Решение
именем Российской Федерации
08 ноября 2016 года город Душанбе
109 гарнизонный военный суд в составе председательствующего Тимошечкина Д.А., при секретаре Раевских М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-193/2016 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части полевая почта №<данные изъяты> Фадеевой ФИО8 об оспаривании действий начальника финансово-экономической службы - главного бухгалтера войсковой части полевая почта №, связанных с отказом в выплате административному истцу ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации,
установил:
Командиром войсковой части полевая почта №ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ № №, согласно которому Фадеевой предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет до ДД.ММ.ГГГГ, а также установлена выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, начальник финансовой службы - главный бухгалтер войсковой части полевая почта №ДД.ММ.ГГГГ отказал Фадеевой в выплате пособия в данном размере, полагая, что оно подлежит установлению в размере, предусмотренном законодательством Республики Таджикистан.
Посчитав свои права нарушенными Фадеева обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия начальника финансово-экономической службы - главного бухгалтера войсковой части полевая почта №, связанные с отказом в выплате ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Стороны в суд не прибыли, в представленных заявлениях просили рассмотреть дело без их участия, явку представителей не обеспечили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований административного истца, по следующим основаниям.
Так, исследованными материалами дела подтверждается прохождение Фадеевой с ДД.ММ.ГГГГ военной службы по <данные изъяты> в войсковой части полевая почта №, дислоцированной на территории <адрес>.
Из копии паспорта административного истца №, выданного <данные изъяты>, следует, что Фадеева имеет гражданство <данные изъяты>.
Копией свидетельства о рождении №, выданного <данные изъяты>, подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес> родилась ФИО9, матерью которой является Фадеева ФИО8, а отцом - ФИО11.
Исследованными материалами дела подтверждается прохождение с ДД.ММ.ГГГГ супругом административного истца - ФИО11 военной службы по контракту в войсковой части полевая почта №, дислоцированной на территории Республики Таджикистан, а также нахождение войсковой части полевая почта № с ДД.ММ.ГГГГ на финансовом обеспечении в войсковой части полевая почта №.
Как усматривается из выписки из приказа командира войсковой части полевая почта № от ДД.ММ.ГГГГ № №, Фадеевой с ДД.ММ.ГГГГ предоставлен отпуск по уходу за ребенком и установлена выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из рапорта Фадеевой от ДД.ММ.ГГГГ следует, что начальник финансово-экономической службы - главный бухгалтер войсковой части полевая почта № отказал ей в выплате пособия в установленном размере, указав, что в соответствии со ст. 3 Соглашения о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов от 09 сентября 1994 года, социальные пособия и компенсационные выплаты военнослужащим устанавливаются в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством страны пребывания - Республики Таджикистан.
Вместе с тем, вопросы юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан в соответствии с требованиями ст. ст. 3 и 11 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан (заключено в городе Москве 21 января 1997 года), Российская Сторона осуществляет в местах дислокации воинских формирований. Внутренняя деятельность воинских формирований, трудовые, гражданско-правовые и иные отношения, возникающие в местах дислокации воинских формирований, регламентируются законодательством Российской Федерации.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», действие настоящего Федерального закона распространяется, в том числе, на граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Одновременно в подпункте «б» пункта 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (далее - Порядок) указано, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, проходящие военную службу по контракту, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 45 Порядка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается лицам, указанным в подпункте «б» пункта 39 Порядка, - по месту службы.
В силу подпункта «а» пункта 46 Порядка, выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется лицам, указанным в подпункте «б» пункта 39 Порядка, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку полутора лет.
При этом основанием для назначения и выплаты данного пособия лицам, перечисленным в подпункте «б» пункта 39 Порядка, как это следует из подпункта «а» пункта 57 этого же Порядка, является решение организации о предоставлении таким лицам отпуска по уходу за ребенком.
Согласно статьи 17.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.
Кроме того, статьей 4 указанного Закона установлено, что выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
Действие вышеназванного Федерального закона, согласно его же абзаца третьего части первой статьи 1, распространяется на граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Правовой смысл абзаца третьего части первой статьи 1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» определяется исходя из требований части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой правила международного договора Российской Федерации применяются в том случае, если эти правила иные, нежели предусмотренные законом.
Из статьи 3 Соглашения о гарантиях прав в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов, подписанного странами Содружества независимых государств 09 сентября 1994 года, следует, что гарантированная государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей, осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством Стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (лицом, его заменяющим).
Социальные пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми из числа военнослужащих одной Стороны, находящихся на территории другой Стороны, устанавливаются в случаях, если их выплата производится по месту службы в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством Стороны пребывания, за счет средств, выделяемых из бюджета Стороны принадлежности воинских формирований, а в иных случаях - в порядке, предусмотренном для граждан Стороны пребывания.
В рассматриваемом контексте назначение пособия заключается в социальной защите ребенка и зависит от условий в месте его проживания в первые полтора года жизни. Указанная гарантия, исходя из приведенных положений Соглашения, в достаточной мере определяется национальным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, национальным законодательством Республики Таджикистан такая гарантия как выплата работнику пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет предусмотрена в меньшем, чем законодательством Российской Федерации, размере, что ставит граждан Российской Федерации из числа военнослужащих воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории указанного государства, в неравные условия с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, и приводит к нарушению принципа социальной справедливости, являющегося, в соответствии со статьей 8 главы 3 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р, одним из приоритетов развития человеческого потенциала России.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия начальника финансово-экономической службы - главного бухгалтера войсковой части полевая почта №, являются незаконными, а требования Фадеевой - обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принимая решение об удовлетворении требований административного истца, учитывая, что на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации войсковая часть полевая почта №, как государственный орган, выступающий по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчика, освобождена от уплаты государственной пошлины, в соответствии со статьей 111 и 114 КАС РФ, суд полагает необходимым судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, связанные с необходимостью оплаты административного иска государственной пошлиной, отсрочка уплаты которой была предоставлена Фадеевой, возместить за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 111, 114, 175 - 180 и 227 КАС РФ,
решил:
Требования Фадеевой ФИО8, удовлетворить полностью.
Действия начальника финансово-экономической службы - главного бухгалтера войсковой части полевая почта №, связанные с отказом в выплате Фадеевой ФИО8 ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, признать незаконными.
Обязать начальника финансово-экономической службы - главного бухгалтера войсковой части полевая почта № обеспечить Фадеевой ФИО8 выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, связанные с необходимостью оплаты административного иска государственной пошлиной в размере <данные изъяты> рублей, возместить за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Возложить на начальника финансово-экономической службы - главного бухгалтера войсковой части полевая почта № обязанность, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, сообщить в суд, а также административному истцу об исполнении решения суда по административному делу № 2а-193/2016.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Уральский окружной военный суд через 109 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия.