НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 27.06.2012 № 4-А-165/2012

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск

Дело № 4-а-165/2012

27 июня 2012г.

Заместитель председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Полуян А.Л., рассмотрев надзорную жалобу Бикетова А.Г. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 города окружного значения Нягань Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 сентября 2011 года и решение судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 октября 2011 года, вынесенные в отношении должностного лица - генерального директора Общества с ограниченной ответственностью “Няганьгазпереработка” Бикетова А.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 города окружного значения Нягани Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 сентября 2011 года, оставленным без изменения решением судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 октября 2011 года, Бикетов А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей.

В жалобе Бикетова А.Г., поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности и необоснованности.

Изучив представленные материалы, проанализировав доводы надзорной жалобы, нахожу ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из постановления мирового судьи судебного участка № 2 города окружного значения Нягань Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 сентября 2011 года следует, что Бикетов А.Г. являясь должностным лицом - генеральным директором Общества с ограниченной ответственностью “Няганьгазпереработка” (далее по тексту - ООО “Няганьгазпереработка”) умышленно не исполнил требования прокурора города Нягани, изложенные в представлении об устранении выявленных нарушений закона, внесенном прокурором города Нягани в адрес ООО “Няганьгазпереработка”.

Согласно материалам дела об административном правонарушении, 13 мая 2011 года в адрес директора ООО “Няганьгазпереработка” направлено требование заместителя прокурора города Нягани о предоставлении сведений и документов по квотированию рабочих мест для инвалидов (л.д. 13).

19 мая 2011 года главным инженером ООО “Няганьгазпереработка” в адрес прокуратуры города Нягани направлены запрашиваемые сведения (л.д. 14-22).

24 июня 2011 года прокурором города Нягани в адрес генерального директора ООО “Няганьгазпереработка” Бикетова А.Г. вынесено представление об устранении нарушений законодательства, установленных при проверке соблюдения юридическим лицом законодательства об обеспечении трудовой занятости инвалидов. Представление получено представителем организации 4 июля 2011 года.

Согласно представлению прокурора, в ООО “Няганьгазпереработка” приказом генерального директора от 10 марта 2011 года в соответствии со штатным расписанием юридического лица выделено в счет установленной квоты для трудоустройства инвалидов 3 рабочих места. Вместе с этим, должности, на которые ООО “Няганьгазпереработка” установлена квота для трудоустройства инвалидов, на момент издания приказа от 10 марта 2011 года и в момент составления предписания, замещались иными работниками, не являющимися инвалидами, осуществляющими трудовую деятельность на предприятии на постоянной основе (л.д. 10-11).

4 августа 2011 года генеральным директором ООО “Няганьгазпереработка” в адрес прокурора города Нягань направлено письмо с разъяснениями по доводам представления от 24 июня 2011 года (л.д. 23-24).

Ответ должностного лица - генерального директора ООО “Няганьгазпереработка” Бикетова А.Г. и его действия (бездействие) квалифицированы прокурором города Нягань по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем составлено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 24 августа 2011 года, дело направлено по подведомственности для рассмотрения по существу мировым судьям судебных участков №№ 1-3 города окружного значения Нагань (л.д. 1-4).

Согласиться с выводами судебных инстанций, полагавших вину Бикетова А.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказанной, нельзя.

В соответствии со ст. 20 Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о социальной защите инвалидов), инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, среди которых: установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

В силу ст. 21 Закона о социальной защите инвалидов, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Согласно п. 2 ст. 4 Закон ХМАО - Югры от 23 декабря 2004 года N 89-оз "О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее по тексту - Закон N 89-оз), квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организации.

Под квотой в данном законе понимается - минимальное количество рабочих мест (должностей) в процентах от среднесписочной численности работников организации (ст. 1 Закона N 89-оз).

Среднесписочная численность работников ООО “Няганьгазпереработка”, согласно письму генерального директора предприятия, составляет 144 человека (л.д. 16).

Следовательно, квота для инвалидов на предприятия составляет 3 рабочих места.

Как указывалось, согласно приказу Генерального директора ООО “Няганьгазпереработка” от 10 марта 2011 года N 75, на предприятии выделены в счет установленной квоты для трудоустройства инвалидов три рабочих места (л.д. 15).

Действующим законодательством, регулирующим вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов, не оговорены условия выполнения квоты, с какого момента считается выполненной обязанность работодателя по установлению квоты для приема на работу инвалидов. В связи с чем, судебными инстанциями надлежало установить основания для проведения прокуратурой города проверки юридического лица ООО “Няганьгазпереработка” на предмет выполнения требований Закона о социальной защите инвалидов.

При этом, по смыслу закона, невыполнением квоты является отсутствие факта трудоустройства инвалида на квотируемое рабочее место или наличие задолженности по обязательной плате за нетрудоустройство инвалида на квотируемое место.

Материалами дела об административном правонарушении не установлены лица, обладающие статусом инвалидов, чьи права были нарушены действиями (бездействием) ООО “Няганьгазпереработка”. Имели ли место случаи обращения инвалидов с заявлениями о трудоустройстве в ООО “Няганьгазпереработка”, и им было отказано в трудоустройстве.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО “Няганьгазпереработка” выполнило требование законодательство и выделило в счет установленной квоты для трудоустройства инвалидов три рабочих места.

При этом судебным инстанциям следовало исходить из того, что нарушение прав инвалидов со стороны юридического лица должно быть прямым, а не мнимым, потенциальным или предположительным.

Не дано правовой оценки тому обстоятельству, что при отсутствии на предприятии вакантных рабочих мест, генеральным директором ООО “Няганьгазпереработка” принято решение во исполнение закона выделить в счет установленной квоты для трудоустройства инвалидов три рабочих места, которые к моменту принятия такого решения были замещены лицами, не обладающими статусом инвалида. Законных оснований для увольнения данных лиц у должностного лица не имелось. О чем им было заявлено в своем объяснении от 4 августа 2011 года.

Органами прокуратуры и судебными инстанциями не опровергнуты доводы привлекаемого к административной ответственности лица о том, что объекты юридического лица расположены в зоне полных разрушений (при наличии аварийных ситуаций). Более того, ООО “Няганьгазпереработка”, согласно материалам дела об административном правонарушении расположен на 29 километре автомобильной дороги Нягань - Талинка. Что является объективным препятствием для инвалидов по доступу к потенциальному месту трудовой деятельности.

Согласно штатному расписанию ООО “Няганьгазпереработка” большая часть должностей на предприятии относится к категории инженеров, механиков, технологов, мастеров, на которых по определению не могут осуществлять трудовую деятельность инвалиды (л.д. 70-72).

С учетом изложенных обстоятельств, признать представление прокурора города Нягань об устранении нарушений законодательства, установленных при проверке соблюдения юридическим лицом законодательства об обеспечении трудовой занятости инвалидов, обоснованным нельзя.

Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка № 2 города окружного значения Нягань Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 сентября 2011 года и решение судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 октября 2011 года, вынесенные в отношении должностного лица - генерального директора ООО “Няганьгазпереработка” Бикетова А.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Принимая во внимание, что обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление и решение, не доказаны, производство по настоящему делу подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

жалобу Бикетова А.Г. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 города окружного значения Нягань Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 сентября 2011 года и решение судьи Няганского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 октября 2011 года, вынесенные в отношении должностного лица - генерального директора Общества с ограниченной ответственностью “Няганьгазпереработка” Бикетова А.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление должностного лица и судебное решение.

Заместитель председателя суда

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры                подпись                  А.Л. Полуян

Верно:

Заместитель председателя суда

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры                                                 А.Л. Полуян