Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2019 года г. Байконур
26 гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Иванова Д.Ю., при секретаре судебного заседания Шоя Г.В., в открытом судебном заседании в помещении военного суда с участием представителя ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур ФИО2, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур о признании незаконным решения об отказе в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца и назначении указанного вида пенсии,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур (далее - ОПФР по г. Байконур) об обязании назначить социальную пенсию по случаю потери кормильца, в котором указал, что согласно решения пенсионного органа от 16 октября 2018 года № 180000030355/17238/18 ему отказано в назначении указанного вида пенсии по причине не предоставления документа, подтверждающего факт постоянного проживания в г. Байконур. В связи с этим, истец просит признать данное решение незаконным и назначить ему социальную пенсию по случаю потери кормильца с даты обращения в пенсионный орган, то есть с 12 октября 2018 года.
В обоснование своих требований истец указал, что является гражданином Республики Казахстан, родился и проживает в г. Байконур, другого жилья на территории Республики Казахстан не имеет, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>. В настоящее время обучается по очной форме обучения в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Байконурский индустриальный техникум» (далее – ГБПОУ «Байконурский индустриальный техникум»). 12 октября 2018 года обратился в ОПФР по г. Байконур за назначением социальной пенсии по случаю потери кормильца на период очной формы обучения в бюджетном образовательном учреждении.
Считая, что ОПФР по г. Байконур нарушило его права, истец просил суд признать данное решение незаконным, отменить его и обязать ответчика назначить ему социальную пенсию по случаю потери кормильца.
Истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, в представленном суду письменном заявлении просил провести судебное разбирательство в его отсутствие.
При таких обстоятельствах с учётом достаточности представленных доказательств, исключающей необходимость личного присутствия в судебном заседании истца, суд в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ФИО2 в суде требования заявления не признал и пояснил, что ФИО1 отказано в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, поскольку он не представил в ОПФР по г. Байконур документ, подтверждающий факт своего постоянного проживания в г. Байконур. Каких-либо других препятствий для назначения заявителю пенсии по потере кормильца по законодательству Российской Федерации ОПФР не установлено.
Суд, заслушав объяснения представителя ответчика, изучив доводы истца, исследовав и оценив имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, находит требования иска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что гражданин Республики Казахстан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец г. Байконур, проживает совместно со своей матерью ФИО3 по адресу: <адрес>, где имеет регистрацию по месту пребывания с 22 сентября 2012 года по 31 августа 2021 года. Иного жилья на территориях Российской Федерации и Республики Казахстан не имеет. 25 декабря 2014 года скончался его отец – ФИО4 С 02 августа 2017 года зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования Российской Федерации с присвоением страхового номера 199-104-001 66. С 01 сентября 2015 года по 13 сентября 2018 года являлся студентом Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Байконурский электротехнический техникум им. М.И. Неделина» (далее – ГБПОУ «БЭРТТ»), а с 20 сентября 2018 года обучается в ГБПОУ «Байконурский индустриальный техникум» по очной форме обучения.
Данные обстоятельства подтверждаются следующими письменными доказательствами: удостоверением личности гражданина Республики Казахстан; копией свидетельства о рождении от 10 ноября 1998 года серии <...>; копиями адресных справок от 06 августа 2015 года № 1885 и от 12 сентября 2018 года № 1792; справкой из ЖЭУ № 4 Государственного унитарного предприятия «Жилищное хозяйство» г. Байконур от 11 января 2019 года № 125; копией поквартирной карточки; копией договора временного найма жилого помещения от 06 сентября 2018 года № 46; справкой из Некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» от 15 января 2019 года № 10100305810635, копией свидетельством о смерти ФИО4; справкой из ГБПОУ «Байконурский индустриальный техникум» от 22 января 2019 года № 02-25/369, справками из ГБПОУ «БЭРТТ» от 20 октября 2015 года № 637, от 13 сентября 2016 года № 234, от 01 сентября 2017 года № 2167 и от 09 октября 2018 года № 61, материалами пенсионного дела на имя ФИО1
Решением ОПФР по г. Байконур от 13 ноября 2015 года № 175 истцу назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца в связи со смертью его отца, ФИО4, выплаты по которой прекращены с 01 октября 2018 года на основании п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) по случаю утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (решение ОПФР по г. Байконур от 09 октября 2018 года № 180000030097/16913/18).
12 октября 2018 года истец обратился в ОПФР по г. Байконур с заявлением о назначении ему социальной пенсии по случаю потери кормильца на основании подп. 3 п. 1 и п. 3 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 166-ФЗ), предоставив соответствующий пакет документов.
В соответствии с уведомлением от 12 октября 2018 года, выданным ОПФР по г. Байконур истцу, ответчик указал ему о необходимости представления недостающих документов для назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца, а именно подтверждающие постоянное место жительства на территории Российской Федерации.
16 октября 2018 года ответчиком принято оспариваемое решение № 180000030355/17238/18 об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием документа подтверждающего постоянное проживание в <адрес>. Из текста указанного решения также следует, что иных препятствий для установления спорной пенсии не имеется.
Данные обстоятельства подтверждаются заявлением истца и решением пенсионного органа.
Статьёй 39 Конституции РФ гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания и порядок выплаты социальной пенсии предусмотрены Федеральным законом № 166-ФЗ, подп. 4 п. 1 ст. 5 которого в качестве одного из видов социальной пенсии, назначаемой по государственному пенсионному обеспечению, названа пенсия по случаю потери кормильца.
При этом в соответствии с п. 6 ст. 5 и подп. 8 п. 1 ст. 4 названного Федерального закона социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам. Данная пенсия представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, которая предоставляется им в целях обеспечения их средствами к существованию.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона № 166-ФЗ предусмотрено, что право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Действие указанного Федерального закона распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации (абз. 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 166-ФЗ)
Согласно ст. 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан «О статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти» (заключено в г. Москва 23 декабря 1995 года) (далее – Соглашение о статусе города Байконур) жителем города Байконур признаётся гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации города Байконур.
Из содержания ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан «О гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан» (заключено в г. Алма-Ата 27 апреля 1996 года) (далее – Соглашение о пенсионных правах) следует, что пенсионное обеспечение жителей города Байконур, производится по нормам законодательства Российской Федерации.
При этом в понятие «житель города Байконур» подпадают, граждане Российской Федерации, граждане Республики Казахстан, граждане третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающих в городе Байконур (п. «б» ст. 1 Соглашения о пенсионных правах).
Таким образом, для возникновения у иностранного гражданина права на пенсионное обеспечение необходим факт постоянного проживания данного лица на территории г. Байконур.
В суде из вышеуказанных доказательств бесспорно установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1 родился и проживает в <...> совместно со своей матерью ФИО3, с 22 сентября 2012 года по 31 августа 2021 года имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>, с 01 сентября 2015 года обучается в образовательных учреждениях г. Байконур по очной форме обучения.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а регистрация по месту жительства или пребывания, представляет собой лишь способ учёта, и её наличие или отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Из смысла ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года № 5242-1 следует, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
При этом, согласно ст. 20 ГК РФ следует, что местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 04 марта 2004 года № 146-О (Постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 04 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П, от 02 февраля 1998 года № 4-П, Определение от 05 октября 2000 года № 199-О), факт постоянного проживания истца в Российской Федерации как основания назначения ему пенсии может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности его пребывания на территории Российской Федерации и других обстоятельств дела.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации.
В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (абз. 4 ст. 2 Федерального закона № 167-ФЗ).
Поскольку, ФИО1, на момент отказа ему в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, проживает и зарегистрирован по месту пребывания в г. Байконур, другого места жительства на территории Российской Федерации и Республики Казахстан не имеет, обучается по очной форме по основным образовательным программам в организации, осуществляющее образовательную деятельность, то суд, вопреки ошибочному мнению ответчика, изложенных в оспариваемом решении и в письменных возражениях, признаёт истца жителем г. Байконур, имеющим право для назначения и выплаты спорной пенсии. Других препятствий, для назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца истцу, не имеется. В связи с этим, суд признаёт решение пенсионного органа от 16 октября 2018 года № 180000030355/17238/18 незаконным.
При вынесении решения суд полагает необходимым указать, что регистрация, сама по себе носит административно-уведомительный характер, она не имеет предопределяющего значения и учитывается для определения места жительства истца наряду с другими доказательствами.
Кроме того, суд обращает внимание и на то обстоятельство, что регистрационный учёт граждан Республики Казахстан, прибывших для проживания в г. Байконур, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации органом регистрационного учёта Российской Федерации – отделением по вопросам миграции УМВД России на комплексе «Байконур», что не оспаривалось сторонами в суде.
Также суд при вынесении решения учитывает, что право ФИО1 на получение социальной пенсии нарушено с принятием решения об отказе в её назначении, указанная государственная поддержка осуществлялась ему до 31 сентября 2018 года, а значит, обязывает ответчика назначить истцу социальную пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 23 Федерального закона № 166-ФЗ с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на неё, то есть с 01 октября 2018 года.
Указание ФИО1 в исковом заявлении даты начала выплаты социальной пенсии с даты обращения в пенсионный орган (18 октября 2018 года) является ошибочным, не основано на требованиях закона, а сделанные судом выводы не нарушают его прав.
Согласно ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ОПФР по г. Байконур в пользу ФИО1 судебные расходы за уплаченную государственную пошлину по делу в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур о признании незаконным решения об отказе в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца и назначении указанного вида пенсии удовлетворить.
Решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур 16 октября 2018 года № 180000030355/17238/18 об отказе ФИО1 в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца признать незаконным и отменить.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур назначить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную пенсию по случаю потери кормильца с 01 октября 2018 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий по делу
Судья Д.Ю. Иванов