№2(1)а-313/2019
Решение
Именем Российской Федерации
г. Абдулино 25 апреля 2019 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мурзаковой Н.П.,
при секретаре Дунаевой А.А.,
с участием помощника Абдулинского межрайонного прокурора Босова А.С.,
с участием представителя административного истца ООО «Абдулинская управляющая компания» — Каюмова Э.И., действующего на основании доверенности от ...,
административного ответчика — администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области — Гафиятовой О.А., действующей на основании доверенности от ...,
представителя заинтересованного лица — Абдулинского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по Оренбургской области — Суханова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Абдулинская управляющая компания» к администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области о признании недействующим в части нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Абдулинская управляющая компания» обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области о признании недействующим в части нормативного правового акта.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что на основании постановления администрации муниципального образования «Абдулинский городской округ Оренбургской области» (далее -- административный ответчик) №118-п от 11.02.2019 «Об объектах для отбывания уголовного наказания в виде исправительных и обязательных работ» (далее - постановление) ООО «Абдулинская управляющая компания» (далее - административный истец) включено в перечень объектов для отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ (п.5 приложения №1 к постановлению), при этом, в нарушение ст.50 УК РФ, ст. 39 УИК РФ не согласовано с уголовно-исполнительной инспекцией, при издании оспариваемого постановления административный ответчик не получал от административного истца информацию о наличии вакантных рабочих мест и требований к лицам, претендующим на занятие вакансий, ООО «Абдулинская управляющая компания» не уведомлялось о включении его в перечень объектов для отбывания наказания. Считает, что постановление нарушает права и законные интересы административного истца по тем основаниям, что действующим законодательством РФ органы местного самоуправления не наделены полномочиями возложения на юридических лиц - работодателей обязанности по созданию и предоставлению рабочих мест для трудоустройства осужденных, отбывающих наказание в виде исправительных работ. Ни в Трудовом кодексе Российской Федерации, ни в иных нормативных актах, содержащих нормы трудового права, нет специальных положений, которые бы регулировали этот вопрос. Заключение либо не заключение трудового договора с осужденным, имеющим направление уголовно-исполнительной инспекции к конкретному работодателю, решается на основе общих норм главы 11 Трудового кодекса Российской Федерации. Отсутствие в законе указания на обязанность органа местного самоуправления получать согласие руководителей организаций на трудоустройство осужденных не означает возможности органа местного самоуправления включать ту или иную организацию в перечень мест для отбывания наказания в виде исправительных работ произвольно, без какого-либо обоснования, учета финансового, имущественного положения, рода и специфики деятельности и других обстоятельств. Следовательно, при определении перечня мест, в которых могут отбываться исправительные работы, органы местного самоуправления должны получить согласие руководителей организаций на трудоустройство осужденных.
ООО «Абдулинская управляющая компания» является коммерческой организацией, преследующей иные, чем исправление осужденных, цели и задачи. Созданная вышеупомянутым постановлением обязанность по трудоустройству осужденных, в нарушение требований действующего законодательства, создавая приоритет осужденным лицам в трудоустройстве, ущемляет права граждан, желающих действительно трудиться и лишает административного истца права на отбор кадров, что, очевидно может, сказывается на эффективности труда в организации в целом, негативно отразиться на трудовой дисциплине ее работников, а в связи с дополнительными расходами на оплату труда осужденных - к непредвиденным денежным расходам, а в конечном итоге - к образованию задолженности по заработной плате перед работниками и к банкротству организации.
Правоотношения между работодателем и работником регулируются трудовым законодательством (ст. 5 ТК РФ). Так ч. 1 ст. 22 ТК РФ предусмотрено право, а не обязанность работодателя заключить трудовой договор с работником, но административный ответчик своим постановлением, в нарушение данного права административного истца, именно обязывает заключить с лицами, осужденными к исправительным работам трудовой договор, в ином случае наступает административная ответственность, в связи с чем, на административного истца возложены дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Согласно разъяснениям, данным п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения. Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение специальными навыками, способность работать на компьютере).
В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты.
