РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2021 года г. Байконур
26 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Грызлова С.В., при секретаре судебного заседания ФИО17., с участием представителей прокурора комплекса «Байконур» ФИО18 и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Байконур ФИО19., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда гражданское дело № № по исковому заявлению прокурора комплекса «Байконур», поданного в порядке ст. 45 ГПК РФ
в защиту нарушенных социальных прав и законных интересов несовершеннолетнего ФИО20 в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь к Акционерному обществу «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» и Байконурскому филиалу акционерного общества «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» о признании за несовершеннолетним ФИО20,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на получение бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования и обязании направить
в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Байконур сведения для получения несовершеннолетним ФИО20. полиса обязательного медицинского страхования,
установил:
В суд с исковым заявлением, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился прокурор комплекса «Байконур», в защиту нарушенных социальных прав и законных интересов несовершеннолетнего ФИО20 в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь к Акционерному обществу «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» (далее по тексту – АО «СК «СОГАЗ-Мед») и Байконурскому филиалу акционерного общества «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» (далее по тексту - Байконурский филиал АО «СК «СОГАЗ-Мед», филиал):
1) о признании за несовершеннолетним ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на получение бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования (далее по тексту – ОМС) на период регистрации по месту пребывания в городе Байконур в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 2013 года № 186;
2) признании незаконным решения Байконурского филиала АО «СК «СОГАЗ-Мед», выраженного в письме от 06 августа 2020 года № №, об отказе в выдаче ФИО20. полиса ОМС;
3) обязании АО «СК «СОГАЗ-Мед» направить в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Байконур (далее по тексту – ТФОМС) сведения для получения несовершеннолетним ФИО20 полиса ОМС и его включения в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц ТФОМС;
4) обязании ТФОМС включить несовершеннолетнего ФИО20. в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.
В обоснование заявленных требований прокурор комплекса «Байконур» указал, что проведенной по обращению ФИО28. прокурорской проверкой установлено, что гражданка Российской Федерации ФИО28., являясь опекуном несовершеннолетнего ФИО20., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Республики Узбекистан, 24 июля 2020 года обратилась в АО «СК «СОГАЗ-Мед»
с заявлением об оформлении полиса ОМС несовершеннолетнему опекаемому ФИО20. Указанное заявление передано для рассмотрения по существу
в Байконурский филиал АО «СК «СОГАЗ-Мед». По результатам рассмотрения заявления ФИО28., директором филиала 06 августа 2020 года
(исх. № №), со ссылкой на п. 14 Правил ОМС, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 года
№ 108н, принято решение об отказе в выдаче несовершеннолетнему ФИО20. полиса ОМС, так как он является иностранным гражданином, не имеет вида
на жительство в Российской Федерации либо разрешения на временное проживание
в Российской Федерации.
При этом, прокурор отметил, что на основании решения хокима Юкоричирчикского района Ташкентской области Республики Узбекистан от 30 августа 2020 года № №ФИО28. является опекуном несовершеннолетнего ФИО20.
Распоряжением начальника Управления образованием города Байконур
от 23 сентября 2019 года № № опекаемый ФИО20. с 20 сентября
2019 года поставлен на учет в отделе по опеке и попечительству Управления образованием города Байконур. Место жительства опекаемого ФИО20. определено по месту жительства опекуна ФИО28
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № №, выданному отделением по вопросам миграции УМВД России на комплексе «Байконур» 30 октября 2019 года, несовершеннолетний ФИО20 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок до 30 июня 2022 года.
ФИО28. осуществляет трудовую деятельность в Федеральном государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 1 Федерального медико-биологического агентства»
(далее по тексту - ФГБУЗ ЦМСЧ № 1 ФМБА России) в должности <данные изъяты>
с 05 декабря 2011 года (приказ от 24 ноября 2011 года № №) по настоящее время. Трудовой договор от 12 августа 2010 года № № заключен на неопределенный срок.
Ссылаясь на нормы Конституции Российской Федерации; Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании
в Российской Федерации»; Соглашения между Российской Федерацией
и Республикой Казахстан «О статусе города Байконур, порядке формирования
и статусе его органов исполнительной власти» (Москва, 23 декабря 1995 года); Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан» (Москва, 10 декабря 1994 года) прокурор указал, что несовершеннолетний ФИО20 относится к членам семьи персонала космодрома «Байконур» независимо от его гражданства и в отношении него должно применяться законодательство Российской Федерации и действовать
ее компетентные органы, а решение директора Байконурского филиала АО «СК «СОГАЗ-Мед» от 06 августа 2020 года № № об отказе в выдаче несовершеннолетнему ФИО20. полиса ОМС является незаконным, нарушает его право на получение бесплатной медицинской помощи.
ФИО28 законный представитель несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в силу ч. 5 ст. 37 ГПК РФ привлеченная к участию в деле, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
В адресованном суду письменном заявлении на исковых требованиях настаивала
в полном объёме, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.
Ответчики, в лице генерального директора АО «СК «СОГАЗ-Мед»
ФИО45. и директора Байконурского филиала АО «СК «СОГАЗ-Мед»
ФИО46., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об отложении разбирательства дела не просили.
Директор филиала ФИО46. направила в суд отзыв (возражения в редакции ответчика) относительно иска и указала, что в силу Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 326) и Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 115), несовершеннолетний ФИО20., является временно пребывающим в Российской Федерации неработающим иностранным гражданином. Согласно Договора о Евразийском экономическом союзе (далее по тексту - ЕАЭС), подписанного в г. Астане 29 мая 2014 года, а также приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2019 года № 108н «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования», обязательному медицинскому страхованию подлежат временно пребывающие на территории Российской Федерации трудящиеся иностранные граждане государств – членов ЕАЭС, а также работающие на территории Российской Федерации члены Коллеги Евразийской экономической комиссии, определенные категории должностных лиц, сотрудников органов ЕАЭС. Сторонами Договора ЕАЭС являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения и Кыргызская Республика. С учётом этого, действующим законодательством Российской Федерации обязательное медицинское страхование временно пребывающих на территории Российской Федерации неработающих иностранных граждан, не предусмотрено. В связи с указанными нормами ФИО46. полагала, что у АО «СК «СОГАЗ-Мед» отсутствуют правовые основания для выдачи несовершеннолетнему ФИО20 полиса ОМС, а также направления в ТФОМС сведений для получения несовершеннолетним ФИО20. полиса ОМС для включения сведений о нем в региональный сегмент единого реестра застрахованных лиц ТФОМС.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков, в лице председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее по тексту – ФФОМС)
ФИО52 и директора ТФОМС ФИО53 надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об отложении разбирательства дела не просили, представлять в суде интересы ФФОМС и ТФОМС, доверили ФИО54. и ФИО19., соответственно.
ФИО54. надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, об отложении разбирательства дела не просила, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела без участия.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков, в лице начальника Отдела здравоохранения города Байконур ФИО57. надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, об отложении разбирательства дела не просила, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.
В адресованном суду письменном отзыве на исковое заявление директора ТФОМС ФИО53., возражала относительно удовлетворения исковых требований, и, ссылаясь на нормы Правил обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2019 года № 108н, которыми определен перечень лиц, подлежащих страхованию в системе ОМС и перечень документов, необходимых для страхования граждан, одним из которых является вид на жительство, п. 2 ст. 2 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V «Об обязательном социальном медицинском страховании» (далее по тексту –
ЗРК № 405-V) указала, что иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами Республики Казахстан.
Представитель по доверенности ФФОМС ФИО54 в адресованных суду письменных возражениях, в удовлетворении исковых требований просила отказать, ссылаясь на Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан о порядке медицинского обслуживания, персонала космодрома «Байконур», жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерации комплекса «Байконур», заключенным в Москве 17 ноября 2009 года, подлежат обязательному медицинскому страхованию и имеют право на оказание медицинской помощи в федеральных медицинских организациях граждане Республики Казахстан, работающие в российских организациях комплекса «Байконур» на основании трудового договора, на период действия трудового договора. Страхователями и плательщиками страховых взносов для них являются российские организации комплекса «Байконур», в коиторых работают указанные граждане Республики Казахстан.
Исполняющая обязанности начальника Отдела здравоохранения города Байконур ФИО60., в направленном суду письменном отзыве на исковое заявление, также возражала относительно удовлетворения исковых требований прокурора комплекса «Байконур» ссылаясь на Федеральный закон от 29 ноября
2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Соглашение между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома «Байконур», жителей города Байконур, поселков Торетам
и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса «Байконур»
от 17 ноября 2009 года (далее по тексту – Соглашение о порядке медицинского обслуживания).
В соответствии с чч. 4,5 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, ФИО20. - ФИО28., ответчиков и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков и представителя ФФОМС ФИО54.
Прокурор, в ходе судебного заседания требования иска поддержал, при этом скорректировав их, просил исключить из требований пункт четвертый, поскольку пункт третий фактически содержит пункт четвертый.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков – ТФОМС, ФИО19.
в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным
в ранее представленном суду письменном отзыве, поддержал позицию ответчиков
и должностных лиц ФФОМС и Отдела здравоохранения города Байконур и пояснил, что в силу ФЗ № 326 и № 115, Приказа Минздрава России № 108н, Соглашения о медицинском обслуживании, Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 1994 г.) и Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» (Москва, 1994 г.), ЗРК № 405-V, несовершеннолетний ФИО20.
не относится к гражданам Российской Федерации и Республики Казахстан, так как является иностранным гражданином, а действие Соглашения о медицинском обслуживании может распространяться на последнего только при оказании скорой медицинской помощи. Кроме того несовершеннолетний ФИО20 имеет возможность пользоваться правами в системе обязательного социального медицинского страхования Республики Казахстан. При этом, в соответствии
с Правилами обязательного медицинского страхования ФИО28., являющейся законным представителем несовершеннолетнего ФИО20., необходимо было представить для его страхования вид на жительство на территории Российской Федерации, однако указанный документ не был представлен. В связи с этим законных оснований для выдачи несовершеннолетнему ФИО20 полиса ОМС,
не имеется.
Заслушав пояснения представителей прокурора и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, военный суд считает исковое заявление, с учетом скорректированных требований, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в суде установлено, что ФИО28. - законный представитель несовершеннолетнего ФИО20. является гражданкой Российской Федерации, проживает и зарегистрирована по месту пребывания в городе Байконур по адресу:
<адрес> нанимателем данного жилого помещения по договору временного найма жилого помещения от 04 декабря 2018 года № № является ее супруг ФИО72 Работает ФИО28 в ФГБУЗ ЦМСЧ № 1 ФМБА России в должности <данные изъяты> с 05 декабря 2011 года (приказ от 24 ноября 2011 года № №) по настоящее время. Трудовой договор от 12 августа 2010 года
№ № заключен на неопределенный срок.
Согласно выписки из Протокола заседания режимной комиссии Администрации города Байконур от 17 октября 2019 года № №, несовершеннолетнему ФИО20. разрешен въезд для временного пребывания и проживания в городе Байконур до 30 июня 2022 года.
В настоящее время несовершеннолетний ФИО20,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту пребывания и проживает совместно с опекуном ФИО28 по указанному адресу, обучается в 6 классе ГБОУ СШ № 10 им. В.П. Бармина.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде копиями: свидетельства о рождении ФИО20., паспортов на имя ФИО20.,
ФИО28. и ФИО72., свидетельств о регистрации по месту пребывания, справки ФГБУЗ ЦМСЧ № 1 ФМБА России с места работы ФИО28., акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав
и исполнению своих обязанностей, проведенной специалистом отдела по опеке
и попечительству Управления образованием города Байконур; договора временного найма жилого помещения, а также иными исследованными судом доказательствами, которые не оспаривались в суде представителем третьего лица ФИО19., не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков.
Из исследованного в суде письменного ответа от 06 августа 2020 года
№ № директора Байконурского филиала АО «СК «СОГАЗ-Мед»
ФИО46 на обращение ФИО28 следует, что последней отказано в выдаче полиса ОМС ее несовершеннолетнему опекаемому ФИО20., в связи с тем, что он является временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином. С учётом этого, действующим законодательством Российской Федерации обязательное медицинское страхование временно пребывающих
на территории Российской Федерации неработающих иностранных граждан
не предусмотрено, в силу чего у АО «СК «СОГАЗ-Мед» отсутствовали правовые основания для выдачи ФИО20. полиса ОМС.
Частью 3 статьи 55 Конституции РФ установлено, что ограничение прав
и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом только в той мере,
в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из смысла статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года
№ 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что местом жительства гражданина является любое жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в котором он зарегистрирован по месту жительства.
При этом, согласно ст. 20 ГК РФ следует, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из исследованных в суде письменных доказательств следует прийти к выводу, что наличие у ФИО20 являющегося иностранным гражданином, регистрации по месту пребывания в городе Байконур на момент отказа его законному представителю ФИО28 в выдаче полиса ОМС, не может служить препятствием
к выдаче указанного документа, поскольку ФИО20. находясь
в несовершеннолетнем возрасте, проживая со своим опекуном с 2019 года в городе Байконур, обучаясь в образовательном учреждении города Байконур, право
на получение приобрел, фактически являясь жителем города Байконур длительное время. При этом опекун ФИО28 трудоустроена в медицинском учреждении Российской Федерации с 2011 года и продолжает работать по настоящее время.
В силу пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации определён приоритет международного договора над национальным законодательством, из чего следует, что, если международным договором с участием Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством, то применяются правила международного договора.
Аналогичная норма закреплена в пункте 2 статьи 2 ФЗ № 326, согласно которому в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования
и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 1995 год) город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса «Байконур» город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций,
а также проживания граждан.
