Решение
именем Российской Федерации
109 гарнизонный военный суд в составе председательствующего Тимошечкина Д.А., при секретаре Раевских М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-145/2016 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части полевая почта №<данные изъяты> Михайлова ФИО10 об оспаривании действий командира войсковой части полевая почта №, связанных с отказом административному истцу в выплате единовременного пособия при рождении ребенка в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации,
установил:
08 июня 2016 года командир войсковой части полевая почта № отказал Михайлову в выплате единовременного пособия при рождении ребенка в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Считая отказ незаконным, Михайлов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит обязать административного ответчика обеспечить ему выплату единовременного пособия при рождении ребенка в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Административный истец Михайлов, административный ответчик - командир войсковой части полевая почта № и представитель второго административного ответчика - войсковой части полевая почта № Батюшкин в суд не прибыли, в представленных в суд заявлениях просили рассмотреть дело без их участия, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали.
В представленных возражениях административный ответчик указал, что требования административного истца он не признает и просит отказать в их удовлетворении, поскольку, в соответствии Соглашением о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов, принятого странами Содружества Независимых Государств 09 сентября 1994 года, социальные пособия и компенсационные выплаты военнослужащим устанавливаются в размерах установленных законодательством страны пребывания. При этом законодательством Киргизской Республики выплата единовременного пособия при рождении ребенка не предусмотрена.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, по следующим основаниям.
Так, исследованными материалами дела подтверждается прохождение <данные изъяты> Михайловым военной службы по <данные изъяты> в войсковой части полевая почта №, дислоцированной на территории <адрес>.
Из копии паспорта административного истца серии №, выданного <данные изъяты>, усматривается, что Михайлов является гражданином <данные изъяты>.
Согласно копии свидетельства о заключении брака серии №, граждане Михайлов ФИО10 и ФИО13ДД.ММ.ГГГГ заключили брак. После заключения брака супруге присвоена фамилия ФИО11.
Из копии свидетельства о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес> родилась ФИО14, отцом которой является Михайлов ФИО10, а матерью - ФИО11.
Исследованными материалами дела подтверждается, что <данные изъяты> супруге административного истца, имеющей гражданство <данные изъяты>, единовременное пособие при рождении ребёнка по месту регистрации не выплачивалось.
02 июня 2016 года Михайлов обратился к командиру войсковой части полевая почта № с рапортом на выплату единовременного пособия при рождении ребенка в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Однако ответчик отказал в удовлетворении данного рапорта, в связи с тем, что законодательством Киргизской Республики выплата единовременного пособия при рождении ребенка не предусмотрена, что усматривается из ответа командира войсковой части полевая почта № от 08 июня 2016 года № №.
Вместе с тем, основания, порядок, условия назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным одноименным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года №1012н (далее - Порядок).
В соответствии со статьями 1 и 17.2 названного Закона его действие распространяется, в том числе, на граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, находящихся на территориях иностранных государств. Единовременное пособие при рождении ребенка назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.
Из пунктов 27, 29 Порядка следует, что единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы). Оно выплачивается лицам, проходящим военную службу по контракту, за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в котором законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба по контракту.
Действие вышеназванного Федерального закона, согласно абзаца третьего части первой статьи 1, распространяется на граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, находящихся на территории иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Правовой смысл абзаца третьего части первой статьи 1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» определяется исходя из требований части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой правила международного договора Российской Федерации применяются в том случае, если эти правила иные, нежели предусмотренные законом.
Согласно ст. 3 Соглашения о гарантиях прав в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов, подписанного странами Содружества Независимых Государств 09 сентября 1994 года, гарантированная государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей, осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством Стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (лицом, его заменяющим).
Социальные пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми из числа военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований одной Стороны, находящихся на территории другой Стороны, устанавливаются в случаях, если их выплата производится по месту работы (службы) в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством Стороны пребывания, за счет средств, выделяемых из бюджета Стороны принадлежности воинских формирований, а в иных случаях - в порядке, предусмотренном для граждан Стороны пребывания.
В рассматриваемом контексте назначение пособия заключается в социальной защите ребенка и зависит от условий в месте его проживания в первые шесть месяцев жизни. Указанная гарантия, исходя из приведенного Соглашения, в достаточной мере определяется национальным законодательством Стороны, в которой пребывает ребенок.
С 01 января 2015 года по 31 января 2016 года размер единовременного пособия при рождении ребенка, в соответствии с Федеральным законом от 01 декабря 2014 года №384-ФЗ, с учетом коэффициента индексации 1,055, составлял 14497 рублей 80 копеек.
Вместе с тем, национальным законодательством Киргизской Республики такая гарантия как выплата работнику единовременного пособия при рождении ребенка не предусмотрена, что ставит граждан Российской Федерации из числа военнослужащих воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории указанного государства, в неравные условия с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, и приводит к нарушению принципа социальной справедливости, являющемуся, в соответствии со статьей 8 главы 3 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, одним из приоритетов развития человеческого потенциала России.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ командира войсковой части полевая почта № в установлении административному истцу выплаты единовременного пособия при рождении ребенка в порядке и размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, является незаконным, а требования Михайлова - обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принимая решение об удовлетворении требований административного истца, учитывая, что на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации войсковая часть полевая почта №, как государственный орган, выступающий по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчика, освобождена от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст.ст. 111 и 114 КАС РФ, суд полагает необходимым возвратить Михайлову за счет средств федерального бюджета денежные средства в размере <данные изъяты> рублей - расходы, понесенные им при уплате государственной пошлины для обращения с административным иском в суд.
Руководствуясь статьями 111, 114, 175 - 180 и 227 КАС РФ, суд
решил:
требования Михайлова ФИО10, удовлетворить полностью.
Действия командира войсковой части полевая почта №, отказавшего в выплате Михайлову ФИО10 единовременного пособия при рождении ребенка в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, признать незаконными.
Обязать командира войсковой части полевая почта № издать приказ об установлении Михайлову ФИО10 выплаты единовременного пособия при рождении ребенка в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации и обеспечить административному истцу выплату пособия.
Возвратить Михайлову ФИО10 из федерального бюджета уплаченную им государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Возложить на командира войсковой части полевая почта № обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в суд, а также административному истцу об исполнении решения суда по административному делу № 2а-145/2016.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Уральский окружной военный суд через 109 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия.