предъявления к исполнению исполнительного документа по главному требованию срок исковой давности по дополнительным требованиям считается истекшим.

Истцом указано в иске, что ответчику начислен земельный налог за 2012г. в сумме 148823 рублей 08 копеек за земельный участок по адресу <адрес> кадастровый (или условный)

Судом установлено, что ответчик являлся собственником вышеуказанного земельного участка до 04.07.2013 года.

02.07.2013 года на основании договора купли-продажи земельный участок был продан ответчиком физическому лицу Б.Ю.А..

На основании п. 2 ст. 8.1. ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Запись в государственном реестре о переходе права собственности на земельный участок к Б.Ю.А. внесена 04.07.2013 г..

Соответственно, налогоплательщиком земельного налога по данному объекту ответчик был до 04.07.2013 года.

В соответствии с ч.2 п.2 ст. 48 Налогового Кодекса РФ если в течение трех лет со дня срока истечения исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Учитывая, срок исковой давности по предъявлению требований о задолженности, то начиная расчет от 04.07.2013 года, даты по состоянию на которую был продан участок, налоговый орган может предъявить требования об уплате налога за период не позже 04.07.2016 года.

При обращении в суд, налоговый орган проигнорировал положения законодательства о сроке исковой давности и в нарушение их начислил несуществующую ответчику задолженность.

Подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ наделяет налогоплательщика правом не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Решеним Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2013 г. по делу № А32-3581/2010, Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2013 г., Постановления Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.04.2014 г. снижена кадастровая стоимость принадлежавшего ответчику земельного участка по состоянию на «01» января 2008 года в размере его рыночной стоимости 2 270 000 рублей.

Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю решение суда исполнила и кадастровая стоимость Земельного участка была изменена с 2010 года.

В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации, а также Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено списание налоговой задолженности для следующих категорий налогоплательщиков:

для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по имущественным налогам (к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015г., а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.

Таким образом, любые задолженности по вышеуказанному земельному участку должны были быть списаны налоговым органом, но истец не сделал этого, что противоречит Поручению Президента Российской Федерации и Федеральному закону №436-Ф3.

Суд, учитывая, что задолженность по земельному налогу ответчиком в полном объеме была погашена еще в 2015 году в размере стоимости земельного участка, установленной вышеуказанными судебными решениями, срок исковой давности по предъявлению требований о взыскании налоговой задолженности по налогу и пени истек, а так же положения Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых и полагает необходимым в удовлетворении требований истца отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Краснодарскому краю к ФИО2 о взыскании недоимки за 2014 год - пени по земельному налогу в размере 21 855 рублей 94 копейки, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Абинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: