НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 04.03.2022 № 16-1577/2022

Дело №16-1577/2022

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 04 марта 2022 г.

Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу защитника ООО «Вода Смоленска» по доверенности Гайдук Ю.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Межрегионального Управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям от 24 марта 2021 года, решение судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 30 июля 2021 года, решение судьи Смоленского областного суда от 08 сентября 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Вода Смоленска» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Межрегионального Управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям от 24 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 30 июля 2921 года, решением судьи Смоленского областного суда от 08 сентября 2021 года, ООО «Вода Смоленска» (далее также общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО «Вода Смоленска» по доверенности Гайдук Ю.В. просит отменить судебные постановления, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу пункта 2 части 3 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды», соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.

В силу части 4 статьи 35 Водного Кодекса РФ, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с частью 2 статьи 55 Водного Кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 56 Водного Кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с частью 1 статьи 60 Водного кодекса РФ, при эксплуатации гидротехнических сооружений должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны, соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного Кодекса РФ предусмотрено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в постановлении должностного лица Межрайонного Управления Роспотребнадзора по Московской и Смоленской областям и судебных постановлениях выводы о том, что при проведении должностным лицом Росприроднадзором внеплановой выездной проверки на основании приказов заместителя руководителя Управления от 08.02.2021 № 132-ПР, от 18.02.2021 № 210-ПР, на ООО «Вода Смоленска» 10.02.2021, 17.02.2021, 25.02.2021 было установлено, что в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от 28.03.2019 № 07/19 ООО «Вода Смоленска» осуществляет сброс сточных вод - выпуск № 3 в р. Вязьма (городские очистные сооружения г. Вязьма). Решение зарегистрировано в государственном водном реестре от 09.04.2019. Срок водопользования установлен Департаментом - 5 лет. Нормативы допустимого сброса веществ в р. Вязьма разработаны и являются приложением к Декларации ОВОС ООО «Вода Смоленска» от 17.07.2019.

Аккредитованной лабораторией филиала ЦЛА ТИ по Смоленской области (аттестат аккредитации № РОСС RU. 0001.21AJI40 в Федеральной службе по аккредитации, для включения аккредитованного лица в реестр 01.09.2015) были произведены отборы проб сточных вод после очистки на выпуске № 3 с Городских очистных сооружений г. Вязьмы и природной воды р. Вязьма (500 м выше по течению выпуска № 3, 500 м ниже по течению выпуска № 3).

По результатам произведенного отбора проб в сточных водах выпуска № 3 ООО «Вода Смоленска» в р. Вязьма выявлено наличие превышений допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных нормативами допустимого сброса в р. Вязьма от 17.07.2019, являющихся приложением к декларации ОВОС 000 «Вода Смоленска».

Установленные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Действия общества, допустившего нарушение требований к охране водного объекта, несмотря на имевшуюся возможность для соблюдения законодательства в области природопользования, квалифицированы по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае должностным лицом Межрегионального Управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям установлено, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы жалобы об отсутствии вины общества в совершении административного правонарушения, т.к. эксплуатируемые им очистные сооружения находятся в неисправном состоянии, были проверены судебными инстанциями и признаны не убедительными.

С выводами суда, подробно изложенными в судебных постановлениях, можно согласиться.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения указанного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Срок давности и порядок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено обществу в виде административного штрафа в размере, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

постановление государственного инспектора Межрегионального Управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям от 24 марта 2021 года, решение судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 30 июля 2921 года, решение судьи Смоленского областного суда от 08 сентября 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Вода Смоленска» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «Вода Смоленска» по доверенности Гайдук Ю.В. - без удовлетворения.

Судья

Второго кассационного суда

общей юрисдикции Ю.А. Денисов