В силу пункта 1.6 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 1994 год) (далее по тексту – Договор аренды) персоналом космодрома «Байконур» являются, в том числе гражданские лица, работающие на постоянной
и временной основе на объектах космодрома и обеспечивающих объекты комплекса «Байконур». Пунктом 1.7 Договора установлено, что члены семьи персонала космодрома «Байконур» это супруги, дети, родители членов персонала космодрома,
а также совместно проживающие с ним и находящиеся на их иждивении лица.
Согласно пункту 6.12 Договора аренды на территории комплекса «Байконур»
в отношении военнослужащих, лиц гражданского персонала РФ и членов их семей применяется законодательство Российской Федерации, и действуют её компетентные органы.
При этом суд отмечает, что указанная норма международного договора
не содержит какого-либо указания на гражданство детей и родителей в качестве необходимого условия для их признания членом семьи персонала космодрома «Байконур».
Таким образом, в силу вышеуказанных нормативно-правовых актов несовершеннолетний ФИО20. относится к члену семьи персонала космодрома «Байконур» независимо от его гражданства, то есть в отношении него должно применяться законодательство Российской Федерации и действовать
её компетентные органы. Также суд указывает, что на момент спорных правоотношений ФИО20. не достиг возраста 18 лет (полных 13 лет). Зарегистрирован и проживает с опекуном ФИО28. в городе Байконур.
В силу статей 2 и 3 Соглашения о порядке медицинского обслуживания, финансирование организаций здравоохранения осуществляется Российской Федерацией в отношении федеральных организаций здравоохранения, расположенных на территории комплекса «Байконур», а медицинская помощь гражданам Российской Федерации (граждане, работающие в российских организациях комплекса «Байконур», в том числе персонал космодрома «Байконур»
и члены семей персонала космодрома, неработающие жители города Байконур, граждане, временно находящиеся на территории комплекса «Байконур»), оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом российской стороны, федеральными организациями здравоохранения
и их подразделениями.
Таким образом, вопрос о медицинском обслуживании в отношении неработающих жителей города Байконур, к числу которых относится несовершеннолетний ФИО20 урегулирован отдельным международным договором Российской Федерации, в связи, с чем положения Договора ЕАЭС
в данном случае не подлежат применению, и суд отвергает данный довод представителя ответчика АО «СК «СОГАЗ-Мед», указанный в отзыве (возражения в редакции ответчика) на иск.
При этом суд отмечает, что указанный международный договор Российской Федерации не содержит положений об оказании медицинской помощи гражданам третьих стран (за исключением неотложной).
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 18 июля 2006 года
№ 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства
в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства постоянно или временно проживающие в Российской Федерации подлежат регистрации
по месту жительства или месту пребывания.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 ФЗ № 326 к числу застрахованных лиц, также относятся неработающие иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации к которым, согласно подпункту «а» вышеуказанной статьи, относятся дети со дня рождения и до достижения ими возраста 18 лет.
Пунктом 1 статьи 16 вышеуказанного Федерального закона установлено,
что застрахованное лицо имеет право на бесплатное оказание ему медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая.
В силу с п. 2 ст. 11 ФЗ № 326 страхователями для неработающих граждан, указанных в пункте 5 статьи 10 данного закона, являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иные организации, определенные Правительством Российской Федерации. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов
на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
При этом согласно п. 2 ст. 13 ФЗ № 326, территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии
с настоящим Федеральным законом.
В соответствие с подп. 8 и 16 п. 7 ст. 34 указанного ФЗ № 326, Территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика, обеспечивает права граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, информирование граждан о порядке обеспечения и защиты
их прав в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также ведет региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.
Согласно пунктам 6.1 и 6.2 Положения о ТФОМС, утверждённого постановлением Главы администрации города Байконур № 143 от 29 августа
2011 года (с изменениями от 16 октября 2018 года) задачами Территориального фонда, в том числе, является обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования и гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.
При этом, в соответствии с п. 8.16 вышеуказанного Положения, Территориальный фонд, осуществляя свои полномочия страховщика, ведёт региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.
Частями 3 и 4 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено,
что право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих
и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. При этом определено, что порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 2013 года № 186, иностранные граждане, являющиеся застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», имеют право на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 38, 43 и 44 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 28 февраля 2019 года № 108н, постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается бумажный полис со сроком действия до конца календарного года (до конца следующего года). При этом временное свидетельство подтверждает оформление полиса и удостоверяет право на бесплатное оказание гражданину медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том,
что несовершеннолетний ФИО20. относится к застрахованным лицам как член семьи персонала комплекса «Байконур», является неработающим жителем города Байконур (на момент спорных правоотношений возраст 13 лет, учащийся образовательного учреждения города Байконур) имеет право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования до конца календарного года, в течение действия разрешения на проживание
в городе Байконур.
Также суд признает несостоятельными доводы ответчиков о том, что выдача несовершеннолетнему ФИО20. полиса ОМС без документов, подтверждающих получение вида на жительство в Российской Федерации или разрешения
на временное проживание в Российской Федерации, невозможна, а регистрация опекуна ФИО28. и ее несовершеннолетнего опекаемого ФИО20. по месту пребывания в городе Байконур не может заменить перечисленные документы для выдачи полиса ОМС, по следующим основаниям.
Так, административный регламент, утвержденный приказом МВД РФ от 08 июня 2020 года № 407, не учитывают особенности функционирования города Байконур с учетом международных договоров Российской Федерации и, соответственно, не позволяют несовершеннолетнему ФИО20. получить в УМВД России на комплексе «Байконур» разрешение на временное проживание или вид на жительство.
Более того, отделение по вопросам миграции УМВД России на комплексе Байконур, ведущее регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах осуществления полномочий, согласно п. 12.4 Положения об отделении по вопросам миграции УМВД России на комплексе «Байконур», утвержденного приказом начальника УМВД России на комплексе «Байконур» от 05 сентября 2018 года № 664, осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) и оказывает государственные услуги в пределах установленной компетенции, в числе которых функции по выдаче вида на жительство в Российской Федерации или разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства не имеется.
В силу чего, с учетом невозможности получения несовершеннолетним ФИО20. по месту проживания в городе Байконур государственных услуг
по выдаче вида на жительство в Российской Федерации или разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, суд приходит к выводу о том,
что при указанных обстоятельствах возникшая правовая неопределенность нарушает права последнего, как неработающего жителя города Байконур – учащегося школьного образовательного учреждения до достижения им возраста 18 лет,
на получение бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС и не может препятствовать получению полиса ОМС на весь период действия разрешения
на проживание в городе Байконур и регистрации по месту пребывания.
Доводы АО «СК «СОГАЗ-Мед», Байконурского филиала АО «СК «СОГАЗ-Мед» и ТФОМС о том, что законных оснований для выдачи несовершеннолетнему ФИО20. полиса ОМС не имеется, поскольку он, являясь гражданином Республики Узбекистан, не имеет вида на жительство в Российской Федерации,
суд также отвергает по указанным выше основаниям, как необоснованные
и сделанные на неправильном применении норм материального права.
Также суд обращает внимание, что вопрос о медицинском обслуживании
в отношении неработающих жителей города Байконур (дети со дня рождения
и до достижения ими возраста 18 лет) урегулирован отдельным международным соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан указанным выше.
Таким образом, проанализировав приведенные выше нормы действующих международных Соглашений между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Казахстан, Договора аренды, а также законодательства Российской Федерации, касающихся предмета спора, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд, разрешая данный спор
по существу, приходит к убеждению, что письменное решение ответчика – АО «СК «СОГАЗ-Мед», выраженное в письме Байконурского филиала АО «СК «СОГАЗ-Мед» от 06 августа 2020 года № И-269/Р-99/20, об отказе ФИО28., действующей
в интересах своего несовершеннолетнего опекаемого ФИО20., в выдаче полиса обязательного медицинского страхования является незаконным и обязывает ответчика направить в ТФОМС сведения для получения полиса ОМС и включения
в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц ТФОМС несовершеннолетнего ФИО20.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194–199 ГПК РФ, военный суд,
решил:
Исковое заявление прокурора комплекса «Байконур», поданное в порядке
ст. 45 ГПК РФ в защиту нарушенных социальных прав и законных интересов несовершеннолетнего ФИО20 в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь к Акционерному обществу «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» и Байконурскому филиалу акционерного общества «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» о признании за несовершеннолетним ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, права на получение бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, обязании направить в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Байконур сведения для получения несовершеннолетним ФИО20. полиса обязательного медицинского страхования, – удовлетворить.
Признать незаконным решение Акционерного общества «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», оформленное письмом Байконурского филиала акционерного общества «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» от 06 августа 2020 года
№ №, об отказе в выдаче несовершеннолетнему ФИО20 полиса обязательного медицинского страхования.
Обязать Акционерное общество «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» направить в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Байконур сведения для получения несовершеннолетним ФИО20 полиса обязательного медицинского страхования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-ой Западный окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу С.В. Грызлов
Мотивированное решение составлено 20 февраля 2021 года.
Верно
Судья С.В. Грызлов
Секретарь судебного заседания ФИО17
<данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |