НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия) от 28.02.2019 № 44Г-3/19

№ 44г-3/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Верховного Суда Республики Мордовия

г.Саранск 28 февраля 2019 г.

Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Штанова С.В.,

членов президиума Литюшкина В.И., Лукшина А.В., Мартышкина В.Н., Старинновой Л.Д., Сюбаева И.И.,

при секретаре Цыбульской М.Х.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) к обществу с ограниченной ответственностью «Велес-К» о возложении обязанности представить сведения о застрахованных лицах,

по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Видениной Н.В. на определение судьи Темниковского районного суда Республики Мордовия от 13 июня 2018 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 24 июля 2018 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Старинновой Л.Д. президиум Верховного Суда Республики Мордовия

установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) обратилось в суд с указанным иском к ООО «Велес-К», в котором просило обязать ответчика в течение 20 дней со дня вступления решения в законную силу представить в пенсионный орган сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2018 года, указывая в обоснование иска, что в соответствии с положениями Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ООО «Велес-К» как страхователь не исполняет установленную законом обязанность по предоставлению сведений о застрахованных лицах по форме отчетности СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01 февраля 2016 г. № 83п за март 2018 года. В силу абзаца 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.

Определением судьи Темниковского районного суда Республики Мордовия от 13 июня 2018 г. в принятии указанного искового заявления отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 24 июля 2018 г. указанное определение судьи оставлено без изменения.

В кассационной жалобе начальник Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Виденина Н.В. ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов.

11 декабря 2018 г. гражданское дело для проверки в кассационном порядке было истребовано и поступило 14 декабря 2018 г.

Определением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 07 февраля 2019 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Мордовия.

В судебное заседание представители ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное), ООО «Велес-К» не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, при этом о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности этих причин не представили и об отложении разбирательства дела ходатайств не заявляли.

При таких обстоятельствах на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации президиум Верховного Суда Республики Мордовия приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, президиум Верховного Суда Республики Мордовия находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных постановлений допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

Отказывая Управлению в принятии искового заявления к производству, судья исходил из того, что оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по той причине, что право органов Пенсионного фонда Российской Федерации на обращение в суд с заявлением о понуждении страхователей представлять сведения о застрахованных лицах, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, законом не предусмотрено.

Суд апелляционной инстанции с таким выводом судьи первой инстанции согласился.

С такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя, поскольку они постановлены с существенными нарушениями норм процессуального права.

В силу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ООО «Велес-К» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 названного закона страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно статье 5 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В силу положений статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Положениями статьи 15 указанного закона предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» закреплено право органов Пенсионного фонда Российской Федерации требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных данным Федеральным законом, которому корреспондирует установленная ст. ст. 8, 11, 15 названного Федерального закона обязанность страхователей представлять сведения о застрахованных лицах в предусмотренные им сроки и порядке.

Согласно статье 18 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.

Исходя из вышеприведенных положений закона, органы Пенсионного фонда Российской Федерации вправе обращаться в суд с исками к страхователям за защитой нарушенных прав, в том числе в интересах застрахованных лиц.

При таких обстоятельствах судья первой инстанции не имел правовых оснований для отказа в принятии искового заявления.

Суд апелляционной инстанции нарушения требований норм процессуального закона не устранил.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 1 постановления от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Отношения по предоставлению страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах урегулированы Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в рамках реализации которого на органы Пенсионного Фонда Российской Федерации возложена обязанность требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных данным Федеральным законом и осуществлять контроль за правильностью представления таких сведений.

Из искового заявления усматривается, что ответчик не исполняет установленную законом обязанность по представлению в пенсионный орган сведений о застрахованных лицах по форме отчетности СЗВ-М.

В связи с этим обращение пенсионного органа в суд с исковым заявлением о представлении обществом сведений о застрахованных лицах сопряжено с осуществлением им публичных функций в защиту государственных интересов, на который возложена обязанность осуществления контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ, следовательно, заявленные требования вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве. Пенсионный орган, который оспаривает бездействие общества, реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению закона в отношении ответчика. Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания таких действий, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

При таком положении президиум находит допущенные судебными инстанциями нарушения норм процессуального права существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем обжалуемые судебные постановления подлежат отмене, с направлением материала по заявлению ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии заявления к производству суда и рассмотрении заявленных требований по существу в порядке административного судопроизводства.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Верховного Суда Республики Мордовия

постановил:

определение судьи Темниковского районного суда Республики Мордовия от 13 июня 2018 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 24 июля 2018 г. отменить.

Материал по исковому заявлению ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) к обществу с ограниченной ответственностью «Велес-К» о возложении обязанности представить сведения о застрахованных лицах направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии его к производству суда и рассмотрении заявленных требований по существу в порядке административного судопроизводства.

Председательствующий С.В. Штанов