В силу закона Оренбургской области от 02.11.2004г. №1526/257-111-03 «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» определены социально незащищенные лица, для которых осуществляется квотирование рабочих мест. Лица, осужденные по приговору суда к отбытию наказания в виде исправительных работ, не относятся к числу социально - незащищенных, закон не содержит положений, дающих органам местного самоуправления, без согласия работодателя устанавливать для них обязанность принимать таких лиц на работу.
Аналогичные доводы содержит определение Верховного Суда РФ №72- КГ17-2 от 26.07.2017г., в котором также указано, что заключение трудового договора с конкретным лицом - это право, а не обязанность работодателя.
Кроме того, административный ответчик, на основании постановления вмешивается в хозяйственную деятельность юридического лица, вынуждая принимать на работу лиц, не предусмотренных штатным расписанием и не учтенные при установлении размера оплаты услуг за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений, и нести расходы на оплату их труда. Иных источников дохода для оплаты труда административный истец, кроме тарифа за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, не имеет. Из указанного следует, что административный истец, на основании постановления административного ответчика за счет собственников помещений в МКД, обязан нести не предусмотренные тарифом за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, денежные расходы на оплату труда лиц, отбывающих наказание в виде исправительных работ (по сути, вынуждает использовать денежные средства не по назначению).
15.03.2019г. административный истец обратился к административному ответчику с письменной просьбой о внесении изменений в постановление и исключении его из приложения №1, но в данной просьбе было отказано.
Таким образом, в результате внесения административным ответчиком ООО «Абдулинская управляющая компания» в перечень объектов для отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ, а именно в п. 5 приложения №1 к постановлению №118-п от 11.02.2019 «Об объектах для отбывания уголовного наказания в виде исправительных и обязательных работ» нарушены права и законные интересы управляющей компании.
Просит суд признать недействующим пункт 5 приложения №1 к постановлению администрации муниципального образования «Абдулинский городской округ Оренбургской области» от 11.02.2019г. №118-п в части внесения в него ООО «Абдулинская управляющая компания».
Обязать администрацию муниципального образования «Абдулинский городской округ Оренбургской области» внести изменения в постановление администрации муниципального образования «Абдулинский городской округ Оренбургской области» от 11.02.2019г. №118-п и исключить из пункта 5 приложения №1 к нему ООО «Абдулинская управляющая компания».
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Абдулинская управляющая компания» — Каюмов Э.И., действующий на основании доверенности от ..., поддержал административное исковое заявление, просил суд удовлетворить требования в полном объеме по додам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика — администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области — Гафиятова О.А., действующая на основании доверенности от ..., в судебном заседании возражала против удовлетворения административных требований, просила суд в их удовлетворении отказать, по тем основаниям, что Федеральным законодательством предусмотрено согласование объектов для отбывания уголовного наказания в виде исправительных и обязательных работ только с УИИ, в данном случае проект постановления был согласован с Абдулинским межмуниципальным филиалом ФКУ УИИ УФСИН России по Оренбургской области, о чем свидетельствует письмо от ......, справки о подготовке проекта постановления от 2016, 2017, 2018, 2019 года. Необходимая, предусмотренная законом процедура принятия решения об определении мест для отбывания наказания лицам, осужденным к исправительным и обязательным работам администрацией муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области соблюдена. Аналогичной позиции придерживается и Абдулинская межрайонная прокуратура в письме от ....... Постановление администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от ......-п «Об объектах для отбывания уголовного наказания в виде исправительных и обязательных работ» является нормативно-правовым актом, прошло согласование с Абдулинской межрайонной прокуратурой, в заключении прокуратуры от ...... отмечено, что постановление соответствует требованиям действующего федерального законодательства. Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Представитель заинтересованного лица — Абдулинского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по Оренбургской области — Суханов О.В., возражал против удовлетворения требований административного истца по тем основаниям, что на территории г. Абдулино мало предприятий, в которых осужденные могли бы отбывать наказание в виде исправительных и обязательных работ.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела и доводы, изложенные в исковом заявлении, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. «о» ст.71 Конституции РФуголовноеиуголовно—исполнительное законодательство находятся в ведении Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 2 УИК РФ уголовно— исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются, в том числе, порядок участия органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных.
В соответствии с ч. 1 ст.49 УК РФобязательныеработы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Видобязательных работ иобъекты, на которых ониотбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно—исполнительными инспекциями.
Частями 1 и 2 ст. 25 УИК РФ предусмотрено, что наказание в видеобязательных работ исполняютуголовно—исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательныхработиобъекты, на которых ониотбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию суголовно — исполнительными инспекциями.
Осужденный кобязательнымработам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступлениявуголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
На основании ч. 1 ст.50 УК РФисправительныеработы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы.
Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительныеработы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию суголовно— исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Согласно ч. 1 ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываютсяосужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию суголовно— исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Осужденные кисправительнымработам направляютсяуголовно— исполнительными инспекциямидляотбываниянаказанияне позднее 30 дней со дня поступления в уголовно—исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (ч. 2 ст. 39 УИК РФ).
Как следует из указанной нормы права, не позднее 30 дней со дня поступления копии приговора и соответствующего распоряжения суда инспекция обязана направить осужденногодляотбываниянаказанияв место, определенное органом местного самоуправления. При этом инспекция должна быть уверена в реальной возможности его трудоустройства.
Согласно ч. 1 ст.392 УПК РФвступившие в законную силу приговор, определение, постановление судаобязательныдля всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, главой администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области принято постановление №118-п от 11.02.2019 г. «Об объектах для отбывания уголовного наказания в виде исправительных и обязательных работ», утверждены перечень объектов для отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ согласно приложению №1 и перечень объектов для отбывания уголовного наказания в виде обязательных работ согласно приложению №2.
Как видно из указанных перечней, являющихся приложениями к вышеуказанному постановлению главы администрации, ООО «Абдулинская управляющая компания» включено в перечень объектов для отбывания уголовного наказания в виде исправительных и обязательных работ.
В силу ч. 1 - 3 ст.19Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что возложение ст.ст.25,39УИК РФ, ст.ст.49,50 УК РФна органы местного самоуправления обязанности определятьвид обязательныхработиобъектыдляихотбывания, местаотбыванияисправительныхработ следует считать передачей им данных государственных полномочий.
Таким образом, закон прямо обязывает органы местного самоуправления, выполнять переданные отдельные государственные полномочия, которые в силу ст.19Федерального закона № 131-ФЗ должны исполняться муниципальными районами и органами местного самоуправления городских округов.
Согласно ст. 50 УК РФ и ст. 39 УИК РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Как видно из справки о подготовке проекта постановления администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области по вопросу об объектах для отбывания уголовного наказания в виде исправительных и обязательных работ, проект обжалуемого постановления был согласован между уголовно-исполнительной инспекцией и органом местного самоуправления
Таким образом, необходимая, предусмотренная законом процедура принятия решения об определении мест отбывания наказания лицам, осужденным к исправительным и обязательным работам, была соблюдена.
В соответствии с п.1-3 ст.7 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление администрации муниципального образования Абдулинский городской округ №118-п от 11.02.2019 г. принято в соответствии с положениями ст. 7 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, ст. 50 УК РФ, ст. 39 УИК РФ, в пределах компетенции органа местного самоуправления, путем согласования мест для отбывания наказания в виде исправительных работ между уголовно-исполнительной инспекцией и органом местного самоуправления.
В силу п. 1 части 2 статьи227КАС Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод или препятствие к осуществлению таких прав и свобод.
Поскольку как видно из обжалуемого постановления на истца не возложено какой—либо обязанности, суд приходит так же к выводу о том, что права и законные интересы истца данным постановлением не нарушены, каких-либо препятствий к осуществлению прав и свобод указанное постановление не создает.
Руководствуясь статьями 175 – 181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Абдулинская управляющая компания» к администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области о признании недействующим пункт 5 приложения №1 к постановлению администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от 11.02.2019 г. №118-п в части внесения в него ООО «Абдулинская управляющая компания» и обязании внести изменения в постановление администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области от 11.02.2019 г. №118-п исключив из пункта 5 приложения №1 к нему ООО «Абдулинская управляющая компания», отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.П. Мурзакова
...