НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Тамбовского областного суда (Тамбовская область) от 04.08.2017 № 4А-195

Дело № 4А-195

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Тамбов 04 августа 2017 года

Заместитель председателя Тамбовского областного суда Бурашникова Н.А., рассмотрев жалобу АО «Тамбовские коммунальные системы» на вступившие в законную силу постановление №*** государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тамбовской области от 16 февраля 2017 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 25 апреля 2017 года и решение судьи Тамбовского областного суда от 19 июня 2017 года, вынесенные в отношении АО «Тамбовские коммунальные системы» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тамбовской области по делу об административном правонарушении от 16 февраля 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 25 апреля 2017 года, АО «Тамбовские коммунальные системы» (далее – АО «ТКС») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 42 000 рублей.

Основанием для привлечения АО «ТКС» к административной ответственности послужило невыполнение юридическим лицом требований статей 134 и 135 Трудового кодекса РФ и пункта 2.2 Положения об индексации заработной платы работников АО «ТКС» от 09 июня 2014 года, выразившихся в уклонении от индексации заработной платы работников по состоянию на 01 декабря 2016 года.

Решением судьи Тамбовского областного суда от 19 июня 2017 года постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тамбовской области от 16 февраля 2017 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 25 апреля 2017 года в отношении АО «ТКС» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, были оставлены без изменения, жалоба представителя АО «ТКС» Худяковой С.А. - без удовлетворения.

В жалобе, на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, представитель АО «ТКС» Худякова С.А. просит их отменить и прекратить производство по делу.

Указывает, что вывод суда о том, что индексация заработной платы проводится не чаще 1 раза в год с момента изменения фактического уровня тарифов на электроэнергию, водоснабжение, водоотведение, то есть с 30 ноября 2015 года, не соответствует действительности. В соответствии с приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 16 декабря 2014 года № 165-ж тарифы на питьевую воду установлены на период с 01 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года в размере 15 руб. 68 коп. - прочие потребители и 18 руб. 50 коп. - население. В соответствии с приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30 ноября 2015 года № 202-в тарифы на период с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года установлены в том же размере. Фактическое изменение уровня тарифов на питьевую воду произошло с 1 июля 2016 года и установлено в размере – 16 руб. 29 коп. и 19 руб. 22 коп. за 1 м3.

Пунктом *** Положения об индексации заработной платы работников АО «ТКС», утвержденного приказом № *** от *** года, установлено, что изменение размера индексации проводится не чаще 1 раза в год с момента изменения фактического уровня тарифов. Учитывая, что фактический уровень тарифов изменился с 1 июля 2016 года, то индексация может быть проведена до 30 июня 2017 года, а не с 1 декабря 2016 года.

Отмечает, что в соответствии с п. *** Положения об индексации заработной платы работников АО «ТКС» предоставление индексации заработной платы возможно при условии, если в квартале не было повышения должностных окладов (тарифных ставок). В 4 квартале 2016 года были изменены должностные оклады. Таким образом, учитывая повышение окладов в квартале, основания и возможность проведения индексации отсутствуют.

Кроме того, в октябре 2016 года в Обществе проводились встречи с трудовыми коллективами структурных подразделений с повесткой дня: рассмотрение возможности проведения индексации заработной платы в 2016 году. На встречах до сотрудников была доведена информация о финансовом положении Общества, о несоответствии фактической численности персонала по отношению утвержденной тарифным решением, о том, что в случае проведения индексации в 2016 году придется сокращать штатную численность работников и снимать надбавки и доплаты, которые не предусмотрены коллективным договором. Во встречах приняли участие *** работников. На голосование был вынесен вопрос о возможности проведения индексации заработной платы в 2017 году и сохранении численности штата либо проведении индексации в 2016 году с одновременным сокращением численности штата. За проведение индексации в 2017 году проголосовало 211 человек, в 2016 году - 4 человека, воздержались от голосования 50 человек. Таким образом, трудовым коллективом принято совместное с руководством решение о проведении индексации в 2017 году.

Полагает, что судом не был исследован довод заявителя о том, что средняя заработная плата работников Общества в 2015 году составила *** руб. *** коп., в 2016 году – *** руб. *** коп., то есть в целом по Обществу рост заработной платы составил ***%.

Также автор жалобы отмечает, что источника оплаты заработной платы у АО «ТКС» помимо тарифного, не существует.

Фонд оплаты труда, утвержденный в тарифном решении на 2016 г., составил - *** руб. *** коп., при факте 2015 г. - *** руб. *** коп. Фактический фонд оплаты труда в 2016 г. составил *** руб. 25 коп., то есть АО «ТКС» фактически выплатило фонд оплаты труда в большем объеме, чем предусмотрено в тарифном решении на 2016 г.

Численность персонала, утвержденная в тарифном решении на 2016 г., составила ***человек, при фактической численности за 2015 г. *** человек, то есть сверхнормативная численность работников превышает *** человек, что сделало бы невозможным без дополнительного сокращения работников провести индексацию заработной платы в 2016 г.

Таким образом, регулирующим органом установлена тарифная ставка, которая не позволяет произвести индексацию заработной платы.

По итогам финансовой деятельности 2015 г. АО «ТКС» сработало с убытком в размере *** руб., 2016 г. - убыток *** руб. Учитывая финансовое положение, у АО «ТКС» отсутствует возможность проведения индексации.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, не нахожу оснований для её удовлетворения.

Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 названной статьии статьей5.27.1 данного Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 134 Трудового кодекса РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 г. № 913-О-О и от 19 ноября 2015 г. № 2618-О указано, что индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу предписаний статей 2, 130 и 134 данного Кодекса индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, и не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что с 09 июня 2014 года АО «ТКС» утверждено и введено в действие Положение об индексации заработной платы работников АО «ТКС», из пунктов 1.2 и 2.1 которого следует, что выплата индексации заработной платы производится каждому работнику предприятия, состоящему в списочном составе общества; предоставление индексации заработной платы возможно при условии, если в квартале не было повышения должностных окладов (тарифных ставок).

Пунктом 2.2 указанного Положения предусмотрено, что размер индексации заработной платы работников устанавливается приказом руководителя общества, изменение размера индексации заработной платы производится не чаще 1 раза в год с момента изменения фактического уровня тарифов на электроэнергию, водоснабжение и водоотведение.

Размер индекса вступает в силу и применяется для расчета заработной платы с момента, указанного в локальном нормативном акте (пункт 2.3 Положения).

Приказом Управления по урегулированию тарифов Тамбовской области от 30 ноября 2015 г. № 202-В установлены тарифы на 2016-2018 гг.

В нарушение указанных требований закона, а также пункта 2.2 Положения об индексации заработной платы работников АО «ТКС», по состоянию на 1 декабря 2016 года, то есть по истечении года после повышения тарифов на электроэнергию, водоснабжение и водоотведение, индексация заработной платы работников АО «ТКС» не произведена.

Нарушение трудового законодательства и факт совершения АО «ТКС» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, подтверждается собранными доказательствами: постановлением заместителя прокурора Октябрьского района г. Тамбова о возбуждении в отношении АО «ТКС» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ; письмом председателя профсоюзной организации АО «ТКС», письменными объяснениями Бондаровой Ю.М., приказом АО «ТКС» об утверждении и введении в действие с 09 июня 2014 г. Положения об индексации заработной платы работников АО «ТКС», приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30 ноября 2015 г. об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение, представлением прокуратуры Октябрьского района г. Тамбова об устранении нарушений трудового законодательства и иными доказательствами, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица о привлечении АО «ТКС» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, правильно применили положения трудового законодательства, дали правильную юридическую оценку действиям Общества и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

При рассмотрении жалоб на постановление по делу об административном правонарушении судебные инстанции проверили все доводы АО «ТКС», приводимые им в свою защиту.

Доводы жалобы заявителя сводятся к иной, чем у судей районного и Тамбовского областного судов оценке доказательств, не могут служить основанием к отмене состоявшихся по делу решений, так как не опровергают правомерность выводов судебных инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.

Административное наказание в виде штрафа назначено АО «ТКС» в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

постановил:

Постановление № *** государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Тамбовской области Худяковой С.А. от 16 февраля 2017 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 25 апреля 2017 года и решение судьи Тамбовского областного суда от 19 июня 2017 года, вынесенные в отношении АО «Тамбовский коммунальные системы» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу АО «ТКС» - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Тамбовского областного суда: Бурашникова Н.А.